Библия и иконоборчество

Библия и иконоборчествоРассмотрим вопрос: действительно иконоборчество основано на Библии? Как известно, ересь иконоборчества была осуждена на VII Вселенском Соборе в Никее в 787 году. Собственно говоря, для Православной Церкви взгляды иконоборцев были настолько богословски и исторически неестественны, что, как сказали бы современные социологи, у них не было большой общественной поддержки и распространения[1]. Некоторые современные исследователи даже считают, что борьба иконоборцев с иконами, «была непостоянной, эпизодичной и не такой разрушительной с точки зрения человеческих и материальных потерь, как считалось ранее»[2].

Например, известно, что в начале ереси против иконоборцев даже вспыхивали восстания. В 726 году греческие острова и Южная Эллада даже выдвигали своего претендента на пост императора вместо иконоборца Льва III[3]. По мнению А.В. Карташева, новая ересь заложила политические и церковные основания для отделения Италии от Византии[4]. На православном Востоке, по свидетельству древнего церковного историка преп. Феофана Исповедника, иконоборчество также было осуждено Восточными Патриархами. В частности, они отлучили от Церкви в 764 г. одного из епископов-иконоборцев[5].

В дальнейшей истории Церкви иконоборчество возрождается в протестантской среде. Отпав от поврежденной Великим расколом 1054 года Римско-католической Церкви, протестантизм и возникшие в его лоне бесчисленное множество сект отвергали иконопочитание, «иногда даже в агрессивных формах»[6].

Современная ситуация характерна тем, что представители протестантских сект и даже мусульмане ничего нового в плане иконоборческой аргументации не добавляют. Единственной особенностью современных противников христианства являются провальные попытки найти непоследовательность, неисторичность или прямую фальсификацию в православной аргументации в защиту икон. Но об этом поговорим попозже, в другой статье на эту тему.

К вопросу о терминах

Все рассуждения противников православных икон начинаются с обращения к тексту Священного Писания и произвольному вне контекста его толкованию. Основное внимание уделяется Второй заповеди из Закона Божьего: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им …» (Исх.20:4-5; ср. Втор.5:8-9). Попытка, например, мусульман вывести отсюда запрет на всякое изображение сразу же нивелируется прямыми указаниями пророку Моисею на украшение храма-скинии фигурами ангелов-херувимов, золотыми цветами, яблоками и не только (Исх.25:18-20, 31; 26:1, 31 Чис.21:8 и др.). Более того скиния, ковчег Завета с херувимами на крышке, жертвенники и все принадлежности храма в Писании называются святыней великою – «все, прикасающееся к ним, освятится» (см. Исх.30:27-29).

Поэтому все усилия иконокластов (от др.-греч. εἰκών «изображение» и κλάσμα «разрушение») направляются на то, чтобы обвинить православных в том, что они поклоняются иконам, а значит и служат им. Непонимание еще возникает из-за того, что в русском языке слово «поклонение» может обозначать как просто выражение почтения, т.е. уважения, так и акт религиозного служения, обожествления кого-либо, или чего либо.

Рассмотрим еврейский текст Второй заповеди и его смысл: «не поклоняйся им и не служи им» (Исх.20:5). Здесь «не поклоняйся»ло тиштахве от др.-евр. – שָׁחָה от шаха ― поклоняться (в том числе в знак уважения к царю или Богу), падать ниц[7]. Тот же смысл слова и в древнегреческом переводе Септуагинты (LXX): προσκυνήσεις – проскинисис — падание ниц, благоговейное приветствие[8]. Второе слово из текста «не служи им» ло тообдем – от др.-евр. –עָבַד авад ― работать, служить кому-либо, (кому-либо) поклонятся в религиозном культе, быть рабом[9]. В тексте LXX — λατρεύσῃς – латревсис – от латрео -служить, быть преданным; служить, поклоняться (Богу), т.е. богопочитание[10].  

Заметим, что заповедь содержит эти два глагола вместе, подчеркивая тем самым ее смысл. То есть нельзя одновременно воздавать ни поклонение, ни совершать религиозное служение никаким материальным изображениям и предметам как Истинному Живому Богу (см., напр.: Пс.41:3; 83:3). Язычники именно так и служили идолам, как будто живым, реально существующим существам: Исх.32:1 «встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами». См. далее — Исх.32:8: «сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль». В Псалме 105 так говорится об этом: «Сделали тельца у Хорива и поклонились истукану; и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву. Забыли Бога, Спасителя своего….» (Пс.105:19-21).

