Туринская Плащаница: pro et contra

Туринская ПлащаницаФеномен льяного полотна из итальянского г. Турина волнует мир на протяжении почти двух веков. На этой христианской реликвии неизвестным для науки образом возникло изображение человеческого тела со следами страданий и смерти в результате распятия. Удивительные свойства Плащаницы впервые обнаружил в 1898 году итальянский фотограф Секундо Пиа. Ему впервые было разрешено сделать фотографии Туринской Плащаницы. Во время обработки полученных фотографий в фотолаборатории он вдруг обнаружил, что на фотопластинке стал проявляться позитивный образ Иисуса Христа, такой, как обычно изображают на древних иконах. Все проверки подтвердили, что на Туринской Плащанице запечатлено негативное изображение Христа, а позитивное можно получить, сделав негатив с Туринской Плащаницы[1].

Фактически с этого момента начинается история споров и научных битв вокруг этой святыни. Христиане считают её пятым Евангелием, которое подтверждает не только факт Крестных страданий и смерти Господа Иисуса Христа, но и Его воскресение, что следует из чудесно возникшего на плащанице изображения[2]. Скептики находят основания для сомнений, указывая на некоторые исторические пробелы в истории Плащаницы и данные некоторых исследований этого полотна. Особенно весомым аргументом в их глазах является радиоуглеродное исследование фрагмента Плащаницы в трех независимых лабораториях Оксфорда, Цюриха и Тусона (штат Аризона) в 1988 году которое дает возраст ткани между 1260-м и 1390-м годами.

Несмотря на то, что разные группы исследователей Плащаницы периодически раз в 5-7 лет делают противоположные заявления о её происхождении, в последнее время ситуация поменялась. На данный момент появилось еще несколько интересных исследований и научных статей, в том числе в рецензируемых изданиях, касающиеся Туринской Плащаницы. Эти данные наводят на интересные размышления и дают для верующих больше оснований для оптимизма в существующем споре со скептиками.  

Рассмотрим доводы за и против

В качестве стороны скептиков возьмем за основу статью кандидата физ.-мат наук астронома В. Сурдина в журнале «Наука и жизнь»: «ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА: НАУЧНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ».

Возражение №1: Вид изображения

Автор пишет, что одно из возражений против подлинности Плащаницы основывается на выводах искусствоведческой экспертизы, которая была проведена итальянской комиссией, созданной в 1973 году. Возражение следующее: «В библейские времена евреи хоронили своих покойников со скрещенными на груди руками. Руки, сложенные на гениталиях, как изображено на плащанице, впервые появились на картинах с XI века и были уступкой стыдливости того времени. Покойников во времена Христа хоронили голыми, обрезанными и бритыми, что тоже не соответствует изображению на плащанице».

Ответ на возражение:

По своей сути предположение скептиков оказывается исторически ошибочным. Действительно, современный обряд иудейского погребения предполагает, что у покойника руки должны быть сложены на груди. Но в древности было не так. Как свидетельствуют археологи на основании изучения древних захоронений в районе Кумрана, около Елеонской (Масличной) горы в Иерусалиме и других местах. Как пишет историк Иан Уилсон, «при раскопках ессейского кладбища в Кумране было обнаружено множество скелетов, лежавших на спине с чуть согнутыми локтями и скрещенными на гениталиях руками — то есть в той же позе, которую мы видим на Плащанице»[3].

Также, как пишут сами иудеи, «многие погребальные обычаи, упоминаемые в талмудических источниках, постепенно вышли из употребления»,[4] поэтому в позднейшее время иудеи стали хоронить покойников с руками, скрещенными на груди. Эта традиция сохраняется и в современном иудаизме. Да, и христианские картины XI века, о которых вероятно говорит В. Сурдин, именно с таким положением рук очень редки. Картина С. Боттичели «Положение во гроб» с таким положением рук Христа — это ок. 1490 года, что очень поздно и объяснимо влиянием Туринского полотна. На византийской иконе XIII века – руки Христа сложены на животе.

Насчет бритья покойников у иудеев и т.п. фантазии – это уже из разряда ненаучного юмора[5].

