Диспут Православие vs неоязычество

Комментарии к видео см. в группе ВК 

Эффективность Православия и неэффективное неоязычество

Единство и ясность вероучения

Православие vs неоязычествоМонотеизм предлагает единый источник истины и авторитета (единый Бог), что упрощает формирование последовательного и непротиворечивого учения. В политеизме (неоязычество) разнообразие богов с разными интересами и сферами влияния создает сложности в мифологии (пример Индии: Веды и Упанишады), вероучении, интерпретации ритуалов, моральных норм.

В христианстве: Истина одна, Бог один и Истинный. «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». (Иоан.14:6); «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан.4:24). «Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину» (2Кор.13:8) – Отсюда любовь к истине, правдоискательство русского народа.

Неоязычество («родноверие«): для неоязычества характерны не только проблемы свойственные политеизму. Нужно добавить сюда несоответствие естественно-научного мировоззрения современного человека с теми верованиями, которые были свойственны архаичным языческим сообществам с их мифологическим сознанием и восприятием действительности. Как возможно совместить знания о природе, например, Солнца, как божества (соотносят с богом по имени Хорс или Дажьбог) с тем, что этот астрономический объект – «желтый карлик» с химическим составом: 3/4 водород, а остальная часть в основном гелий, 1,69 % массы составляют другие более тяжелые элементы, такие как кислород, углерод, неон, железо и другие. Как Солнце может являться богом?

Другая проблема – споры о пантеоне языческих богов, как среди научного сообщества, так и среди самих неоязычников. Часть из которых – это никогда не существовавшие божеств, плод т.н. «кабинетной» мифологии (напр., Афанасьев Александр Николаевич XIX в.). Коляду (древнерусское коляда, читается колода) они принимают за древнеславянского бога, хотя это лишь заимствованное название праздника, произошедшее от римско-латинского calendae («календы»). Календами назывались у римлян первые дни месяца (отсюда наше слово «календарь»). см. Даниил Крапчунов, канд. ист.наук. Либо от ср.-греч. τα καλανδικα («каландика«) «новогоднее довольствие» (VI век)[1]. Проф. В. Я. Петрухин [«Русь и вси языци» с. 206.] согласен, что слово Коляда, как и народная обрядность Святок, восходит к византийским христианским традициям, а языческое происхождение им приписали древнерусские церковные поучения.

Выдуманные божества: Белобог, который якобы «поддерживает светлые силы Яви (взято из подделки «Велесова книга») и противостоящий Чернобогу, богу Хаоса»[2]. К придуманным божествам принадлежат Дана, Лель, Полель, Дидо, Ладо (Лада), Купала, Коляда, Ярила, Курент, Троян, Род, Марена и др. К этом ряду относится Белобог и, вероятно, Чернобог[3] (в отличие, например, от Перуна и Велеса, фиксируемых в аутентичных источниках)[4]. «Борис Александрович Рыбаков заимствовал у ранних исследователей представление о Роде как о главном и чуть ли не единственном боге восточных славян. Остальные боги — Перун, Велес и др. — лишь его ипостаси. Между тем, такой бог ни в одном источнике прямо не упоминается, и само имя возникло из неправильного прочтения поздних греческих рукописей о гaдании по звездам — «генеалогии» (в славянском переводе «родословии»)[5]. Отсюда ставится под сомнение 2-ой столп веры современного славянского неоязычества – о «непрерывности языческой традиции», которая якобы сохранилась от «золотого века» (который разрушили христиане – это 1-ый миф[6]) до наших дней[7].  – Поэтому реконструкции славянского язычества – это новодел, т.е. неоязычество.

Также для неоязычников характерен плагиат из христианства. Пример с идолами («чур») [плагиат типа иконы], как говорят неоязычникиэто не бог, «но Зримый Образ, материальное отображение объективно присутствующей Силы того из Богов Родных, кому Чур сей утверждён был»[8]. У более-менее традиционных язычников, например, кришнаитов – идол это воплощенный Кришна (см. здесь).  О том, что в идолах особенно концентрировании присутствует природа языческих божеств, верят и современные индуисты. Существует языческий «ритуал «открывания (зажигания) глаз», проводимый над индуистскими мурти (идолами), так и называется: адхивасана — вселение». Т.е. в идолах материально присутствует сам языческий бог. Язычники действительно считают, что истуканы – это живые божественные существа[9]. Как видим, неоязычники любят индийские веды, но очень избирательно. Это также признак не традиционности, а синкретизма и поддельности верований.

Единство вероучения в Православии ведет к единству мировоззрения, формированию наднациональных, надродовых общностей и ценностей. Формированию и развитию единого пространства культуры, с едиными созидательными ценностями, а не к спорам и разделениям и атомизации общества. Нет наднациональной языческой цивилизации Пример – Крещение Руси – возникновение единого русского народа. Даже советские историки это признавали. Православие создало такую цивилизации, притом с национальными особенностями.

Универсальная мораль

Единый Бог выступает источником абсолютных этических принципов (например, Десять заповедей, Заповеди Блаженств). Это способствует созданию универсальной системы ценностей, объединяющей общество.

В Новом Завете читаем: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лук.10:27). «И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф.25:40). Т.е. Сам Бог ставит наше отношение к ближнему на один уровень с отношением к Самому Себе! [т.е. неоязычники лгут о рабском характере христианства]. Православие дает пример любви и самой высокой нравственности.

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан.15:13). Сам Бог исполняет эту заповедь через Крестные искупительные страдания для нас. Пример Жертвы Самого Христа говорит нам, что Бог не нуждается в наших жертвах, а Бог Сам самую высокую жертву дает для нас – Самого Себя. Что может быть выше и вдохновляюще этого? От нас требуется не принесение множества жертв множеству сомнительных богов, а вера в Истинного Бога и любовь к Нему (см. Иоан.14:15).

