Где сказано, что Иисус Христос Бог и причем здесь Бог Троица?

С постоянной периодичностью в интернет дискуссиях поднимаются две темы. Первая — это вопрос о том почему Иисус Христос Бог и где Он об этом говорит. Вторая – действительно ли учение о Пресвятой Троице является позднейшей выдумкой и его лишь при помощи силы навязали христианам на Первом Вселенском Соборе в 325 году в г. Никея?

Обычно такие вопросы поднимают представители тоталитарной секты «Свидетели Иеговы» (признана экстремистской на территории России) и мусульманские проповедники. Не чураются такой весьма несвежей «информацией» о христианстве разного рода атеисты и даже неоязычники, т.е. люди, живущие в мире своих иллюзий. Постараемся на основании первоисточников разъяснить эти вопросы для тех, кто способен честно и критически воспринимать информацию. Небольшое видео и текст со ссылками на древнейшие первоисточники христиан приводятся ниже.

Для мусульман необходимо сделать следующую оговорку: прежде чем воспроизводить штампы исламской пропаганды (типа «где дословно так говорится?») надо внимательно прочитать и для себя ответить на вопросы, разъясняющие приводимый текст.

Свидетельства Самого Иисуса Христа о Своей Божественности

Свидетельства Евангелия

Свидетельство Джибрила (мусульмане соотносят его с архангелом Гавриилом) о Божественности Иисуса Христа[1]: об Иоанне Крестителе (Яхье – по араб.): «и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лук.1:16,17). Пред Кем проповедовал Иоанн Креститель (Предтеча)? — перед Сыном Божиим Иисусом Христом.
Тот же ангел после этого говорит уже Деве Марии: «Он будет велик и наречется  Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; 33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». (Лук.1:32-33).

  1. Он имеет равную с Богом власть и это – не богохульство:
    7 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? 8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе(Бог – сердцеведец!), сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? 9 Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? 10 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,— говорит расслабленному: 11 тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. (Мар.2:7-11). В иудейской традиции прощать грехи без жертвоприношений – прерогатива Бога (см. мидраш Tanh. Lev. 3:6.: «Я изглажу грехи их без жертвоприношения»).
    2. Будит судить живых и мертвых:
    Иоан.5:22 Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну.
    Иоан.8:16 А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня
    27 ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. (Матф.16:27). Обратите внимание – Ангелы Божии = Ангелы Иисуса, Сына Божьего.
    3. Самодостотачность: Иисус Христос имеет источник бытия в Самом Себе (Только у Бога может быть).
    Иоан.5:26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. (Ср. в Суре «Корова» К.2:255 Аллах называется ал-Каййум – Самосущий, поддерживающий жизнь (Гиргас В.Ф. Арабско-русский словарь к Корану и хадисам. М.: Диля, 2006. С.681). Т.е. Иисус как и Аллах – Самосущий! 
  1. Прямые свидетельства о Своем Божестве.
    А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня. (Иоан.8:16).
    Здесь надо не выдергивать из контекста, а прочитать все до конца.
    «Я и Отец — одно». (Иоан.10:30).
    на иврите: «Ани вэави ехад анахну» — Я и Отец – один мы. Имеется в виду сложносоставное единство, одиночество передается словом яхид. См. прямую параллель с именем Божьим Элохим (Аллах). Таким образом приоткрывается тайна множественного окончания – им. (см. Бытие 1:26).
    Далее — Иудеи все прекрасно поняли (в отличие от сектантов, атеистов и мусульман):
    33Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. (Иоанна 10:33).
    Дальше критики цитируют только 34 стих – о том, что простые люди, мол тоже могут быть богами. НО! Дальше:
    36 Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий? (см. выше Сын Божий для Иисуса = Бог) 37 Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; 38 а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем. 39 Тогда опять искали схватить Его (естественно за богохульство); но Он уклонился от рук их, (Иоан.10:36-39). Заметим Иисус творит дела Бога! Это больше чем простые претензии простого пророка! Тут явно Христос выступает как Бог.
    17 Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. 18 И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. Иоан.5:17-18.
  2. Он вечный, пребывал до сотворения мира. (А Кто был до бытия мира?)
    56Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.
    57На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет,- и Ты видел Авраама?
    58Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Иоан. (8:56-58).
    Я есмь – в подлиннике «эго эми». Именно так евреи –переводчики Ветхого Завета на др-греч. язык (Перевод 70-ти) перевели имя Божие ((Эхье) 1-е лицо (Я, Который есть) Исход.3:14, это же имя — (Яхве) в 3-ем лице (Он, Который есть) Исход.3:15). Христос фактически говорит, что Он Яхве (Иегова – неточная передача), т.е. Бог, Которые с этим именем открылся пророку Моисею!
    Заметим, Яхья (Иоанн Предтеча), родишийся на пол года раньше Иисуса, говорит о Нем:
    15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меняпотому что был прежде меня. (Иоан.1:15).
    6. До сотворения мира (т.е. до начала времен) Он имел славу Бога:
    И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. (Иоан.17:5). См дальше 24 стих. – «да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира». «Я Господь, это — Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» (Ис.42:8).

Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш. (Иоан.8:54) Отец Иисуса – Бог! Поэтому Евангелист Иоанн пишет в прологе Евангелия о Христе как Единородном – в смысле не только Единственном, но и вечно пребывающем в Боге Сыне. «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». (Иоан.1:18). Текстолог и библеист Б. Мецгер (и даже Б. Эрман))) считает более достоверным чтение «Единородный Бог»[2].

