Почитание Пресвятой Богородицы

Богородица
Дева Мария Богородица

Православные христиане особенно любят и почитают Деву Марию и именуют Её Богородица. Это почитание неотъемлемая часть Священного Предания Церкви, которое восходит ко временам святых Апостолов. Однако среди протестантских течений и сект, более поздних по сравнению с Православием по своему происхождению религиозных учений, существует критика такого почитания. Протестантизм, вступив в борьбу с католическими заблуждениями, одновременно отвергнул и ту часть Предания, которая сохранялась там от древней Церкви. Провозгласив необходимость следовать только Библии, «только Писанию» («Sola scriptura») и воздавать «славу только Богу» («Soli Deo gloria»), представители протестантизма фактически создали свое новое предание и отвергли почитание святых угодников Божиих. В том числе и почитание Пресвятой Девы Марии[1].  

Заблуждения мусульман

Мусульмане также являются теми, кто критикует православное почитание Пресвятой Богородицы. Представители ислама пытаются на основании не соответствующей действительности информации, содержащейся в Коране, представить дело так, как будто бы мы почитаем Деву Марию как бога. В Коране и древнейших толкованиях на него говориться, что христиане якобы верят в трех богов. Именно так ислам представляет христианское учение о Святой Троице. По мнению исламских богословов Троица состоит из Аллаха, Исы (Иисуса Христа) и Марьям (Девы Марии). См.: Коран 4:171; 5:17; 5:73, 75; 5:116. О том, что это ошибка в Коране смотри здесь.   

«Не веровали те, которые говорили: «Ведь Аллах — третий из трех», — тогда как нет другого божества, кроме единого Бога. А если они не удержатся от того, что говорят, то коснется тех из них, которые не уверовали, мучительное наказание» (Сура 5:73). Авторитетный толкователь Корана Ибн Касир заявляет: «Стали неверными те, которые говорили: «Ведь Аллах — третий из трех» – вернее всего, что этот аят был ниспослан о христианах, согласно мнению Муджахида и других знатоков. Ас-Судди и другие считают, что этот аят ниспослан по поводу обожествления Исы и его матери вместе с Аллахом. Таким образом, они сделали Аллаха третьим из троицы».

Более современный толкователь Корана Ас-Саади в комментарии к этому айяту (стиху) Корана пишет: «Христиане верят в «святую троицу», состоящую из трех ипостасей: Аллаха, Исы и Марьям. Аллах бесконечно далек от таких высказываний, являющихся величайшим доказательством безрассудства христиан»[2]

Естественно, что подобные сведения являются ложными. Христиане никогда не обожествляли Деву Марию и не почитают Её как Бога. Для этого достаточно обратиться к догмату III Вселенского Собора, который проходил в Ефессе в 431 году, т.е. задолго до написания Корана. В определении Вселенского Собора объясняется, почему Дева Мария именуется Богородицею: «Исповедуем, что Господь наш Иисус Христос, Единородный Сын Божий, есть совершенный Бог и совершенный человек из разумной души и тела; что Он рожден прежде веков от Отца по божеству, в последние же дни нас ради и нашего ради спасения от Марии Девы — по человечеству; что Он единосущен Отцу по божеству и единосущен нам по человечеству; ибо произошло соединение двух естеств. Посему мы исповедуем одного Христа, одного Сына, одного Господа. В сем понятии неслитного соединения исповедуем Святую Деву Богородицею, потому что Бог Слово воплотился и вочеловечился и от самого зачатия соединил с Собою воспринятый от Нее храм. …»[3].

Как видно, богом Её нигде не называют, наоборот, указывают на то, что Она по природе человек. Бог лишь от Неё воспринимает нашу человеческую природу, что естественно не переводит Деву Марию в разряд божеств.

Вопрос о родителях Девы Марии

Общепринятым считается, что в Евангелии от Луки приводится родословие Господа Иисуса Христа со стороны Девы Марии. «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» (Лук.1:26-27). Однако тут же возникает вопрос о родственнице Девы Марии – Елизавете, матери Иоанна Крестителя. «Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц» (Лк.1:36).

Сама Елизавета происходила из рода Аронова (Лк.1:5), т.е. из колена Левина. Некоторые мусульмане пытаются увидеть здесь противоречие. Они говорят, что в Коране приводится более точная информация, т.к. там Мария называется «дочерью Имрана», т.е. Аарона (К.66:12). Получается, что Дева Мария по Корану должна быть из колена Левина, а не Иудина и не могла таким образом происходить из царского рода Давида.

Здесь мы сталкиваемся с очередной ошибкой Корана и незнанием его автора текста Ветхозаветного Откровения. Действительно, по закону пророка Моисея запрещалось смешение колен (см. Числ.36:5-9), но для двух колен — священнического и царского (Иудина и Левина) допускались исключения. Преп. Ефрем Сирин приводит ряд примеров из Ветхозаветной истории, когда брак заключался между представителями этих двух колен. Он указывает примеры смешения этих двух колен: «находим, что роды Иуды и Левия были смешаны между собой через Аарона, который вступил в брак с сестрой Наасона, вождя дома Иудина, и через Иодая — священника, который имел женою дочь Иорама, князя дома Давидова (2Пар.22:11)»[4].

В Евангелии архангел Гавриил говорит Марии, что родившийся от Неё «будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его» (Лк.1:32). Поскольку Дева Мария, обрученная старцу Иосифу, удивляется: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк.1:34), то очевидно, что рождение происходит без отца. Следовательно Мария происходила из дома Давида.

Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII в.), основываясь, возможно, на местных палестинских преданиях, писал, что отец Девы Марии, — Иоаким, был сыном Варпанфира из рода царя Давида и приходился свойственником Иакову, отцу св. Иосифа Обручника, мужу Девы Марии. Византийский писатель-агиограф Епифаний Монах (1-я пол.- сер. IX в.), приводя те же сведения, дополнительно сообщает, что мать Девы Марии, — святая Анна, была дочерью «Матфама [Ματθάμ], священника из Вифлеема». Что Мария была названа в честь одной из сестер св. Анны.