Есть такое понятие, как этический монотеизм. Один Бог, одно Откровение, один закон, который носит всеобщий и неизменный характер и не зависит от воли правителя, жреца или волхва того или иного культа [как языческие кодексы]. Поскольку сами неоязычники соглашаются, что их варианты славянских языческих верований – это реконструкция[10], то это в большей степени плод человеческого ума. Но то что от человека может быть оспорено и отвергнуто человеком же. Следовательно, закон, учение не носят абсолютного, неизменного характера. В монотеизме – это плод Откровения Сверхразума – Абсолютного Блага – Личного Бога. Это не от человека и здесь вариант либо принять через веру, либо отказаться. Поэтому Заповеди неизменны и это есть благо для человека, через них верующий приобщается к Самому Богу. Отсюда и единство религиозного опыта, и критерии проверки его истинности в православии.

Часто христиан обвиняют в слабости из-за приписывания нам специфичного толстовского понимания заповеди о непротивлении злу. «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Матф.5:39) [см. фильм «Герой» с Джет Ли][11]. Самое интересное, что христианское понимание заповеди о любви – «люби ближнего как самого себя» (Матф.22:39) при реализации её в т.н. «теории игр» — математический метод изучения оптимальных стратегий в играх. Под игрой понимается процесс, в котором участвуют две и более стороны, преследующие свои интересы. Каждая из сторон имеет свою цель и использует некоторую стратегию, которая может вести к выигрышу или проигрышу — в зависимости от поведения других игроков. Джона Нэш  нобелевский лауреат по экономике [см. о нем х/ф «Игры разума»]. Нэш показывает, что классический подход к конкуренции А. Смита, когда каждый сам за себя, не всегда оптимален. Более выгодны стратегии, когда каждый старается сделать лучше для себя, делая лучше для других. Пример в политике России – имперская стратегия, политика в современной России.

В политеизме моральные нормы и традиции поведения  могут зависеть от конкретного божества, что иногда ведёт к противоречиям (например, конфликт между богами войны и мира; язычники в Древ. Риме во время бедствий старались приносить жертвы каким только возможно богам, чтобы их не обидеть …).

«Повесть временных лет» (ПВЛ) о нравах разных славянских племен: «Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые – свой нрав»[12]. В неоязычестве отрицается какой-либо обязательный для всех нравственный закон, фактически отвергая христианство, неоязычники отвергают и его нравственные ценности. Вместо закона ведущую роль у неоязычников занимает некая нравственная интуиция, которую может угадать или расшифровать неоязычник при помощи магических практик. Поэтому, как отмечают исследователи неоязычества, «этика неоязычества ситуативна по своей природе»[13]. По сути нет единого обязательного нравственного закона.

Сама атмосфера неоязыческих праздников и практикуемые там обряды в большинстве случаев также противоречат нравственным представлениям и традициям русской культуры. Например, неоязыческое празднование Купалы (заимствование названия из христианства — праздник Иоанна Крестителя), подразумевает далеко не целомудренное поведение участников. При этом в подобных обрядах участвуют несовершеннолетние дети сектантов, что граничит с нарушением законов Российской Федерации. Иногда обряды т.н. родноверов напоминают оргии, которые для них являются частью языческой обрядности[14]. Собственно говоря, сами религиозные символы, используемые псевдославянами – идолы в виде фаллосов (идол Рода, Ярилы), атрибутика и обрядовые действия свидетельствуют о том, что в основе их лежит блуд и половая распущенность[15].

Повышенный интерес к сексуальности в неоязычестве. Один из основателей русского неоязычества, Алексей «Доброслав» Добровольский, без стеснений описывает «хороводно-эротические игрища вокруг Х#РА (фаллического идола)». Илья «Велеслав» Черкасов, не менее популярный автор, предлагает своим последователем следующий путь обретения знаний: молитва половым органам и т.п[16]. Это чуть ли не единственный случай совпадения верований современных неоязычников с практиками древних славянских язычников. Читаем в историческом документе XI века: «Мужские детородные органы почитают и изображениям их поклоняются, и жертвы им приносят. Славяне же на свадьбах вкладывают в ведра члены и чеснок — и пьют. От них же научившись, а также от фюфильских и от аравийских писаний, болгары скверну, истекшую от срамных удов, вкушают, говоря, что этим вкушением очищаются грехи»[17]. [«Слово святого Григория, изобретено в толцех» 2-й половиной XI и 1-й половиной XIII вв.][18]. Читать текст: Приложение 1. Источники изучения славянской мифологии

Последствия: аборты, не способность создать нормальную семью, депопуляция. Целомудрие, как добродетель – это заслуга и влияние Православия.

Этические представления современных неоязычников совпадают со взглядами сатанистов.

Неоязычник В.А. Истархов[19]: «Вообще надо понимать, что добро и зло – это парные полярные первоосновы. Они не могут существовать друг без друга»[20]. Не удивительно, что выдуманный неоязычниками т.н. «шуйный путь» очень напоминает взгляды и практику сатанистов, с их представлениями о добре и зле: «В славянской языческой мировоззренческой системе Бинарные оппозиции сливаются. То есть, добро и зло не различимо»[21]. Но это одно из основных положений сатанизма.  «Если все есть Бог (пантеизм), то различение добра и зла должно быть преодолено при мысли об Абсолюте. Если вам кажется, что что-то нехорошо, недолжно и небожественно – это всего лишь ваша иллюзия. Вам лишь кажется, что есть грехи и зло. Расширенное же сознание постигает, что «Абсолют вмещает все вселенские проявления»»[22]. Также это характерно для оккультизма и Каббалы.

Невероятный потенциал зла обнаружил в славянском язычестве создатель сатанинской секты (США,1966 г.) Антон Шандор Лавей (также автор экстремистских книжек). Составляя ритуалы для своих приспешников, он включил в «обрядовый цикл» действо под названием «Ночь на Лысой горе», сопроводив это последнее таким комментарием: «Нет культуры, более связанной с темными силами и божествами, чем славянская… Доля сатанинских существ в славянской мифологии намного превосходит обычную квоту… Перун был величайшим из богов… Хотя дуалистические принципы, характерные для многих примитивных мифологий, присутствовали в русских мифах, темная сторона (Чернобог) заметно преобладала (…)». (Лавей А.Ш. Сатанинские ритуалы. 1972).

Деструктивность неоязычества заметна и по отношению к такому явлению как суицид, если для подавляющего большинства жителей нашей страны это недопустимая вещь и ужасная трагедия, то для родновера самоубийство вполне приемлемо[23].