При этом левиты совершали в скинии именно служение, там, где были изображения, но это не считалось идолопоклонством: «После сего войдут левиты служить (лаавод) скинии собрания, когда ты очистишь их и совершишь над ними посвящение их» (Чис.8:15). В отличии от того, как это делают язычники: «и будете там служить (ва авадтем-шам) [другим] богам, сделанным руками человеческими из дерева и камня, которые не видят и не слышат, и не едят и не обоняют» (Втор.4:28).

При анализе текста Ветхого Завета видно, что идолослужение[11], т.е. обожествление материальных предметов и изображений подразумевает именно служение как богопочитание – латрео (λατρεύω). Иногда в тексте Библии к такому религиозному служению может добавляться сразу и почитание – проскинисис (προσκυνήσεις) (см. как во Втор.11:16, где употреблены два глагола сразу). Но чего нет в Библии, так это отождествление благоговейного приветствия, в смысле почитания с идолослужением. Иначе многие пророки и праведники Ветхого Завета оказались бы нарушителями Второй заповеди Десятисловия.

Например, царь и пророк Давид не был нарушителем этой заповеди, хотя поклонялся храму, в котором были изображения ангелов не только на крышке ковчега, но и на стенах храма (Исх.26:1,31): «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь (эштахаве – от шаха; в LXX — проскинисо) святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс.5:8). Ср.: Пс.131:7; 137:2 и т.д. Известно, что Иисус Навин поклонился перед ангелом (ваиштаху – от шаха), почитая посланника от Бога (И.Нав.5:14).

Языческая практика идолослужения

С точностью до наоборот происходило в языческом поклонении идолам. В язычестве происходило именно обожествление и религиозное служение созданным из материи изображениям языческих богов. Здесь сразу присутствует и поклонение (проскинисис), и служение (латрео). По мнению язычников, они обладали искусством «творить богов и добавили к нему соответствующую добродетель, взятую из природы мира. Поскольку они не могли творить души, они призвали души демонов и ангелов и внедрили их в святые образы и божественные таинства — чтобы идолы обладали могуществом творить добро или зло»[12] (трактат «Асклепий» прим. IIIV в. н.э.).

У более поздних язычников – философов неоплатоников, которые пытались переосмыслить религиозную традицию в более возвышенном, духовном смысле, можно встретить такое признание, которое подтверждает принципиальное отличие идололатрии от иконопочитания. Неоплатоник Порфирий (III в. н.э.), пишет, что в его время язычники легкомысленно верили: «что боги живут внутри идолов, то их учение все же значительно чище, чем у тех [христиан], которые верят, что Божество вошло в утробу Девы Марии, стало зародышем; было рождено и повито в пелены, было исполнено крови, перепонок, желчи и еще более низких вещей» (Porphyry. Against the Christians, fragment 77)[13].

О том, что в идолах особенно концентрировании присутствует природа языческих божеств, верят и современные индуисты. Существует языческий «ритуал «открывания (зажигания) глаз», проводимый над индуистскими мурти (идолами), так и называется: адхивасана — вселение»[14]. Т.е. в идолах материально присутствует сам языческий бог. Язычники действительно считают, что истуканы – это живые божественные существа.   

Например, кришнаиты говорят о проявлении именно божественности через изображения и статуи Кришны. При соответствующих манипуляциях Кришна входит в эти материальные формы в виде его статуй-идолов и делает их неотличными от себя, как заявляют представители этой секты[15]. Что, собственно, и показывает полное соответствие их практики с языческим обожествлением идолов, ибо для идолов (статуй) Кришны существует целая церемония, когда их будят, чистят им зубы, одевают, кормят, умывают «смесью молока, розовой воды и коровьей мочи»[16]. Здесь очевидно присутствует обожествление материальных предметов, которым воздается не просто почитание, а религиозное служение, вместо истинного Бога.

Православное понимание почитание икон совершенно иное и ничем не отличается от тех форм благоговейного поклонения, которое встречается в Библии у ветхозаветных пророков и  праведников.

Из определения VII-го Вселенского Собора:

«Подобно изображению честнаго и животворящаго Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к тому вещества… чествовать их лобзанием и  почитательным поклонением (proskunesin), не истинным служением Богопочитания (latreian), которое по вере нашей приличествует только одному Божественному естеству, но таким же почитанием, которое мы воздаем изображению Честного и Животворящего Креста, святому Евангелию и прочим святыням через приношение фимиама и поставление свечей согласно благочестивому обычаю древних. Ибо честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси (лицу – прим.) изображенного на ней…»[17].