Также святитель Епифаний Кипрский указывает на то, что вторая сестра святой Анны — Сови (Σωβή) была матерью праведной Елисаветы, матери св. Иоанна Предтечи[5].

Дева Мария — Богородица

Православные христиане именуют Деву Марию Богородицею. Как видно из приведенного выше догмата III Вселенского Собора, Богородицею Она называется не потому, что родила Бога по божественной природе, а вследствие того, что вечный Бог – Сын Божий добровольно смиряя Себя для нашего спасения сходит в Её утробу и воспринимает от Марии человеческую природу. Поскольку с момента Благовещения (Лук.1:26-38), т.е. чудесного зачатия, в утробе Деве Марии Бог становится еще и человеком, не переставая быть Богом и рождается от Неё по Своей человеческой природе. То получаем, что Родившийся от Неё таким образом как человек остается как Личность или Ипостась вечным Сыном Божиим.

Ибо две природы: Божественная и человеческая соединяются в Нем «неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно» (догмат IV Вселенского Собора 451 г.) в Его одной Божественной Ипостаси. Вот и получаем, что от Девы Марии по человеческой природе рождается Воплощенный Бог – Сын Божий, Господь Иисус Христос. Именно поэтому и в этом смысле Дева Мария называется Богородицею или Материю Божией.

Стоит заметить, что подобное наименование святой Марии Богородицею имеет основание и в Священном Писании. В Евангелии от Луки описывается встреча Марии с праведной Елизаветой, материю пророка Иоанна Крестителя. И в тексте мы видим, что Елизавета, исполнившись Святого Духа, приветствует Марию словами: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа (τοῦ κυρίου) моего ко мне?» (Лук.1:43).

В древнегреческом переводе Священного Писания Ветхого Завета (перевод LXX) «термин kyrios используется более 9 тыс. раз, причем примерно в 6156 случаях он заменяет собственное имя Бога, Яхве YHWH». Также кириос используется для перевода эвфемизма (Адонай), который заменял у евреев священный тетраграмматон. (за редким исключением)[6].

В данном случае мы имеем, по мнению исследователей, наименование Иисуса Господом именно в трансцендентном смысле, т.е., что Он Бог, а не господин[7]. Так как из Первого послания Апостола Павла к Коринфянам следует, что «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор.12:3). Следовательно, если Иисус, сын Марии есть Господь (Яхве, Адонай), т.е. Бог, то Сама Мария есть Богородица.

Приснодева Мария

В истории Благовещения святая Мария именуется Девой: Ангел посылается «к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» (Лук.1:27). У протестантов до события Рождества Иисуса Христа подобное наименование Марии не вызывает сомнений. Однако после событий Рождества, эти заблудшие люди утверждают, что у Марии и Иосифа Обручника были еще дети и о них известно как о «братьях и сестрах» Иисуса (см.: Матф.13:55; Мк.3:32 и др.).

Однако сразу же у них возникают проблемы, на которые не принято у протестантов обращать внимания. В ответ на приветствие Ангела Гавриила, Мария, обрученная Иосифу (Лук.1:27) отвечает: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» (Лук. 1:34). Получается, что если бы Ей предстояла супружеская жизнь, то её слова были бы неуместными. Для невесты в словах Ангела не было бы ничего удивительного, а здесь наоборот. Следовательно Дева Мария дала обет девства (см. Числ.30:2-8) и престарелый Иосиф, как дальний родственник, был тем, кто должен был помогать хранить этот обет, т.к. в древнем мире представительницы женского пола без отца, мужа или брата не могли сами обеспечивать свою жизнь. (см. прообраз в Иез.44:2)[8].

Кроме этого, протестантские авторы ссылаются на место из Евангелия от Матфея, где есть такие слова: «Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. [Как] наконец Она родила (ἕως οὗ ἔτεκεν) Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус» (Матф.1:24-25). Если переводить дословно с древнегреческого текста, то фраза звучит как: «до тех пор, пока не родила». Такой же вариант встречаем в переводе епископа Кассиана (Безобразова). Протестанты пытаются представить эти слова так, что далее у Иосифа и Марии были супружеские отношения и рождались дети – братья и сестры Иисуса.

Здесь с протестантами сыграл злую шутку их буквализм без анализа других мест Писания. На самом деле у протестантов вследствие отвержения Священного Предания Церкви произошла утрата истинного понимания библейского текста. Это выражается в неспособности даже на основании простого сопоставления и сравнения употребления одинаковых слов и выражений в Библии прийти к правильным выводам.

По словам свят. Василия Великого, выражение «как наконец» (до тех пор, пока) «могут [кому-то] дать повод считать, что после того, как Мария Своей чистотой послужила рождению Господа, совершившемуся благодаря Святому Духу, Она не отказалась от выполнения обычных супружеских обязанностей». На самом деле это выражение «указывает на бесконечность». Святой отец в качестве примера приводит употребление ἕως в похожей грамматической конструкции в Матф.28:20: «И вот, Я с вами во все дни до (ἕως) скончания века». Очевидно, что «Господь вовсе не собирался разлучаться со святыми после этого века, но возвещение настоящего указывает на непрерывность, а не на прекращение в будущем». (BasilMagn. In s. Christi generat)

У святителя Иоанна Златоуста встречаем такую же аргументации, но с большим количеством ссылок на библейские тексты. Святитель Иоанн, в частности, при толковании Матф.1:25 использует три текста: Быт.8:7; Пс.71:7 и Пс.89:3. В книге Бытие говорится о вороне, который не возвратился в ковчег Ноя «пока (ἕως) осушилась земля от воды» (в LXX ἕως в Быт.8:7). Слово ἕως (эос), по мысли святителя Иоанна, в этом тексте не означает, что ворон возвратился в ковчег, когда земля высохла. Объясняя текст «во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе (ἕως) не престанет луна» (Пс.71:7), святитель отмечает, что слово ἕως не указывает здесь на «определенное время», т.к. «не означает конца» для луны. Ну и выражение «от века и до (ἕως) века Ты — Бог», встречающееся в третьем тексте (Пс.89:3), также используется не для указания на какой-то определенный период времени, а для описания вечности Бога. (IoanChrysost. In Matth. V 3).

