Ответ потерявшему веру

О потере верыпрот. Дмитрий Полохов.

На одном из интернет ресурсов встретился с такой печальной историей о потере человеком веры. Хотя она кажется несколько надуманной и упрощенной, однако вопросы, которые задает в ней человек потерявший веру актуальны для современной апологетики.

Вот эта история: «В молодости, я был очень религиозным человеком и регулярно ходил в православный храм. Я люто и бешено порицал атеистов, еретиков, всевозможных растлителей молодежи и пр. деятелей. С годами я начал сомневаться в своем выборе, ведь родись я в Италии или Испании был бы не православным а католиком. И я начал искать и пытаться понять, какая из религий истинная.

….  Я читал много диспутов в интернете между представителями разных конфессий, но так и не смог найти ответа на свой вопрос. В конце концов я определил для себя критерий — если Бог не может ошибаться, значит он должен в совершенстве разбираться в вопросах сотворения мира, который сам же и создал.

Однако сравнив Ветхий Завет с последними научными данными я разуверился в христианстве. Судите сами:

В книге Бытия Солнце и Земля были созданы в первый день творения, а звезды кажется на четвертый, меж те как наука утверждает, что Вселенная существовала почти 9 миллиардов лет до появления Солнечной системы и само Солнце это звезда третьей последовательности (это значит что вещество, из которого состоит Солнце уже дважды побывало в звездах до появления самого Солнца);

В книге Бытия говорится, что до грехопадения человечества смерти не было, меж тем задолго до появления первых людей Земля пережила пять крупных массовых вымираний планетарного масштаба, последнее из которых было вымиранием динозавров;

В книге Бытия все человечество ведет свое происхождения от одной пары людей — Адама и Евы, меж тем как популяционная генетика не видит такого сужения популяции людей ни на каком этапе существования;

В книге Бытия описан Всемирный потоп, меж тем как ни одна наука не видит такого крупного массового вымирания в этот период времени, как не видит и следов катастрофы планетарного масштаба.

Поэтому я лично для себя решил, что не смогу ответить на вопрос: «Существует ли Бог и если «да», то какой?» Всякий раз когда мы разгадываем одну загадку Вселенной она тут же загадывает еще десять. Вот почему я не могу ответить на вопрос о сотворении мира».

Ответ:

Человек явно не то говорит о потере своей веры в Бога. Существует множество верующих ученых в области генетики – Ф. Добржанский, Френсис Коллинз и Вернер Арбер (Нобелевский лауреат 1978 г.)[1], один из основоположников теории Большого взрыва —  профессор математики и астроном Жорж Леметр был католическим священником. Астрофизики — Елена Ивановна Казимирчак-Полонская (Институт теоретической астрономии АН СССР), Артур Комптон (Нобелевский лауреат 1927 г.), Хью Росс[2]. Поэтому говорить о том, что вера в Бога и Библейское Откровение не совместимы с наукой, с точки зрения наличия верующих научных мужей (и жен) не верно.

Тот же самый Феодосий Добржанский считал «нелепостью принимать Священное Писание за учебники по астрономии, геологии и биологии для начинающих и считает, что кажущиеся конфликты возникают только тогда, когда символам Священного Писания придают значение, которого у них исходно не было» (см.: Фрэнсис Коллинз. «Язык Бога»). 

Причины неверия в другом, об этом пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), которого якобы читал потерявший веру человек: «Опыт показывает, что к ереси и безбожию люди перешли наиболее из развратной жизни, и наоборот, ересь всегда влечет за собой расстройство нравственности по причине сродства грехов между собою». Если чистота сердца омрачается грехами, то человек становится не только не способным видеть Бога, но и теряет саму веру в Него. Духовными средствами против неверия, как, впрочем, и против всех других грехов является покаяние. Здесь главная причина потеря веры, а не то, что пишет автор, когда пытается себя и других убедить в том, что виновата Библия, которая никак с наукой не согласуется.

