Мощь христианства и бессилие языческих богов

Бессилие язычества
Бессилие язычества

прот. Дмитрий Полохов.

Среди современных сектантов – неоязычников распространено мнение о том, что христианство – это религия слабых людей, которая учит непротивленчеству, пацифизму и достигло своего величия лишь благодаря какому-то изощренному коварству и интригам. Подобное мнение характерно и для тех, кто в свое время стал жертвой атеистической пропаганды, которая представляла историю христианства как постоянный компромисс «церковников» с государством ради того, чтобы все время оставаться у власти. 

Эта странная химера в головах противников христианства как-то умудряется уживаться с фобиями по поводу злых христиан, которые во время крещения Руси якобы «уничтожили 9 млн. язычников». Сюда же добавляют крестовые походы, реконкисту, преследования еретиков и еврейские погромы. Вероятнее всего ответить на вопрос, как это все может уживаться в одной голове у человека, могут только психиатры. Здесь уместно вспомнить слова такого писателя как Г.К. Честертон, который иронично замечал по поводу критики Церкви, что т.н. «пороки» христианства в сознании его врагов были не просто «один хуже другого – они еще и противоречили друг другу»[1].

Далее он пишет: «Я знал евангельский парадокс о щеке (Мф.5:39); знал, что священники не сражаются; словом, сотни доводов подтвердили, что христианство пытается превратить мужчину в овцу. Я читал это, верил и, не прочитай я ничего другого, верил бы и сейчас. Но я прочитал и другое. Я перевернул страницу моего агностического Писания, и вместе с ней перевернулся мой мозг. Оказывается, христиан надо было ненавидеть не за то, что они мало борются, а за то, что они борются слишком много.

Как выяснилось, именно они разожгли все войны. Они утопили мир в крови. Только что я сердился на то, что христиане никогда не сердятся. Теперь надо было сердиться, что они сердятся слишком много, слишком страшно; гнев их затопил землю и омрачил небо. Одни и те же люди обличали кроткое непротивление монахов и кровавое насилие крестоносцев»[2].

Для того чтобы не углубляться в тему отношения к войне и воинскому служению с точки зрения Православной Церкви для интересующихся сделаем одну ссылку[3] и предложим дополнительную информацию в конце этой статьи.

Христианство приносит победу своим воинам

Как известно христианство, после отвержения его иудеями, распространялось среди народов придерживавшихся различных языческих культов. Встает вопрос: как оно могло победить язычество, если оно было таким сильным, воинственным, совершенным и привлекательным? Фантастические гипотезы о том, что это все из-за коварства и различных теорий «всемирного заговора» стоит отбросить как не подтверждающиеся исторической наукой, да и здравым смыслом.[4]

Теперь обратимся к историческим свидетельствам. У апостола Павла мы встречаем указания на то, что христианство в 60-е годы уже возможно распространялось среди преторианской гвардии (Фил.1:13).[5]

По мнению исследователей во II веке в эпоху войн с германцами-маркоманами, появляются первые сведения о присутствии в римских легионах христиан. Тогда же появляется легенда о спасении XII Молниеносного легиона от гибели в сражении именно благодаря молитвам воинов-христиан.[6] См. свидетельства современников – Апполинария епископа Иерапольского, далее Тертуллиана (Apol. 5; Ad Scap., 4) и позднее Евсевия Кесарийского (H.E. V, 5).

«Сим победиши!» и бессилие язычества

Другое яркое свидетельство военной помощи истинного Бога оказавшимся в трудном положении воинам,  находим в истории императора Константина Великого. Будучи еще язычником он вступил в борьбу за Рим с захватившим его Максенцием. При этом у Максенция было явное преимущество в военной силе и хорошо подготовленный к осаде город. На его стороне выступала самая боеспособная часть римской армии – преторианская гвардия.

В канун битвы в 312 году на правом берегу Тибра в местности Saxa Rubra у Мульвианского (Мульвийского) моста, у самого порога Вечного города, «когда день клонился к вечеру», будущий император был в размышлении о предстоящей битве. В это время он обратился в молитве к единому Богу (которого почитал его отец — Констанций Хлор) и которого он еще не отождествлял с христианским. После этого Константину было пророческое видение. Он увидел «выше солнца» знамение креста с надписью: «Сим победиши» (то есть под этим знаком одержишь победу)[7]. Наутро он приказывает изобразить крест и монограмму Христа на своем штандарте, который позднее получил название лабарум[8].