В отношении наименования рожденного по плоти Иисуса Христа первенцем Марии, то необходимо заметить, что слово «первенец» также означает и «единственный», «единородный». Очевидно, что не все израильские семьи были многодетны, но Господь повелевал: «освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, [потому что] Мои они» (Исх.13:2).

По словам преп. Иоанна Дамаскина, Сын Божий, будучи сверхъестественно от Святого Духа зачат, «соблюл зачавшую Девою, так и, родившись, Он сохранил девство Ее неповрежденным, Один только пройдя через Нее и сохранив Ее заключенною (Иез.44:2)»[9].

Кто такие братья и сестры Иисуса (Мк.3:32)?

Протестанты считают, что это дети от брака Иосифа и Марии, но они ошибаются. Для правильного ответа на этот вопрос надо знать обычаи и традиции Палестины того времени. Нам известно из Евангелия, что «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати» (Лук.3:23). В начале Своего общественного Спасителя иудеи называют Иисуса сыном Марии: «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем» (Мк.6:3). Следовательно, Иосиф к тому времени уже скончался, о нем уже почти не помнят. Это косвенно подтверждает православное предание о том, что он был в преклонных годах, когда был обручен с Девой Марией.

Теперь о братьях Иисуса. Если Иисус первенец (Матф.1:25), то Он должен быть старшим в семье. Иосиф к тому времени почти не упоминается, хотя среди иудеев обычно добавлялось к имени сына имя отца «сын такого-то» (Лук.4:22; Ин.6:42). Однако на Востоке место отца по традиции занимал старший сын, к которому младшие должны были проявлять почет и уважение как к родному отцу[10]. Но в Евангелии мы встречаем ситуации, когда упоминаемые братья указывают, что нужно делать Иисусу: «Выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь» (Иоан.7:3–4)». Это было бы нарушением традиций патриархальной семьи, если Иисус был старшим братом, т.к. Он «первенец». Также совершенно невозможно, чтобы младшие братья и Матерь Его могли прийти и забрать Иисуса из дома, где Он учил (Матф.12:46).

Тогда получается, что братья Иисуса должны быть старше Его (сестры – не могли указывать мужчинам), а поскольку Иисус был первенцем у Иосифа и Марии (Мф.1:25; Лк.2:7), то братия Иисуса не могли быть детьми Марии. По мнению святителя Епифания Кипрского, это были дети от первого брака Иосифа Обручника. Возможно, они были троюродными братьями Христа со стороны Марии Клеоповой, двоюродной сестры Девы Марии (см. Иоан.19:25) (блаж. Иероним и Августин Иппонийский)[11].

Надо сказать, что и сами братья Иисуса не называли себя братьями, но рабами Иисуса Христа (Иуд.1:1; Иак.1:1).

На чем основано почитание Пресвятой Богородицы

В первую очередь на Евангельском тексте и на древнем Предании Церкви. В Евангелии от Луки находится текст, который не оставляет никаких сомнений в почитании Девы Марии. Во-первых, это Благовещение от Ангела, который говорит о Марии, как о благословенной «между женами» (Лук.1:28). Во-вторых, — событие посещения Богородицею праведной Елизаветы, матери Иоанна Предтечи. Вдохновленная Святым Духом Елизавета приветствует Её и благословляет (Лук.1:42), называя «Материю Господа моего» (Лук.1:43) и блаженной (Лук.1:45). В ответ, Сама Дева Мария произносит хвалебную песнь Богу: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его…» (Лк.1:46–49).

Что в данном контексте означает блаженная, т.е. счастливая (ашре -евр.)? По мнению самих протестантских комментаторов это слово в Библии означает «блаженство на земле или в грядущем веке. Такое значение слова «блаженный» мы находим в ВЗ в выражении «блажен муж, который…» или «блажен тот, кто…» (Пс.1:1; Пс.2:12; Пс.31:1; Притч.3:13; Иов.5:17)»[12]. Значит Дева Мария, Матерь Господа (евр. — Адоная) блаженна, при этом не только в этом веке, но и в будущем. Об этом говорят нам следующие слова Богородицы: «ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лук.1:48). Ублажать будут не только при земной жизни Девы Марии, но и все поколения людей, т.е. и после окончания Её земной жизни!

Далее, находим еще более важные слова: «что (ὅτῐ — ибо) сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его» (Лук.1:49). В данном случае слово ὅτῐ является союзом и точнее его можно перевести как «ибо», т.е. «(потому) что, из-за того, что». Получается, что смиренной Марии, Матери Господа сотворил «величие Сильный», Чье Имя Свято! Имя «Сила, Сильный» — одно из имен Божьих: см., напр.: Исаия.1:24; 60:16. (евр.- ´ábîr — Сильный). Тогда если уж Сам Бог возвеличил Деву Марию, то неужели мы, почитатели Истинного Бога не должны этого делать во все времена?

Подробный разбор Евангельского текста не оставляет никаких сомнений в необходимости почитания Девы Марии, т.е. благословения, ублажения, возвеличивания Матери Господа – Богородицы (см. Лук.1:28, 42, 45, 48-49).

Разбор аргументов протестантов

У критиков православного почитания Божией Матери имеются некоторые аргументы, на основании которых они пытаются отвергнуть приведенные выше явные указания Евангелия. Рассмотрим их.

Самый известный аргумент протестантов, отвергающих почитание Пресвятой Богородицы строиться, как обычно, на взятых вне контекста словах Господа Иисуса Христа: «Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лук.8:21). На самом деле Спаситель здесь не отвергает Свою Матерь и не просто показывает приоритет духовного родства над кровным, а прямо указывает на Неё, как в полной мере слушающую и исполняющую слова Божии.