  1. Сам Иисус ставит Себя выше храма Божьего. «Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма» (Мф.12:6). Для Иисуса очевидно, что  «клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» (Мф.23:21). Потому что на храме наречено имя Божье (Иер.7:11). Но Иисус ― больше храма. Кто же это может быть кроме Бога? Т.е. Иисус есть Бог не по названию (по имени) только, а по самой сущности, т.е. по природе. Ибо Он выше «всякого имени», «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (См.: Фил.2:9-10). Мы же получаем усыновление во Христе Богу по вере и христианской жизни. Здесь важно не путать причину и следствие! «А тем, которые приняли Его,  верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Иоан.1:12).
  1. Естественно после таких свидетельств Иисус требует Себе поклонения как Богу и веры в Себя как в Бога:  дабы все чтили Сына, как чтут ОтцаКто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. (Иоан.5:23).1Да не смущается сердце ваше; веруйте в Богаи в Меня веруйте. Иоан. 14:1. 35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? 36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? 37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. 38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему. (Иоан.9:35-38). Ученики «поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий» (Матф.14:33). и др. 

Почему это допускал Иисус? — Вот почему:  Иоан. 14:9. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? 10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. 11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. (Иоан.14:10-11). (Ср. Апостол Павел пишет о Христе: «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9)).
Апостолы этого не допускали по отношению к себе: Сотник Корнилий падает к ногам Петра, «поклоняясь», ему, но Пётр подымает его, «говоря: встань; я тоже человек» (Деян. 10:25-26).

Поэтому очевидно, что апостол Фома покланяется Воскресшему Христу как Богу и так же Его и называет!
28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! (Иоан.20:28).
Христос его не ругает за это, не говорит ему – что ты нарушаешь 3-ю заповедь о произнесении имени Божьего напрасно, а наоборот его веру ставит в пример: Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. (Иоан.20:29)

Так должны и веровать остальные, без чего нельзя спастись. Веровать именно в Сына Божьего, Которые есть, по свидетельству Фомы «Господь и Бог»! — 31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. (Иоан.20:31).

Очевидно, что именно за это Иисуса Христа (за то, что Он провозглашал Себя Богом) приговорили к казни (Сам Он для этого и явился, чтобы пострадать за нас Марк.10:45).
63 Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? 64 Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. (Матф.26:63-64). Сила, Сильный — одно из имен Божьих  см., напр.: Исаия.1:24; 60:16. (´ábîr — Сильный) – см. коммент. в Bible Works. (Дева Мария как раз Духом Святым воспевает в Евангелии: «сотворил Мне величие  Сильный, и свято имя Его» (Лук.1:49) — Ясно, что свято только имя Божье!  Если уж Бог возвеличил Деву Марию, то уж и нам наверное надо! (Это о почитании Богородицы см. «ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лук.1:48)).
65 Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует!  на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! (Матф.26:65)

Иисус на самом деле указывает на Себя как на Сына Человеческого из пророчества пророка Даниила: «13 Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. 14 И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан.7:13-14).

Слава Бога, власть и царство даны Ему навечно. Все народы служат Ему как Богу! В древнегреческом переводе Семидесяти (LXX) стоит слово ― λατρεύουσα служить, в смысле поклоняются как Богу. Арамейский текст ― стоит йиплэхун (yiplüHûn) от пэлах ― служить или поклоняться (Богу). Другими словами Иисусу будут служить как Богу! Ср.: Дан.3:17: «Бог наш, Которому мы служим (палхин)…..» — употребляется то же слово. Поэтому Сын Человеческий есть по Своей Божественной природе ― Сын Божий! 

41 Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили:42 других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него;43 уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын (Матф.27:41-43). Ср.: «Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим» (Иоан.19:7). 

С исторической точки зрения и с точки зрения иудейских источников очевидно, что Синедрион действительно обвинил Иисуса в конкретном преступлении — богохульстве (Мк. 14:64; пар. Мф. 26:65). См.: Талмуд: «Богохульник виновен, только если он отчетливо произносит имя Бога» (М. Санхедрин 7:5). По поводу греха богохульства Филон Александрийский говорит, что если кто-либо «хотя бы попытается произнести имя Бога без причины, он должен быть наказан смертью» (Vit. Mos. 2.206).

Вывод: Очевидно, что Иисус провозглашал Себя Богом, причём Его современники так все и понимали. Его утверждения были лицемерно сочтены богохульством, и религиозные вожди приговорили Его за них к распятию.

Божественность Иисуса Христа подтверждается Его Самовоскресением из мертвых (естественно по человеческой природе): «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Марк.16:9).

Об этом Он и говорил Своим ученикам: 17 Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. 18 Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ееИмею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. (Иоан.10:17-18). Сам пророчествовал об этом еще ранее: «Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. И вспомнили они слова Его» (Лук.24:6-8).

Апостолы почитали Иисуса Христа как Бога

Апостол Иаков -«Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, — радоваться». (Иак.1:1). Иисус для него – Господь Славы!!!! ― «Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица» (Иак.2:1). [Ср., напр.: Пс.23:10].

Апостол Петр – 14 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: …. 32 Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. … 36 Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли (Деян.2:14-36).

13 Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. 14 Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, 15 а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели (Деян.3:13-15). [Ср.: «Святой» — имя Бога — Ис.40:25, Ис.43:15 и др. «Праведный» — один из титулов Божьих, Его свойство – сыфат (араб.): Пс.7:10; Иер.11:20 и др.].

«Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех» (Деян.10:36).