Максенций, наоборот, перед битвой обратился к языческим жрецам-прорицателям, и те сказали, что он одержит победу, если сразится с Константином. В результате сражения Максенций был убит, его войска разгромлены, а Константин Великий с победой вступает в Рим. После этого события в жизни императора происходит окончательный поворот к христианству.[9]

Продолжение этой истории связано с другим соправителем Римской империи – Лицинием (Ликинием). После победы Константина Великого в сражении при Мульвиевом мосту Лициний заключил с ним союз, однако против него выступил еще один претендент на власть – Максимин. Последний был ярый язычник и обладал подавляющим военным преимуществом, т.к. основные силы Лициния были еще на подходе. События происходили возле города Адрианополя. Максимин накануне принес жертвы Зевсу и обещал в случае победы стереть с лица земли христиан.

В это время, когда Лициний, также являвшийся язычником, был очень озадачен, ему ночью, во сне явился Ангел Господень. Божий вестник разбудил его и приказал подготовить армию к молитве Всевышнему Богу. Ангел продиктовал ему и молитву, сказав также, что если Лициний образумится, Бог обещает ему победу (Лактаций. De mort. persecut. 46. 2-7 ).

Войско Лициния перед сражением в виду своих врагов дважды прочитало молитву и несмотря на преимущество противника одержало блестящую победу. Разница была лишь в том, что в отличие от императора Константина Лициний не усвоил очевидный урок, преподанный ему Всевышним Богом. В последствии по политическим мотивам он продолжил гонения на христиан. Константин Великий выступил на него войной и под своим христианским штандартом – лабарумом одержал очередную победу[10]. Христианство доказало свою мощь, а язычество показало свою бесплодность и бессилие.

Грозные варвары и христианство

В качестве примера рассмотрим обращение в христианскую веру грозного короля франков Хлодвига I (466-511 гг.). Он был очень воинственным и суровым полководцем. Его жена — дочь бургундского князя, святая Клотильда была христианской, но ее слова не убеждали Хлодвига принять крещение.

Христианство Хлодвиг принял в результате чудесной помощи Божией во время знаменитой битве при Толбиаке в 496 году. Это сражение против аллеманнов складывалась для франков неудачно и казалась совершенно проигранным. Во время боя Хлодвиг и его воины усиленно молились своим языческим богам, однако положение становилось все хуже. «Тогда Хлодвиг в горячем порыве воззвал к Богу Клотильды: «О, Боже Клотильды, умоляю Тебя, даруй мне победу — и Ты будешь моим Богом; я поверю в Тебя и крещусь во Имя Твое!» Воодушевленные франкские воины удвоили свой пыл, и то, что казалось невозможным, совершилось: внезапно аллеманны, объятые страхом, бежали, даруя Хлодвигу и его солдатам лавры победителей»[11].

Перед крещением святая Клотильда пригласила святого Ремигия епископа Реймса, который наставил короля в законе христианском. Дальше произошло следующее: «Хлодвиг, выслушав епископа, сказал: «Охотно я тебя слушал, святейший отец, но меня смущает вот что: мои подчиненные не потерпят того, чтобы я оставил их богов. Однако я пойду и буду говорить с ними». Когда же король обратился к своим воинам, то они воскликнули: «О король, мы отрекаемся от смертных богов и будем служить Вечному Богу, Которого проповедует Ремигий»»[12]. Очевидно, что все нездоровые фантазии родноверов о неизбежно насильственном и коварном заманивании в новую веру язычников в очередной раз не подтверждаются. 

Следующая история связана с крещением саксов. Это было очень воинственное германское племя и оно долго не поддавалась христианизации. Лидером воинственных язычников был Видукинд – «дитя леса» (т.е. волк). Со временем большое впечатление на язычников произвели походы в Саксонию против них короля Карла Великого, особенно в зимний 784/785 г. и летний поход 785 г. Как замечают историки, именно тогда большинство саксов разуверилось в могуществе своих богов и признало тщетность дальнейшего противодействия прочно устроенному христианскому Франкскому государству.

Языческие божки оказались бессильны против веры воинов-христиан. Видя это, к Карлу Великому в Аттиньи, в Арденнах явился сам Видукинд, и другой влиятельный вождь, Аббио, которые приняли там крещение[13].