Как пишет проф. М.С. Иванов, Господь был окружен множеством народа. «И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лук.8:19-21). Эти слова Иисус Христос произносит почти сразу после притчи о Сеятеле и семени (Лук.8:4-15). В притче «Он с похвалой отзывается о тех, кто, подобно «доброй земле», «услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лук.8:15). Они для Христа — «блаженны» (Лк.11:28); они — Его «брат и сестра и матерь» (Матф.12:50)»[13]. В полной мере эти слова относятся и к Пресвятой Деве Марии. Об этом мы узнаем из Евангельского текста и толкования святых отцов.

О том, что Господь Иисус Христос относит к Своей Матери слова о слушании и исполнении слова Божьего, т.е. воли Отца Небесного (см. Матф.12:48-50; Мк.3:35) нам говорят следующие слова Евангелия: «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие (φυλάσσοντες) его» (Лук.11:27-28).

В Древнегреческо-русском словаре И. Х. Дворецкого слово «соблюдающие» (Лук.11:28) происходит от глагола φῠλάσσω (атт. φῠλάττω) — сторожить, охранять, сохранять, удерживать (свято) хранить, соблюдать, исполнять.

Евангелист Лука неоднократно свидетельствует нам, что именно это делала Матерь Иисуса. Например, после явления ангелов пастухам возле Вифлеема, они приходят к месту рождения Иисуса и рассказывают об увиденном и услышанном (Лук.2:15-19). Мы читаем, что «Мария сохраняла все слова сии, слагая (συνετήρει) в сердце Своем» (Лук.2:19)[14]. После обретения 12-ти летнего отрока Иисуса в храме, в Евангелии находим: «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла (διετήρει) все слова сии в сердце Своем» (Лук.2:51)[15].  

Нам известно из Священного Писания, что сердце — это сокровенное средоточие личности, в котором открывается человеку Бог (1Кор.4:5; Рим.8:27; 1Фес.2:4). Писание неоднократно призывает хранить слова Божии и веру в Него в сердце человека (Втор.4:39; 6:5-6; 11:18 и др.). Так, например, хранил в сердце своем слова из пророческого видения пророк Даниил (Дан.7:28). В сердце человек проявляет послушание Богу, там открывается любовь к Богу (Рим.6:17; 2Фес.3:5).

Все это мы видим у Пресвятой Богородицы. Слова из притчи о Сеятеле, которые произносит Господь о слове Божием, таким образом относятся именно к Ней: «Упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (Лук.8:15). Поэтому Дева Мария не просто по плоти родственница Его, но и та, которая относится к слушающим слово Божие и исполняющим его (см. Лук.8:21).

Святая Мария не только слышала и сохраняла слова Христовы, но и передала их святым апостолам и евангелистам. Благодаря этому мы знаем о событиях Благовещения (Лук.1:26-56), Рождества Христова (Матф.1:18-25; 2 гл.), Его детства (Лук. 2 гл.) и др. Пресвятая Богородица своей верой и делами исполняла слова Божии. Из Евангелия видно, что Свое первое чудо Спаситель творит по вере и просьбе Девы Марии (Иоан.2:3-11). По словам святителя Иоанна Златоуста, Господь сначала ответил, что Его час еще не настал, а затем из почтения к Своей Матери и видя Её полное упование на то, что Он может совершить чудо, превращает воду в вино (IoanChrysost. In Ioan. 22.1-2) (Ин 2. 1-11). 

Богородица одна из немногих осталась у Креста во время распятия Господа Иисуса (Иоан.19:25-27). Она, по мнению некоторых святых отцов, была одной из первых, кто пришел ко гробу Спасителя (см. Толкование на Матф.28:1)[16]. Также Предание Церкви устами святых отцов говорит нам о том, что после Своего Воскресения из мертвых, Спаситель первым является Своей Матери – Деве Марии[17]. В этом событии отражается вера и достоинство Самой Пресвятой Богородицы.

Новозаветная книга Деяний Апостолов также подтверждает результат такого отношения Девы Марии к слушанию и исполнению слов Христовых: «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян.1:14).

Некоторые отцы, например, святитель Иоанн Златоуст (†407) и за ним блаж. Феофилакт Болгарский (†ок. 1126) склонны объяснять слова Христовы (Лук.8:21) не как отречение Его от Своей Матери, а как некое исправление Её человеческой мысли, т.к. Она хотела, по их мысли, показать Свою власть над Сыном[18]. Однако большинство толкователей не согласны с этим мнением.

В качестве примера можно сослаться на святителя Фотия Константинопольского (†ок. 891). Он пишет: «Мне же известно, что некоторые из блаженных наших Отцов, которых я часто и во многом с восхищением одобряю, но за это мнение не похвалил бы». По мнению святителя Фотия, Христос не отрекается и не унижает Матерь Свою, т.к. «исследование же истины прежде всего не видит, чтобы Мать обнаруживала что-либо подобное и имела горделивое самомнение. Ведь Она не подошла к Нему без предупреждения, когда Он учил, и не появилась посреди собрания, и не прервала поучительное слово, и не сказала ничего заносчивого или хвастливого, но всеблагоговейно стоя снаружи, лишь известила о Своем прибытии, или даже об этом не известила словом, но мудро считала, что лицезрение донесет весть. Разве это свойственно честолюбиво желающей прославиться, ищущей гордиться и превозноситься величием Сына?».

Наоборот, по мнению святителя, Господь «уделяет Ей уважение, почести и по праву полагающуюся любовь», как исполнительнице воли Отчей (см.: Матф.12:50)[19]. Следовательно, слова Христовы об истинном блаженстве Господь в полной мере относит к Пресвятой Богородице (Лук.11:27-28).

Об особом отношении Спасителя к Своей Матери свидетельствуют Его слова, произнесенные во время Крестных страданий: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Иоан.19:26-27). Если Господь проявляет к Неё любовь и заботу, от чего же христиане тогда должны пренебрегать любовью к Пресвятой Богородице? Очевидно, что Евангелие предлагает нам пример для подражания. Мы должны не только почитать, ублажать и возвеличивать Деву Марию, но и любить Её. В том числе этим объясняется традиция написания наименований святой Марии с прописной буквы.