Возражение №2: Техника изображения

Следующее возражение, которое приводят атеисты и скептики – это сомнения относительно сверхъестественности возникновения изображения. Относительно негативного изображения на Плащанице скептики выдвигают гипотезу о том, что такой тип изображений уже якобы был известен в средние века. Странно, что при этом никаких ссылок или примеров нам не приводят. Якобы Плащаница это что-то типа того, как если «к монете прижать бумагу и потереть ее карандашом, то можно получить «негатив» монеты. Если как «позитив» использовать барельеф (или же реальное человеческое тело), то получение такого изображения существовавшими тогда средствами выглядит вполне вероятным». Но даже и в таком случае полный негатив все равно не получится, как пишет В. Сурдин и ныне покойный атеист Е. Дулуман: темные волосы и кровь должны были выглядеть на негативе светлыми, а они темными!

Против подлинности Туринского изображения приводятся и другие аргументы: если бы Плащаница прилегала бы к телу изображенного, то при снятии ткани пропорции тела были бы искажены, а этого нет. На материи нет складок, т.е. должны быть места, где синдон[6] не плотно прилегал к телу и там должны быть пустые места, чего не наблюдается. Отпечатки ступней не должны были быть видны, волосы «не спадают вниз, как это бывает у лежащего человека, а обрамляют лицо, как на картинах».

Критик отмечают, что на изображении руки и пальцы имеют разную длину и «одна рука на 10 см длиннее другой». Кровь течет так, как это бывает на картинах второразрядных живописцев: по небольшой канавке, и не сворачивается, что было бы естественно. Пятна на ткани при этом не образовываются.

В 1978 году было проведено исследование частичек вещества и волокон Плащаницы, которые находились на её поверхности. Один набор отдали микроаналитику Уолтеру МакКрону, а другой — Рею Роджерсу, о котором поговорим чуть позже. Так вот МакКроун обнаружил на Плащанице следы краски и следы мазков кисти художника. Казалось бы, вот оно – свидетельство рукотворности изображения! Однако все не так просто, некоторые детали в картине скептиков не сходятся, а другим возражениям есть рациональное объяснение.

Ответ на возражение:

Первая неувязочка у критиков – возникновение негативного изображения. Темный цвет волос на негативе действительно должен отражать белый цвет у оригинала изображения. Как такое могло быть? Ответ находим в Евангелии, когда описывается событие Преображения Господа Иисуса Христа: «и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.17:2). В Новом Завете находим описание Воскресшего Иисуса Христа: «глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный» (Откр.1:14). Отсюда получаем вывод о том, что изображение возникает в момент, когда тело Христово погребенное после распятие, вдруг просияло Божественной славой – нетварным (несотворенным) Светом. Наподобие того, как эту славу и свет видели ученики на горе Преображения и апостол Иоанн Богослов на острове Патмос, когда получил Откровение.

Удивительно, что такое объяснение находим в тексте Нового Завета и оно хорошо объясняет особенности негативного изображения на Плащанице.

Расположение волос на Плащанице может быть объяснено тем, что лицо Погребенного было покрыто и обвязано платом. Об этом нам также известно из Евангелия – (Ин.20:7, ср.: Ин.11:44). Поскольку тип изображения на Плащанице с буквальной точностью повторяет плат (судaрь) из Овьедского Собора в Испании, то можно предположить, что это часть погребального набора Христа[7].

Относительно других сомнений скептиков можно сказать, что они объясняются также хорошо опровергаются более подробным анализом изображения. В 2011 году ученые Итальянского национального агентства по новым технологиям, энергии и устойчивому экономическому развитию во главе с Паоло ди Лаццаро, выяснили, что «под каплями крови отсутствует изображение. Это означает: кровь появилась раньше изображения»[8]. Однако такое невозможно для работы художника. По технологии, живописец сначала изобразил бы все тело, а только потом на него наносил бы изображение ран и кровь.