Следует сказать, что и грозные остготы, вестготы, вандалы, бургунды, лангобарды и другие народы, которые нападали в V веке на Римскую империю не были язычниками. И готы короля Алариха I захватившие Рим в 410 году и вандалы короля Гейзериха, разграбившие его в 455 году были христианами — арианами. Варварские короли и их дружины в IV—VI вв. массово отказывались от язычества и принимали христианство в основном в форме арианской ереси[14].

Как замечает Франко Кардини, «в свидетельствах об обращении варварских народов, имеющихся в нашем распоряжении, сочетание «сила — победа» встречается неоднократно. На сторону христианского Бога переходят потому, что это Бог победы. Во всяком случае, Он в состоянии защитить от врагов. У византийского историка Сократа есть рассказ о бургундах, живших к востоку от Рейна, которые впали в отчаяние из-за постоянного насилия, обрушивавшегося на них со стороны гуннов. Они обратились в христианство, будучи уверенными, что новый Бог окажет им помощь. И она не заставила себя ждать. Вождь гуннов тотчас же умер ужасной и позорной смертью. Так сбылось библейское пророчество, грозящее гибелью всем «несправедливым правителям». Вскоре немногочисленный отряд бургундов разбил троекратно превосходившие силы противника.

Защита и дарование победы в бою — один из главных стимулов обращения варваров в христианство. Это подтверждают данные, относящиеся к истории культа так называемых “военных святых”»[15].

Как там у викингов и русов?

Интересной представляется история викинга и короля Норвегии Олафа Трюггвасона. По норвежским сагам («Большой Саге» или «Саге Одда») именно он выступает инициатором крещения русского князя Владимира Святославовича в 988 г. В частности, как отмечают исследователи, слова, которые мы встречаем в «Повести временных лет» под 983 годом о славянском язычестве — «Боги ваши есть дерево. Сегодня есть, а завтра сгниют. Они не едят, не пьют и не говорят и сделаны руками из дерева. А Бог есть един, ему же служат Греки и кланяются», совпадают со словами святого Олафа Трюггвасона из «Большой саги»[16].

Грозный разоритель Британских островов после смерти любимой жены становится христианином и активно крестит суровых викингов. Например, крещение от него принял первооткрыватель Америки Лейф Эриксон[17].

Также следует сказать, что и само крещение Владимира Святославовича и его дружины, правда уже по отечественным летописям, произошло в результате чудесной помощи истинного Бога во время военной компании. Это известная историкам версия о крещении князя Владимира в Корсуне, когда он желая породниться с Византийским императором захватывает город. При этом сам князь дает обет, — если он захватит Корсунь, то примет крещение. После того как город был взят не без помощи некоего Анастаса, указавшего на место водопровода, князь забывает об обете, однако вразумляется через постигшую его слепоту. Исцеление от болезни происходит именно после крещения, когда будущий креститель Руси прозревает не только телесно, но и духовно. Вразумленные таким чудом, принимают крещение и дружинники князя[18].

Опять не славянские языческие «супер мощные» идолы и божки, а христианская вера показывает бывшим язычникам свою силу превосходство. И здесь бессилие язычества очевидно! [О спорности почитания языческого князя Святослава как великого полководца — см. здесь ].

На этом можно ограничиться и в качестве дополнительной информации сослаться на такого несомненного в военном искусстве авторитета как А.В. Суворов. Сам великий полководец не мыслил русское воинство без Православия в котором наши воины видели источник благодатной Божией помощи и мужества перед лицом смерти (см. хотя бы пример св. муч. Меркурия).

Вот несколько фраз из завещания Суворова русским воинам: «Чудо-богатыри, покой, опора, слава Отечества — с нами Бог. Молись Богу, от Него победа. Пресвятая Богородица, спаси нас. Святителю отче Николае, моли Бога о нас. Без сей молитвы оружья не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай. Всякое дело начинать с благословением Божиим. До издыхания будь верен Государю и Отечеству. … Дух укрепляй в вере отеческой, православной. Безверное войско учить — что перегорелое железо точить»[19].

Бессилие арийского язычества

О том, что язычество по всем параметрам проиграло христианству и именно в военном отношении, было сказано выше. Но может быть современные новоделы в виде придуманных неоязыческих культов дают нам другую картину?

