На тему благодатного огня в последнее время, особенно перед Пасхой (2019-2020 гг.), было много публикаций. Многих православных христиан смущают то, что говорят скептически настроенные авторы. Среди последних есть и православные священники.
Со стороны православных авторов, поддерживающих традиционный взгляд на благодатный огонь как чудо стоит отметить три видео, которые записал священник Георгий Максимов (ссылки ниже). В них достаточно подробно разбираются аргументы скептиков – М. Лидина, армянских священнослужителей и православного священника Альвиана Тхелидзе.
Рассмотрим наиболее серьезные возражения против чудесного характера благодатного огня:
- Среди наиболее распространенных аргументов это разбор свидетельств от самих же православных о том, что благодатный огонь не чудо, а его зажигают естественным образом. Отец Георгий разбирает слова из интервью иерарха Иерусалимского Патриархата митрополита Корнилия Петрского и патриарха Иерусалимского Феофила III[1]. Как следует из приведенных источников, недостоинство православного иерарха может препятствовать получению «святого света» (как называют его греки). Поэтому не исключено, что некоторые недостойные священнослужители зажигают его сами. («Подробно о благодатном огне и скептиках». Ответ М. Лидину и о. Гевонде о благодатном огне» см. с 28 мин. – 34.35 мин.). Также об этом см.: «Про благодатный огонь. Ответ Линдину и Тхелидзе» с 40.27-42.55 мин.)
См. также слова патриарха Иерусалимского Иринея скептикам из духовенства, отвергающим чудесное происхождение огня – 26.30 мин. — «Подробно о благодатном огне и скептиках» [2]
- Есть возражение от представителей армянской Церкви, которые используют скептики, о том, что до схождения благодатного огня в Гроб Господень вносится уже горящая лампада. Дело в том, что продемонстрированные армянами съемки в кувуклии, на которых видно две горящие на плите Гроба Господнего лампады уже после схождения святого огня, ничего не доказывают (см. 42-43.24 мин. («Подробно о благодатном огне и скептиках»). Есть видео на котором видно, что вносимая в кувуклию лампада потушена.[3]
Разбор вопроса о проносимой в кувуклию лампаде можно посмотреть и здесь: «Про благодатный огонь. Ответ Линдину и Тхелидзе» — с 22.10 – 22.40 мин. и 38.35 – 40.25 мин.
Более того, разбирая видео армянина Гевонды, который ставит под сомнение чудесность огня, о. Г. Максимов приводит ссылки на армянских же историков и святых армянской Церкви (и некоторых общих святых — св. Григорий Просветитель, † 335 г. ) из которых следует, что огонь сходит чудесным образом. Оказывается, еще в XVII веке армяне писали о чудесности благодатного огня. (видео «Подробно о благодатном огне и скептиках». Ответ армянам — – 49.38 -56.16 мин.).
Также с психологической точки зрения не понятно, от чего так радуются сами армяне, когда получают от Иерусалимского Патриарха благодатный огонь?
Священник Г. Максимов верно подмечает, что поведение армян, которые говорят о том, что огонь — это следствие зажигалки или уже горящей лампады, необъяснимо. От чего они тогда так радуются, если еретический для них Патриарх естественным образом зажег огонь и потом дал им? Они что сами не могли так сделать? См. с видео 10.52-14.00 мин. («Про благодатный огонь. Ответ Линдину и Тхелидзе«). Это вполне серьёзный вопрос к армянам и характеру их «разоблачений».
- Интересная ссылка на арабские мусульманские источники, которые свидетельствуют, что раньше Патриарх не входил в кувуклию, а молился вне ее до тех пор пока не появлялся свет, т.е. пока сами не зажигалась лампада и свечи внутри кувуклии – 33.50 — 34.15 мин. («Про благодатный огонь. Ответ Линдину и Тхелидзе»). И про то, что это якобы рукотворный огонь, ибо следует из содержания молитвы на «освящение огня». У отца Георгия дается анализ перевода в молитве греческого глагола ἐκκαίω и пассивного причастия от него что опровергает такое понимание природы благодатного огня — 35.10 мин. (про молитву см еще 1.02.04 «Подробно о благодатном огне и скептиках»).
