Православный монотеизм
Православные христиане исповедуют веру в одного Бога – Святую Троицу, т.е. являются монотеистами. Мы верим в Пресвятую Троицу — «Отца и Сына и Святаго Духа», Бога Единого и Нераздельного. Единая божественная природа принадлежит всем Лицам или Ипостасям Святой Троицы.
Одна Ипостась или Лицо Святой Троицы не есть треть от общей божественной природы или сущности, но вмещает в Себя всю полноту Божественной природы. Отец есть Бог, а не треть Бога, Сын также есть Бог и Святой Дух — тоже Бог. Но все Лица Троицы не есть три Бога, а только Один Бог. Т.е. три Ипостаси не делят единую природу на три сущности, но и единая природа не сливает и не смешивает три Ипостаси в одну. По словам святителя Григория Богослова, Троица ― это не число, а «наименование, соединяющее то, что неразрушимо соединено по естеству»[1].
Единство природы Божественных Ипостасей или единосущие означает, что «Отец, Сын и Святой Дух есть три самостоятельных Божественных Лица, обладающих всеми Божественными совершенствами. Но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог[2]. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Нераздельно обладают всеми Божескими совершенствами, имеют единую волю, силу, власть и славу, каждое из Лиц Троицы обладает Божественным естеством в совершенстве и всецело»[3].
Несмотря на явное свидетельство о монотеизме христианства, среди противников нашей веры существует давно устоявшееся заблуждение о том, что древние еретики ариане, осужденные на I Вселенском Соборе (325 г., Никея), отстаивали строгий монотеизм. Обычно такое мнение встречается среди мусульманской аудитории, представителей секты Свидетели Иеговы (признана экстремистской в России) и сект т.н. унитарного направления (напр., пятидесятники единственники). Для представителей этих религиозных заблуждений характерным является мнение о том, что ариане якобы сохраняли древнюю веру в Одного Бога, которую позднее, в 325 году на Соборе в Никее заменили на веру в «трёх богов».
Относительно того, что современное православное христианство сохраняет древнюю библейскую и апостольскую веру в Единого Бога писалась довольно много (см., напр.: Где сказано, что Иисус Христос Бог и причем здесь Бог Троица?; Учение о Боге – Троице взято из язычества?). Но насколько верны представления о строгом монотеизме ариан?
Арианское многобожие
Обратимся к первоисточникам и исследованиям по данному вопросу. В основе ереси пресвитера Ария лежало не библейское учение, а философские концепции. Это было своего рода смешение философии Аристотеля с элементами платоновского учения в варианте Филона Александрийского. Философские взгляды ариан не могли вместить в себя Откровение о Боге – Творце, Который являет Себя без посредников в сотворенном Им мире. Философия не предполагает, что запредельное, т.е. трансцендентное Божество может напрямую взаимодействовать с миром. Для этого необходим некий посредник – первое и высшее творение – Логос (как у Филона Александрийского), который возьмёт на себя эту функцию.
Арий не мог примирить философию и Библию, языческая мудрость у него пересилила веру апостолов. Как может происходить рождение в вечности (Ин.1: 1-3, 14, 18; Кол.1:15) и чем оно отличается от действий Бога при сотворении мира? Когда появилось само время? Этого он понять не мог[4].
Для ариан Бог не всегда был Отцом, Логос или Сын Божий о родился из небытия, как первое и совершенное творение Божие. Потом Сын Божий, как особое и совершеннейшее творение Бога, создает весь тварный мир (Ar. Ep. Alex. Opitz 3:13)[5]. Он не есть истинный Бог, а если и называется Богом, то не истинным, а по причастию благодати, т.е. бог в относительном смысле. Существовала также партия полуариан, которые считали, что Логос или Сын обладают некой божественной природой, но вторичной и производной по отношению к Отцу. Сын рождается по воле Отца и является рядом с Ним, как δεύτερα οίσία (вторая сущность). Его единство с Отцом не в единстве сущности, а в подобии силы. Происходя от воли Отца, Сын является произведением и тварью (δημιούργημα και κτίσμα), но не как прочие твари. Примерно такая концепция была у Евсевия Кесарийского[6].
Таким образом арианство фактически приспосабливало христианство к философскому мышлению язычников с их трансцендентным аристотелевским богом — перводвигателем и богом ремесленником – Демиургом (творцом материального мира).