О том, что современное неоязычество славянского или даже скандинавского толка не имеет прямого отношения к древним языческим верованиям говорят и сами представители этого сектантского течения. Для родноверов, как они сами себя обозвали, характерно выдумывание никогда несуществовавших языческих обрядов и традиций. Некоторые т.н. «волхвы» соглашаются с тем, что в этом вопросе речь может идти только об искусственной реконструкции того, что могло бы быть.[20] Неужели подделка может оказаться лучше оригинала?

Попробуем рассмотреть эту гипотезу на понятных и убедительных фактах. Начать необходимо с нацистской Германии в которой к власти пришли настоящие арийские неоязычники. Необходимо помнить, что национал-социалисты Германии презирали христианство и стремились восстановить древнюю языческую веру германских племен. Вся символика Третьего Рейха и СС была пропитана оккультизмом и язычеством. Поэтому Нацистская партия не связывали свое будущее с христианством. Для тех, кто сомневается предлагаем посмотреть материал на нашем сайте (Про войну и веру).

Во многом идеология нацистской Германии строилась на неоязыческой оккультной религиозности. Особую роль здесь играла преступная организация – СС, своего рода «Черный орден». По мысли руководителя СС Г. Гимлера из телохранителей вождей и элиты НСДАП (нацистской партии) эсэсовцы должны были стать жрецами новой религии, которая должна была заменить собою христианство.

Адепты арийского неоязычества изучали руны, которым придавали высший магический смысл. Также, несмотря на то, что германцы сами в свое время отвергли язычество, изучался культ предков и германизма, практиковались языческие ритуалы[21]. Создавались целые алтари эсесовцев, наподобие католических, но со свастиками и рунической символикой. Был своего рода неоязыческий арийский ритуал при вступлении эсесовцев в брак и нечто похожее на крещение при рождении ребенка [См.: Гросс П. Ананербе. Оккультная война Третьего Рейха. Ростов н/Д: Феникс, 2006. После стр.128. Фото № 30, 31, 32 ].

Бессилие язычестваГитлеровцы верили в мощь древних языческих германских богов. Например, по одной из версий, немецкий ас Генрих Эрлер закончил свою жизнь со словами: «Увидимся в Вальхалле!», что подтверждает степень проникновения неоязычества в войска фашистской Германии[22].

Результат всем известен – языческие арийские божества не помогли Германии одержать победу, а привели её к закономерному и справедливому поражению, позору и программе денацификации. Самое интересное, победа над неоязыческой Германией произошла в начале мая, на светлой пасхальной седмице (неделе). Более того, православная Пасха в 1945 году пришлась на 6 мая по новому стилю, когда Православной Церковью почитается память великомученика Георгия Победоносца – великого покровителя православных воинов.

При этом в составе антигитлеровской коалиции не было стран придерживавшихся неоязыческой или какой-то подобной идеологии. А в политике СССР в период Великой Отечественной войны произошел серьезный поворот в отношении к Православной Церкви[23]. Получается, что опять победило христианство!  

Фиаско современных неоязычников

Осталось рассмотреть некоторые примеры из современной истории. Попытки заигрывать с языческими божествами и сочинять сказки о какой-то там им «запредельной мощи» составляет антураж современных тусовщиков – родноверов. Но известны ли какие-то чудесные случаи помощи несуществующих языческих божеств (на самом деле это бесы- падшие духи) современным неоязыческим сектантам?

Рассмотрим в качестве примера историю практически полностью неоязыческого военного формирования в современной Украине — полка «Азов»*.  Несмотря на свой грозный милитаристский антураж и провозглашаемую мощь дохристианской славянской религии, неоязычники не продемонстрировали грандиозных военных успехов. Они неоднократно терпели поражения в прямых боестолкновениях с ополчением независимых республик (ЛНР и ДНР) и ретировались с поля боя.

«При этом никакой чудесной помощи этим «наследникам» древних славянских традиций «родные боги» не оказали. Единственным чем прославилось это военное подразделение были жесткие репрессии и т.н. «зачистки» в отношении мирного, невооруженного населения. Очевидно, что нравственные ценности современных неоязычников с их непомерным эгоизмом не располагают к каким-то великим подвигам и здесь мы видим расхождение с пустой и выдуманной пропагандой этого сектантского течения и реальными фактами из их жизни»[24].