17 Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. 18 И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе. (2Пет.1:17,18). (Узнаваемый сюжет из Евангелия о Преображении Господа Иисуса Христа на горе Фавор – Марк.9:3-7). Ср.: «Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, — ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному». (Ис.48:11) (Божия слава — она только Божия!).

Кому кроме Бога могут быть покорны ангелы Божии? ― «Который (Иисус Христос), восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы» (1Пет.3:22).

Апостол Иоанн Богослов — «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Иоан.5:20).
Апостола Иуда, брат Господень — «Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и  отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа».(Иуд.1:4).

Апостол Павел — «их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь» (Рим.9:5). и др.

Вера первого христианского мученика архидиакона СтефанаВидно, что первые христиане даже молились Иисусу как Богу: «и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! Приими дух мой» (Деян.7:59).

Свидетельства древнехристианской литературы

1.Св. Климент Римский († 101 г.), лично знавший апостолов Петра и Павла и поставленный ими на епископство в конце I века пишет ок. 95 г.: “Братья! Об Иисусе Христе вы должны помышлять, как о Боге и судье живых и мертвых” (2 послание к Коринфянам, I). “Обратим внимание на кровь Христа, — и увидим, как драгоценна пред Богом кровь Его, которая была пролита для нашего спасения, и всему миру принесла благодать покаяния” (1 послание к Коринфянам, VII). “О Сыне же Своем так сказал Господь: «Сын Мой Ты, Я ныне родил Тебя » (Пс 2:7–8)” (1 Кор., XXXVI).

2. св. мученник Игнатий Богоносец († 107 г.) Антиохия Сирия. Он лично знавший апостолов Петра и Иоанна, и, по преданию, видевший в детстве Самого Спасителя, так свидетельствует перед казнью: «Един есть врач, плотский и духовный, рождённый и безначальный, во плоти явившийся Бог Иисус Христос, Господь наш» (К Ефесянам, VII). Там же: Послание к ефесянам: «Ибо Бог наш Иисус Христос, по устроению Божиему, зачат был Мариею из семени Давидова, но от Духа Святого».
Послание к Римлянам: «Бог наш Иисус Христос  является в большой славе, когда Он во Отце».
Послание к смирнянам: — Славлю Иисуса Христа Бога, так умудрившего вас.