Как замечают исследователи арианской доктрины, её итогом стал «Христос, подвешенный между человеком и Богом, ни одному из них не тождественный, но соотнесенный с обоими: Бог истолковывался деистически, человек – моралистически, а Христос – мифологически»[7].
Самым существенным нарушением строго монотеизма ариан являлась их практика крещения во имя Отца и Сына и Святого Духа (см. Мф.28:19). Ариане не могли пойти против практики еще апостольской Церкви и отменить или заменить эту первохристианскую традицию. В противном случае они бы продемонстрировали разрыв своей веры и молитвы с верой и богослужением древней Церкви. Соответственно, тем самым они подтвердили бы свое заблуждение.
Как замечает проф. Ярослав Пеликан, «ариане продолжали практику крещения во имя не только Отца, но также Сына и Святого Духа» (Там же. С. 190). На это указывали святые отцы Церкви, подчеркивая двусмысленность арианской доктрины: святитель Григорий Богослов (Назианзин) в трактате о крещении воспользовался этим, говоря, что поклонение твари или крещение в тварь не принесет обетованного в крещении обожения. Также святитель Афанасий Великий, опираясь на всеобщую практику крещения, которой придерживались и ариане, отмечал, что крещение совершается «не во имя Нерожденного и рожденного, не во имя Творца и твари, а во имя Отца, Сына и Святого Духа». «Иначе говоря, и ариане, и их оппоненты обращались ко Христу таким образом, что это предполагало в Нем какую-то особую божественность»[8].
Богослужение ариан, как отмечали их критики, сохраняло практику поклонения Иисусу Христу и молитв к Нему, поскольку это было апостольской традицией (см. Деян.1:24-25; 7:59-60)[9]. Исходя из этого, оппоненты ариан, от святых Афанасия Великого и Илария Пиктавийского до Маркелла Анкирского и Боэция, обвиняли арианство «в многобожии, несмотря на его жесткий монотеизм; ибо, поклоняясь как божественному Тому, Кого они отказывались называть божественным, ариане «определенно переходили ко многим богам» и «шли к множеству» божественных существ»[10].
В заключении, как пример, можно привести свидетельство святителя Григория Богослова о вере своего отца — тоже святителя Григория Назианзинского (†374) (Старшего), из которого видно многобожие ариан: «Ведая и единого Бога в Троице поклоняемого и три (Ипостаси) в едином Божестве, он не держался ни Савелиева учения об едином, ни Ариева о трех, то есть Божества, как не сокращал и не разлагал безбожно, так и не рассекал на особства, неравные или по величине, или по естеству»[11].
протоиерей Дмитрий Полохов
P.S. см. еще теме:
- Арианская ересь: как она родилась и кто потом использовал ее в политических целях.
- Арианская ересь и троичный догмат в Православии
Сноски и примечания:
[1] Цит. по Лосскому В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 33. В рус. пер. — Слово 22, 10. PG. 35 Col. 1161 С.
[2] См.: свт. Григорий Богослов: «У нас один Бог, потому что Божество одно. И к Единому возводится сущее от Бога, хотя и веруется в Трех; потому что как Один не больше, так и Другой не меньше есть Бог; и Один не прежде, и Другой не после: Они и хотением (т.е. волей) не отделяются, и по силе не делятся; и все то не имеет места, что только бывает в вещах делимых».[ Собрание творений. В 2т. М.: СТСЛ, 1994. Т.1. С.451 (Слово 31)].
[3] См.: Полохов Д., прот. Православное учение о Боге.
[4] См.: Арианство / Православная энциклопедия.
[5] См.: Пеликан Я. Христианская традиция: История развития вероучения. Том 1. Возникновение кафолической традиции. М., 2007. С. 187.
[6] См.: Спасский А.А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов.
[7] Пеликан Я. Христианская традиция: История развития вероучения. Том 1. С. 189.
[8] См.: Там же. С. 190. (эл. Вариант — здесь).
[9] См. Там же. С.189-190.
[10] Там же. С.190.
[11] Григорий Богослов, свт. Творения в 2 т. Т.1 М.: Сибирская благозвонница, 2010. С. 230-231. (Слово 18).