О Вифлеемских младенцах

О Вифлеемских младенцах
Икона Вифлеемских младенцев

В связи с темой Рождества Христова поговорим о Вифлеемских младенцах. Евангелие повествует нам, что после поклонения Богомладенцу Иисусу волхвы, «получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Матф.2:12).

После этого Ангел Господень во сне Иосифу открывает коварный план Ирода Великого погубить Младенца Иисуса и повелевает праведному старцу: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет» (Матф.2:13). Заметим, что в тексте стоит не своего младенца, а «Младенец и Матерь Его», т.е. видим указание на чудесное безмужнее Рождество Спасителя мира.

После этого происходит ужасное преступление, инициатором которого становится жестокий царь: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Матф.2:16-18).

Как такое могло произойти?

Возникает сразу несколько вопросов. Во-первых, почему сообщение об этом преступлении содержится только у евангелиста Матфея? Почему о смерти младенцев не пишут другие иудейские или римские авторы? Во-вторых, почему сам Ирод не отправился вместе с волхвами и уже наверняка нашел бы Младенца Иисуса?

Прежде всего необходимо сказать, что у современных ученых исследователей Библии нет сомнения в исторической достоверности описываемых в Евангелии событий. Анализ текста показывает, что все цитаты, из Ветхого Завета, которые встречаются у евангелиста Матфея (напр., Иер.31:15) свидетельствуют о том, что повествование не придумывается на основании ветхозаветных цитат, а, «напротив, в Ветхом Завете подыскивались наиболее подходящие слова, образы, символы, дабы извлечь из фактов максимально глубокое богословское значение»[1].

Также современные библеисты отмечают, что в основе первых двух глав Евангелия от Матфея лежит устная традиция, о чем соответствует их совершенная гармония и стиль. Получается, что здесь основным источником были личные воспоминания тех, кто был свидетелем описываемых событий[2]. Это следует из анализа библейского текста.

В качестве ответа на вопрос: почему об этом ужасном преступлении упоминается только в Евангелии от Матфея (2:16), можно предложить следующий вариант. Для античного мира было характерным несколько иное отношение к детям и детству. Если посмотреть на древнюю литературу, то там мы почти не увидим повествований о детских годах героев, т.к. это было не интересно читателям. [Уже поэтому, т.н. пространные «Евангелия Детства» Иисуса – явно более поздние по времени происхождения]. С другой стороны, для греко-римского мира, в отличие от иудеев, было свойственно жестокое обращение к младенцам и даже убийство детей.

Как замечают исследователи данного вопроса, «осуждение детоубийства … появилось в источниках лишь с распространением христианства, а ранее эта проблема не считалась достойной обсуждения и осуждения»[3]. Эта одна из возможных причин, по которой иудейский историк Иосиф Флавий не упоминает об этом злодеянии, т.к. его произведения были ориентированы в первую очередь на греко-римского читателя.

Другие авторы считают, что приказ Ирода был отдан тайно и убийство детей не самое значительно злодеяние злобного царя[4]. Например, у того же Иосифа Флавия содержится немало свидетельств о жестокости и маниакальной подозрительности царя Ирода Великого.

Потенциальный претендент на царский престол, молодой первосвященник Аристобул был по приказу Ирода утоплен в бассейне (Иосиф Флавий. Иуд. Древн. 15.3.3). «Разгневавшись на свою любимую жену, Ирод задушил ее; два его сына были казнены по ложному обвинению в заговоре против царя (см.: Иуд. Древн. 16.11.7 и др.), а третий сын (по общему признанию, действительно виновный) был найден мертвым в собственной постели. Хотя слова императора, якобы заметившего, что “лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном», скорее всего, вымысел, им нельзя отказать в точности”»[5]. Известно, что в день своей смерти Ирод тайно приказал казнить множество совершенно невинных знатных мужей, чтобы обеспечить траур по себе самому (Иуд. Древн. 17.6.5-6), но к счастью это злодеяние не совершилось.

Почему Ирод сам не отправился с волхвами или сразу не послал воинов?

Ответить на этот вопрос достаточно просто. Во-первых, сам Ирод уже тяжело болел в это период (Иудеск. Древ. 17.6.2; 17.7.1.). Во-вторых, опасность заговоров и подозрительность царя не допускали ему возможности покинуть один из дворцов в Иерехоне, где он проводил свое время перед смертью. В этот период усилилась борьба оставшихся в живых его сыновей за власть. Ирод все время менял свое завещание, известно, что он переписывал его 6-ть раз, внося редакции буквально накануне смерти[6]. И вот на фоне всех этих событий появляются волхвы с востока с вестью о рожденном Царе Иудейском (Матф.2:1-2). Естественно, что силы Ирода и обстановка при дворце не позволила сразу расправиться с Богомладенцем.