  1. «Пастырь» Ерма (кон. I — нач. II в.). Рим. «Сын Божий древнее всякой твари, так что присутствовал на совете Отца Своего о создании твари. … никто не войдет в Царство Божие, если не примет имени Сына Божия» ( Pastor. III, 9. 12).
  2. Послание апостола Варнавы (110-120 г. Египет). «Итак, Сын Божий для того пришел во плоти, чтобы довершить полную меру грехов тех, кои преследовали пророков Его даже до смерти. Для того Он и пострадал. Ибо Бог говорит, что «рана плоти Его «происходит от них» (Ис. 53:8)» (Гл.5); «Если Сын Божий — Господь, имеющий судить живых и мертвых, пострадал для того. чтобы Его рана оживотворяла нас» (Гл.7).
  3. Христианский апологет Аристид (150 г.). Афины, Греция. «Христиане же ведут начало своей религии от Господа Иисуса Христа. Он исповедуется Сыном Бога Вышнего; снизшедши в Духе Святом с неба и рожденный от Еврейской девы, Он принял плоть и Сын Божий стал человеком. О пребывании Его ты, царь, если угодно, можешь узнать из называемого нами «Евангельского Писания» (Апол. II, 6).
  4. св. мученик Иустин Философ (†165г.): Неаполь, Рим. « … Иисус Христос есть Сын Божий и апостол, который прежде был Слово … у Отца всего есть Сын, Который, будучи первородное Слово Божие, есть также Бог» (1 Апология. 63).
  5. св. муч. Поликарп Смирнский (ок. 80-†169). Малая Азия. Ученик Апостола Иоанна Богослова, друг св. Игнатия Богоносца. Послание к Филиппийцам: «Я весьма сорадовался вам в Господе нашем Иисусе Христе» (Гл.1); «веруйте в Того, «Который воскресил из мертвых Господа нашего Иисуса Христа и даровал Ему славу» и престол одесную Себя, Которому все покорено небесное и земное, Которому все дышащее служит, Который придет Судией живых и мертвых» (Гл.2); «Подобно и диаконы должны быть непорочны пред правдою, как служители Бога и Христа, а не человеков» (Гл.3); «Бог же и Отец господа нашего Иисуса Христа и Сам вечный Первосвященник. Сын Божий Иисус Христос, да утвердит вас в вере и истине» (Гл.12); О распятии Господа Иисуса «Всякий, кто не признает, что Иисус Христос пришел во плоти, есть антихрист». Кто не признает свидетельства крестного, тот от диавола» (Гл.7);
  6. Афинагор Афинянин (ок. 177 г.) «Сын Божий есть Слово Отца, как Его идея и как действенная сила, ибо по Нему и чрез Него все сотворено, потому что Отец и Сын суть одно» (Ср. Иоанна 10:30). (Прошение о христианах. 10).
  7. св. мученик Аполлоний Римский († до 186 г.) «Аполлоний отвечал: «Бог, Слово, искупитель душ и телес, вочеловечился в Иудее, исполнил всю правду и славно был наполнен божественною мудростью. Он проповедывал истинную религию, которая была пристойна сынам человеческим, чтобы подавить начало греха». [Апология, 10].
  8. святитель Мелитон Сардийский (ок. †190 г.). г. Сарды, Лидийская область Малой Азии. «ибо Он родился как Сын был приведен как агнец, заклался как овца, был погребен как человек, воскрес из мертвых как Бог, будучи по природе и Богом и человеком» («О Пасхе, 8»).
  9. св. священномученик  Ириней Лионский († конец. 2 в.) – ученик св. Поликарпа. Лугдунская Галлия, Римская империя. «Сын Божий становится Сыном человеческим, чтобы сын человеческий стал сыном Божиим» (Против ересей. III 10. 2), «Иоанн возвещает единого Бога вседержителя, и единого Единородного Христа Иисуса, о котором говорит, что все произошло чрез Него, что Он Сын Божий, — Он — Единородный, Он — Творец всего, Он — свет истинный, просвещающий всякого человека (Ин. 1:9), Он Творец мира, Он пришел к своим (Ин. 1:11), Он Самый стал плоть быть, и обитал с нами». (Против ересей. I 9.2). «но ничто из сотворенного и подчиненного Ему не может быть сравниваемо с Словом Божиим, чрез Которое все произошло, Которое и есть Господь наш Иисус Христос» (Против ересей III 8.2). «Посему, когда Отец истинно есть Господь, и Сын истинно есть Господь, то справедливо Дух Святый обозначил Их наименованием Господа… Итак, чрез Сына, Который есть во Отце и имеет в Себе Отца, открылся Бог Сущий, так как Отец свидетельствует о Сыне, и Сын возвещает Отца.» (Против ересей III 6.1-2).
  10. Послание к Диогенту (2 век) Египет. «Через кого мы беззаконные и нечестивые могли оправдаться, как не через Сына Божия?». (9). Я не говорю чего-либо странного и не ищу напрасно убедить других, но, будучи, учеником Апостолов, я сделался учителем язычников. То, что предано мне, я стараюсь сообщить ученикам, достойным истины. Кто же в самом деле, будучи правильно научен и рожден благостью Слова, не постарается тщательно изучить то, что Слово ясно преподало Своим ученикам? Само Слово, явившееся им, открывало и свободно говорило то, что было непонятно неверующим, и что Оно объясняло ученикам, и те, кого Оно сочло верными, познали таинства Отца. Для этого-то Он и послал Слово, чтобы Оно явилось миру. Отвергнутое народом иудейским, Оно было проповедано апостолами и в Него уверовали язычники. Оно было искони, но явилось в последнее время. Оказавшееся древним, Оно всегда вновь рождается в сердцах святых. Вечно Сущий ныне признан Сыном. Чрез Него обогащается Церковь и благодать, распространяясь, множится во святых…» (11).
  11. «Страдания святых Перпетуи и Фелицаты» — документальное свидетельство о мученичестве древних христиан (203 г.). Карфаген, Северная Африка.. «Почему мы тоже, братия и милые сыночки, провозглашаем вам то, что мы слышали и осязали (1 Кор. 15:1); что вы, присутствовавшие, можете привести себе на память во славу Божию, и вы, которые знают от слышания, можете иметь общение со святыми мучениками, и через них с Господом Иисусом Христом, Которому слава и честь во веки веков. Аминь». [Гл.1] «И я (Перепетуя) сказала: «Он не повредит мне, во имя Иисуса Христа». И из-под лестницы, как будто он испугался меня, он тихо положил свою главу, и я, ступая как будто на первую ступень, ступила на его главу (змея, т.е. диавола)» [Гл. 4]. (т.е. Иисусу Христу молились). «Но Тот, Кто сказал: «Просите, и получите» (Ин. 16:24 – это слова Иисуса Христа), дал им по их прошению такую кончину, какую каждый желал».  [Гл.18]. (т.е. Иисусу Христу молились как Богу).
  12. Марк Минуций Феликс (ок.210 г.). Рим. «Очевидно, что Бог, Отец всех вещей, не имеет ни начала ни конца; всему давая начало, Он Сам вечен; Он был прежде мира, Сам будучи для Себя миром. Он несущее вызвал к бытию Своим Словом» (Октавиан. 18).