Единство религиозной практики и опыта

Поклонение одному Богу убирает ненужные препоны на пути к Богообщению: нет необходимости умилостивлять множество божеств, каждое из которых может требовать особого подхода. Это делает религиозную жизнь более доступной и понятной для широких масс. Более того это ведет к развитию религиозной культуры, эстетизации сакрального пространства.

Именно красотой православного богослужения восхитились наши предки. «И пошел с русскими в церковь, и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении Богу своему. Они же были в восхищении, дивились и хвалили их службу» «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах». (ПВЛ в год 6495 (987).).

Д.С. Лихачев: «Эстетический момент играл особенно важную роль в византийском возрождении IX-XI веков, то есть как раз в то время, когда Русь принимала крещение. Патриарх константинопольский Фотий в IX веке в обращении к болгарскому князю Борису настойчиво высказывает мысль, что красота, гармоническое единство и гармония в целом отличают христианскую веру, которая именно этим разнится от ереси»[24].

По мнению прот. Сергия Булгакова, Православие «есть первым долгом любовь к красоте, христианство, понятое, как умная красота и духовное художество, и все направленное к его взысканию. Любовь к этой красоте требует, чтобы вся жизнь была пронизана этой красотою – и это и составляет суть Православия. Поставить умную красоту в центре жизни – это задача исчерпывающая, абсолютная, по сравнению с которой все остальные программы кажутся упрощенными… А между тем, это и есть Православие. Оно первым долгом выражается в богослужении, которое нужно понимать, как служение умной красоте, как переживание небесной красоты» (прот. С. Булгаков. Россия. Эмиграция. Православие ).

Православие и здесь успешно – наша церковная архитектура, иконопись, церковное пение (концерты оч. популярны), само богослужение – ценится во всем мире.

Неоязычество: часто выдуманные, притом на ходу обряды. Типа «перуницы» – нечто пародирующее крестное знамение [интернет помнит время появление этих статей про «древние обряды»]. Любовь к нацизму: двойная свастика – «коловрат»[25] (автор — поляк художник Якубовский 1923 г. или вообще конец XX в. автор – «волхв» А. Добровольский). Нацистское приветствие – т.н.  «зигование», руны и т.п.  для страны, которая потеряла 26,6 млн человек от нацистов, это не может быть нормальным! Диавол обезьяна Бога – пародия, противопоставление себя христианству вместо красоты и созидания – это разрушение, путь в никуда. Пример «обряд раскрещивания» — ничего нового, и вариантов большое количество … Вот куда все силы уходят – на такое «литургическое творчество»! Ни одна традиционная религиозная система не строит свою мифологию на «теории заговора», что какие-то «злодею» (христиане) все украли, уничтожили, подменили, ничего не осталось у бедных язычников! В этом проявляется неполноценность – это такой комплекс с которым ничего созидательного не сделаешь, можно только разрушать. [яркий пример – современная Украина, где расцвело неоязычество].

Не менее отвратительной с нравственной точки зрения представляется магическая и обрядовая практика неоязычников. Например, неоязыческий волхв Богумил Мурин (Гасанов Донат Ашумович) предлагает такие «волшебные советы»: «Глаз мертвеца носили, чтобы стать невидимым. …. Запаленная свеча из жира мертвеца делает ее обладателя невидимым и погружает всех в доме в глубокий сон – мечта любого вора! … Палец казненного преступника приносит счастье. … Палец неродившегося ребенка клали на стол, чтобы усыпить хозяев; он делает человека невидимым; из него изготовляют свечу»[26]. Другой «волхв» Велеслав предлагает целый «Черный заговорник» с советами как лучше наслать на человека порчу, извести его со света, предать «богу» смерти Кощею (sic!) и т.п. Это выдуманный неоязычниками т.н. «шуйный путь». Обряды поклонению фаллосам и т.п. Пиво из таких вот бутылочек, чучело с этим делом … В 2018 г. секретарь Совета безопасности Российской Федерации Н. Патрушев говорил об опасности исламского радикализма, неоязычества и сатанизма, фактически уровняв их по той опасности,которую они несут государству[27].

Философская и космологическая целостность

Монотеизм предлагает целостное объяснение мироздания через идею Творца, сотворившего и поддерживающего бытие за всего сущего. В политеизме мир часто воспринимается как арена борьбы или сотрудничества множества сил, что может порождать фрагментарное мировоззрение.

Один Творец единство законов мироздания основа для современной науки. Человек разумное существо, созданное по Образу Божьему (Быт.1:27) Сверхразумного Творца, соответственно человек может постигать это единство законов, изучать их, т.к. природа – это не Бог. Все это дает человеку высокое предназначение – смысл жизни – в господстве над природой, заботе о ней, через личное духовное преображение на пути борьбы со страстями – через преображение себя – преображение мира – «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим.8:19-21).

Политеизм в виде многобожия ведет к разделению единства бытия, мира, отсутствую целостности, непониманию единства законов мира. Пример физика Аристотеля – надлунный мир, подлунный мир … духи и т.п.  Пример изолированных языческих цивилизаций и последствий для экологии – цивилизация о. Пасхи, в меньшей степени – Новая Зеландия (перенаселение, уничтожение дичи — каннибализм)[28].

Неоязычество – отсутствие единства в основных положениях мировоззрения, отсутствие сверхъявственного Откровения приводит к формированию гуруизма. Волхв – он единственный правильный толкователь поведения, вероучения, обрядовой практики, отношения к социальным проблемам (веганы или нет, отношение к алкоголю, к инородцам и т.п.). Нет того что выше, не к чему апеллировать –Откровения Божьего. Все знает только вождь, волхв, жрец. Культ личности – сектантское мировоззрение, постоянная конкуренция и конфликты, что мы и наблюдаем.

Социальное единство и неоязычество

Вера в единого Бога способствует объединению людей вокруг общей идеи, укрепляя коллективную идентичность. В политеистических обществах возможны разделения на группы, направления, поклоняющиеся разным богам, что не способствует единству, приводит к внутренним конфликтам.