Что касается т.н. проблем которые возникли у автора. Эти проблемы характерны, как мне кажется, больше для гуманитариев, чем для естественнонаучников, имеется в виду физики в первую очередь. Сама теория Большого взрыва в свое время так была названа из-за сарказма, который испытывали некоторые ученые по отношению к ней из-за того, что уж очень она хорошо согласовывается с первым стихом Библии: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1), в смысле, что «все сотворил Бог из ничего» (2Макк.7:28). Здесь же необходимо вспомнить о Тонкой настройке вселенной и антропном принципе, что как ни крути исключает случайность возникновения как видимого нами мира так и нас самих –  рода Homo sapiens.

Согласно теории «Большого взрыва» вся вселенная возникла в результате гигантского выброса огромнейшей массы энергии в абсолютной пустоте из бесконечно малой точки «сингулярности» в которой, что очень важно, были изначально заложены все параметры и законы мироздания, которые, в конце концов, привели к возникновению жизни на Земле и самого человека.[3] (см. Антропный принцип).

Современная физика говорит нам о том, что окружающий нас мир очень “чувствителен” к численным значениям универсальных физических констант, поскольку все основные особенности реального мира (размеры атомных ядер, звезд, галактик и всех физических взаимодействий) в конечном итоге определяются величинами фундаментальных постоянных (например, заряд электрона 1,602 *10-19 Кл и др.). В последнее время ученые пришли к выводу о том, что в первые же мгновения после «Большого взрыва» (в первую миллиардную долю секунды) существовало удивительное согласование энергии и массы, ядерных сил, сил гравитации и энергии ядерной реакции в звездах (в т.ч. в нашем Солнце) и т.д. и т.п. Если бы хотя бы одна из физических констант была изменена в сотом знаке после запятой, то и вселенной не возникло бы. Само существование мира обусловлено выполнением очень жестких соотношений между ними. Отклонения от наблюдаемой удивительно сложной и невероятно точной числовой соразмерности мировых констант привели бы к фатальным последствиям для существующей вселенной, а в природе никогда бы не возникла разумная жизнь.[4]

Среди материалистов есть попытки объяснить возникновение вселенной при помощи теории «множественности миров», что дескать так вот все сложилось в этом мире в результате бесконечного множества случайных совпадений, а на самом деле наш мир есть один из множества возможных. Однако против этого есть серьезные и убедительные аргументы современных ученых. Например, такие известные физики как Стивен Вайнберг и Хуберт Гённер называют такие теории свершено произвольными гипотезами, их нельзя проверить с помощью измерений (т.к. они не доступны – должны лежать вне пределов нашей вселенной), поэтому они основаны на фантазии и «не относятся к области естественнонаучной космологии».[5]

О том, что «начало» все-таки было и вселенная начала свое бытие «из ничего» фактически говорит современная физика. В 2003 году Арвинд Борд, Алан Гут и Александр Виленкин смогли доказать, что любая вселенная, которая, в среднем, находится в состоянии космического расширения, не могла существовать вечно, но должна была иметь начало. А. Виленкин утверждает: «Говорят, что аргумент убеждает разумного человека, а доказательство убеждает даже неразумного. Теперь, когда мы располагаем доказательством, космологи больше не могут прятаться за возможность того, что Вселенная существовала вечно. Выхода нет, они должны повернуться лицом к проблеме космического начала»[6].

Кстати вопрос самозарождения жизни и случайного возникновения ДНК тоже огромная проблема для современной биологии. Поэтом Ф. Крик (с Дж. Уотсоном открыл структуру ДНК) являлся сторонником инопланетного происхождения жизни. Однако, это как говорится, вопрос уже веры, а не науки))).

Теперь о «проблемах». Они достаточно банальны, ответ на эти сомнения автор мог бы легко при желании найти сам. Но это его по всей видимости не интересует. Вот один из возможных ответов на них:

«В книге Бытия Солнце и Земля были созданы в первый день творения, а звезды кажется на четвертый». Заметим, что по теории «Большого взрыва» свет появляется еще до возникновения светил. Источником света явились фотоны часть которых, при взаимодействии с «полем» Хиггса (вспомним бозон Хиггса) обретают массу и появляются материальные частицы. Фотоны, электроны и барионы представляли собой горячую плазму, которая также излучала этот первоначальный свет. По мере остывания плазмы возникают неизлучающие фотоны материальные частицы — по одному из толкований — «тьма», о которой говорят первые стихи книги Бытие: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы» (Быт.1:3-4).  Следы этого первого света, т.н. «реликтового» излучения до сих пор можно зарегистрировать (см. космическая лаборатория WMAP и ее снимки). 

