Нехристианские свидетельства о Божестве Иисуса Христа

Добрый Пастырь
Иисус Христос Добрый Пастырь. Скульптура. 1-я пол. IV в. (Латеранский музей, Рим).

Для современного далекого от Церкви человека, насмотревшегося голливудских небылиц типа фильма «Код Да Винчи» (по книге Дэна Брауна)[1] или еще более антинаучного опуса «Дух времени»,[2] вера в Иисуса Христа как Истинного Бога представляется следствием позднейших козней «церковников», которые языческие представления о «божественных мужах» перенесли на почву иудаизма или просто выдумали свой вариант еще одного Спасителя.

Загадка подобного нерационального и некритичного восприятия такой «сенсационной» информации лежит не только в области психологии, но и имеет духовные корни. Человеку проще отмахнуться от мысли о том, что ему «положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27) со всеми сопутствующими последствиями своего неверия, чем отказаться от своей греховной жизни и перестать быть рабом своих страстей.

Несомненно, что такая позиция неверующего есть типичный пример такой ошибки как asylum ignorantiae (убежище незнания)[3], поскольку сейчас при желании и не очень большой трате времени можно убедиться в ложности таких возражений против христианской веры. 

Цель этой небольшой статьи – показать древность веры христиан первых веков в Иисуса Христа как Бога пришедшего во плоти. При этом здесь будут приведены свидетельства не самих христиан, как заинтересованной стороны (прибегая к языку юриспруденции), а свидетельство их противников и жестоких гонителей – иудейских и языческих авторов I-IV веков.

Для беспристрастности сюда же добавлены некоторые данные археологии, который также дают подтверждение в пользу почитания Иисуса из Назарета как Господа и Бога. Как говорится, contra factum non datur argumentum (лат. — против фактов нет аргументов).

Известно ли было древним авторам о Христе и его последователях?

Античные нехристианские письменные источники знают о Христе и о христианах. Этих свидетельств достаточно много, однако не все они говорят о самой вере христиан. Тем не менее свидетельства о почитании Иисуса Христа как истинного и высочайшего Бога можно встретить у древних авторов, которых никак нельзя обвинить в симпатиях к христианам и тем более предположить влияние христиан на информацию содержащуюся у них. 

Об Иисусе Христе и о христианах упоминают Иосиф Флавий (ок. 37 — ок. 100 г.) (Иудейские древности XVIII.3.3 §63-64), сириец Мара бар Серапион (ок. 73 г. н.э.), Тацит в «Анналах» (XV, 44) (ок. 115 г.), римский историк Светоний «Жизнь 12 цезарей» когда пишет о Клавдии (25, 4) (ок. 120 г.), император Траян (98—117 г) (Письмо 97).  Языческие философы-стоики Эпиктет (ок. 50-ок. 140 г.) и император Марк Аврелий (121-180 г.) упоминают о твердости духа, с которой христиане шли на смерть. Оратор Элий Аристид (117-187 г.) знает о добродетелях христиан, однако считает их кротость низменностью настроения, а крепость убеждений – дерзостью. Знаменитый греческий врач Гален (129-199 г.), комментатор «Гиппократова корпуса», хотя и признавал добродетель у христиан, но выражал презрительное изумление в отношении к их безусловной вере.[4]

Все эти свидетельства подтверждают древность христианской веры, распространённость в античном мире христианской Церкви уже к середине II века н.э., что серьезно подрывает давно устаревшие атеистические мифы о неисторичности христианства и искусственном его возникновении.

Однако для самих христиан еще более важным является свидетельство древних нехристианских авторов о самой вере последователей Христа, которая подтверждает, по словам современных исследователей, то, «что Христос почитался своими адептами как божество», т.е. «что христиане поклоняются Христу как высочайшему единственному Богу».[5]