Что дало принятие Православия? Протоирей А. Шмеман, это привело к «совершеннолетию», включению Руси в христианскую традицию культурного мира, в мировую цивилизацию того времени. Д.С. Лихачев: «Христианство <…> выступает как объединяющее страны начало, включающее Русь в состав Европы». (с.251)[29]. Выбор Православия дал удивительный результат: через время двух-трех поколений из множества разных славянских племен: древлян, полян, родимичей, вятичей и словен, образовался единый русский народ[30] со своею письменностью, культурой и высокой объединяющей идеей служения Богу в границах данной Им земли. Вот почему Ф.М. Достоевский с уверенностью утверждал: “Понятие «русский» определяется не составом крови, а отношением к православию”.[31] О преимущественном влиянии православной веры на нашу историю, быт, мораль и мышление достаточно много писали представители такого направления русской общественной мысли, как славянофильство.[32] По словам И.А. Ильина, «вся русская культура слагалась, крепла и расцветала в духе Православия».[33]

Неоязычество. Представления практически всех неоязыческих организаций об устройстве т.н. «идеального» языческого общества также далеки от традиционных представлений и несут в себе разрушительный потенциал. Если христианство даровало всех равенство во Христе, когда все, независимо от социального или национального происхождения друг другу братья и сестры (Кол.3:11: Гал.3:28), то язычники мечтают о возрождении кастового устройства общества[34]. Исследователи замечают здесь влияние индуизма на «исконно славянскую веру», как называют ее неоязычники[35]. Например, для идеолога неоязычества и сторонника «русского национал-социализма» удмурта Л.Р. Прозорова (он же Озар Ворон), идеальным обществом является общество строго иерархическое, с кастовой системой наподобие индийской, пронизанное жесткими расовыми и антисемитскими предрассудками и фобиями, по многим чертам соответствующее идеологии т.н. универсального фашизма[36]. Идею кастовости общества поддерживает, например, В. Казаков — старейшина Калужской славянской общины ССО СРВ (до 2011 г. председатель ССО СРВ)[37], вообще можно сказать, что с определенными оговорками кастовая структура общества является идеалом общественного устройства для родноверов[38]. Ну и кто, как Вы думаете будет в высшей касте?

Неоязычник Вадим Казаков: «Кровь сама по себе не объединит. Без идеологии кровь ничего не решит <…> Одна Родина, одна кровь, один язык, одна вера!»[39] Очень напоминает то, что воплотили на Украине. Результат мы все видим.

Все это приведет к межнациональным и религиозным конфликтам. Например, для мусульман язычники – это повод к войне (дар аль-харб –территория войны).

Адаптивность и миссионерский потенциал

Монотеистические религии, благодаря своей универсальности, легче распространяются среди разных народов, преодолевая этнические и культурные границы. Политеизм чаще связан с локальными культами и традициями, что ограничивает его экспансию во вне, к другим народам.

По словам философа Г.П. Федотова, именно русской, а не греческой Церкви удалось раскрыть смысл национальной идеи в Православии и первой предпосылкой этой идеи является религиозный смысл нашей культуры.[40] В своих рассуждениях Г.П. Федотов говорит о том, что «обретенная, воскресшая Россия будет светить миру»,[41] здесь он фактически повторяет мысль, когда-то высказанную Ф.М. Достоевскими. В романе «Идиот», Ф.М. Достоевский устами своего героя князя Л.Н. Мышкина так характеризует вселенскую миссию русского народа, или то, что сейчас принято называть национальной идеей: «Надо, чтобы воссиял в отпор Западу наш Христос, которого мы сохранили и которого они и не знали! <…> Покажите ему (русскому человеку) в будущем обновление всего человечества и воскресение его, может быть, одною только русскою мыслью, русским Богом и Христом, и увидите, какой исполин могучий и нравственный, мудрый и кроткий вырастет перед изумленным миром».[42]

Пушкин А.С. – не потомок «древних ариев», но самый русский поэт и «наше всё». Так писал о влиянии Православия на национальный менталитет и нравы: «Греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам особенный национальный характер. В России влияние духовенства столь же было благотворно, сколько пагубно в землях римско-католических».[43]

К XIV веку самоназвание русских – крестьяне! Слово Православный – это становится этнонимом. По мысли современных исследователей этнографии, в ходе исторического процесса в среде простого народа термин “русский приобрел характер не столько этнический, сколько конфессиональный и был почти синонимом слова православный”.[44] Особенно сильно такого рода национальная самоидентификация проявлялась во время войн и вооруженных конфликтов. “Конфессионим православные выполнял функцию этнического определителя русских”.[45] Соответственно и другие народы, принимающие православие – включаются в наш общий «русский мир»! (Пример РПЦЗ). Враги наши это хорошо понимают – инициируют расколы Русской Православной Церкви.

Неоязычество. Второе по количеству экстремисткой литературы, после исламской, религиозное течение — неязычество. «В опубликованном на сайте Министерства юстиции РФ списке экстремистских материалов, признанных таковыми по суду, 160 текстов связаны с неоязычниками. И если бы дело ограничивалось только текстами!»[46]. Теракты — В 2008 году в Москве трое родноверов заложили бомбу в церкви Николая Чудотворца Мирликийского в Бирюлеве, сработал лишь один детонатор. Во время взрыва детонатора пострадали оба служителя. В 2009 году во Владимире неоязычник устроил взрыв в церкви равноапостольных Кирилла и Мефодия при Владимирском государственном университете (обошлось без жертв). 2010 г. поджог в храме Казанской иконы Божией Матери. В том же году неоязычники подожгли часовню святого Александра Невского в Орле. В 2014 году неоязычник Комаров пришел в южно-сахалинский храм и расстрелял иконы и прихожан.

Пытающееся закрепиться в религиозном и общественном пространстве т.н. славянское неоязычество несет в себе большой разрушительный потенциал. Помимо агрессивного национализма (национал-социализма) и традиционного для данного течения экстремизма, у неоязычников можно отметить популярность идеи сепаратизма[47], отрицание истории России, неприятие государственной символики, высокую криминогенность. Кроме этого религиоведы отмечают заметную среди неоязычников тенденцию принимать радикальный ислам и вступать в террористические организации исламского толка[48].