С другой стороны, некоторая часть неоязычников засветилась и в рядах защитников Донбасса. Речь идет о так называемой диверсионно-штурмовой разведывательной группе «Русич», в которую вошли некоторые личности «с ультраправым и неоязыческим уклоном». Эмблемой этой группы стал «солнцеворот» или «коловрат», выдуманный в 1923 году польским художником С. Якубовским символ. Один из столпов неонацизма и неоязычества в России, любитель эсесовцев А. Добровольский, считал коловрат символом возрождающегося язычества.[25].

Если верить интернет, группа «прославилась» тем, что убивала пленных, и кроме одного боевого эпизода ничем особенно не известна, кроме само-PR[26]. Последнее известное событие с воинственными родноверами из её состава связано с серьезным поражением в Ливии, куда в качестве ЧВК они отправились. По сообщениям интернет-ресурсов, члены отряда «Русич» вместе с командиром 1-й роты ЧВК «Вагнера» Александром Кузнецовым (позывной «Ратибор») попали в засаду, устроенную боевиками. В результате 27 человек, включая Кузнецова, получили тяжелые ранения, а 15 из них скончались[27]. Так и где же была помощь Перуна и Одина и иже с ними?

В сети одно время можно было найти явно фантастический рассказ ныне покойного псевдоисторика и «славянского» неоязычника-удмурта Л.Р. Прозорова  («Озар Ворон») о якобы «чудесной» помощи языческих духов бойцам некоего якутского отряда во время одной из  чеченских компаний. Эту историю из-за явной фантастичности уже нельзя найти на просторах Интернет, но суть ее в том, что якуты под минометным обстрелом в окружении боевиков совершили камлание духам (не «славянским богам»!) и враги были уничтожены явившимся дождем и селем. Многие профессионалы, читавшие этот бред его высмеяли, о такой истории никому не известно, да и в реальности такое сделать под обстрелом не могло бы прийти в голову ни одному вменяемому военнослужащему[28].

Наоборот, в Чечне неоднократно военнослужащие получали чудесную помощь Божию по молитвам святых угодников Православной Церкви. В тяжелых испытаниях православная вера помогала нашим воинам не преступить присягу и выйти моральными победителями в борьбе с исламскими террористами. Таким ярким примером благородства и мужества является подвиг в плену воина-мученика Евгения Родионова. О помощи Божией на войне есть очень много свидетельств — см., например, здесь (Солдаты о Боге Ч. 3 Чечня Нельзя молчать фильм 1).

Наоборот, демонстрацией бессилия и бесплодности язычества можно считать рассказ бывшего язычника-родновера, который описывает свой духовный опыт обращения к языческим богам во время своего заключения в колонии. Опыт молитв к языческим божествам — Велесу, Одину, Перуну и Свентовиту он приравнивает к попытке обратиться к “мики маусу”. Лишь получив особое откровение от Бога и начав молиться Господу Иисусу Христу и просить молитв Божией Матери, он получил исцеление, а затем и чудесную помощь во время своего заключения[29].

Заключение: бессилие язычества

Везде в мировой истории язычество в военном плане всегда в конечном итоге проигрывало христианству. Языческие народы и цивилизации Америки, Индии, Китая, воинственная Япония не говоря уж о языческих племенах Африканского континента, проиграли христианским державам. Пример из практики современных неоязычников-родноверов еще раз доказывает бессилие язычества и духовную силу и мощь нашей святой Православной веры. 

P.S. материалы по теме: свящ. Георгий Максимов. Православное отношение к войне и воинскому служению ; Ответ язычникам о — Князе Владимире и не только; Выбор сильных: О чудесах Божиих православным воинам в Афганистане и Чечне (ВИДЕО); ИЗ СМЕРТИ В ЖИЗНЬ ; Откровение бывшего язычника.

Примечания:

*неоязыческий полк (батальон, бригада) «Азов» признан террористической организацией, а его символика ранее признана экстремистской и запрещена.

 

[1] Честертон Г.К. Парадоксы христианства // Ортодоксия. Эссе. _ М.: ПСТБИ, 2003. С. 116.

[2] См.: Там же. С.119.

[3] См.: Полохов Д., прот. Вопрос о воинской службе в свете Священного Писания и сочинений церковных писателей I-III веков.