Свидетельства нехристианских письменных источников о Божестве Иисуса Христа

  1. Вавилонский и Иерусалимский Талмуд (Вавилон, Палестина) и ранние раввинистические тексты (наиболее ранние тексты 70-200 гг. от Р.Х.) наряду с богохульными и оскорбительными нападками фактически свидетельствует о Божественности Иисуса Христа. В Талмуде встречаются такие обвинения, которые ученые относят к Иисусу Христу: «делал Себя Богом» (В.Т. Санхедрин, 107б). Рабби Абаху (III в. н.э.) полемизирует с учением христиан о Божественности Иисуса следующим образом: «Если человек говорит тебе «Я Бог», то он лжец; [или]: «Я Сын человеческий», ― в конце концов он пожалеет об этом; [или]: «Я взойду на небо» ― говорящий это не сделает этого» (И.Т. Таанит 2:1). Иудеи вовсе не отрицали того, что Иисус называл Себя Богом: «Был человек, рожденный от женщины, который встал и попытался сделать себя Богом и ввел весь мир в заблуждение…» (Ялкут Шимони на Числ.23:7).
Талмуд
Вавилонский Талмуд

Талмуд знает о чудесах Иисуса (Т. Шаббат, 11:15). Знает о том, что накануне Пасхи Он был повешен, в Его оправдание никто ничего не сказал. Что Он был царской крови (В.Т. Санхедрин, 43а; И.Т. Санхедрин 7:12; В.Т. Шаббат 104б; Сота 47а и др.). В Талмуде есть косвенные свидетельства о воскресении Иисуса: «Он пошел и воскресил Иисуса заклинанием» (В.Т. Гиттин 57а).[6] При всей неоднозначности этих источников они тем не менее свидетельствую о вере первых иудеохристианских общин в Иисуса как Мессию и Истинного Бога.

2. Свидетельство древнегреческого магического папируса (до 70 г. н.э.). (Египет). Очевидно, что язычники знали о чудесах Иисуса Христа из проповеди апостолов, которые и сами совершали немало чудес «именем Иисуса» (см., напр.: Мк.16:17; Иоан.14:13-14; Деян.3:6; 4:10; 4:30 и др.). «Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует» (Деян.19:13). Поэтому, зная силу имени Иисуса, но не зная сути христианской веры, язычники пытались использовать его в своих магических практиках. О том, к чему рано или поздно такие эксперименты могут привести, показывает печальный опыт иудейских экзорцистов ― «сынов Иудейского первосвященника Скевы» (см.: Деян.19:14-16). Тем не менее, для нас ценно то, что сами язычники прекрасно осведомлены о вере первых иудеохристиан в Божественность Иисуса Христа, о чем свидетельствует текст одного из древних папирусов: «Заклинаю тебя Иисусом, богом евреев».[7]

3. Плиний Младший (ум. 113 г. н.э.) (Вифиния, Малая Азия) — древнеримский политический деятель и писатель. Около 110 г. он рассказывает в своем письме императору Траяну (10:96), что пытался выяснить «суеверие христиан» и христиане под пытками подтвердили, что воспевают Христа как Бога (Christo quasi Deo).[8] Также из этого 96 письма известно, что христианство в Вифинии существует по крайней мере уже более 20 лет, что оно сильно распространилось, так, что многие языческие храмы оказались покинутыми.

4. Цельс (ум. 2-я пол. II в. н.э.) – языческий философ – платоник (Рим, Египет, Сирия и Палестина). «Цельс действительно знал христианское учение и историю христианства и был образованнейшим человеком своего времени» (см.: Contr. Cels. II:32),[9] поэтому его свидетельство особенно ценно. Текст его антихристианского сочинения «Правдивое слово» известен по книге Оригена «Против Цельса» («Contra Celsum»). По словам этого критика христианства, христиане веровали в Иисуса «как в Бога» (Contr. Cels. II:26). Прямая цитата у Оригена из сочинения Цельса: «это обвинение возводится на иудеев со стороны верующих во Христа за то, что иудеи не уверовали в Иисуса как в Бога» (Contr. Cels. II:8). Поэтому основная часть полемики философа посвящена попыткам поставить под сомнение веру христиан в Божественность Иисуса Христа. См., например: «Если Иисус есть Бог, то что же Он совершил великого?» (Contr. Cels. II:33) и др.

