О почитании христианами Креста Господнего в I веке

почитание КрестОснования для почитания Креста Господнего можно увидеть уже в посланиях Апостола Павла. Важной частью проповеди христианства было слово об искупительных крестных страданиях Господа Иисуса Христа: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1Кор.1:18). Действительно, самая ужасная и мучительная казнь через распятия менее всего подходила в качестве иллюстрации для проповеди новой религии в Римской империи. Цицерон называл ее «самой жестокой и ужасной пыткой». известно, что «даже римляне жалели распятых»[1].

При всем при этом, Апостол язычников пишет: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал.6:14). Более того, те, кто препятствовал проповеди о Христе именуются в посланиях Апостола «врагами креста Христова» (Фил.3:18). Также у Апостола мы можем встретить ставшим позднее классическим пример метонимии (греч. «переименование»), когда, по определению древнеримского ритора и мыслителя Марка Фабия Квинтилиана (ок. 35 – ок. 96 гг. н.э.), одно слово заменяется другим[2]. В послании христианам города Колоссы находим выражение: «Кровию креста Его (Христа)» (Кол.1:20). Апостол мысленно переносит образ страдающего за наши грехи Господа Иисуса на Его Крест.

Этот прием очень часто будут использоваться в позднейшей христианской гимнографии и молитвах, когда под молитвой Кресту имеется в виду обращение к пострадавшему «нас ради и нашего ради спасения» (см. «Символ Веры») Господу Иисусу Христу. С точки зрения филологии, молитва Кресту относится к жанру византийской поэзии, для которой характерен такой приём метонимии. Это по поводу фантазий различных сектантов протестантского толка и мусульман о выдуманных ими «фактах идолопоклонства» у православных христиан. Более подробно об использовании метонимии в Библии см. здесь.

Изображения Креста встречаются уже в I веке в Палестине среди захоронений иудеохристиан. Захоронения датируются 50-ми годами первого века и на оссуариях первых христиан встречаются изображения крестов, монограмма Христа и имя Бога Яхве (на древнееврейском)[3] Получается, что уже первое поколение христиан использует в качестве религиозной своей принадлежности изображение Креста[4]. Это опровергает ложные утверждения Корана о том, что Иисус Христос не был распят (Сура «Женщины» (ан-Ниса) К.4:157) и заблуждение Свидетелей Иеговы (СИ)[5] о форме Креста Христова.

Из древности известно, что христиане во время гонений изображали на себе крест (на челе или на груди)[6]. О поклонении кресту как древнему христианскому обычаю в начале III века свидетельствуют Тертуллиан, Ориген и другие. Поэтому язычники обзывали христиан в насмешку крестопоклонниками (crucicolae)[7].

Данные археологии

Тем не менее, кроме этих письменных свидетельств почитания Креста Господнего, которые важны в том числе как основание и для иконопочитания[8], существуют и данные археологии, которые доказывают истинность такой христианской апостольской традиции. Это данные археологических работ на месте разрушенных и погребенных пеплом в результате извержения Везувия в 79 году древнеримских городов Помпеи и Геркуланум.

В 1938 г. профессор Амедео Маюри обнаружил в Геркулануме небольшое помещение (3 м х 2,7 м), в котором в одной из стен было углубление в форме римского креста (0,43 м х 0,365 м). Тщательное исследование показало, что в это углубление был когда-то вставлен деревянный крест, закрепленный с помощью двух гвоздей и впоследствии жестко вырванный из стены (еще до разрушения Геркуланума). По обе стороны от креста были железные штыри, которые были предназначены либо для ставен, закрывавших крест (проф. А. Маюри), либо для лампад (проф. Е. Сукеник)[9].

Под крестом находится деревянный шкаф, покрытый широкой крышкой, вероятно, престол для совершения богослужений. Как считают некоторые авторы, помещение представляло собой тайную часовню первых римских христиан. Крест был вырван из стены, вероятнее всего, во время первого гонения на христиан при императоре Нероне (64 г.)[10].

Еще одно изображение креста было найдено в 1955 г. в одном из домов инсулы XIII в Помпеях (высота 20 см, ширина 11 см) с тремя латинскими буквами над ним: VIV, которые исследователи прочитали как “Vivat Crux, vivat” (‘Да здравствует крест!’, или: ‘Радуйся, крест!’, или: ‘Да живет крест!’)[11].

Помимо этого в Помпеях был найден остракон[12] на котором были обнаружены изображение креста и латинские слова spes in deo — «надежда в Боге». Это не просто свидетельство о почитании Креста Христова, но и факт исповедания первым поколением христиан веры в Божественное достоинства Господа Иисуса Христа (см. здесь).

Не менее интересна история с обнаруженным в Помпеях т.н. квадратом-палиндром[13] ROTAS (CIL IV 8623). Палиндром — это сочетание латинских букв и слов, обычно помещённое в квадрат таким образом, что слова читаются одинаково справа налево, слева направо, сверху вниз и снизу вверх. Это своего рода ребус в котором зашифрована вера древних христиан. Именно о таком значении палиндрома говорят ученые. Первоначально такие надписи были обнаружены при раскопках в 30-х годах XX в. в Дура-Европус на Евфрате (разрушен в 256 г.), где присутствовали христиане и даже сохранился один из древнейших христианских храмов[14].