Относительно пропорций тела, длины рук и пальцев, отсутствия складок и т.п. Исследования Плащаницы показывают, что она имеет трехмерную структуру эта особенность была выявлена изначально специалистами НАСА[9]. Проекция тела на полотне получилась так словно само тело вертикально «прошло» сквозь полотно, оставив на нем свои следы. Только таким образом можно объяснить многие особенности изображения Плащаницы, которые смущают скептиков. «Например, подогнутый большой палец просвечивает сквозь ладонь, и как бы проходит через нее. Все понятно! Сначала через ткань прошла ладонь, а потом – подогнутый палец»[10]. Именно этим и объясняется разность длины некоторых частей тела: при Воскресении, Тело Христово в результате вспышки мощной энергии, прошло сквозь полотно. Именно постепенность прохождения частей Тела Христова через материю Плащаницы и объясняет некоторые её особенности.

Такое предположение высказали в 2008 году исследователи под руководством Джузеппе Мария Каталано (Международный институт перспективных исследований космических представлений в Палермо). «По словам исследователей из этого учреждения, Плащаница содержит в себе следы движения умершего человека»[11].

Именно о таких свойствах Воскресшего Тела Христова мы знаем из Евангелия: оно было, с одной стороны, видимо и осязаемо, т.е. материально. С другой стороны, Господь Иисус Христос мог являться Своим ученикам, проходя через закрытые двери (см.: Ин.20:19, 26).

Само изображение на Плащанице остается загадкой для современной науки, о чем неоднократно заявлялось исследователями[12]. По этому вопросу лишь высказывались предположения. Например, в декабре 2011 года было опубликовано исследование, проведенное специалистами итальянской организации ЭНЕА (Национальное управление по новым технологиям и развитию).  

В научном центре ЭНЕА во Фраскати под «руководством профессора Ди Лаццаро были проведены многочисленные эксперименты по ультрафиолетовому облучению льняной ткани того же плетения, что и плащаница, с целью нанести на нее изображение человеческого тела. Опыты показали, что для достижения столь поверхностного рисунка требуется мощное лазерное устройство, существование которого в Средние века немыслимо»[13].

Некоторые аргументы в пользу древности изображения на Плащанице

Как уже говорилось, некоторые возражения скептиков относительно техники изображений на синдоне имеют свое объяснение. Для тех, кто не переносит разговоров о сверхъестественности, скажем, что искажение пропорций тела, изображенного на Плащанице, могут быть связаны «с деформацией ткани в течение веков»[14]. С деформацией же связано и расхождение цифр при определении роста изображенного на Плащанице.

Для верующих в подлинность Плащаницы существуют и некоторые иные доводы, связанные с самим видом изображения. Сюда следует отнести удивительное совпадение следов тяжелых страданий и смерти через распятие, что достоверно засвидетельствовано учеными на Плащанице с тем, что нам говорит современная археология.

После запрета при св. императоре Константине Великом казни через распятие, художники уже не знали некоторых её важных деталей и изображали на иконах руки Христа прибитыми гвоздями в ладонях. На самом деле, руки либо привязывались, либо прибивались ко кресту в запястьях. Именно такие следы от гвоздей видны на синдоне Христовом. Находки археологов в Палестине — в 1968 году к северу от Иерусалима, в пригороде Гиват ха Мивтар, захоронение распятого иудея I в. н.э. и найденный в Венеции в 2006 году скелет распятого в I в. н.э. римлянина полностью подтверждают характер ран видимых на Туринской Плащанице[15].

Следы бичевания перед распятием характерные для римских бичей «флагрум таксиллятум» также можно обнаружить на интересующей нас покрывале[16]. Кроме этого, на синдоне заметны раны от поперечной балки креста (патибулума), который несли осужденные до места казни. Эту особенность не могли знать средневековые художники. Они обычно изображали Христа несущего полный Крест из двух перекладин. О других деталях, свидетельствующих в пользу нерукотворности изображения см. здесь

Проведенная в 2001 году Институтом судебной медицины при Туринском университете судебно-медицинская экспертиза ран и пятен крови на Плащанице привела профессора Пьерлуиджи Баима Боллоне к следующему заявлению: «Пока что ни один врач не поставил под сомнение высочайшую достоверность образа на Плащанице с точки зрения верности изображения системы кровообращения»[17].