5. Лукиан Самосатский (ок.125-180 г. н.э.) — древнегреческий писатель, сатирик (Сирия, Греция, Египет). «О смерти Перегрина» (после 167 г.).[10]«Тогда-то он познакомился с удивительным учением христиан, встретившись в Палестине с их жрецами и книжниками. … Христиане почитали его как бога, прибегали к помощи его как законодателя и избрали своим покровителем вслед за тем человеком, которого они еще и сейчас почитают, который был распят в Палестине за то, что ввел в жизнь эти новые таинства» (О смерти Перегрина, 11).[11]

6. Письмо императора Адриана (117—138 гг.) консулу Сервиану (ок. 130 г. н.э.) (История Августов, XXIX). (Рим). Это письмо языческий император и гонитель христиан пишет из Египта. Свидетельство об отношении императора Адриана к христианам есть у св. мученика Иустина Философа (Apol. I, 68-69) и у Евсевия Кесарийского в «Церковной истории» (Hist. eccl. IV, 8.). «Когда сам патриарх (patriarch – имеется в виду иудейский первосвященник) прибывает в Египет, одни заставляют чествовать ради него Сераписа, другие — Христа».[12]

7. Цецилий (конец II в.) (г. Цирта, Африка, совр. Алжир). Он свидетельствует, что у христиан есть поклонение кресту, т.е. религиозное почитание Того, Кто на нем был распят: «крест … как предмет поклонения» (М. MINUCIUS FELIX OCTAVIUS. 12).

8. Книги Сивилл (II в. до н.э. – III/IV в н.э.) памятник литературы эллинистического мира.[13] Сивиллы – это имя древнегреческих пророчиц и прорицательниц. Песнь VI – исследователи считают возвышенны христианским гимном.[14] «О блаженное древо, на коем Бога распяли!» (VI, 26).

Кумская сивилла
Кумская сивилла

В VIII песни с 217 по 250 стихи содержится акростих: ΙΧΘΥΣΣ, что составляет на др.-греческом языке акроним (или монограмму) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов ησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ Σταυρός (Иисус Христос Божий Сын Спаситель Крест).[15]

«Сам Господь наш небесный записан тут акростихами ―

То Спаситель бессмертный и Царь, за нас пострадавший» (VIII, 249-250).

[О совечности Отцу Вседержителю Сына (Он же Слово) см.: VIII, 264, 285].

«Муж на землю с небес сойдет, Кому равных не будет,

Руки раскинет Свои на древе, обильном плодами.

Лучший среди Иудеев, Он солнца бег остановит» (V, 256-258) – датируется нач. II в. по РХ. (Ср.: Евангелие Лк.23:45).[16]

 

Примечание: Обычно христианами использовался акроним ΙΧΘΥΣ (по др.-греч. — рыба) он появляется в римских катакомбах уже во II веке. О широком употреблении акронима и  символа рыбы свидетельствует Тертуллиан (начало III века). Исследователи древнехристианских надписей символическое изображение рыбы и надпись ΙΧΘΥΣ объясняют «в связи с самой идеей, которая лежала в основе этого символа и составляла исповедание веры в Иисуса Христа как Богочеловека»[17].

9. Порфирий (ум. 304 г. н.э.), языческий философ-неоплатоник (Ливан, Рим).  Автор полемических сочинений против христиан. В дошедшем до нас фрагменте одного такого сочинения он пишет, что в его время язычники легкомысленно верили: «что боги живут внутри идолов, то их учение все же значительно чище, чем у тех [христиан], которые верят, что Божество вошло в утробу Девы Марии, стало зародышем; было рождено и повито в пелены, было исполнено крови, перепонок, желчи и еще более низких вещей» (Porphyry. Against the Christians, fragment 77).[18]

У Порфирия есть еще сочинение “Философия оракула”, где косвенно подтверждается вера древних христиан в Божественность Иисуса Христа. Личность Христа представлена там в типично языческом освещении: «Он назван благочестивым мужем, взошедшим за свои добродетели на небо и увенчанным после смертной казни бессмертием, — но Ему, по недоразумению, христиане поклоняются как Богу».[19]

10. Гиерокл (нач. IV в.) наместник Вифинии (303 г.) (Малая Азия). По свидетельству Евсевия Кесарийского и Лактанция, которые приводят отрывки из его сочинения, преследовал христиан. Свое сочинение он озаглавил — в подражание, по-видимому, Цельсу -«Philalethes logos» («Правдолюбивое слово»), с подзаголовком «К христианам». Говорит о том, что христиане считали Иисуса Христа Богом: «… они (христиане) же из-за нескольких каких-то чудес объявляют Иисуса Богом». (Евсевий. Hierocl. II.). «… которые из-за незначительных знамений уверовали (в Иисуса) как в Бога» (Лактанций. Inst. div. V, 2). [См. у Рановича А.Б. Античные критики христианства].