Деление народов по т.н. «Славяно-Арийским Ведам» (книга признана экстремистской). Инглии́зм (полное название: «Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов»). Неоязычество находит простой выход – создание новой идентичности. К таковым можно отнести «даарийцев», «харийцев», «расенов» и «святорусов», упомянутых в самом начале «ведруссов». Для сектантов – неоязычников характерным является антисемитизм и христианофобия.

Возникают из прошлого давно исчезнувшие племена, например, кривичи или меря. Становится популярной идентичность «славяне», хотя она не верна, ведь это не народ, а некая языковая общность народов. Вместо слова «русский» используется слово «русич», которое никогда не было самоназвание русского народа, оно фиксируется в одном единственном средневековом источнике, в «Слове о полку Игореве» [см. Андрей САМОХИН[49]. «Слово о полку Игореве» обрело автора. Автор — игумен Выдубицкого Киевского монастыря Моисей. Написал произведение в 1200 г., сам участвовал в походе князя Игоря в 1185 г. на половцев, до своего пострига в монашество]. Языческая мифология являлась для автора произведения поэтическим арсеналом, из которого он черпал художественные образы. Это не более чем литературный прием[50].

Ни одна заметная русская неоязыческая организация не имеет в своем названии слова «русский».

Влияние на общество и науку

Идея единого Закона, данного Богом, способствовала развитию универсальных правовых систем. Идея надприродного Бога-Творца заложила основы современной науки.  В политеизме право часто базировалось на традициях или воле правителей, что могло снижать его устойчивость. Развитой науки в политеизме нет.

Социальное переустройство общества. Именно христианство стоит за отменой рабства.  Аболюционисты обосновывали свои взгляды на институт рабства тем, что, по мнению английского пэра Уильяма Уилберфорса рабство противоречит христианскому догмату. В Новом Завете апостол Павел фактически упраздняет разницу между хозяином и рабом, обращаясь к Филимону с просьбой принять своего беглого раба Онисима «не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе» (Флм.1:16). В язычестве рабство сохранялось и неоязычники со своим кастовым устройством фактически это хотят сохранить.

Христианство обогатило цивилизацию двумя фундаментальными категориями: представление о человеке как о личности и о свободном существе. Свобода воли – одно из важных положений церковного учения. По словам святителя Григория Нисского, «человек стал боговидным и блаженным, будучи почтен свободой (τῷ αὐτεξουσίῳ)»[51]. Как замечает профессор М.А. Олесницкий, отцы и учители Церкви доказывали реальность человеческой свободы, защищая ее от нападок язычников, гностиков и манихеев[52].

 Человек способен овладевать и распоряжаться своей природой. Протоиерей Георгий Флоровский отмечает, что по сравнению с античным мировоззрением это было кардинальной переменой, поэтому «идея личности была, по-видимому, величайшим вкладом христианства в философию»[53]. А.Ф. Лосев писал, что античная философия даже на вершинах своего умозрения не приходит к идее личности: «Тут что-то, а не кто-то, индивидуализированное Оно, а не живая личность с своим собственным именем»[54]. Осмысление Библейского Откровения с его учением о творении мира во времени из ничего — «ex nihilo», т.е. выведение онтологического основания бытия мира за его пределы и возведение его к Личному и Абсолютно свободному Богу, заложило основы новой онтологии, в рамках которой и стало возможным появление христианского учения о личности[55].

Это закладывает и основания для современной науки и НТП

 Христианство создало необходимые предпосылки для рождения науки. «Научная астрономия возможна только при условии, если звезды перестали быть богами. Законы, описывающие падение камня на земле, должны быть приложены к движению звезд. Научная астрономия появляется там, где движение звезд описывается не на языке психологии, а на языке математики, т.е. на языке, не знающем страстей – зависти, ревности, любви… «Только религия Единого Бога смогла освободить мир от чрезмерного обилия богов. Только религия Надзвездного и Надкосмического Бога могла поставить по одну линию мир звезд и мир земных камней» (тем самым позволив описывать движения как на небе, так и на земле языком земной механики и математики (А. Кураев). Научная революция произошла в Западной Европе на рубеже XVI–XVII вв. Не в эпоху атеизма (XVIII в.), не в эпоху пренебрежения религиозными вопросами (XV в.), не в эпоху религиозной стабильности (XIII в.), а в эпоху Реформации и Контрреформации, в эпоху величайшего взлета религиозной напряженности в жизни христианской Европы.

Важной христианской добродетелью при Владимире была и образованность. Т.к. письменность появилась (пример Новгородских грамот берестяных. Это не выдуманная неоязычниками Всеясветная грамота со 147 буквами). После крещения Руси Владимир, как о том свидетельствует Начальная летопись, “…нача поимати у нарочитые чади (то есть у лиц привилегированного сословия) дети и даяти нача на учение книжное”. Строки эти вызывали различные догадки, где проводилось это “учение книжное”, были ли это школы и какого типа, но ясно одно: “учение книжное” стало предметом государственной заботы. (Лихачев Д.С. С.254). 

Появление литературы, книгопечатания – см. диакон Иван Федоров и его первопечатный «Апостол» 1564 г.

Неоязычество – никакой свободы, несмотря на провозглашения её в сочинениях современных сектантов в неоязычестве нет! Древние славянские язычники верили в судьбу, как и все остальные язычники. Там где судьба, рок — свободы полной быть не может. «Данные этнографии не дают никакого основания сомневаться, что все славяне почитали демонов судьбы под именем рожаниц или под другими именами»[56].

У многих неоязычников есть учение о реинкарнации [а это не свобода!] – плагиат из индуизма, точнее из современного оккультного течения new age. Для не имеющих традиции псевдоязычников неотвратимый закон сансары стал чем-то вроде загробного приключения. Практика гаданий – вера в судьбу подтверждает, что свободы полной нет и в неоязычестве. Очевидно с точки зрения религиоведения. 