  13. Климент Александрийский [Тит Флавий Климент] (ок.†217 г.). Александрия, Египет. «Сын и Отец, оба — единый Бог, наш Господь». [Педагог. III, 12]. (Климент Александрийский. Педагог. М., 1996. С.285). «Наш же Педагог свят; им является Божественный Иисус, Логос, руководитель всего человечества; Сам Он, человеколюбивый Бог, есть наш Воспитатель» (Педагог I, 7). (С.71). «Неся крест Спасителя «следом за Ним по пятам, как за Богом»». (Strom.II.104, 3). (Климент Александрийский. Строматы в 3 т. СПб., 2003. Т.1. С.315).
  14. Тертуллиан († после 220 г). Северная Африка, Рим. «у Единого Бога есть Его Слово, Которое произошло от Него, и  через Которое все начало быть, и без Которого ничто не начало быть(см. Ин 1:3). Мы верим, что Оно было послано от Отца в Святую Деву и родилось от Нее, — Бог и человек, Сын Божий и Сын Человеческий, называемый Иисусом Христом» (Против Праксея. Гл.2). Пишет об Иисусе Христе — «Он есть Бог и Человек согласно двум Своим сущностям, которые различаются по своим особенным свойствам, потому что и Слово есть ничто иное как Бог, и плоть — ничто иное как Человек» (Против Праксея. 12:27).
  15. Святитель и муч. Ипполит Римский (ок. † 235 г.). Рим. «Ведь этот, сущий над всеми, есть Бог, так как Он осмеливается говорить: «Все Мне передано Отцем» (Мф.11:27). Он, сущий над всеми благословенный Бог, рожден и, хотя сделался человеком, но есть (в то же время) Бог во веки». (Против Ноэта, 6).
  16. «Поучения Силуана». (ок. сер III в.). Египет. «Как много образов принял Христос ради тебя! Будучи Богом, он находился среди людей, как человек. Он спустился в преисподнюю и освободил детей смерти. …. Познай, кто есть Христос и обрети его себе как друга, ибо он — верный друг. Еще он — Бог и учитель. Будучи Богом, он стал человеком ради тебя».[3]
  17. Ориген, христианский философ (ок.† 254 г.). Египет, Кесария Палестинская. «А чтобы ты знал, что всемогущество Отца и Сына одно и то же, как один и тот же с Отцом (Сын) — Бог и Господь, ты послушай, что говорит Иоанн в Апокалипсисе: это «говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Апок. 1:8). Но Кто этот грядет, как не Христос? И как никто не должен соблазняться при мысли, что Спаситель есть Бог подобно Отцу, Который есть Бог» (О Началах. I, 2, 10). «Да поможет же нам Бог через Сына Его, Который есть Бог — Слово и Мудрость, и Истина, и Правда (Иоан. 1:1, 4:6, 24, 30), и все то, что о Нем возвещает постоянно в своем богословии священное Писание» [Contr. Cels. IV, 90]. «… Но, может быть, мы не учитываем, что человек в Нём – это Христос, если рассматриваем Его в Его душе, которая, в силу Своей человеческой природы, чувствовала волнения и скорбь – и что Он Царь согласно [Своей] божественной природе». (Comment. in Ioann. XXVIII. 192).
  18. священномученик Киприан Карфагенский (†258 г.). Фасций Цецилий Киприан. Карфаген. Северная Африка. «Если Господь и Бог наш Иисус Христос есть сам верховный священник Бога Отца, если Он первый принес Самого Себя в жертву Отцу и заповедал сие творить в его воспоминание …» (Письмо к Цецилию о таинстве чаши Господней). (Антология: Отцы и учители Церкви III в. Т.2. С.374.).
  19. Свщмч. Дионисий Александрийский (†265 г.). Египет. «VI. Итак, если вечен Отец, вечен и Сын, как Свет от Света» (Обличение и оправдание к Дионисию Римскому против Савелия).
  20. Послание православных епископов первого Антиохийского Собора (ок. 266 г.). «мы исповедуем и проповедуем рожденным, единородным Сыном, образом невидимого Бога, …. существующею прежде веков, Богом не по предведению, но по существу и ипостаси, Божьим Сыном. А кто отвергает то, что Сын Божий был Богом и прежде сотворения мира, и говорит, что признавать Сына Божия Богом, значит допускать двух Богов; того мы почитаем чуждым Церковнаго канона — и в этом с нами согласны все Кафолические Церкви …. И все Богодухновенные Писания представляют Сына Божия Богом…. И так Сын, сущий у Отца, есть Бог и Господь всего сотворенного; быв послан от Отца с небес, Он воплотился и вочеловечился. Посему и тело, заимствованное от Девы и вместившее всю полноту Божества телесно (Кол. 2, 9), неизменно соединилось с Божеством и обожилось»  Послание православных епископов первого Антиохийского Собора (ок. 266 г.) к Павлу Самосатскому, писанное до его низвержения
  21. святитель Григорий Чудотворец (после † 270 г.). Неокесария Понтийская. Малая Азия. «Сила Отчая и живой Источник, Христос, Бог наш….» [Беседа в честь Пресвятой Богородицы. 8].
  22. Святитель Феона, епископ Александрийский († 300 г.) Египет. «Благодарю всемогущего Бога и Господа нашего Иисуса Христа, что Он для спасения нашего не преставал распространять веру Свою по всему миру, и во время гонений, воздвигаемых мучителями, умножал число последователей её. … но прославлением Отца и Сына, распятаго за нас на кресте, мы уготовляем себе вечное спасение»…[Письмо к Лукиану, начальнику придворных. 1]. «Иногда должен представить Императору Евангелие и Апостол, как Божественное Писание. В сем случае может начаться разговор и о Иисусе Христе. Книгохранитель должен мало по малу раскрыть Императору Божественность Спасителя». [Там же. 7]. 
  23. священномученик Петр епископ Александрийский (†311). Египет. «Поэтому Ангел приветствовал Деву словами: “Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!” (Лк 1:28). “Бог-Слово с Тобою!”. Ведь он показывает, что Сам (Бог) пребывал в Материнском чреве и стал плотью» («О Божестве»). (отлучил от Церкви еретика Ария).
  24. священномученик Мефодий Олимпийский, Патарский (ок.†312), Филиппы Македонские. «Свет присносущий, Свет вечный, Свет высочайший, Свет невещественный, Свет единосущный Богу Отцу, Свет сущий в Духе и в котором (пребывает) Отец. Свет просветивший века, Свет просветивший вышемирное и находящееся в мире, Христос истинный Бог наш» [Слово о Симеоне и Анне. 13].
  25. Арнобий Старший [Африканский] (ок.†327) г. Сикка, Нумидия (север Алжира), в своем сочинении «Против язычников» (ок. 300 г.) пишет: «Мы (христиане) чтим Христа, и принимаем Его, и признаем за Божество» [Adversus nat. I, 36]. «Ибо кто из людей мог бы увидеть и заметить Его (Иисуса Христа), если бы Он восхотел таким явиться на земле, каков Он по Своей изначальной природе и каков Он Сам восхотел быть в Своей сущности или божественности?» [Adv. nat. I, 60]. «… повторяю: Бог ― Христос» [Adv. nat. II, 60].
  26. Лактанций Луций Цецилий Фирмиан (ок.†325 г.). Африка, Галлия. Объясняет почему Иисус не получил собственное имя Еммануил: «Поскольку Бог намеривался прийти к людям во плоти. А Еммануил как раз и означает «С нами Бог»… » [Божественные установления. IV. 12, 4-5]. «О том, что Он и Богом был, и в то же время был рожден из чрева, нам предсказали пророки» [Там же. IV. 13, 4].