Мы видим точное различие поклонения в смысле почитания (проскинисин) и поклонения в смысле религиозного служения (латриан) – т.е. служение как Личному Живому Богу. Постановление Собора запрещает религиозное богопочитание (служение — латриан) чему или кому-либо кроме истинного Бога. Еще раз повторим: православные никогда не покланяемся никому и ничему такому, что считаем божественным помимо Бога. Мы не думаем и не верим, что в иконе присутствует Бог, не считаем икону божеством, не служим ей как реально существующей личности, которая присутствует в материи иконы. Иначе это трудно было бы примирить с практикой сжигания потерявших свое изображение икон.

На это указывал преп. Иоанн Дамаскин († до754г.): «А что не веществу поклоняюсь, ясно; ибо когда бывает разрушено изображение креста, сооруженного, если бы случилось, из дерева, то дерево я предаю огню, равным образом и вещество икон» (Иоанн Дамаскин, преп. Три защитительных слова против порицающих святые иконы. Слово Второе, XIX).

Не веществу покланялись и ветхозаветные святые, хотя и совершали почитательное поклонение перед ковчегом: воскуряли ладан и зажигали светильники (Исх.30:6-8), приносились жертвы (3Цар.3:15), молились, призывая Господа (Числ.10:35-36), поклонялись, падая ниц (Иис.Нав.7:6). Пророки Божии праведники различали святыню (см. Исх.30:36) от Святого, т.е. Бога (Пс.21:4; Ис.30:15 и др.). Через почитание видимых материальных святынь, посвященных истинному Богу (см. Исх.25:8) они воздавали поклонение и почитание Самому Богу: «Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его» (Пс.150:1). То есть через почитательное поклонение воздаваемая святыни честь относится не к материальному предмету, а переносится на нематериального и невидимого Бога. То же самое и с почитанием икон[18]. Материальным святыням воздавалось почитательное поклонение (проскинисис), а молитвы, вера и упование, религиозное благоговение и богопочитание относятся только к Единому истинному Богу. (латрео).  

Бог в Священном Писании не отвергает такого отношения к материальным святыням, что подтверждают многочисленные чудеса, которые Он являл через них. От ковчега, на котором были изображения ангелов расступилась вода – при переходе через Иордан (И.Нав.3:5-17), разрушились стены Иерихона (И.Нав.6:5-7, 19). Через жезл Моисей творил много чудес от Бога (Исх.7:12; Чис.20:11). Те, кто с верой смотрели на медного змея исцелялись от укусов змей (Чис. 21:8-9)[19]. Мощи пророка Елисея воскресили при соприкосновении с ними умершего человека (4Цар.13: 21); милотью пророка Илии Елисей остановил течение реки (4Цар.2:14).

В Новом Завете краем одежды Господа Иисуса Христа была исцелена женщина (Мф.9:20). Невещественная тень апостола Петра творила чудеса (Деян.5:15-16). Платки и опоясания с тела апостола Павла исцеляли больных и бесноватых (Деян.19:12).

Заключение

Поэтому в Православии нет служения иконам. Древнегреческое слово латрия — нигде в молитвах не употребляется по отношению ни к иконам, ни к святым (в т.ч. к Пресвятой Богородице). Однако для многих представителей протестантизма в силу искаженного их мировоззрения такие объяснения воспринимаются с большим трудом. Иконоборчество – это не про то, что есть в Библии, это про мифы в голове.

Как когда-то верно заметил протоиерей В. Рубский, непонимание протестантами православного иконопочитания происходят из-за их «секулярного понимания материи». Природа в протестантизме десакрализована, она лишь напоминает о каких-то священных событиях, которые были когда-то. Явление славы Божией (Шехины) на горе Синай во время заключения Завета, когда даже земля вокруг горы освящалась (Исх.19:12-23), или в храме Иерусалимском после строительства его Соломоном (2Пар.5:11-14). Само Таинство Боговоплощения Сына Божьего от Девы Марии (Лк.1:35), все это для протестанта просто лишь исторические события, за которым они не видят реальное проявление действий Бога: Его энергий, т.е. благодати в сотворенном Им, материальном мире.

Для протестантизма с его деистическим мировоззрением «святость» не мыслиться как реальная (онтологическая) причастность предмета Богу. Это лишь некая психологическая установка человека по отношению к этому предмету. Алистер Макграт говорит об этом так: «в протестантизме “Природа была десакрализирована. Она может играть только символическую роль в напоминании людям о священных реалиях или служить указательным столбом к тому, где эти реалии могут быть найдены”»[20].

Соответственно никакого реального приобщения человека к Богу, освящение в протестантизме быть не может. Это всего лишь практика произвольного изучения текста Библии для взаимного назидания и психологических переживаний по этому поводу. Отсюда иконоборчество и принципиальное непонимание православного иконопочитания.