- Еще один интересный аргумент: огонь сходит не только в кувуклии, но и в храме Воскресения Христова – 42.12 мин. Как здесь объяснят скептики естественное происхождение «святого света» ? («Про благодатный огонь. Ответ Линдину и Тхелидзе») и с 32.10 мин. «Подробно о благодатном огне и скептиках» и См. наше видео в начале статьи.
См. также: видео с 8.22 – 9.05 мин. «О Благодатном огне — большой ответ и. А. Тхелидзе». О самозажигании лампад над кувуклией и свечей у людей возле часовни Гроба Господнего. Об этом есть свидетельства очевидцев с 1.10.40 ч. — «Подробно о благодатном огне и скептиках». См. наше видео
- Также познавательной представляется информация про отличие всполохов благодатного огня от фотовспышек – прим. с 31.08 мин. «Про благодатный огонь. Ответ Линдину и Тхелидзе». Про это же явление см. еще: 5.50. – 06.15 мин. «Подробно о благодатном огне и скептиках».
- Иногда скептики приводят такой аргумент: «А почему нельзя просто поставить там камеру, и Патриарх бы помолился и все бы увидели чудо?» Но молиться напоказ нам запрещает Господь: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матф.6:6). Это выглядело бы неприлично и с общекультурной точки зрения. Дело в том, что там, по свидетельству Иерусалимских Патриархов, получающий огонь молиться о прощении в том числе и своих грехов.
- Про омывание огнем – 6.24 -7.55 мин. — «Подробно о благодатном огне и скептиках». Да, есть видео в котором атеисты демонстрируют нечто похожее. Но хотелось бы увидеть видео где скептики бы продемонстрировали контакт огня с кожей и одеждой как минимум 4-5 секунд на одном месте и без каких-либо движений.[4]
- О естественнонаучных данных по благодатному огню: про фиксацию электромагнитного фона во время схождения благодатного огня на Гробе Господнем — 20.45 мин. и замер первоначальной температуры огня — 22.58 — t 42 ⁰С. («Про благодатный огонь. Ответ Линдину и Тхелидзе» ). Об измерении температуры благодатного огня в первые минуты после его схождения (t 42 ⁰С, потом – 320 ⁰С.) см.: протоиерей Геннадий Заридзе. Температура благодатного огня в первые минуты — около 40 градусов.
- Достаточно распространенным среди скептиков является демонстрация скриншотов с сайта Иерусалимского Патриархата из которых якобы следует, что и Иерусалимская Православная Церковь не верует в чудесность благодатного огня. Но это откровенная ложь, что можно проверить по этим ссылкам:
Иногда скептики приводят скриншот сайта, в котором говориться о зажжении огня. Все параметры страницы те же, но название кто-то подправил. Вот ложная или исправленная в фоторедакторе страница:
Но вот как на самом деле она выглядит: см. https://ru.jerusalem-patriarchate.info/2015/04/11/19187
Вот еще информация с сайта Иерусалимского Патриарха о Чуде Огня от 26/03/2016 — https://ru.jerusalem-patriarchate.info/2016/03/26/27430
Там есть такие слова: «Каждую Великую Субботу сердце христианства бьет в Священном Храме Воскресения в Иерусалиме, где каждый год повторяется чудо Благодатного огня и тысячи верующих после плача по распятии Христа, готовятся к празднованию Воскресения Христова. Внутри Гроба Господня Патриарх, стоя на коленях, совершает молитву, умоляя Иисуса, чтобы Он послал Свой Благодатный огонь в качестве дара освящения для людей. И чудесным образом, факелы, которые держит Патриарх, зажигаются сами Благодатным светом».
На официальном сайте Иерусалимского Патриарха есть заявление в котором опровергается книга Димитрия Аликакоса и видео которые снимались по его книге о якобы естественном происхождении благодатного огня (здесь). В заявлении указывается источник в которой соответствует официальной позиции Иерусалимского Патриархата по благодатному (или святому как у греков) огню. Это статья о Благодатном огне — «Историческое исследование о святом свете» архимандрита Каллиста Милиараса (Журнал Новый Сион от 1934 г.).[5]
В статье архимандрита Каллиста Милиараса приводятся ссылки на чудесный характер появления огня на Гробе Господнем. Там однозначно говорится о чудесности огня и что он не зажигается, а получает от Гроба.