Отсюда следует, что даже не принимая во внимание свидетельства Евангелий и сверхъестественный характер появления изображения, научно-исторических аргументов в пользу её древности вполне достаточно.

Возражение №3: Возраст Полотна

Как кажется атеистам и скептикам это наиболее весомый аргумент в их вере в фальшивость полотна из Турина. О радиоуглеродном анализе Туринской плащаницы говорилось в начале статьи. Научные лаборатории из Англии, Швейцарии и США в 1988 году, как пишет В. Сурдин, без сомнений подтвердили «средневековое происхождение плащаницы. … Результат убедительно подтверждает гипотезу о том, что Туринская плащаница — работа художника XIV века». Результат был получен с вероятностью 95%, т.е. ошибка практически исключена. Хотя цитируемый нами автор дальше в статье критикует попытки отечественных криминологов объяснить ошибку проводившегося радиоуглеродного анализа, он все-таки соглашается, что неясности и вопросы остаются и «со временем тайна Туринской плащаницы будет разгадана».

Казалось бы, удар, нанесенный по вере в древность Плащаницы, и её возможность соотнесения с событиями Евангелия должен был поставить окончательную точку в спорах. Тем не менее сами ученые выдвинули за последнее время немалое количество аргументов в пользу все-таки древнего происхождения полотна.

Ответ на возражение:

Постараемся привести аргументы в пользу древности Плащанице по порядку. Начнем с того, что помимо радиоуглеродного анализа проводились исследования самой структуры ткани Плащаницы и микрочастиц на ней. О последнем исследовании мы упоминали, и оно привело ученых к неожиданным выводам. Впервые исследование пыльцы растений на полотне из Турина провел Макс Фрай, который в 1978 году установил, что на плащанице имеются 49 различных видов пыльцы растений. Из них 13 видов произрастают только в районе пустыни Негев и в области Мертвого моря. Таким образом доктор Фрай дал научные основания для утверждения о то, что Плащаница «находилась в прямом контакте с окружающей средой в древней Палестине»[18].

Похожие выводы были сделаны израильскими ботаниками Авиноамом Даниным и Ури Барухом. По их мнению, на Плащанице сохранились крупинки пыльцы и слабые отпечатки растений, которые в подобной комбинации видов возможна наблюдать «лишь в марте-апреле в окрестностях Иерусалима»[19]. Такие же виды пыльцы были найдены на плате из Овьедо.  

Наконец можно сослаться на последнее научное исследование, результаты которого были опубликованы в 2015 году. Речь идет об анализе геномной ДНК, извлеченной из частиц пыли Туринской Плащаницы. Ученые, статья которых размещена на nature.com, рассматривали два сценария попадания частиц пыльцы растений и генома человека на полотно: короткий – что полотно относится к XIV столетию и находилось во Франции и длинный, древний сценарий – что полотно было создано в 30 -33 г. н.э. и начало свое путешествие из Палестины.

Вот их некоторые выводы: «Что касается идентифицированных видов наземных растений, некоторые из них произрастают в странах Средиземноморья и широко распространены по всей Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке и, таким образом, совместимы как с относительно недавним средневековым происхождением в Европе, так и с более древним ближневосточным происхождением»[20].

Исследование ДНК человека на Плащанице привели ученых к более интересному для нас выводу: «Таким образом, источники этих последовательностей хорошо вписываются в географический путь постулируемого долгого путешествия с Ближнего Востока (т.е. с I в. н.э.), даже если они также полностью совместимы со сценарием, согласно которому среди, возможно, тысяч верующих, которые соприкасались с реликвией во Франции и Италии на протяжении веков, было много выходцев из отдаленных географических районов, где распространены эти гаплогруппы мтДНК»[21].

Очевидно, что для средневековой Европы последнее утверждение выглядит маловероятным, т.к. берберы, индийцы, жители Азии, Африки, Ближнего Востока, Китая и др. мест навряд ли в таком количестве могли прикасаться к еще не защищенной поверхности Плащаницы. Дело в том, что с 1355 года плащаница была помещена в ковчег и выставлялась для поклонения только раз в году — в Великую Пятницу Страстной Седмицы. Да и в дальнейшем широкого доступа верующих к полотну не наблюдалось. А с 1578 года плащаница неотлучно находилась в Турине, и её публичная демонстрация была лишь через довольно продолжительные промежутки времени. О чем можно прочитать даже у атеиста Е. Дулумана.