Почему светила появились на 3-й день, а звезды на 4-ый? Заметим «день» (йом на др.еврейском) не только сутки, но и большой промежуток времени – «Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время (йом), когда Господь Бог создал землю и небо» (Быт. 2:4). Здесь весь период творения мира обозначается как «йом». Можно послушать проф. В.Н. Тростникова «Современные космогонические теории и Шестоднев», который говорит о том, что из-за первоначальной атмосферы Земли с нее просто невозможно было увидеть никакие небесные объекты, а был виден только свет пробивавшийся через плотную облачность (с 8.16 мин, про светила – 14.58 мин)[7]. Примерно также объясняет это епископ Александр (Милеант) (инженер-физик НАСА в прошлом): «надо учесть, что пророк Моисей описывает события с точки зрения наблюдателя, созерцающего происходящее с поверхности земли. Причем, явления, которые не очевидны невооруженному глазу и не относятся к существу темы, как, например, развитие галактик, или появление микроорганизмов в водах, пророк опускает. Он ограничивается описанием того, что интересовало его современников. Основная идея та, что все разнообразие природы создал не случай, не языческие божества, а единый премудрый Творец»[8]. Т.е. речь идет не о сотворении Солнца и звезд после сотворения Земли, а о том, что с точки зрения гипотетического наблюдателя с земли это будет видеться именно так. Здесь также присутствует и религиозный подтекст – опровержение божественности Солнца и звезд, что было характерно для языческих культов того времени (да и сейчас – долбославы-родноверы Солнце богом считают).

Про происхождение людей, грехопадение и смерть. Это типичная проблема для невнимательных людей в смысле чтения Библии и святых отцов. Да, есть протестанты, которые соотносят Адама с коллективным, собирательным образом первых человекоподобных гоминид и толкуют грехопадение в смысле постепенного накопления греховности в этом первобытном сообществе (см. Робина Коллинза «Эволюция и первородный грех»[9]). Все намного проще. У святителя Григория Нисского, преп. Максима Исповедника и др. отцов есть классическое толкование на такой стих Библии, в котором говорится о последствиях грехопадения: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт.3:21). Что такое «одежды кожаные»? – Это подверженное тлению и смертности животно-биологическое состояние нашей природы после отпадения от Источника Жизни – Бога.

Т.е. в райском саду природа человека была иной, более духовной[10]. О том, каково состояние прославленной человеческой природы будет в вечном Царстве Христовом свидетельствует Его Воскресшее Тело. Он мог становится невидимым ученикам в Эммаусе (Лук.24:31) мог являться им при «дверях затворенных» (Ин.20:19, 26), но при этом был осязаем апостолом Фомой! (Ин.20:27-28). Одним словом, «сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» (1Кор.15:44). О чем это я? Да о том, что определять состав человека и его предков по современным исследованиям палеогенетиков и антропологов дело бесперспективное – природа у нас теперь иная, поэтому мы и похожи на других живых существ по строению ДНК. Это всего лишь «кожаные одежды», но не первоначальная природа человека. Так что проблема не в науке.

Как быть с грехопадением? Здесь немного сложнее, но и тут можно предложить объяснения текста Библии, которое можно согласовать с современной наукой. Существует предположение, основанное на толковании слов из молитвы на Литургии святителя Василия Великого о грехопадении и изгнании из рая первых людей: «и умерщвленного его собственными согрешениями, Ты изгнал его по праведному суду Твоему, Боже, из рая в этот мир и возвратил в землю из которой он был взят» (русский перевод). Рай должен был распространен на всю землю, но Адам и Ева согрешили и пришли в мир, где уже была смерть. (Например, К.С. Льюис (автор не только «Хроник Нарнии»!) считал, что смертность животных могла быть вне рая вследствие грехопадения ангелов – из-за демонического воздействия). Это объяснение больше характерно для протестантских авторов, поэтому спорное.