[4] Рассмотрение горячечного бреда о том, что христиане шли на компромисс с верой с язычниками ради власти – см.: Видео в статье «Где сказано, что Иисус Христос Бог и причем здесь Бог Троица?» 

[5] См.: Кинер К. Библейский культурно-исторический комментарий. Ч.2. Новый Завет. СПб.: Мирт, 2005. С.477-478. И комментарий в «Брюссельской» Библии.

[6] См.: Дрязгунов К.В. К проблеме распространения христианства в Римской армии

[7] См.: Евсевий Кесарийский. Жизнь Константина. I, 28

[8] Воинское знамя с с христианской символикой. Лат. labarum, происхождение слова «лабарум» точно не установлено, возможно, от лат. laureum [vexillum] — лавровое [знамя], т.е. приносящее победу.   

[9] См.: Лисовой Н.Н. Христианство: Век за веком. Очерки по истории христианской Церкви.  См. также здесь — https://azbyka.ru/days/p-puteshestvie-na-rodinu-imperatora-konstantina

[10] Вулгаракис Илиас. ДРУГОЕ “СИМ ПОБЕДИШИ”

[11] ХЛОДВИГ I. / Древо. Открытая православная энциклопедия. 

[12] См. Там же.

[13] См.: Карл Великий. Покорение саксов.

[14] См.: Варвары и Рим

[15] Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. Сретенск: МЦИФИ, 2000. С. 189.

[16] Джаксон Т.Н. Четыре норвежских конунга на Руси.    

[17] См.: Лукинский А. История Олафа Трюггвасона: как норвежский викинг крестил князя Владимира. Неожиданная версия крещения Руси

[18] См.: Шахматов А.А. Корсунская легенда о крещении Владимира. М., 2013. С. 6-7.

[19] Фельдмаршал Александр Васильевич Суворов граф Рымникский, князь Италийский (1730-1800) ЗАВЕЩАНИЕ

[20] См., напр.: Клин Б. Русские идут. В язычники.

[21] См.: Первушин А.И. Грааль и свастика. Религия нацизма

[22] См.: «Тео, это Генрих. Иду на таран. Прощай, увидимся в Вальхалле!» 

[23] См.: Мурзин Е. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны

[24] Полохов Д., прот. Неоязычество как саморазрушительная утопия. (Бессилие язычества).

[25] О том, что к именно славянскому язычеству т.н. «коловрат» притянуть очень сложно см.: Коловрат. Правда и обман.   

[26] См.: ДШРГ «Русич» 

[27] «Ратибор» и диверсионный отряд «Русич» попали в засаду, устроенную боевиками. О ранении А. Кузнецова, с характерным для неоязычников прозвищем «Ратибор» см.: здесь

[28] Автор сам поинтересовался этой информацией у людей бывавших в Чечне, в том числе у офицера спецназа ГРУ. История полностью выдумана.

[29] Исповедь неоязычника / Русь Православная.

 

1 комментарий “Мощь христианства и бессилие языческих богов”

  1. Сегодняшняя новость подтверждает бессмысленность и опасность увлечения неоязычеством: «Атаман «Великого братства казачьих войск Руси и зарубежья» 57-летний Сергей Капитонов и начальник отдела охраны труда 64-летний Алексей Петухов устроили тренировочный поединок на саблях возле спортивной площадки во дворе под Истрой. Во время боя атаман Сергей Капитонов скончался от удара саблей в грудь» (https://www.kommersant.ru/doc/5458045).
    На Ютьюб есть интервью с этим самоназванным казаком — родновером. Он увлекался восточными единоборствами., йогой, цигун ну и конечно верил в несуществующих типа «славянских богов». В результате ни Перун, ни Велес, ни Даждьбог и пр. нечисть ему не помогла. Несчастный случай? Нет!
    Для неоязычников характерным является внезапные смерти от болезней (Л.Р. Прозоров), психические расстройства (А. Добровольский и Валерий Емельянов), паралич в результате инсульта (В.А. Истархов — он же Гудман). Подобная ситуация наблюдается и у сатанистов. Заигрывание с демонами — языческими богами ни к чему хорошему не приводит. Они не просто не способны кого-то защитить, но и готовы погубить своих адептов.

Добавить комментарий

3 × пять =