протоиерей Дмитрий Полохов

Продолжение следует …

P.S. см. еще материалы по теме:

Сноски и примечания:

[1] Иконоборчество нашло положительный отклик разве только в еретической среде: у монофизитов и представителей дуалистических ересей, типа павликиан. (См. Карташев А.В. Вселенские Соборы. М., 1994. С 457-458).

[2] См.: Заплатников С.В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2009. Вып. 4 (28). С. 60-66. — Рец. на кн.: Noble T. F. X. Images, Iconoclasm, and the Carolingians. University of Pennsylvania Press, 2009. 488 p. (Middle Ages).

[3] См., напр. Карташев А.В. Вселенские Соборы. М., 1994. С. 464.

[4] Там же. С. 466. Сборы Римской Церкви в 727 и 731 гг. осудили иконоборчество (См. Карташев А.В. Указ. соч. С.464, 467).

[5] См.: Феофан Византиец, преп. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. /Азбука веры. 

[6] См.: Хлебников Д.В. Иконоборчество /Богослов RU.

[7] См.: Еврейско-русский и греческо-русский словарь – указатель на канонические книги Священного Писания / С коммен.на основе словарей Дж. Стронга. СПб.: Библия для всех, 2005. С.347.

[8] Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь. М., 1958. Т. 2. С. 1414.

[9] Там же. С. 252. См. также: Графов А.Э. Словарь библейского иврита. М.: Текст, 2019. С. 362-363.

[10] См.:Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь. М., 1958. Т.1. С. 1014.

[11] Идолослужение – религиозное поклонение твари вместо Творца, обожествление твари (материи, сотворенных существ), приписывание ей качеств и свойств Божиих. «Идолопоклонство есть живое ощущение реального онтологического единства с предметами космоса вне Божественного присутствия» (Арабаджи Д.В. Очерки христианского символизма. – Одесса: Друк, 2008 С. 218).

[12] См.: Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада / Сост., пер. коммент. К. Богуцкого. — К.: Ирис; М.: Алетейя, 1998. С. 128.

[13] Вторая часть языческой аргументации напоминает аргументы некоторых мусульман.

[14] Иконопочитание и идолопоклонство: в чём разница? | Илья Крюков. 

[15] См.: Практикуют ли кришнаиты поклонение идолам? / Кришна Ру. Попытка кришнаитов привести аналогию с пресуществлением хлеба и вина в Тело и Кровь Христову во время Евхаристии за Божественной Литургией в православных храмах и их практиками почитания идолов ошибочна. По православному учению вещество таинства Евхаристии не становится природой Бога. «Икона не тождественна Святым Дарам после их преложения в Тело и Кровь Христовы в Таинстве Евхаристии. Образ на иконе отличается по природе от первообраза. «Иное дело икона и иное дело первообраз, и свойств первообраза никогда никто из благоразумных людей не будет искать на иконе», – говорится в Деяниях VII Вселенского Собора» (Немыченков В. Часть 2. Богословие иконы и современная церковная дискуссия /Православие Ру).

[16] Дворкин А.Л. Глава 9. «Общество сознания Кришны» / Сектоведение. 

[17] См.: Деяния Вселенских Соборов. Т. 4. – СПб., 1996. С. 591.

[18] См.: Кобзарь Сергий, свящ. Протестантизм или Православие? / Азбука веры. 

[19] Периодически впадая в идолопоклонство, евреи со временем стали не только поклоняться (проскинисис), но служить (латрео) медному змею, как идолу. Но первоначально змей был прообразом (даже не символом, а именно ПРОобразом) Христа распятого (Иоанн.3:14). Лишь спустя много лет после Исхода, когда евреи начали обожествлять медного змея, называя его собственным именем Нехуштан (этим наделяя его собственной личностью, считая его сущность божественной). После этого медный змей был истреблён благочестивым царем Езекием (4Цар. 18:4). Истреблён не потому, что был почитаем, а потому, что стал обожествляем («сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан» (4Цар.18:4)). Евреи наделили его божескими атрибутами, а, значит, забыли Бога, Спасителя своего (Пс.105:21). Т.е. евреи стали считать, что именно некое творение рук человеческих по имени НЕХУШТАН спасал их от смерти при укусе змей, а не Бог своей силой! (Объяснение см., напр.: Чубуков Владимир. ЗМЕЙ ПО ИМЕНИ НЕХУШТАН (часть 2)).

[20] Цит. по: Рубский Вячеслав, прот. Методология полемики с протестантизмом/ Азбука веры. 

Добавить комментарий

два × четыре =