Однако есть еще гипотеза епископа Василия (Родзянко) о том, вся история мира до грехопадения лежит вне границ времени нынешнего тленного мира[11]. Сам епископ Василий ссылается на известного физика Стивена Хокинга и его предположение о «мнимом» времени, вектор которого направлен вертикально, т.е. не в сторону распада и тления, по мысли владыки Василия, тем самым освобождая «вселенную от ограниченности нашего текущего времени» (см.: Там же).

Поэтому, по мнению епископа Василия, творение в Раю Адама и Евы «не включается ни в какую историю нашей планеты: между этим творением и предками, обнаруженными на нашей планете, лежит бездна грехопадения. Игнорировать эту бездну нельзя. Райские Адам и Ева Библии и обнаруженные учеными генетические предки не могут быть восприняты одинаково: бессмертие и смертность – не одно и то же» (см.: Там же).  Таким образом казалось бы, рассказ Библии о творении и о подлинном смысле слов «хорошо весьма» и других слов о райской жизни до греха, относится к этому «мнимому» времени, «вне нашего времени и нашего пространства, а когда согрешили – таким же вневременным изгнанием в «биг бэнге» (Большом взрыве) на эту землю в «несовершенной» вселенной – в долгом эволюционном многовековом прошествии, и наконец, пришествии ради спасения и восстановлении в будущем Царстве Божием! Весь этот длинный путь на самом деле – мгновение!» (см.: Там же).

От себя добавлю, с точки зрения квантовой механики можно предложить такую модель, отчасти объясняющую то, что говорит владыка Василий (Родзянко). В физике элементарная частица может существовать одновременно в двух противоположных состояниях, например, вращаться по и против часовой стрелки (т.н. квантовая суперпозиция). При попытки измерения состояния частицы извне происходит разрушение суперпозиции и прибор регистрирует, только одно возможное состояние. Вот грехопадение и было тем вмешательством в возможные состояния мира в «мнимом» райском времени, когда человек сам хотел все познать («измерить»). В результате бытие мира мгновенно перешло в другое одновременно существующее состояние, в то, что мы видим сейчас — время распада, которое начинается с квантового туннелирования и «Большого взрыва». Одним словом, «физика рулит»!))) Да, о возможности мгновенного, даже со сверхсветовой скоростью изменения состояния связанных частиц говорят современные эксперименты. Начиная с экспериментов по проверке так называемых неравенств Белла, начатые в 1982 году французским физиком Аленом Аспе и по 2018 год – эксперименты в MIT (Массачусетский технологический институт)[12].

Теперь, что касается потопа. Здесь вообще не должно быть проблем. Проблемы могут возникнуть только при буквальном прочтении текста Библии, что характерно для протестантских фундаменталистов. Есть теория о «локальном» потопе, поскольку «вся земля» покрытая водой может означать не только всю землю, но и определенную местность, страну (еврейское «эрец»)[13]. Археологические раскопки в Междуречье дают основания для веры в масштабное наводнение в древности в этой местности (Раскопки Ура, проводились в 1922-1934 гг. экспедицией под руководством доктора Л. Вулли и др. места). Те же археологические данные дают основания для веры и в более масштабный потоп.[14] Например, сведения о потопе как о масштабной катастрофе сохранилась у разных народов, притом на разных континентах, что само по себе тоже о чем-то говорит. Поэтому с темой Всемирного потопа человек явно поторопился делать однозначные выводы. Кстати о том, как относиться к данным археологии и согласовании их с библейским текстом при желании можно легко найти. И здесь все не будет так однозначно как хотелось бы верить, точнее не верить автору.[15]

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: причиной неверия является не противоречие Библии науке, или наличия «плохих» попов на «мерседесах» и «злых» бабушек в храмах, а совсем другое. Причины эти духовного характера, это непобежденные греховные страсти, неспособность понять суть Евангелия, не желание трудиться с верой и упованием на Бога над своим сердцем. Если сердце не раскрывается навстречу Богу, то как известно, энтропия (мера хаотичности) изолированной, замкнутой системы не уменьшается, поэтому наступает потеря веры и «смерть духовная». Единственное средство в борьбе с этим состоянием – искреннее покаяние и исправление своей жизни по заповедям Божиим и участие благодатных Таинствах Церкви (Покаяние и Евхаристия).