– «Εκκαιομένου (горящий, воспламенившийся) φωτός ευλαβώς (осторожно) λαμβάνοντες (принимаем)» (из молитвы, которая приводится в статье ).
Μετά το τέλος της ευχής ο Πατριάρχης με κάθε ευλάβεια ασπάζεται τον άγιο Τάφο και παίρνει το άγιο φως – Потом, [после] окончания молитвы, Патриарх сообразно с благоговейной радостью (приветствует) святой Гроб и получает святой свет… …. — ΙΣΤΟΡΙΚΗ ΜΕΛΕΤΗ ΓΙΑ ΤΟ ΑΓΙΟ ΦΩΣ* // https://www.impantokratoros.gr/7F53C195.el.aspx
Заключение
Таким образом, аргументов в пользу чудесного характера благодатного огня достаточно много. Однако наш Господь никогда не принуждает человека веровать в Него. Бог создал человека свободным и не лишает его этого прекрасного дара. Поэтому для неверующих всегда найдется лазейка для сомнений. Выбор веры — серьезный шаг в жизни человека, поскольку вера в Бога подразумевает не просто признание факта Его существования, но и перемену всей своей жизни, в первую очередь отказ от греха. Вот это многих атеистов наверное и останавливает. Верующим же в Бога аргументов в пользу сверхъестественного характера благодатного огня более чем достаточно. Это одно из свидетельств не от человека, а от Бога в пользу истинности нашей Святой Православной веры. «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1:12).
P.S. ссылки на дополнительные материалы по теме:
Ранние упоминания о Благодатном Огне (до XVIII в.) // http://www.holyfire.org/history.htm
Видео бывшего скептика про благодатный огонь, про вспышки и самозагорание свечей, об огненных сферах при схождении огня. После всего что он увидал этот человек стал считать святой огонь чудом. // https://www.youtube.com/watch?v=n_LAtEWzHbI (Надо включить субтитры к видео).
Иов (Гумеров), иером. Благодатный огонь: величие чуда и бессилие скептиков // https://azbyka.ru/blagodatnyj-ogon-velichie-chuda-i-bessilie-skeptikov
«Подробно о благодатном огне и скептиках» https://azbyka.ru/video/otvet-m-lidinu-i-o-gevondu-o-blagodatnom-ogne/ – видео разбор аргументов скептиков о словах патриархов об огне; про якобы фейковость источников о. Г. Максимова; свидетели схождения огня с разбором контраргументов; уровень скептиков и их аргументация; официальная позиция Иерусалимского Патриархата и др.
Статья о. Г. Максимова (2008 г.). В защиту благодатного огня // https://pravoslavie.ru/put/080426153810.htm
Примечания:
[1] Разбор противоречивых свидетельств патриарха Феофила III Иерусалимского– с 27.45 мин. «Подробно о благодатном огне и скептиках» // https://azbyka.ru/video/otvet-m-lidinu-i-o-gevondu-o-blagodatnom-ogne/
[2] См.: «О Благодатном огне — большой ответ и. А. Тхелидзе» // https://azbyka.ru/video/o-blagodatnom-ogne-bolshoj-otvet-i-a-txelidze/
[3] См. видео схождения огня в Великую Субботу 18 апреля 2020 г. https://vk.com/video-75679763_456252677 Лампада — с 2.29.30 – 2.32.10 ч. Лампаду два раза показывают крупным планом.
[4] См. ссылки на видео в статье о. Г. Максимова (2008 г.) В защиту благодатного огня // https://pravoslavie.ru/put/080426153810.htm
[5] См. ссылку на этот источник в видео: См ссылку на это в «Подробно о благодатном огне и скептиках» https://azbyka.ru/video/otvet-m-lidinu-i-o-gevondu-o-blagodatnom-ogne/ (36.10-42 мин.).