Поэтому, узнав из пророчества о месте рождения Мессии (Мих.5:2), Ирод отпускает волхвов, тем более, что единственная хорошая дорога в Персию пролегала через Иерусалим и, как рассчитывал Ирод, волхвы никуда от него не денутся. Как известно, «что-то пошло не так». Волхвы, получив откровение от ангела ушли из Вифлеема другим путем (Матф.2:12). 

Ужасное преступление Ирода

Через какое-то время Ирод понял, что волхвы намеренно избегают встречи с ним. Движимый своей маниакальной подозрительностью и опасаясь угрозы со стороны законного представителя потомка царя Давида на царский престол (2Цар.7:12-16)[7], что могло вызвать даже восстание среди ненавидевших Ирода иудеев, он отдает тайный приказ на убийство младенцев, надеясь погубить и родившегося Иисуса Христа. По мнению византийского автора Евфимия Зигабена, Ирод повелевает избить младенцев от двух лет и младше т.к. думал, что Вифлеемская звезда «не тотчас явилась волхвам, но, может быть, предупредила рождение Его», т.е. что Младенец родился за год или два до ее появления[8].

Вероятнее всего это беззаконное приказание выполнили воины-наемники из крепости Иродион, располагавшейся в 5 км на юго-восток от Вифлеема. Так исполняются слова пророка Иеремии: «Глас слышен в Раме, плач и рыдание и вопль; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер.31:15).

Рама – это небольшой город в Израиле, место, где была похоронена Рахиль, жена ветхозаветного патриарха Иакова, сына Исаака и внука Авраама. В 586 году до Рождества Христова вавилонский царь Навуходоносор после разгрома Иудейского царства, приказал переселить его жителей в Вавилон, и Рама была городом, где собирали пленников-иудеев, уводившихся в плен.

По своему географическому положению город Рама находится в 12-ти километрах от Вифлеема. Поэтому можно предположить, что когда царь Ирод «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его» (Мф.2:16), эта коснулось и Рамы.

Сколько младенцев было убито в Вифлееме?

О Вифлеемских младенцах
Избиение вифлеемских младенцев. Роспись собора мон-ря прп. Дионисия на Афоне. Сер. XVI в.

Заметим, что в самом тексте Евангелия не указывается конкретная цифра убитых младенцев, хотя разного рода скептики и пытаются приписать это тексту Библии. В более поздней византийской традиции со ссылкой на устное предание указывается 14 тысяч казненных в Вифлееме младенцев. Известно, что почитание их как мучеников наблюдалось уже в древней Церкви. Это следует из сочинений таких авторов, как священномученик Ириней, еп. Лионский († 202) (Adv. haer. III 16. 4), и священномученик Киприана, еп. Карфагенского († 258) (Ep. 58. 6).

Впервые о цифра «много тысяч» убиенных младенцев появляется у блаж. Иеронима Стридонского († 419/20). (In Is. 7, 15)[9]. Однако, как считают современные западные и православные авторы, «их число, вероятно сильно преувеличенное, является скорее символическим и перекликается со 144 000 избранных, которые упоминаются в Откровении Иоанна Богослова (см.: Откр.7: 4)»[10].

Для первого поколения христиан число «14» носило символическое. Для иудеев был характерен принцип гематрии (ивр. ‏גימטריה‏‎), когда под видом числа скрывается указание на определенное слово. Например, родословная Спасителя евангелистом Матфеем разделена на три чреды по четырнадцать родов: «всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» (Мф.1:17). «4+6+4»=14 (4 соответствует «д», 6 – «в») – получаем ДВД = ДаВиД. Т.е. родословная утверждает, что Иисус есть сын Давидов – законный претендент на царский престол в Иерусалиме и тот, на ком исполняется пророчество из 2Цар.7:12-16. (см. об этом здесь).

Кроме этого, Ветхий Завет называет сыновьями Рахили не только рожденных ею от Иосифа и Вениамина, но также и внуков — «это сыны Рахили, которые родились у Иакова, всего четырнадцать душ» (Быт.46:22).

Сюда же можно отнести намек на известию библейскую историю, когда Саул пытался уничтожить уже помазанного на царство Давида (1Цар.18-30 гл.) – указание на то, что незаконный царь пытается убить законного. Поэтому город Давидов — Вифлеем, число «14» (число имени Давид). Здесь возможно сокрыт и некий образ спасения в вечности, в Царстве Божием, «избранного остатка» Израиля (см. Ис.10:20-22).

С другой стороны, цифра 14 — это дважды по 7. Семь — число, символически выражающее идею святости и законченности; оно отсылало иудеев к идее Субботы и полноты творения. «Можно предположить, что 14 000 — это метафора, указывающая на двойную исключительность размеров кровопролития и невероятные размеры страдания, а также на намерение толкователей отнести случившееся к Священной Истории Отпрыска Давидова»[11].