Примечания:

[1] Список верующих ученых // https://pravoslavie.fm/science/spisok-veruyushhih-uchenyih/

[2] АСТРОФИЗИК РАССКАЗАЛ ИСТОРИЮ О ТОМ, КАК ОН ПОВЕРИЛ В БОГА // https://pravoslavie.ru/97750.html См. о других верующих ученых — https://fishki.net/1593276-my-verim-govorjat-53-izvestnyh-uchenyh-o-vere-v-boga.html

[3] См., напр.: Кюнг Г. Начало всех начал: Естествознание и религия. М., 2007. С.28, 83-84.

[4] См.: Александр (Милеант), еп. Возникновение мира и человека. Опыт согласования Библейского повествования с научными открытиями// http://www.xpa-spb.ru/libr/Aleksandr-Mileant/voznikn.html

[5] Кюнг Г. Начало всех начал. С.90.

[6] Vilenkin Alex. Many Words in One: The Search for Other Universes. New York: Hill and Wang, 2006. P. 176.

[7] См. еще: Тростников В.Н. Всмотрись и увидишь // https://azbyka.ru/fiction/vsmotris-i-uvidish-trostnikov/6/

[8] Александр (Милеант), еп. Возникновение мира и человека // https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/vozniknovenie-mira-i-cheloveka/#0_3

[9] См.: Морковин А.А. О труде Робина Коллинза «Эволюция и первородный грех» // http://faith-science.ru/feed/original-sin-and-evolution/

[10] См. свт. Игнатий (Брянчанинов): «До падения человека тело его было бессмертно, чуждо недугов, чуждо настоящей его дебелости и тяжести, чуждо греховных и плотских ощущений, ныне ему естественных». (Слово о смерти. М., 1991. С.7-8).

[11] См.: Василий (Родзянко), еп. Теория распада вселенной и вера отцов. 

[12] См.: «Когда ученые исследуют пару запутанных квантовых частиц, измерение свойств одной мгновенно воздействует на те же свойства другой из них, вне зависимости от того, насколько большое расстояние их разделяет. Классическая физика утверждает, что ничто не может двигаться быстрее скорости света — но квантовая запутанность нарушает этот непреложный закон» (В MIT нашли неопровержимое доказательство квантовой запутанности // https://hightech.plus/2018/08/23/v-mit-nashli-neoproverzhimoe-dokazatelstvo-kvantovoi-zaputannosti)

[13] Такое предположение основано на том, что в тексте Писания часто используются гиперболы, преувеличения, что вовсе не отвергает реальность происходивших событий. Например, в книге Иисуса Навина говорится, что  Нав. 11: 23:   Иисус Навин взял всю землю в удел Израильтянам, «И успокоилась земля от войны» (И. Нав. 11:23). Однако книга Судей говорит о том, что война хананеями еще не закончилась (Суд.1:1). Текст Библии – это своего рода икона, где главное смысл события, его интерпретация, а не какие-то детали.

[14] См.: Василиадис Н. Библия и археология // https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija-i-arheologija/#0_6

[15] Археология подтверждает или опровергает Библию? /блог «Живое Предание» // https://blog.predanie.ru/article/arheologiya-podtverzhdaet-ili-oprovergaet-bibliyu/ См.: Найдены новые доказательства Библейского Потопа как исторического события // https://religions.unian.net/religinossociety/726789-naydenyi-novyie-dokazatelstva-bibleyskogo-potopa-kak-istoricheskogo-sobyitiya.html

Добавить комментарий

пять + 6 =