Какие плоды принесло славянское неоязычество для науки

Лжеистория. Лжеисторический миф об исключительно насильственном Крещении Руси – «9 млн. язычников было убито» и т.п[57]. На основании исследуемого исторического материала проф. И.Я. Фроянов делает следующий вывод: «В сущности их борьба (новгородцев — авт.) была антикиевской, а не антихристианской, и сводить ее только к движению против насильственного обращения в христианскую веру, как поступает В.И. Буганов, неправомерно»[58]. Вот результат анализа источников по теме — А.К. Соловьев: «Всего по летописным источникам в период с Х по XIII века (то есть за 3 века существования христианства на Руси) мы находим всего лишь около десятка «пострадавших» волхвов. Таковое количество уже само по себе говорит о том, что повального истребления язычества «огнем и мечем», скорее всего, не было. …. Первые упоминания о подобных инцидентах связаны с «восстаниями» в Суздале и Ростове в 1024 и 1071 гг. соответственно»[59]. Выступления носили антифеодальный, а не антихристианский характер.

Данные археологии: «О некрополе, располагавшемся недалеко от древних селищ (неукреплённых поселений) Суздальского княжества в XI -XII веках, было известно ещё в XIX веке, но найти его следы на ровной долине не удавалось. Обнаружить древние захоронения помогли геофизическая съёмка и методы электро- и магнитной разведки в 2019 г. Раскоп некрополя привёл к неожиданным открытиям: в одной могиле находились захоронения, проведённые и по языческим, и по христианским обрядам: поверх следов языческих кремаций находились останки тел, захороненных по христианскому обряду с ориентировкой тела на запад. По мнению учёных, гнездиловские захоронения показывают, что переход от языческой культуры к христианской произошёл очень быстро – за 20-30 лет. Это противоречит мнению о долгой продолжительности переходного периода и о существовании двоеверия у жителей Древней Руси»[60].

Для современных неоязычников характерны антинаучные мифы о пирамидах, построенных древними русами, развитой письменности и культуре, летающих тарелках – виманах, на которых летали славянские язычники и т.п. бред.

Антинаучность. Неоязычество принципиально антинаучно и антиинтеллектуально, о чем прямо заявляют его проповедники. По словам Л. Прозорова (Озар Ворон), неоязычник должен отвергнуть научно-технический прогресс: «Либо ты веришь в прогресс – либо исповедуешь культ предков. Тут уж одно из двух. Прогрессизм и язычество — несовместимы»[61]. Другой лидер родноверческих сект А.В. Трехлебов (Ведагор) в одной из своих статей утверждает следующее: «Иерархи РПЦ, заостряя внимание на опасности занятий магией и умалчивая о более значительной вредоносности интеллектуальной деятельности, … отвлекают внимание Русского народа от жизненно важной необходимости запрещения деятельности цивилизации, ведущей людей к вырождению и гибели»[62].

Современные неоязычники пишут: «Применение ЛЮБЫХ электрических приборов ведёт к электромагнитному отягощению тела человека… Отрицательные последствия «технического прогресса» напрямую бьют по человеку»[63]. Т.е. язычники хотят нас превратить в дикие нецивилизованные племена, которые легко победят высокоразвитые народы.

Лжелингвистика – «ИсТОРЫя», «БОГА-Тырь» «У-РА» и т.п.. Достаточно почитать опусы доктора философии Валерия Алексеевича Чудинова («открыл», что первой цивилизацией в истории была «славянская ведическая цивилизация», многие народы были русскими, «прочитал» русские надписи на Солнце, Марсе и т.п.).

О лжелингвистике см. —академик, лингвист Андрей Анатольевича Зализняк. О ложной лингвистике и квазиистории  — см. его анализ «О Велесовой книги». 

Попытки реконструкции своего языка с обильным заимствованием из церковно-славянского, например, у «волхва» Велеслава (И. Г. Черкасова). «Бросается в глаза умышленная и порой просто гипертрофированная архаизация языка их письменных работ. … Так, мы находим церковнославянское «брашно» вместо русского «борошно», «длань» вместо «ладонь», «трапеза» – заимствованное древнерусскими книжниками из древнегреческого, и прочее. Велеслав вынужден привести «Краткий словарь родновера» объёмом в 60 страниц мелкого шрифта[64].

Лжемедицина. Медицинские познания родноверов основываются не на научных, а на оккультных представлениях. Несколько цитат: «Центр управления энергетической матрицы это эпифиз (шишковидная железа, третий глаз, аджня чакра). Именно поэтому темноастральные сущности делают всё, чтобы управление этим механизмом было затруднено, если не полностью атрофировано, в том числе с помощью соединений фтора, входящих в состав 99,9% производимых и продаваемых зубных паст. «Во избежание зубной боли держать во pтy по утрам какой ни будь сучок от дерева (сучок это энергетический узел дерева, он забирает негативную энергию)»[65].

«Массовая защита целых селений от болезней, вызывающих эпидемию, заключалась в создании вокруг деревни магического круга с помощью опахивания. Опахивание совершается всегда с известным церемониалом и выполняется только женщинами (так и обережный круг вокруг воинов создавали только женщины с длинными космами, называемые «валькириями»,[66] а у казаков они назывались «чакчунками»). … Участницы церемониала должны быть в белых рубахах, босыми, с распущенными волосами, без платков и поясов, а изредка они раздеваются и до нага. Опахивание производится одной сохой и совершается в большом секрете ночью или рано утром на заре в глубоком молчании или со специальными песнями …»[67]. Учитывая, что большинство эпидемий гриппа происходит у нас в зимнее время, интересно было бы посмотреть, как эту рекомендацию будут исполнять неоязычники.

А вот не придуманные, а реально описанные этнографами магические обряды, связанные с тяжелыми родами на Руси: «Роженицу заставляют ходить; прежде всего её трижды обводят вокруг стола в избе, затем велят перешагнуть через метлу, коромысло, дугу, через мужа роженицы, лежащего вниз лицом на пороге, и через его штаны. В самых тяжёлых случаях её подвешивают за ноги. Роженице суют также в рот кончик косы, дают есть вшей и прибегают к различным другим способам, чтобы вызвать рвоту и испуг; её заставляют также напрячь мускулы, дуя в пустую бутылку, велят повиснуть на руках, ухватившись за привязанную к балке верёвку и т.п.»[68].

Для нормального человека подобные практики и представления вызывают лишь неприятие. Неужели кто-то захочет испытать подобное на себе? 