Также эти события и слова Христовы подтверждают другие места Евангелия, которые говорят о приснодевстве Марии, что чудесно рожденный Ею по плоти Сын Божий был единственным Её сыном. Иначе зачем Господу было необходимо поручать заботу о Ней Своему любимому ученику (Иоан.19:26-27), если бы у Марии были еще дети после Рождения Иисуса? (См.: толкование Спасителем Исх.20:12 у Матф.15:3-6).

Другие аргументы сектантов

В полемике с представителями протестантских сект и Свидетелями Иеговы (признана экстремисткой на территории России) выдвигается еще один аргумент, который должен как бы подтверждать «обожествление» Девы Марии у православных. Он заключается в том, что в православных молитвенных обращениях к Пресвятой Богородице присутствуют слова: «Пресвятая Богородица, спаси нас!».

Обычно сектанты приводят взятые из Писания цитаты, которые говорят о том, что спасает нас только Бог: «Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Матф.19:25-26) и др. Православные вполне согласны с тем, что от вечного осуждения за грехи, от власти диавола и смерти спасает только один Бог. Проблема в том, что наши оппоненты пытаются произвести здесь подмену понятий и приписать нам то, с чем мы и сами не согласны, игнорируя при этом нашу позицию. Это логическая ошибка «homonymia»  которая происходит вследствие того, что одно и то же слово служит для обозначения различных понятий, т.е. употребляется в различных значениях.

Православные христиане не считают, что Пресвятая Богородица осуществляет спасение людей также как Бог. Она не обладает таким всемогуществом и полномочиями, такую ересь мы не исповедуем. Но в Священном Писании Нового Завета неоднократно говориться о спасении в ином значении: о спасении, т.е. приведении к вере в истинного Бога других людей (1Кор. 9:22; 1Тим.4:16), об испрашивании в молитве Богу спасения другим людям от болезней, бедствий и от греха (см.: Деян.7: 59–60; Иак.5:15-16; Рим.10:1; 1Кор.7:16; 2Кор.1:10-11; 1Тим.2:1-4). Именно в таком смысле в православным молитвах содержатся обращения к Матери Божией: «спаси нас!». Спасает Она нас Своими молитвами к Богу, Который, как мы знаем из Евангелия, даже когда еще не пришло время для Его вмешательства, исполнил просьбу Девы Марии (Чудо в Кане Галилейской Иоан.2:3-11).

Отношение к Богородице у древних отцов Церкви

О традиции почитания святых угодников Божиих в Церкви нам известно из сочинений учеников святых Апостолов. В древнехристианском произведении «Мученичество святого Поликарпа Смирнского» (ок. 155 г.), которое описывает его страдания и кончину, говорится о почитании самого святого Поликарпа и его останков, что не противоречило вере древних христиан: «Ибо мы поклоняемся Ему (Иисусу Христу) как Сыну Божию; а мучеников, как учеников и подражателей Господних, достойно любим за непобедимую приверженность [их] к своему Царю и Учителю»[20]. Известно, что святой Поликарп, епископ Смирны, был непосредственным учеником святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, того, кто заботился о Пресвятой Богородице по поручению Господа.

По словам священномученика Иринея Лионского (†202), «Поликарп, который не только был наставлен апостолами и обращался со многими из видевших нашего Господа, но и апостолами был поставлен в епископа Смирнской церкви в Азии» (Против ересей III, 3). Поэтому естественно, что почитания святых имеет Апостольское происхождение (см. Евр.13:7), следовательно почитание более чем уместно и в отношении Пресвятой Девы Марии, которое обосновано самим Евангельским текстом.

У святых отцов можно выделить несколько аспектов почитания – это указания на Её Девство и наименование Её Богородицею. Священномученик Игнатий Богоносец († 107) пишет: «Бог наш… по устроению Божию зачат был Мариею из семени Давидова, но от Духа Святого» (Ign. Eph. 18). У святого равноапостольного Аверкия Иерапольского (†167) находим древнейшее исповедании веры христиан, которое включает в себя исповедание Приснодевства святой Богородицы (см. Аверкия Иерапольского ЭПИТАФИЯ)[21].

По свидетельству церковного историка Сократа Схоластика, наименование «Богородица» впервые встречается у Оригена (†ок. 254): «Ориген в первом томе своих толкований на Послание ап. Павла к Римлянам объявил, почему Святая Дева называется «Богородицею», и подробно исследовал этот предмет» (Hist. eccl. VII. 32). Впоследствии это наименование получило широкое распространение в Александрийской богословской традиции. Им пользуется святитель Дионисий, епископ Александрийский (†ок. 265), с собором епископов выступивший против учения Павла Самосатского: «Если бы Христос не был Богом, то ни Мария не могла бы называться Богородицею, ни Иудеи Богоубийцами. Но так как Он был Богом, то и можно было сказать это»[22].

Наименование Девы Марии Богородицею встречаем у священномученика Петра Александрийского (†311), святителя Афанасия Александрийского (†373), святителя Григория Богослова (†389), преп. Ефрема Сирина (†373) и др[23].

Литургическое почитание Матери Божией оформлялось в течение нескольких веков. Начало было положено уже во II-III вв. н.э. в связи с воспоминанием о Её земном житии. Известно, что уже ранняя Церковь праздновала Благовещение (в александрийской и поздней византийской хронологических системах оно совпадало с Пасхой – 25 марта[24]) и Успение (особо это событие почитали христиане Иерусалима).

В 1917 году египетскими археологами неподалеку от Александрии был найден папирус (P470), содержащая известную молитву к Пресвятой Богородице. Согласно последней оценке экспертов, коптский папирус датируется временем около 250 г. н.э. Это самое раннее свидетельство молитвенного почитания Пресвятой Девы Марии Богородицы:

«Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина чистая и благословенная»[25].