 Данные археологии

Археологические находки свидетельствуют об этом почитании в 1 веке по РХ (Палестина):
Два оссуария (хранилища для костей) обнаруженных в 1945 г., относящихся к 50 г. по Р.Х. На них начертано четыре креста и две греческие надписи, из которых первая — это молитва Христу о помощи, а вторая — о воскресении человека, чьи кости покоятся в оссуарии. Значит в  50 г. в Палестине христиане-евреи признавали Иисуса Христа Богом (если молились Ему)[4]. Свидетельством подобного же рода, но немного более поздним, является одна восточная гемма с рисунком рыбы и надписью: «Иисус Христос, защити!».Христос Бог

Сюда же стоит отнести открытие, сделанное археологами и исследователями текста Нового Завета и древней христианской письменности. Оказывается,  в древнейших рукописях Нового Завета есть традиция особо выделять в тексте  священные имена Nomina sacra.

Это определенно очень древний христианский феномен.  Это строго определенный набор слов, все из которых являются значимыми в раннехристианском религиозном словаре. Целью их использования является проявление религиозного почитания, при этом выделив священные слова на письме особым образом (в этом видят влияние иудейской традиции, берущей начало в иудеохристианстве). В явлении nomina sacra мы сталкиваемся с замечательным проявлением древнего христианского поклонения, и эти письменные символы, возможно, являются одними их самых ранних артефактов становящейся христианской материальной культуры, дошедших до наших дней.

Четыре ранних формы nomina sacra (начиная со II в. н. э) – божественные имена или названия, определяющие две центральные фигуры в ранних христианских формах поклонения (Господь Бог и Иисус). Например, Иисус – Ις; Христос — Χς, Χυ; Бог — Θς, Θυ и т. д. Древнейшие христианские рукописи свидетельствуют, «что слова Бог и Христос почитались одинаково», т.е. Иисуса Христа почитали как Бога. 