Свидетельства древних археологических источников о Божественности Иисуса

Нехристианские свидетельства о Божестве Иисуса Христа
Мозаика храма сер. III — нач. IV из Мегиддо. Вторая строка снизу на древнегреческом яз.: «Бог Иисус Христос».

1. Храм в Мегиддо. (Палестина, сер. III- нач.IV в). Развалины церкви были найдены в 2005 г. во время плановых археологических работ на территории одной из самых строгих тюрем Израиля – тюрьмы Мегиддо. Древние надписи повествуют, среди прочего, о римском армейском офицере, выделившем деньги на строительство церкви, и о женщине по имени Экептос, передавшей церкви стол, который выполнял функции алтаря. Отмечается, что женщина передала стол «Богу Иисусу Христу [в] память (воспоминание)«. (Руины древнейшей церкви найдены в Израиле).

2. Некоторые эпитафии в римских катакомбах со 2 до 4 века: «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель. Пастору, доброму и невинному сыну, который прожил 4 года, 5 месяцев и 26 дней. Виталий и Марцеллина, его родители».

«Регина, живи в Господе Иисусе (vives in Domino Jesu)».

Надпись из Отона (возможно нач. 3 в.): «…К Ichthys (т.е. ΙΧΘΥΣ)… Приблизься ко мне, мой Господь [и] Спаситель, [будь моим Наставником] умоляю Тебя, Свет для тех, для кого час смерти миновал.…».[21]

Многие надписи в римских катакомбах свидетельствуют о вере древних христиан в единого Бога ― Отца, Сына и Святого Духа. Например, среди надписей встречаются такие: «Живи в Боге!», «живи в Господе Иисусе», «Во Христе», «в мире и во Христе», «Живи в Святом Духе» и многие другие. 

3. Граффити в «доме апостола Петра» в Капернауме. (Палестина).  «Открытый археологами в 1968 «дом апостола Петра» (см. здесь), в котором, согласно Евангелию, останавливался Иисус, находился в 30 м к югу от синагоги и выходил на одну из главных улиц города. Позднее его перекрыл фундамент восьмиугольной церкви V в. Этот одноэтажный дом был построен в конце эллинистического периода (во II-I вв. до Р.Х.). … В конце I в. его превратили в «молитвенный дом» (domus ecclesia). В конце IV в. дом был расширен (соседние постройки при этом были снесены) и обнесён каменной стеной. …

Археологи предполагают, что дом святого апостола Петра использовался как место собраний христианской общины уже со второй трети I в. — керамика того времени представлена в основном многочисленными фрагментами светильников, втоптанными в обмазки пола; столовая и кухонная керамика отсутствует, что необычно для жилого дома.

Стены дома покрыты многочисленными граффити, процарапанными по штукатурке. Самые ранние из них можно датировать началом III в., наиболее поздние — V в. Надписи сделаны на нескольких языках: греческом (151), сирийском (13), арамейском (9) и латинском (2). Христианское их содержание несомненно — присутствуют имя Иисуса, который назван Господом, Христом, Богом, Высочайшим, а также христограмма, литургические обороты. Довольно длинная сирийская надпись (палео-эстрангело) содержит упоминание евхаристии. Встречается также и имя Петра. Очевидно, что дом посещался не только местными христианами, но и паломниками из дальних стран».[22]

4. Античная карикатура II-III в. (Рим, Палатинский дворец).

Нехристианские свидетельства о Божестве Иисуса Христа
Граффити Алексамена (II-III в.) Палатинский дворец. Рим.

В Риме, в помещении Палатинского дворца в комнате направо от центрального зала domus Gelotiana была найдена карикатура на христианина Алексамена с изображением распятого человека на кресте с головой осла. Слева от него изображен сам Алексамен и соответствующая подпись: ALEZAMENOC CEBETE ΘEON — «Алексамен поклоняется Богу».