Очевидно, что само почитание и практика молитвенного обращения возникла в Церкви еще раньше. Папирус Р470 свидетельствует, что эта молитва уже была частью церковного богослужения. Следовательно, прошения о молитвенном предстательстве Богородицы и святых перед Богом существовали и в самые первые века христианства.

Однако исключительное нравственное достоинство Девы Марии не освобождало Ее от причастности падшему человеческому роду, ожидавшему избавления от господствовавшего в нем греха. Преп. Иоанн Дамаскин пишет, что Господь воспринял от Девы Марии «единосущную с нами плоть», т.е. природу, c последствиями грехопадения (ТИПВ. III. 12 (56)). По словам свят. Игнатия (Брянчанинова), «грех и вечная смерть проявляли в Ней свое присутствие и владычество»[26], поэтому и Она нуждалась в искуплении и спасении, как причастная падшей природе Адама и Евы. Это лишний раз опровергает домыслы противников Церкви Христовой о том, что православные обожествляют Деву Марию.

Есть ли влияние язычества на Евангельские сюжеты, связанные с Божией Матерью?

Сделаем несколько замечаний относительно якобы влияния языческих мифов на почитание Пресвятой Богородицы. Некоторые противники христианства, например, уже упоминавшаяся на нашем сайте С. Ачарья (Дороти Милн Мёрдок) пытаются найти основу некоторых Евангельских сюжетов в египетской мифологии. Но что удивительно, даже среди атеистических авторов подобные “прозрения” вызывают скепсис.

Упоминавшаяся С. Ачарья пыталась выдать древнюю египетскую надпись в Луксоре за сюжет, лежащий в основе событий Благовещения Деве Марии и Рождества Христова: «Около 3500 лет назад на стенах Храма в Луксоре были написаны изображения Благовещения, Непорочного Зачатия, Рождения и Поклонения Гора, где Тот объявляет Деве Исиде, что она зачнет Гора; с Кнефом, «Святым Духом», оплодотворяющим деву; и с младенцем, сопровождаемым тремя царями или магами, несущими дары». Такие смелые заявления проверил философ-атеист Ричард Карриер.

Р. Карриер сразу делает отсылку к отличной поучительной статье «выдающегося ученого Брюса Мецгера по поводу таких сравнений», в которой тот, как специалист в области истории и текстологии Нового Завета убедительно опровергает подобные заимствования[27]. Также он отмечает, что надпись и изображения в Луксоре имеют мало параллелей с христианством. «Цикл, изображенный в Луксоре, не совпадает в той же последовательности с христианским повествованием. Благовещение следует за зачатием в египетском цикле»[28]. Ошибочно отождествление одного из сюжетов, который Ачарья соотносит с поклонением трех царей родившемуся Христу. Это не соответствует реалиям египетской религии и истории. Местами повествование до безобразия неприлично и никак не соотносится с девственным и безмужным зачатием Иисуса Христа. В общем, очередное фиаско.

Заблуждения относительно почитания Пресвятой Богородицы

Причиной заблуждений являются разного рода суеверия, т.е. недостаток религиозного просвещения или религиозная безграмотность. При этом сама Церковь не считала подобные заблуждения нормой и старалась их исправить. В качестве одного из таких заблуждений и для того, чтобы заодно опровергнуть один из устойчивых мифов о так называемом влиянии язычества на Православие, приведем мнение специалиста.

Существует ложное мнение или миф о том, что на почитание Божией Матери повлияли языческие культы и культ матери земли. Однако это не так. Как пишет Е. Голубева, культ матери сырой земли никак не мог повлиять на христианство, т.к. появляется после Крещения Киевской Руси: «На Руси новую веру ожидала встреча с семью «молодыми» богами киевского пантеона, а также с легионом несистематизированных «старых» богов и мифических существ. Славянская мифология по форме и содержанию радикально отличалась от античной, а на Руси в общеславянскую канву вплетались финно-угорские, германские и тюркские элементы. Отсутствовал культ всеобщей богини-матери, сопоставимой по функциям с Афродитой, Артемидой, Деметрой, Геей или Персефоной (фольклорный персонаж, известный как мать сыра-земля, по всей видимости, появился после Крещения Руси, возможно, в результате влияния церковного учения о Богородице на народные суеверия)»[29].

Другой вопрос, который задают наши оппоненты касается молитвенных обращений к Пресвятой Богородице. Протоиерей Геннадий Фаст объясняет иногда кажущуюся их чрезмерность следствием византийской церковной поэзии. «Например, нередко спрашивают о молитве «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево…». А как же Николай Чудотворец? Но мы же говорим: «Не имеем иной помощи, не имеем иной надежды.» И Ангел Хранитель, получается, упразднен, и непонятно даже, является ли Сам Господь для нас помощью и надеждой…

Они составляют наше византийское наследие. Мы любим эти молитвы, но всегда должны помнить о том, что в основе их лежит поэтическая речь, и, конечно же, не искать в читаемом догматический смысл, потому что в противном случае мы сразу же впадем в ересь»[30].

«Другой перекос происходит, когда в нашем сознании Богородица «заслоняет» Собой Христа»[31]. В области иконопочитания это может выражаться фактически вытеснением и заменой изображений Господа иконами Божией Матери. В молитвенной практике также не должно ограничиваться молитвами только к Божией Матери. Этого не должно быть, т.к. Сама Пресвятая Дева Мария называет Себя Рабой Господней (Лук.1:38).

Что касается почитания икон, в том числе и Богоматери, то мы молимся не иконам, а перед иконами. Просим не дерево и краски, а обращаемся к первообразу, т.е. к личности, того, кто на иконе изображен. «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук.20:38).