О вере древних христиан в единого Бога Троицу

  1. Ок. 80 года н.э. – «Дидахе» (Учение 12 Апостолов). Сирия. Говорят о крещении «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (полная параллель с Матфеем.28:19).
  2. «Оды Соломона»— раннехристианский памятник, написанный сирийском языке (арамейском) христианином из иудеев. около 100 года н.э.
    «и имя Отца было на нем (речь идет о Писании Божьем) и Сына и Святого Духа, чтобы царствовать во веки веков» (Ода 23:22).
  3. св. муч. Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский († 107 г.). Антиохия, Сирия. ученик Апостола Иоанна Богослова. Бог един: «Бог обещает нам единение, которое есть Сам Он» (Траллийцам, 11). Бог есть единство Трех Лиц: «Итак, старайтесь утвердиться в учении Господа и апостолов, чтобы во всем, что делаете, благоуспевать плотию и духом, верою и любовию, в Сыне и Отце и в Духе» (Магнезийцам, 13).
  4. св. мученик Иустин Философ (+165г.) Неаполь, Рим. Пишет о крещении во имя Святой Троицы: «омываются водою во имя Отца всего и Владыки Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святого» (1Апология.61). «За все получаемые нами благодеяния мы прославляем Создателя всего, чрез Сына Его Иисуса Христа и чрез Духа Святого» [1 Апология. 67]. Пишет о христианском богослужении: «предстоятель, взяв это, воссылает именем Сына и Духа Святого хвалу и славу Отцу всего и подробно совершает благодарение за то, что Он удостоил нас этого» (1Апол. 65).
  5. св. священомуч. Поликарп Смирнский (ок. † 169г.). Малая Азия. Из описания его мученичества, молитва ученика Апостола Иоанна Богослова: «За сие и за все Тебя [т.е. Отца] хвалю, Тебя благословляю, Тебя славлю, чрез вечного и пренебесного Первосвященника Иисуса Христа, возлюбленного Твоего Отрока, чрез Которого [да будет] слава Тебе – с Ним и со Святым Духом – и ныне и в будущие веки. Аминь».  (Мученичество св. Поликарпа, епископа Смирнского. Гл.14). – это один из самых древних памятников христианской житийной литературы! (2 век).
  6. апологет Афиногор Афинянин (ок. 177 г.). Греция, Афины. «Итак, кто после сего не удивится, услышав, что называют безбожниками тех, которые исповедуют Бога Отца и Бога Сына и Духа Святого и признают их единство в силе и различие в порядке?» (Прошение о христианах, 10). «Мы признаем Бога и Сына Его — Слово и Духа Святого, именно составляющих одно по силе своей Отца, Сына и Духа» (Прошение о христианах, 24).».
  7. Св. Феофил Антиохийский (+188г.) Сирия первый употребляет богословскийтермин Троица  (чтобы понятней было  учение о Боге): «Те три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости» (Автолику 2:15).
  8. «Физиолог» — христианское сочинение (IIIII в.). Александрия, Египет. Содержит призыв ко крещению «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Физ. VI), после которого человек становится «восприявшим Духа Святого» (Физ. ХIХ).
  9. св. Ириней Лионский († конец. 2 в.). Лугдунская Галлия, Римская империя. Приводит Символ Веры принятый от Апостолов: Церковь … приняла от апостолов и от учеников их веру в единого Бога Отца Вседержителя, сотворившего небо и землю, и море, и все, что в них, и во единого Христа Иисуса, Сына Божия, воплотившегося для нашего спасения, и в Духа Святого, через пророков возвестившего все домостроительство Божие…» (Против ересей. I 10.1). Пишет о Таинстве Крещения: «Бог Отец дарует нам благодать для возрождения посредством Своего Сына через Святого Духа» (Доказательство Апостольской проповеди, 7). (Ср.: Против ересей III 17.1 – Мф.28:19).«Отец есть Господь и Сын — Господь, и Отец есть Бог и Сын — Бог, ибо от Бога рожденный есть Бог» (Доказательство Апост. проп. 47). Святой Дух совечен Отцу – «Дух же вечен» (Против ересей.  V 12. 2). «Что Слово, т.е. Сын, всегда было с Отцом, я уже подробно показал; а что и Премудрость, т.е. Дух, была у Него прежде всякого создания» (Против ересей. IV 20. 3). См. Доказат. Ап. пр. — Dem. 6-7  и мн. др.
  10. «Страдания святых Перпетуи и Фелицаты» — документальное свидетельство о мученичестве древних христиан (203 г.). Карфаген, Северная Африка. Фибия Перпетуя была родом из Тубурбо (современная Тебурба (Тунис) в сорока километрах от Карфагена). «… Тот же Самый Святой Дух действует даже доныне, и с Ним Бог Отец Всемогущий, и Сын Его Иисус Христос, Господь наш, Которого слава и сила присно и во веки веков. Аминь» [Гл.20].
  11. Климент Александрийский [Тит Флавий Климент] (ок.†217 г.). Египет. «…. славословя, благодарить единого Отца и Сына, Сына и Отца, Тебя Сына в качестве Педагога и Учителя, со Святым Духом, Который собой представляет все в едином, в Котором все, через Которого все едино, через Которого вечность, Которого все мы состоим членами, Которому принадлежит слава» [Педагог. III, 12].
  12. Сочинение «Деяния Фомы» ( нач. III в.). Сирия. Приводит молитву сирийских христиан (сирийский вариант арамейского языка): «Приди, Дар Всевышнего, приди, милосердие совершенное, приди, Дух Святой … приди, власть Его, Отца, и мудрость Его, Сына, Которые едины во всем; приди и соединись с нами в этой Евхаристии, которую мы совершаем, и в этой службе, которую мы служим». (см. здесь). 
  13. Тертуллиан († нач.3 века) Северная Африка. пишет, что «Наконец, Он повелел им крестить во [имя] Отца и Сына и Святого Духа (Мф 28:19), а не во [имя] Кого-то Одного» (Пракс.11:26). «Таким образом связь Отца с Сыном и Сына с Утешителем предполагает Трех связанных, Которые, тем самым, уже отличаются Один от Другого. И Эти Три суть едино (unum), a не един (unus), так же как и сказано: Аз и Отец едино (unum) есмы, по единству сущности, а не по численной единичности» [Против Праксея. 10: 25].
  14. Святитель и муч. Ипполит Римский (сер. 3 века). Рим. Доказывает от Писания, что: «необходимо исповедовать Отца – Бога Вседержителя и Христа Иисуса, Сына Божьего, — Бога соделавшегося человеком, …. и Святого Духа, — исповедовать, что Они таким образом составляют Троицу» (Против Ноэта. 8.).
  15. Святитель Корнилий, папа Римский († 253 г.) «Мы знаем что один есть Бог, и один есть Христос Господь, которого мы исповедали, один Дух Святый, и один должен быть епископ в кафолической Церкви». (Письмо к св. Киприану Карфагенскому о обращении исповедников).
  16. Ориген, христианский философ (ок.† 254 г.). Египет, Кесария Палестинская. «Из всех этих свидетельств мы научаемся, что существо (substantiam) Святого Духа обладает таким достоинством и властью, что и спасительное крещение может совершаться не иначе, как властью всех (лиц) — высочайшей Троицы, т. е. не иначе, как чрез совместное упоминание Отца и Сына, и Святого Духа, и чрез соединение с нерожденным Богом Отцом и единородным Его Сыном также и имени Святого Духа.» [О Началах. I, 3, 2].
  17. священномученик Киприан Карфагенский (†258 г.). Фасций Цецилий Киприан. Карфаген. Северная Африка. «И опять об Отце, Сыне и Святом Духе написано: и сии три едино суть (1 Иоан. 5:7)» (О единстве Церкви. 236). «Для Бога большая жертва — наш мир и братское согласие, народ, соединенный в единстве Отца и Сына и Святого Духа» (Книга о молитве Господней. 266).
  18. Свщмч. Дионисий Александрийский (†265 г.). Египет. «XI. как Отец, не отчуждается от Сына, потому что имя это выражает собою начало единения (συναφείας) и Сын не отлучается от Отца, потому что название Отец указывает на общение. В руках Их находится Дух, Который не может быть лишен ни Посылающего, ни Носящего … XII. Таким образом нераздельную Единицу мы распространяем в Троицу и неумаляемую Троицу опять соединяем в Единицу… XX. Итак, сообразно со всем этим, и мы, заимствовав образец и правило еще у живших прежде нас пресвитеров и единогласно с ними принося благодарение, заключаем уже теперь и наше к вам послание. Богу же Отцу и Сыну Господу нашему Иисусу Христу со Святым Духом слава и держава во веки веков. Аминь». [Обличение и оправдание к Дионисию римскому против Савелия]. 
  19. святитель Григорий Чудотворец (после † 270 г.). Неокесария Понтийская. Малая Азия. «Мы говорим также об Отце, Сыне и Святом Духе, и однако это не имена, которые [только] впоследствии привзошли бы к ним, но ипостаси. … Все (ипостаси) – едино естество, едино существо, едина воля и называются Святой Троицей.» [Из слова «О Троице»].
Отдельно необходимо сказать об употреблении Имени Отца и Сына и Святого Духа в древнейших молитвословиях христианской Церкви

Богослужение и молитва есть самое верное выражение веры древних христиан, т.к. эти молитвы употреблялись всеми и повсеместно, т.е. все с этим были согласны.