О том, что иудеев обвиняли в поклонению ослу свидетельствует Иосиф Флавий (Против Апиона, I, 2, 4). Такие же обвинения были и против христиан, о чем пишет Тертуллиан: «Недавно появилось в этом городе совершенно новое изображение нашего Бога. Один гладиатор по найму выставил картину с такою надписью: Deus christianorum Onocoetes. (Бог христиан, ублюдок ослиный). Этот бог имел ослиные уши, на одной ноге у него было копыто, в руке он держал книгу, одет был в тогу. Мы посмеялись и над именем, и над изображением» (Апология, 16). 

О том, что это изображение относится именно к христианам не вызывает сомнения у исследователей.[23]

5. Граффити в древнейшем из сохранившихся христианских храмов в городе-крепости Дура-Европос (разрушен ок. 256 г.). (Сирия. Город находился на дороге от Пальмиры к Антиохи возле переправы через Евфрат). «Граффити, в основном … поминальные, призывающие благословение Христа на читающего» [после 233 года надписей уже не было]. Кроме храма интересно отметить, что там же был найден фрагмент греческого перевода «Диатессарона» («Свода Четырех Евангелий») сирийского писателя Татиана (современника другого известного сирийца, Лукиана из Самосаты). Сам Татиан, ученик св. мученика Иустина Философа, составил свод Четырех Евангелий на сирийском варианте арамейского языка в начале 170-х гг.[24]

См. дополнительные материалы:

Бобринский А. Свидетельства нехристианских писателей первого и второго веков о Господе нашем Иисусе Христе http://www.odinblago.ru/bobrinski

ИИСУС ХРИСТОС // http://www.pravenc.ru/text/293939.html#part_9

Гари Р. Хабермас. Древние свидетельства земной жизни Христа // http://azbyka.ru/drevnie-svidetelstva-zemnoj-zhizni-xrista#n12

Бонус для мусульман:

Поскольку среди некоторых мусульман распространено особое пристрастие к поиску чудесных числовых совпадений в тексте Корана на основании которых они склонны доказывать его божественное происхождение, автор статьи предлагает для них поискать эту чудесность в представленном выше тексте. Следуя логике мусульман, если мы найдем какую-то удивительную числовую закономерность в каком-либо тексте, то это будет подтверждением его истинности предлагаем ознакомится со следующим:

В данной статье имеется 17 упоминаний об Иисусе Христе как о Боге и Господе в приведенных цитатах нехристианских античных авторов и древнехристианских надписях. В них говорится, что Иисус есть Господь, Бог, почитается как Бог, дает благословение как Бог, сюда даже не включено исповедание Иисуса Христа Сыном Божьим в монограмме (ΙΧΘΥΣ). Если же обратить внимание на то, подобные свидетельства есть и в 5 источниках библейской археологии (рисунки и граффити), то получается чудесное совпадение 17:5 ― открываем Евангелие от Иоанна и получаем Иоан.17:5 «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира».

Т.е. Иисус говорит о том, что до Своего Боговоплощения Он, как Слово Божие имеет славу равную Богу Отцу (см. Иоан.1:1-4; 14, 18). Сам Бог еще в Ветхом Завете через пророков говорит о том, что Его славой не может никто обладать кроме Него (см. Ис.42:8 ; 48:11). Также учитывая, что Иисус «Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Иоан.5:18) и Сам Он говорил, что Его «прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш» (Иоан.8:54), получаем, что Иисуса Христа нужно почитать как Истинного и вечного Бога: «дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Иоан.5:23).

Примечания:

[1] Кураев А., протод. Правда и фантазии «Кода да Винчи» // https://azbyka.ru/fiction/pravda-i-fantazii-koda-da-vinchi/ ; Ошибки «Кода да Винчи» // https://pikabu.ru/story/oshibki_koda_da_vinchi_2485334

[2] См.: https://anti-zeitgeistmovie.info/ или даже статью в Википедии о данном фильме (раздел критика).

[3] Это логическое понятие, признаваемое недостаточным, но которым довольствуются, чтобы избежать дальнейших размышлений.