Можно еще упомянуть о таком любимом неоязычниками авторе как Анатолий Клесов, которого ученое сообщество именует создателем нового направления в лженауке – лже «ДНК-геналогия»[69]. 

Всего этого материала достаточно, чтобы оценить преимущества Православия и неэффективность такого современного сектантского направления, как «родноверие» или славянское язычество, а точнее неоязычество.

протоиерей Дмитрий Полохов

P.S. см. еще по теме: 

Сноски и примечания:

[1] Страхов Александр. Ночь перед Рождеством: народное христианство и рождественская обрядность на Западе и у славян. — Кембридж (Массачусетс): Cambridge-Mass, 2003. 2003, с. 254-259. [ред. и издатель межд. жур. «Palaeoslavica».]

[2] «никаких письменных сведений, кроме топономастического материала, об этом белом боге у нас нет» (См.: Михайлов Н. История славянской мифологии в XX веке. М.: Институт славяноведения РАН, 2017. С.48, 93).

[3] Шнирельман В. А. Перун, Сварог и другие : русское неоязычество в поисках себя // Неоязычество на просторах Евразии / Сост. сб. В. А. Шнирельман. — М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2001. 

[4] Петрухин В. Я. Русь в IX—X веках : от призвания варягов до выбора веры. М., 2014. С. 365—380, 418; Топоров В. Н. Боги древних славян // Очерки истории культуры славян / Редкол.: В. К. Волков и др. М., 1996. С. 160—174;

[5] Автор статьи Лев Клейн (1927 года рождения) — советский и российский учёный, археолог, культур-антрополог, филолог, историк науки, профессор, доктор исторических наук. Академик Рыбаков и партийная линия

[6] Максимов Ю.В. История религий. Язычество. Иудаизм. Ислам. Сергием Посад: МДА, 2011. С. 53.

[7] Как такое могло быть, если обучение на брахмана в среднем занимает от с 7 до 21 года. Одна Веда изучается 12 лет. – «Изучение одной Веды занимало 12 лет. Таким образом, в зависимости от того, сколько предметов хотел изучать студент, срок обучения варьировался. Обучение могло длиться до 48 лет». Richa Jain. Как выглядела древнеиндийская система образования? 

[8] См. Ответы о родноверии.

[9] Библия и иконоборчество — weren.ru  

[10] См.: Клин Б. Русские идут. В язычники. [Электронный ресурс]: сайт. URL: https://iz.ru/news/327127 (дата обращения: 23. 10.2018). Загл. с экрана.

[11] Пацифизм как нехристианское учение — weren.ru 

[12] ПВЛ — «Повесть временных лет« 

[13] Агальцов А.Н. Российское неоязычество как религиозно-нравственный феномен: автореф. дис. … канд. филос. наук. Тула, 2010. С. 9-10, 15.

[14] См.: Грустно-веселый «психологический» очерк о неоязыческих сектах. [Электронный ресурс]: сайт.  (дата обращения: 12.12.2018). Загл. с экрана.  — ссылка сейчас не доступна

[15] С этим согласны и сами неоязычники, которые не скрывают «эротичный характер праздника» Купалы. (Волшебная ночь на Ивана Купала. [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://slavyanskaya-kultura.ru/prazdniki/volshebnaja-noch-na-ivana-kupala.html (дата обращения: 30.11.2018). Загл. с экрана). См.: Чувство стыда. [Электронный ресурс]: сайт. URL: https://rusichi.info/groupboard/view/20 (дата обращения: 30.11.2018). Загл. с экрана. Культ фаллоса.  [Электронный ресурс]: сайт. URL: https://rusichi.info/groupboard/view/21 (дата обращения: 30.11.2018). Загл. с экрана.

[16] Трансформация национальной идентичности в русском неоязычестве

[17] «Слово святого Григория, изобретено в толцех» — русская компиляция, составленная на основе Слова (поучения) Григория Богослова на Богоявление, направленного против античного язычества, в которое добавлены вставки против славянских языческих верований и обрядов. См.: «Целомудрие» славянского язычества.

[18] Это не подделка, наука признает подлинность этого источника. «Наиболее вероятным временем создания «Слова в толцех» является период между 2-й половиной XI и 1-й половиной XIII вв.». См. Щекин А.С. Лингвотекстологическое исследование «Слова святого Григория изобретено в толцех»: автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01. СПб.,2005. 

[19] Автор экстремистской книжонки «Удар русских богов», где много антисемитизма сам носит явно семитскую фамилию. Она происходит от корня Истар → Иштар → Астарта.  «И стали сыны Израилевы служить Астарте и Астарофу и богам окрестных народов; и предал их Господь в руки Еглона, царя Моавитского, и он владел ими восемнадцать лет.]» (Иис.Нав.24:36)

[20] Диспут Назарова М.В. с Истарховым (Иванов — Гудман). — ссылка не доступна сейчас

[21] Чернобожие как феномен. [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://slaviy.ru/problemnye-voprosy-rodnoveriya/chernobozhie-kak-fenomen  (дата обращения: 10.12.2018). Загл. с экрана. О схожести обрядов и инициаций, например, раскрещивания у славянских неоязычников (см. Шиженский Р.В. Жречество в современной российском язычестве // Вестник удмуртского университета. 2008. Вып. 2. С.  140-142), с похожей практикой сатанистов можно судить по книге: Посацкий А. Психология и Нью Эйдж. М.: НО Изд-во францисканцев, 2010. С. 306-310.

[22] Письма Елены Рерих 1932-1955. с. 433. Кураев А. Сатанизм для интеллигенции

[23] Мелаш Дмитрий (Див): Самоубийство для родноверов это нормально! [Электронный ресурс]: сайт. URL: https://vk.com/video-127869311_456239096?list=51474e0bd490ed176a (дата обращения: 01.12.2018). Загл. с экрана.

[24] Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь//Новый мир. 1988. № 6. С. 252.

[25] неоязычники и неонацисты используют термин «коловрат» и «солнцеворот» как эвфемизмы для обозначения свастики.

[26] Богумил, влх. Книга оберегов. М.: Велигор, 2012. С. 39.

[27] Патрушев заявил о влиянии сатанистов и иностранных спецслужб на молодежь / РБК. 