  1. О чем пишет, говоря о богослужении и о христианском Празднике в честь Господа Иисуса Христа священномученик Мефодий Олимпийский, Патарский (ок.†312), Филиппы Македонские. «Ибо одно царство Отца и Сына и Духа Святого, как одно существо и одно господство, посему мы и почитаем одним поклонением одно Триипостасное Божество, безначальное, несозданное, бесконечное и вечное» [Слово в неделю ваий. 5]. Фактически он приводит начальный молитвенный возглас православной Литургии (главного богослужения Церкви): «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа» и объясняет его.
  2. Например, молитва «Свете тихий» (ок.3 в.н.э., возможно и сер. 2 век):[5] «Свете тихий, Святые славы, Бессмертного Отца Небесного, Святаго блаженного Иисусе Христе…». На русском: «Тихий свет святой Славы Бессмертного Отца Небесного, Иисусе Христе! Достигнув времени заката, видев свет вечерний, воспеваем Отца и Сына и Святого Духа Бога. Достоин во все времена быть воспеваемым голосами преподобных, Сын Божий, жизнь дающий. Потому мир Тебя прославляет».
  3.  священномученик Ипполит Римский приводит древнюю литургическую молитву (кон. II в.-нач.III в.), которую произносит диакон. Там есть такие слова: «Мы восхваляем и славим Тебя (Бога) через Сына Твоего Иисуса Христа, Господа нашего, через Которого Тебе слава и честь со Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь». (Апостольское предание, 25).
  4. В «Апостольских постановлениях» — представляющие собой компиляцию из литургико-канонических памятников I-III вв, и отражающей сирийскую богослужебную практику (т.е на арамейском языке – на нем говорил Иисус Христос и Апостолы).

Кн.7:22: «О погружении же, епископ или пресвитер, хотя мы и прежде постановили уже, однако и теперь говорим, чтобы ты крестил так, как постановил нам Господь, говоря: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам»». (см. также: Кн.2:26, Кн.7:40, 43). [Ср. с Евангелием по Матфею: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матф.28:19)].

Кн.7:26 – «Маранафа; осанна Сыну Давыдову; благословен Грядущий во имя ЯХВЕ, Бог ЯХВЕ, явившийся нам во плоти».

Кн.8:12 — Молитва, которая приписывается апостолу Иакову (†44 г.), брату Иоанна Зеведеева. Там молитва обращена к Богу: «…Еще молим Тебя, ЯХВЕ, …. Ибо Тебе всякая слава, почитание и благодарение, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и в непрестанные и безконечные веки веков. И весь народ пусть говорит: аминь». (АПОСТОЛЬСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ. (через Климента, епископа и гражданина Римского). Постановления Апостольские (в русском переводе). Казань, 1864.

  1.  В «Дидаскалия апостолов» (Наставление (учение) апостолов) (В наст. время принято датировать 1-й пол. III в.). Северная Сирия. гл. 10 – О Боге говорится: «Отец, Сын со Святым Духом».

P.S. можно порекомендовать еще материал по теме: Иса бен Мариам (комментарий в русле истории). Р. Исмагилов. Молитва Христа и молитва Господня: ответ исламуИИСУС ХРИСТОС — БОГ? ПОЧЕМУ Он молился? У нас на сайте см.: Православное учение о Боге. Нехристианские свидетельства о Божестве Иисуса Христа. О «незнании» Господа Иисуса Христа. Учение о Боге – Троице взято из язычества?

 
Примечания:

[1] Мусульмане должны принимать во внимание свидетельство Евангелия: в Суре «Аль-Маида» (Трапеза) говорится: «Мы даровали ему Инджил (Евангелие), в котором было верное руководство и свет» (К.5:46).

[2] См.: Metzger B.M. Textual Commentary on the Greek New Testament. 2nd ed. Stuttgart, 1994.P.198.

[3] В собрании текстов из Наг Хаммади четвертое сочинение рукописи VII «Поучения Силуана» (VII.84.15-118.7), пожалуй, единственный памятник, христианское происхождение которого ни у кого не вызывало особых сомнений (А.С. Хосроев).

[4] См.: Макдауэлл Джош. Неоспоримые свидетельства

[5] Авторство приписывается либо священномуч. Афиногену Севастийскому (†311 г.) или св. Григорию Чудотворцу (†270 г.) (см. Википедия). Современные авторы отодвигают время этого гимна еще дальше ― ко 2 веку по РХ. Гимн Господу Иисусу Христу ― Истинному Свету, восходит к традиции иудеохристиан, которые подражали иудейскому обычаю зажигать и благословлять светильник на вечерней трапезе в субботу, сопровождая это соответствующей молитвой. (См.: Брек Джон, прот. Хиазм в Священном Писании. М., 2006. С.282.)

Добавить комментарий

12 − 11 =