Химический анализ пятен на Плащанице

В цитируемой нами статье В.Г. Сурдина говориться, что химический анализ полотна проводился в 1998 году Виктором Трионом из Техасского университета, который обнаружил там присутствие крови. Ранее Алан Адлер и Джон Геллер, члены группы STURP представили доказательства наличия железа и белка на ткани. Последнее можно было бы объяснить применением органических красок на Плащанице, хотя, как известно отпечаток тела на ней не дело рук художника (это опровергнуть никому не удалось). Но здесь опять можно сослаться на уже упоминавшиеся следы ДНК, которые могут свидетельствовать о наличии крови на полотне.

О наличии крови свидетельствуют работа, проведенная учёными-криминалистами Пьерлуиджи Баймой Боллоне, Марией Йорио и Анной Лючией Массаро. На Плащанице были обнаружены «белок, билирубин и альбумин». В их статье также говорится о том, что «как и в случае с общей анатомией изображения, раны, потоки крови и сами пятна кажутся судебным патологоанатомам безупречными и неподражаемыми». «Наконец, флуоресцентные реакции антиген-антитело (Bollone, Jorio и Massaro 1981) показали, что кровь является человеческой кровью»[22]. Эти же ученые в 1981 году даже определили группу крови на Плащанице — она принадлежит к IV группе (АВ). Такая же группа крови была обнаружена на плате из Овьедо[23].

Подобные исследования были повторены в 2016 году в Институте кристаллографии в Бари. При помощи электронного микроскопа было выявлено, что следы крови на синдоне настоящие. «Наночастицы, прикрепленные к льняным волокнам, подтверждают, что завернутый в погребальную ткань человек претерпел страдания», — заявил руководитель исследования Эльвио Карлино[24].

Последним интересным для нас результатом исследования ткани стала работа доктора биологических наук Д.А. Кузнецова, А.А. Иванова и П.Р. Велецкого из научно-исследовательской лаборатории биополимеров им. Е. А. Седова в Москве. Они попытались смоделировать условия, в которые попала Плащаница при пожаре в 1532 году (воздействие высокой температуры при низком содержании кислорода) и то, как это могло повлиять на результаты радиоуглеродного анализа. В их статье описаны эксперименты по оценке точности радиоуглеродного датирования образцов, предварительно подвергнутых сильному нагреванию. «Кузнецов приобрёл древнюю ткань из Израиля, возраст которой обычным радиоуглеродным методом был определён в диапазоне 100 до н.э. — 100 н.э. Она была подвергнута сильному нагреванию в присутствии серебра, после чего радиоуглеродный анализ показал возраст в 1400 лет. Авторы объясняли это внедрением дополнительного количества атомов C-14 из продуктов горения в структуру волокон и загрязнением ткани внешним источником» (см. Туринская Плащаница). Хотя и после этого некоторые скептики не поменяли позицию, они просто стали агностиками, т.к., по их мнению, условия пожара 1532 г. в полной мере воспроизвести нельзя.

Структура ткани Плащаницы: Еще одним камнем преткновения для веры в средневековое происхождение Плащаницы из Турина стало исследование самой структуры ткани. Летом 2021 года биолог Жерар Вершуурен изучил узор, которым была сплетена Туринская плащаница. Он оказался идентичен образцам ткани из крепости Масада в Израиле, изготовленной в I веке[25]. Это хорошо соотносится с данными археологов, которые говорят о том, что саржевое плетение ёлочкой, такое как на синдоне из Турина, применялось в I веке в Сирии для изготовления очень дорогих тканей. Вероятно, что в средневековой Европе о такой технике не знали.

Новые результаты исследования времени происхождения Плащаницы

После радиоуглеродной датировки частиц ткани с Туринского полотна в 1988 году постепенно стали появляться данные, которые подвергают сомнению не столько точность, сколько аутентичность использовавшегося для анализа вещества.