[28] История маори: каннибалы, кровожадные убийцы и основатели пацифизма

[29] Лихачев Д. С. Крещение Руси и государство Русь // Новый мир. 1988. №6. С. 249-258. 

[30] Иоанн (Экономцев), игум. Православие, Византия, Россия: Сб. статей. М., 1992. С.49.

[31] Цит. по: Дунаев М.М. Своеобразие русской иконописи / Очерки по русской культуре 12-17 вв. М., 1995. С.5.

[32] См.: Русская философия: Словарь. М., 1999. С.449.

[33] Ильин И.А. О грядущей России: Избранные статьи. М., 1993. С.317.

[34] О якобы кастовости славянского общества см.: Прозоров Л. Боги и касты языческой Руси. Тайны Киевского Пятибожия. М.: Яуза, Эксмо, 2006. С. 113. \Касты характерны для родоплеменного общества, даже не феодального/.

[35] См.: Кутявин Н.А. Неоязыческая социальная утопия в интерпретации фольклора Л.Р. Прозоровым // Вестник РГГУ. 2018. №9 (42). С. 118.

[36] См.: Там же. С. 118, 121, 123-124.

[37] Разговор со старейшиной Калужской славянской общины ССО СРВ Вадимом Казаковым. [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.rodnovery.ru/stati/419-razgovor-s-vadimom-kazakovym (дата обращения: 23. 11.2018). Загл. с экрана.

[38] См.: Родослав, Смагослав, Рудияр. Родноверие в России. [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://slavyanskaya-kultura.ru/arisk/rodnoverie-v-rossii.html (дата обращения: 21.11.2018). Загл. с экрана.

[39] Кавыкин О.И. «РОДНОВЕРЫ» Самоидентификация неоязычников в современной России. М.: РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ АФРИКИ, 2007.   .

[40] Федотов Г.П. Указ. соч. С.117, 119.

[41] Там же. С.121.

[42] Достоевский Ф.М. Идиот // ПСС. В 30 т.– Л., 1973. Т.8. С.451, 453.

[43] Цит. по: Ильин И.А. Собрание сочинений. М., 1996. Т.6. Кн.2. С.52-53.

[44] Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. М., 2000. С.504.

[45] Там же.

[46] Максимов Г., свящ. НЕОЯЗЫЧЕСТВО – УВЛЕЧЕНИЕ ОТНЮДЬ НЕ БЕЗОБИДНОЕ

[47] Собственно само неоязычество провоцирует сепаратизм. Это видно, например, из отношения  некоторых неоязыческих лидеров к почитаемому псевдославянскими родноверами князю Святославу Игоревичу. Старейшина Калужской славянской общины ССО СРВ В. Казаков выступает против установки памятника этому князю в Серпухове, т.к. «Святослав воевал с вятичами, ему не место на земле вятичей. Это прямое оскорбление памяти предков». (Разговор со старейшиной Калужской славянской общины ССО СРВ Вадимом Казаковым. [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.rodnovery.ru/stati/419-razgovor-s-vadimom-kazakovym (дата обращения: 23. 11.2018). Загл. с экрана).

[48] Приймак Артур. Подрывное бессилие родноверия. [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.ng.ru/ng_religii/2016-08-03/4_rodnoverie.html (дата обращения: 24.11.2018). Загл. с экрана; Кутявин Н.А. Роль неоязыческого национализма в генезисе феномена «праворадикального ислама» // Восточно‐Европейский научный вестник. 2018. № 1. С. 32-36.

[49] российский филолог, литературовед, культуролог, теоретик и историк литературы и культуры Древней Руси. «Слово о полку Игореве» обрело автора.

[50] История древнерусской литературы : Учеб. для студентов вузов / В.В. Кусков. — 7. изд. — М. : Высш. шк., 2003. 

[51] Григорий Нисский, свт. Слово об усопших // PG. 46. Col. 524.

[52] Олесницкий М.А. Нравственное богословие. С. 40.

[53] Флоровский Г.В., прот. Век патристики и эсхатология // Флоровский Г.В. Избранные богословские статьи. М., 2000. С. 239.

[54] Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. С. 644.

[55] См.: Иоанн (Зизиулас), митр. Бытие как общение. С. 35.

[56] Ловмянский Генрик. Религия славян и ее упадок. СПб.: Академический проект, 2003. С.75.

[57] Мифы о Крещении Руси — weren.ru 

[58] Фроянов Игорь Яковлевич. Древняя Русь.  С.87

[59] Соловьев А.К. Несостоятельность мнения о насильственной христианизации Руси в домонгольский период в контексте проблемы двоеверия / Азбука. 

[60] Древняя Русь: новые археологические открытия. / Меднолит. 

[61] Прозоров Л.Р. Как утопили в крови языческую Русь: Иго нового Бога. М.: Яуза-Пресс, 2015. С. 52.

[62] Трехлебов А.В. Православное Самодержавие. [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://koscuni.ru/documents/479/_item-11 (дата обращения: 12.12.2018). Загл. с экрана.

[63] Электромагнитное излучение. [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.slavianin.ru/stati/rasskrytaya-nauka/elektromagnitnoe-izluchenie.html (дата обращения: 26.11.2018). Загл. с экрана. 

[64] См.: Бесков А.А. Парадоксы русского неоязычества // COLLOQUIUM HEPTAPLOMERES: Научный альманах. – Выпуск I: Язычество в XX – XXI веках: российский и европейский контекст. Составители: А. А. Бесков, Р. В. Шиженский. – Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2014. С. 11 – 23. 

[65] Правила здоровья славян.  [Электронный ресурс]: сайт. URL:  https://neo-ezoterika.ru/vedichestvo/pravila-zdorovya-slavyan (дата обращения: 16.11.2018). Загл. с экрана.

[66] Причем здесь валькирии («выбирающие убитых» – древ.исладское), – мифические девы из скандинавской мифологии не понятно.

[67] Правила здоровья славян.

[68] Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография / пер. с нем. К.Д. Цивиной. М.: Наука; Главная редакция восточной литературы, 1991. С. 320.

[69] См.: Клейн Лев. Происхождение славян, версия биохимическая. Олег Балановский. Фатальные промахи ДНК-генеалогии Клесова. 

Добавить комментарий

2 × два =