 На 2-ом заседании VII Вселенского собора в Никее (787 г.) Свят. Тарасий Константинопольский говорит: «согласно древнему преданию святых отец, живоносные иконы и почитаю (προσκυνοῦμεν)[32] их с относительною любовью (σχετικῷ πόθῳ προσκυνοῦμεν), так как они даны во имя Господа Бога и непорочной Владычицы нашей Святой Богородицы и святых ангелов и всех святых; но поклонение (в смысле служения -λατρεία) и веру относим, очевидно, к единому истинному Богу» (см. Деяния Вселенских Соборов). Ибо, как это записано в догматическом определении Собора, «истинное служение, которое, по вере нашей, приличествует одному только божественному естеству»[33].

Поэтому известная практика наших критиков по вопросу почитания Пресвятой Богородицы, когда они приводят часто вырванные из контекста молитвенные обращения к Божией Матери, где Ей якобы молятся как Богу, является манипуляцией и обманом. Нигде, ни в каком православном учении, Дева Мария не признается в собственном смысле подательницей Божией благодати. Это возможно только вследствие Её молитвенного обращения к Богу.

Она наша молитвенница пред Престолом Божиим, и все мы, когда обращаемся в молитвах к Ней (в том числе перед иконами), то лишь просим Её предстательства. Она же вместе с нами и пребывающими в небесной торжествующей Церкви святыми (см. Евр.12:22-23) приносит о нас молитвы Богу: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас!»[34].

В качестве подтверждения нашего мнения сошлемся на некоторые тексты. В частности, уже упоминавшийся протоирей Г. Фаст пишет: «Нельзя гневить Бога, славя Божию Матерь так же, как Создателя»[35]. В Почаевском листке находим такое поучение: «Святая Православная Церковь, прославляя Пресвятую Деву Марию, наставляет, что почитать Ее должно не как Бога, а как Святейшую всех святых, что воздаваемая Ей честь относится к Самому Богу. Православные христиане поклоняются Богородице с величайшим благоговением, ибо после Бога нет никого более достойного их любви — Она Сама больше других праведников любит спасенных страданиями Сына Ее и скорее всех приходит на помощь (молитвенную – Д.П.[36].

О молитвенном почитании Богородицы

Как было уже сказано, почитание Девы Марии надежно обосновывается текстами Священного Писания и традицией Древней Церкви. Но в Православной традиции Матерь Божия почитается выше даже самих ангелов. Она именуется «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим», т.е. по чести и славе выше самых близких к Богу ангелов. Насколько это оправдано?

В Священном Писании неоднократно Бог называется сидящим на ангелах -Херувимах: «Господи Саваоф, Боже Израилев, седящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю» (Ис.37:16). (См. также Пс.17:11, 79:2; Ис.37:16; Иез.10:1, 11:22; 1Цар.4:4 и др.).

«Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на Херувимах: да трясется земля!» (Пс.98:1).  Здесь имеется в виду Святая святых в Иерусалимском храме, где над Ковчегом Завета, где были сделаны два ангела – Херувима, Господь обещал пророку Моисею открываться и говорить с ним (см. Исх.25:22). Здесь образно подразумевается могущество и царствование над всем творением Бога. Он как бы образно восседает на Херувимах Ковчега Завета[37].

О Серафимах мы знаем из Священного Писания, что они непрестанно в Царстве Небесном прославляют Бога: «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис.6:3). Но особенно исполнен славы Божией Его храм. Царь Соломон в своей молитве при освящении Иерусалимского храмам говорит: «Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил [имени Твоему]» (3Цар.8:27). В нем явилась слава Божия (3Цар.8:11), в храме прославляли и благословляли истинного Бога: «Благословен Ты в храме святой славы Твоей, и прехвальный и преславный во веки» (Дан.3:53). О нем Сам Христос говорит как о месте пребывания Бога (Матф.23:21).

Теперь достаточно провести простую образную параллель между храмом и Девой Марией. В храме пребывал Своей славой Сам Бог и в утробу Девы Марии с Неба небес сошел истинный Бог (Ин.1:1, 14; Матф.1:23). Если на Небе Бога воспевают и прославляют ангелы, а в Его храме то же самое делают люди, почитая храм как материальную святыню: «войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс.5:8), то почитание Той, которая стала телесным храмом, в который сошел Сам Бог не выглядит чем-то антибиблейским.

Именно в этом смысле в своих песнопениях Церковь называет Пресвятую Богородицу по чести выше Херувимов и по славе – Серафимов: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим».

Такую же параллель можно легко провести и в отношении наименовании Девы Марии Царицей Небесной. Как пишет протоиерей Геннадий Фаст, «Мать царя всегда называлась царицей. И мы именуем Марию Царицей на том же основании, как и называя Ее Богородицей. У Предвечного Бога матери нет. Но Мария родила нам Бога. Она нам Его дала. Так же дело обстоит и с Царством. На небе – один Царь, и Своей царской властью Бог ни с кем не делится. Монотеизм – это абсолютная монархия. Бог Один правит миром и не имеет соправителей. И Мария, естественно, не «соцарствует» Христу. Мы же, именуя Деву Марию Царицей, ублажаем Ее не потому, что так нам заповедано свыше, но потому, что этого требует наше благочестие. Церковь свидетельствует о неоднократных видениях, в которых Мария являлась в царском благолепии, в виде Небесной Царицы. …

Она – Начало нетления. Рождая, будучи Девой, Она побеждает естества чин, точнее, Бог побеждает в Ней. И если человек – венец творения, то Мария – некий Венец рода человеческого»[38].

Необходимо также сказать и о храмах в честь Божией Матери. Надо всегда помнить, что все наши храмы посвящены Богу, в том числе и храмы в честь Божией Матери. Это храмы Божии, а названия храма происходит из-за дня его освящения, которое приурочивается ко дню праздника Господнего, Божией Матери или святого. Для того, чтобы различать один храм от другого и используют это частное название. Для прихожан храма день его освящения — особенно торжественный день. Они таким образом отмечают день рождения своего прихода и начало богослужений в своем приходском храме, особенно почитая календарный храмовый праздник (например, дату прославления той или иной чудотворной иконы Божией Матери или святого)[39].