Серьезным поводом к сомнениям в датировке XIV веком послужило заявление, сделанное Аланом Д. Адлером в 1996 г. Он показал, что ткань, взятая для радиоуглеродного анализа из так называемой боковой полосы, существенно отличается от структуры основной части Плащаницы по химическому составу. «Разница оказалась столь внушительной, что большинство аналитиков согласились — датирование по радиоуглероду не является окончательным, и необходимо вновь датировать ткань по кусочку из неопровержимой области»[26].

В 2000 году появилось исследование Джозефа Марино и Сью Бенфорд, посвященное анализу участков Плащаницы, взятых для радиоуглеродного анализа. На него обратил внимание упоминавшейся уже ранее Реймонд Роджерс, который участвовал в исследовании плащаницы еще в 1978 году, будучи сотрудником Национальной лаборатории в Лос-Аламосе. Это подвигло его еще раз обратиться к имеющимся у него частичкам ткани с Плащаницы (они сохранились у него от исследования 1978 г.).

Фактически было подтверждено, что материал, взятый для исследования, отличается от материала основной части синдона. Анализ был проведен на основании содержания ванилина в материале льяного полотна на основании чего можно определить его примерный возраст. Он оказался значительно старше XIV столетия. «Согласно кинетике распада ванилина, возраст плащаницы должен быть между 1.3 тыс. и 3 тыс. лет». Статья Р. Роджерса была опубликована в рецензируемом научном журнале «Термокимика акта»[27].

На канале Дискавери в США по результатам этой работы был показан документальный фильм под названием «Распаковывая Покров: новые доказательства».  

Самым же значительным в научном отношении исследованием по датировке Туринской Плащаницы стала работа Либерато де Каро и др. «X-ray Dating of a Turin Shroud’s Linen Sample» (оригинал здесь). По мнению участников исследования, радиоуглеродная датировка могла быть неточной еще и по причине загрязнения материалов ткани дополнительным количеством атомов С-14, а также грибков, плесени и бактерий.

Для своего исследования ученые использовали метод «широкоугольного рентгеновского рассеяния», известный как WAXS (Wide-Angle X-ray Scattering), который измеряет естественное старение льняной целлюлозы. Этот процесс имеет преимущество перед радиоуглеродным датированием. К тому же для изучения плащаницы достаточно гораздо меньше ткани — всего 0,5мм на 1мм.

Точность метода WAXS была доказана при проверке возраста обширной коллекции образцов тканей возрастом от 3 тысяч лет до нашей эры до 2 тысяч лет нашей эры. «Проведя сравнение с имеющимися в коллекции образцами древних тканей, Де Каро обнаружил в частности, что ткань Туринской плащаницы полностью соответствует образцу древней ткани, найденной археологами в материальном наследии времен осады Масады в Израиле, случившейся в 55-74 годах нашей эры»[28].

Результаты анализа Туринской Плащаницы согласуются с гипотезой о её примерном возрасте в 2000 лет, при условии, что она хранилась при температуре 20,0-22,5° C и относительной влажности 75-55% в течении 13 веков до её известности в XIV веке. Получается, что ткань Плащаницы была произведена в I веке н.э.

Таким образом, последний и самый серьезный аргумент скептиков и атеистов о том, что Туринская Плащаница есть средневековая подделка, поставлен под существенное сомнение.

Заключение

Неужели христианская вера укрепляется наукой? Не совсем так, область науки – это материальный мир, а область веры – мир духовный. Но иногда Бог дает человеку возможность уверовать и через исследования материального мира. В этом можно видеть действие Промысла Божия. Когда вера оскудевает, Господь дает для маловеров немножко оснований для укрепления веры из тех источников, которым человек привык доверять, в данном случае это – область науки. Но Бог никогда не заставляет человека верить, Он дал нам свободу и её не отнимает. Поэтому всегда для нас остается право выбора – верить или сомневаться. Может быть сейчас, когда и веры мало Бог чуть больше приоткрывает для нас истину Евангелия: о том, что Господь наш Иисус Христос пострадал за нас, искупив от греха и власти лукавого и Воскрес, победив смерть (см.: Мк.16:9; Деян.13:28-38 и др.).