При прочтении слова tenet (лат. держит), которое получается в середине квадрата по вертикали и горизонтали, получается равносторонний крест. Но еще более интригующий результат получается, если буквы из квадрата-палиндрома подставлять в определенном порядке из его разных сторон. В 1924 г. К. Франк и независимо от него Гроссер открыли, что латинские буквы складываются в изображение Креста, обрамленного буквами A и O (отсылка к древнегреческим Альфа и Омега). См.: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр.1:8. Ср. Откр.21:6; 22:13. Ис.41:4. Отсылка к имени Бога в Исх.3:14). В центре по вертикали и горизонтали получается начальные слова молитвы «Отче наш» на латинском языке: PATER NOSTER[15].

Опять получаем почитание Креста Господнего и Самого Иисуса как Истинного Бога. При этом данное археологическое открытие свидетельствует об употреблении христианами не просто самой важной христианской молитвы, но и о существовании текста Евангелий к этому времени [см.: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое» (Матф.6:9 и Лук.11:2)].

Заключение

Таким образом мы имеем неоспоримые доказательства почитания первыми христианами одной из важных материальных святынь – Креста Господнего (прим. до 64 г.). Это первое поколение христиан, в это время еще был жив Апостол Павел, Апостол Андрей Первозванный, был жив Апостол Иоанн Богослов, которые несомненно не допустили бы такого почитания, если бы оно противоречило христианской вере. Почитание Креста объясняет возникшую несколько позже традицию иконопочитания, которая в этом смысле никак не может противоречить Новому Завету (см.: живопись римских катакомб II-IV вв.).  

Распятие 3 век
Остракон с Распятием в Ирука-Велее (III в.)

В качестве примера можно сослаться на еще одно изображение Креста на остраконе, найденное на севере Испании, в местечке Ирука-Велея (III в.). Можно заметить, что это вариант иллюстрации к Голгофским событиям из Евангелия о Распятии Христовом. Видим, что это один из древнейших антропоморфных вариантов изображения Распятия[16].

Что же касается фантазий на тему о заимствовании сюжета о Распятии из язычества, то об этом написано уже немало серьезных сочинений и это тема для другого разговора. (см., напр.:  Кураев А., диак. Дары и анафемы (гл. Ветхий Завет: Бог-Ревнитель) https://azbyka.ru/dary-i-anafemy-chto-xristianstvo-prineslo-v-mir#a_z18 ) и здесь: Воскресающие языческие божества и вера христиан https://weren.ru/voskresayuschie-yazycheskie-bozhestva-i-vera-hristian/

 

P.S. см. еще по теме: Иудеохристианские корни крестного знамения и символики креста ; История креста ; Древнейшие изображения Распятия  ; священник Игорь Ефимов. Ложные свидетельства Свидетелей Иеговы 

Примечания:

[1] Артемий (Кищенко), еп. Введение в православное богословие

[2] «Метонимия состоит в замене одного названия другим. Сущность ее заключается в замене того, о чем говорится, причиной этого последнего».  

[3] Джеймс Ф. Стрендж. Археологические доказательства существования иудео-христиан.  См. здесь: Нехристианские свидетельства о Божестве Иисуса Христа

[4] На Святой Земле найдена христианская могила с изображением креста.

[5] организация признанная экстремистской на территории России.

[6] Во время гонений Диоклетиана (нач. IV в.) мученики Прокопий и Орест носили изображение креста на груди. см.: Когда христиане взяли свой крест

[7] Там же. У Тертуллиана (ок. †220/240 г.)в его сочинении «К жене» говориться о практике изображать на себе и на предметах крестное знамение, т.е. практика креститься во время молитвы очень древняя (Послание к жене.  Гл.5, 9.).

[8] Почитание креста древними христианами использовалось для доказательства почитания материальных святынь как христианской традиции на VII Вселенском Соборе в г. Никее. (Когда христиане взяли свой крест).

[9] Даже по мнению скептиков, «геркуланеумовский крест – это культовый образ, имеющий, скорее всего, христианское происхождение. Вот это – самый объективный и неоспоримый вывод» (Хазарзар Руслан. Крест в I веке).

[10] ГЕРКУЛАНУМСКИЙ АЛТАРЬ.  См.: еще: Yes, There Were Christians In Pompeii

[11] Архиепископ Антоний (Мельников). О христианстве в Помпеях и Геркулануме

[12] Остраконы — черепки глиняных сосудов использовались небогатыми людьми для записей.

[13] FISHWICK Duncan. An Early Christian Cryptogram? 

[14] См.: ДУРА-ЕВРОПОС и FISHWICK Duncan. An Early Christian Cryptogram? 

[15] См.: FISHWICK Duncan. An Early Christian Cryptogram?  О том, что это молитва можно предположить по латинским буквам в нижнем левом углу квадрата и верхнем правом: ORO – с лат. «я молюсь».

[16] НАЙДЕНО САМОЕ ДРЕВНЕЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ РАСПЯТИЯ

2 комментариев для “О почитании христианами Креста Господнего в I веке”

    1. Спасибо за Ваше замечание! Ситуация не столь однозначная, т.к. из статьи (см. ссылки в Википедии в статье Ирунья-Велея) следует, что по данному вопросу нет однозначного мнения ученых. Более того, информация о фальсификации касается лишь части находок и относится к надписям, а не изображению распятия. Руководитель археологической экспедиции Элисео Хиль утверждает, что утверждения о фальсификации основаны лишь на мнениях, а не на неопровержимых фактах (например, вопрос об использовании клей). См.: https://www.diariovasco.com/20081120/mas-actualidad/cultura/eliseo-mantiene-autenticidad-hallazgos-200811201933.html

Добавить комментарий

3 × четыре =