протоиерей Дмитрий Полохов

P.S. еще материалы по теме: Митрополит Иларион (Алфеев). БОГОРОДИЦА ; Вячеслав Рубский, прот. Православие — протестантизм. Почитание Божией Матери; «Противосектантские материалы»: О почитании Богородицы.

Сноски и примечания:

[1] По словам прот. В. Рубского, «Если принять значение слова «святой» как отделенный, избранный, то термин «пресвятая» будет означать «особо избранная» (уже из среды святых т.е. избранных). А если понимать «святой» как освященный благодатию Божией, то нетрудно признать, что Мария, безусловно, более других была освящена для воплощения Господа и за собственную добродетельную жизнь. Следовательно, называя Богородицу «пресвятой», мы не ставим её выше Бога, Который назван Святым (Откр. 3:7) и не «приписываем ей Божеские атрибуты», а лишь подчёркиваем высокую степень её духовного совершенства». (Почитание Божией Матери//Православие- протестантизм).

[2] Ас-Саади Абд ар-Рахман бин Насир. Толкование Священного Корана в 3 т. Т. 1. М.: Эксмо, 2014. С.493.

[3] ВСЕЛЕНСКИЙ III СОБОР. АСО. T. 1. Vol. 1 (4). P. 17; ДВС. Т. 1. С. 541

[4] См.: Ефрем Сирин, прп. Толкование на Четвероевангелие. Сергиев Посад, 1914. С.27-28.

[5] См.: ИОАКИМ И АННА / Православная Энциклопедия. 

[6] См.: Witherington III В. ГОСПОДЬ // Иисус и Евангелия: Словарь

[7] См.: Там же.

[8] См.: Рубский Вячеслав, прот. Пособие в разговоре с сектантами

[9] Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. Кн. IV. 14(87). 

[10] см. К. Кинер. Библейский культурно-исторический комментарий. Ч.2: Новый Завет. С.116.

[11] См.: Братья Господни/Азбука веры. 

[12] Блаженный / Библейская энциклопедия Брокгауза. 

[13] Малков П.Ю.,  Иванов М.С., Васечко В., прот., Квливидзе Н.В. БОГОРОДИЦА / Православная Энциклопедия

[14] По словарю И.Х. Дворецкого: «слагая» συνετήρει от συν-τηρέω — сохранять, хранить, беречь, оберегать, блюсти, соблюдать.

[15] Фактически это синоним к слову «слагая» из Лук.2:19. Здесь (Лук.2:51) в тексте διετήρει, от δια-τηρέω. Корень одинаковый, как и значение — хранить, оберегать, соблюдать, блюсти …

[16] Свт. Иоанн Златоуст: «Итак, Пресвятая Дева Богородица, удрученная скорбью более всех, найдя споспешницу себе в лице Марии Магдалины это была ревностнейшая женщина, почему она и вспоминается всеми четырьмя евангелистами (Мф. 28:1; Мк. 16:1; Лк. 24:10; Ин. 20:1), пришла тотчас после полуночи, т.е. в поздний час субботы, ко гробу — не с благовониями (для этого еще не настало время), но только посмотреть гроб». Такую же мысль высказывает святитель Григорий Палама.

[17] См.: Киприан (Керн), архим. Явление воскресшего Господа Богоматери. 

[18] См., напр.: свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Евангелие от Матфея. (Беседа 44)

[19] См.: Евангелие от Матфея, Глава 12, толкователь: Фотий Константинопольский святитель /Экзегет. Библия и толкования. 

[20] Окружное послание Смирнской церкви о мученичестве св. Поликарпа

[21] Текст эпитафии см. здесь

[22] Дионисий Александрийский, свт. Послание к Павлу Самосатскому

[23] См.: БОГОРОДИЦА / Православная Энциклопедия.

[24] Ванюков С.А., Желтов М.С., Фельми К.Х. Благовещение Пресвятой Богородицы // Православная энциклопедия. Т.V. М., 2002. С.255.

[25] См.: Египетские археологи обнаружили рукопись с молитвой ко Пресвятой Богородице III в. 

[26] Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери // Всесвятая: Сб. С. 99.

[27] К сожалению, ссылка на статью оказалась не рабочей. Но основные мысли Б. Мецгера можно посмотреть здесь:  и у нас на сайте: Воскресающие языческие божества и вера христиан.    

[28] См.: Richard C. Carrier. Brunner’s Gottkoenigs & the Nativity of Jesus: A Brief Communication

[29] Голубева Елена. «Небесных и земных прекрасная Девица» Особенности почитания Богородицы в русской народной традиции / Православие.Ru 

[30] Фаст Г., прот. Кто Она для нас? 

[31] Там же.

[32] См. Древнегреческо-русский словарь И. Х. Дворецкого: προσ-κύνησις, εως (ῠ) ἡ падание ниц, благоговейное приветствие.

[33] См.: ВСЕЛЕНСКИЙ VII СОБОР/Православная Энциклопедия. https://www.pravenc.ru/text/155500.html

[34] См.: Антифоны двунадесятых праздников и св. Пасхи. https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/dlja-klira-i-naroda/5

[35] Фаст Г., прот. Кто Она для нас?

[36] Почаевский листок: Почитание Божией Матери. http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_3630/

[37] Ефимий Зигабен, ссылаясь на слова святителя Кирилла Александрийского, поясняет, что «не должно упомянутые, составленные по-человечески, выражения о Боге (что Он восседает) понимать по нашему обыкновению, но так, как прилично самому Божескому высочайшему естеству». https://bible.optina.ru/old:ps:098:01

[38] Фаст Г., прот. Кто Она для нас?

[39] «Все храмы посвящены Богу и в них Господь невидимо присутствует Своею Благодатью. Кроме этих общих названий, каждая церковь имеет еще свое частное название, в зависимости от того священного события или лица, в память которых она построена, напр. церковь Рождества Христова, храм Воскресения Христова, в честь Св. Троицы, во имя Св. Равноапостольных Константина и Елены» (См.: священник Николай Антонов. Храм Божий и церковные службы).

Добавить комментарий

девятнадцать − одиннадцать =