[4] См.: Иисус и Евангелия. Словарь / под ред. Джоэля Грина, Скота Макнайта, Говарда Маршалла. – М.: ББИ, 2003. С.259. Линицкий П. И. Учение Платона о божестве // http://mir.spbu.ru/index.php?id=563:rusplat_2_2&option=com_k2&view=item#adn33

[5] См.: Иисус Христос в документах истории / сост., статья и коммент. Б.Г. Деревенского. – СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2001. С.167, 155.

[6] Иисус и Евангелия. Словарь. М., 2003. С.87. Иисус в нехристианских источниках // Иисус и Евангелия. Словарь. М., 2003. С.260-261.

[7] Иисус и Евангелия. Словарь. М., 2003. С.43. См.: Эванс Крейг. Сфабрикованный Иисус: Как современные исследователи искажают Евангелия. М., 2009. С.188. 

[8] Плиний Младший о христианах // http://www.frateroleg.name/library/plinius.htm. [лат. текст: http://www.textfighter.org/teology/apologet/Derev_hist/net_nalitso_prestupleniya.php]. В 116 г. о христианах в Риме пострадавших при императоре Нероне в 64 г. пишет знаменитый римский историк Тацит (ок. 58-117 гг. н. э.), говоря о том, что христиане свое наименование получили от Христа, Которого, «казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат» (Анналы XV, 44). [http://www.e-reading.club/chapter.php/145768/66/Derevenskiii_-_Iisus_Hristos_v_dokumentah_istorii.html#_ftn303].

[9] См.: Линицкий П. И. Учение Платона о божестве (фрагменты из монографии) // http://mir.spbu.ru/index.php?id=563:rusplat_2_2&option=com_k2&view=item#adn33

[10] Античная литература / под. ред. проф. А.А. Тахо-Годи. М: Просвещение, 1973. С.233.

[11] Лукиан конечно же издевается над христианами. Он высмеивает их, сочиняя историю о том, что христиане почитали проходимца Перегрина «как бога» (ὡς θεὸν). Но в его сатире есть и слова, что почитание это было «вслед» (после того), т.е. после по значению почитания (σέβουσι — от σέβω — чтить как Бога) Иисуса Христа.  Лукиан Самосатский. О кончине Перегрина // http://krotov.info/acts/02/03/lukian_61.htm

[12] См. текст и коммент.: Иисус Христос в документах истории / сост., статья и коммент. Б.Г. Деревенского. – СПб., 2001. С.166.

[13] Книги Сивилл. М.: Энигма, 1996. С.158.

[14] Там же С. 18.

[15] Там же. См. прим. С. 241.

[16] О том, что речь об Иисусе Христе – см. Там же. Прим. на С. 224.

[17] Голубцов А. Из чтений по Церковной Архиологии и Литургике// http://rumagic.com/ru_zar/sci_religion/golubtsov/0/j20.html 

[18] Вторая часть языческой аргументации напоминает аргументы некоторых современных мусульман.

[19] Цит. по: Осипов А.И. Основное богословие // http://otechnik.narod.ru/osipovob.htm

[20] Является ли Новый Завет исторической книгой? // http://www.truthnet.org/Russia/New_Testament/

[21] См.: Шафф Ф. История Христианской Церкви // http://rulibs.com/ru_zar/sci_history/shaff/0/j187.html

[22] Райт Джордж Эрнест. Библейская археология // http://predanie.ru/rayt-ernest-g-ernest-wright/book/67735-bibleyskaya-arheologiya/

[23] См., напр.: Леклерк Г. Обвинение в онолатрии // http://krotov.info/library/12_l/ek/lerk.htm ; Свенцицкая И. Первые христиане и римская империя. М.: Вече, 2003. С.179 и др.

[24] См.: Беляев Л.А. Христианские древности. СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2001. С.108-109.

Небольшой бонус для последователей лжеучения «Свидетелей Иеговы»*: Монограмма Христа и имя Бога Яхве.
Иудеохристианские надписи на оссуариях 1 века. Иересалим
См.: http://www.empirenet.com/~messiah7/spl_ChristOrMessiah.htm

*организация признанная экстремистской на территории Российской Федерации

Добавить комментарий

десять + восемнадцать =