протоиерей Дмитрий Полохов

P.S. см. дополнительную информацию: Туринская Плащаница 

см.: на сайтеО почитании христианами Креста Господнего в I веке.

Примечания и сноски:

[1] Негативное изображение — это изображение, яркости которого обратны объекту съёмки, то есть наиболее светлые участки выглядят тёмными, а наиболее тёмные (тени) — светлыми. Негативное изображение с фотоплёнки, с помощью проходящего сквозь неё света, экспонирует фотобумагу или позитивную плёнку оптическим или контактным способом и образует скрытое изображение. После проявления фотопленки, под плотными участками на негативе, через которые прошло мало света, получаются светлые участки на фотобумаге или плёнке и наоборот, под светлыми участками негатива — засвеченные участки позитива. Можно сказать, что позитив — это негатив негатива.

[2] См., напр.: Беляков А. ЗАГАДКА ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ 

[3] См.: Wilson, lan. The Shroud of Turin.Garden City, NY: Doubleday & Company, 1979. Цит. по: Ианноне Джон. Тайна Туринской плащаницы. Новые научные данные

[4] См. Погребение / Электронная иудейская энциклопедия 

[5] О Погребении у иудеев в I в н.э. см.: Эванс Крейг. Иисус и Его мир. Новейшие открытия. М.: Эксмо, 2015. С.93-112. Про погребение у римлян см., напр.: Сергиенко М.Е. Жизнь древнего Рима. (Гл. 10).

[6] Древнегреческим словом σινδών (синдон) в Евангелии от Марка (15:46) называется тонкое льяное полотно, котором было покрыто тело Иисуса Христа при погребении.

[7] Плат Иисуса Христа — великая святыня испанского города Овьедо

[8] Козак Екатерина. Туринская плащаница: миф или реальность? Часть 1. 

[9] Там же.

[10] См.: Туринская плащаница /Азбука веры.

[11] Еще одна удивительная теория о знаменитой Туринской плащанице. Снова споры науки и религии

[12] См., напр.: Там же; ТАЙНА ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ ДО СИХ ПОР ОСТАЕТСЯ НЕРАЗГАДАННОЙ 

[13] См.: УЧЕНЫЕ ПОДТВЕРДИЛИ: НА ПЛАЩАНИЦЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЗАПЕЧАТЛЕНЫ СТРАДАНИЯ ХРИСТА  См. также: Беляков А. О тайне происхождения образа на Туринской Плащанице

[14] См.: Филлипов Борис. Невозможно нарисовать без ошибок. Медицинские и анатомические исследования Туринской плащаницы

[15] См.: Там же. См. еще: Археологическое свидетельство распятия.   

[16] См.:. См.: Туринская плащаница

[17] Там же.

[18] См.: Туринская плащаница

[19] Энжел Трэси. ЕЩЕ ОДИН ШАГ К РАСКРЫТИЮ ТАЙНЫ ПЛАЩАНИЦЫ

[20] Gianni Barcaccia, Giulio Galla, Alessandro Achilli and etc. Uncovering the sources of DNA found on the Turin Shroud.   

[21] Там же.

[22] The Authentication of the Turin Shroud:  An Issue in Archaeological Epistemology

[23] См.: Энжел Трэси. ЕЩЕ ОДИН ШАГ К РАСКРЫТИЮ ТАЙНЫ ПЛАЩАНИЦЫ.

[24] См.: В споре вокруг Туринской плащаницы появились новые детали.

[25] См.: Verschuuren Gerard. A Catholic Scientist Champions the Shroud of Turin Paperback – March 23, 2021 [тут].

[26] См.: Туринская Плащаница

[27] Thermochimica Acta, том 425, выпуски 1-2, 20 января 2005 г., страницы 189-194. См. также: Ученый, называвший подделкой Туринскую плащаницу, перед смертью изменил свое мнение.  Похожее мнение высказал в 2006 году Сиднейский исследователь Брендан Уайтинг.

[28] Исследование Туринской плащаницы новейшим методом доказало, что ее возраст порядка 2 тысяч лет

Добавить комментарий

14 − шесть =