Учитывая размеры Вифлеема и количество жителей в его окрестностях в начале н.э., как полагают современные западные комментаторы, скорее всего число убитых младенцев в возрасте от 2 лет и младше было от 12 до 30 человек[12]. Тем не менее символическая интерпретация реального жестокого преступления Ирода не подрывает авторитета Священного Писания, т.е. вопрос о цифрах – это вопрос толкования и библейской символики.

Почему Господь допускает смерть и мучения невинных детей?

Здесь затрагивается вопрос о теодицее[13]. Но христиане верят в то, что главная и лучшая жизнь открывается человеку за гробом, после этой временной и наполненной скорбями испытаниями земной жизни. Святителю Иоанну Златоусту († 407) приписывают такое сравнение: «Если бы кто взял у тебя несколько медных монет, а взамен отдал тебе золотые, неужели ты считал бы себя обиженным? Напротив, не говорил ли бы ты, что этот человек – твой благодетель?». Здесь несколько медных монет – наша земная жизнь, которая рано или поздно заканчивается смертью, а золото – жизнь вечная. Так, за несколько мгновений страданий и мучений младенцы обрели блаженную вечность, обрели то, чего святые достигали подвигами и трудами всей жизни. Вифлеемские младенцы наследовали себе вечную жизнь в сонме Ангелов. Для них страдания были той таинственной дверью, которая привела их в Царство Небесное»[14].

Преступление всегда дело свободы человека, которой наделил человека Бог при сотворении, но не Бог виновник того, что человек делает выбор в пользу зла. Поэтому Рождество Спасителя производит разную реакцию у людей – пастухи и волхвы стремятся почтить его, а Ирод по своей злобе – погубить. Причина убийства младенцев не в Господе, а в злой воле Ирода. По слову святителя Иоанна Златоуста, «Обиды, несправедливо претерпеваемые нами от кого бы то ни было, Бог вменяет нам или в отпущение грехов, или в воздаяние награды»[15]. В данном случае невинные младенцы получают награду в вечном Царстве Божием.

Почему Бог попускает совершится такому злу? Здесь мы видим действия Промысла Божьего, пути которого человеку познать до конца невозможно. По слову преп. Иоанна Дамаскина († до 754), Бог «как Мудрый, Он заботится о существующем наилучшим образом» (ТИПВ 2.29). Возможно Господь попуская совершится такому злу с этими младенцами, дает им не только венцы правды и святости, но и уберегает от большего зла. Кто знает, может тем самым они избежали участия в осуждении Спасителя на суде у Пилата, когда толпа в Иерусалиме требовала «Распни, распни Его!» (Лк.23:21) и произносила «кровь Его на нас и на детях наших» (Матф.27:25).  

Иногда возникает такой вопрос, почему Христос Сам не пострадал как младенец? На это также отвечает святитель Иоанн Златоуст: «Кто бы тогда возвестил нам Слово спасения, оставил заповеди и указал нам путь к Небесам? Если бы Христос умер как младенец, то искупление мира также произошло бы, но оно осталось бы нами невостребованным и для нас неизвестным»[16].

Блаженный Петр Хрисолог, епископ Равенны († ок.450) сравнивает события избиения Вифлеемских младенцев с боевыми действиями императорской армии. Император обычно располагался за боевыми порядками войск и если воины погибали, то через определенное время погибал и царь (в этом или последующем сражении). Вифлеемские младенцы – это воины Христовы, а истинный царь – это Богомладенец Христос. «Братья, Христос не презрел, но превознес Своих воинов, которым дал [возможность] торжествовать прежде, чем жить, которым позволил одержать победу без сражения, которых Он одарил венцами прежде, чем членами [тела], и которые по Его воле путем страданий прошли мимо пороков, обрели Небесное прежде земного и сочетались с божественным еще прежде земного. Следовательно, Христос выслал вперед Своих воинов, а не бросил; Он принял Свое войско, а не оставил»[17]. А через чуть больше 30 лет Сам Спаситель принимает на Себя добровольную и искупительную для всех людей Крестную смерть.

прот. Дмитрий Полохов

P.S. см. дополнительно: Толкование Мф.2:16 ; ВИФЛЕЕМСКИЕ МЛАДЕНЦЫ ; 14 тысяч убиенных младенцев – реальное количество жертв или символ? См. на сайте: Рождество Христово: сложные вопросы.

Примечания:

[1] Станислав (Гондецкий), еп. Введение в синоптические Евангелия. М., 2004. С. 236

[2] См.: Там же. С.59, 228.

[3] Улетова Ю. Античное детоубийство: как часто древнегреческие родители оставляли новорожденных умирать и были ли популярны жертвоприношения младенцев

[4] Примерно такого же мнения придерживался прот. А. Мень (см.: Сын Человеческий).

[5] См.: Кинер К. Библейский культурно-исторический комментарий. Ч. 2. Новый Завет. СПб.: Мирт, 2005. С. 35.

[6] См.: Hoehner H.W. Ирода династия // Иисус и Евангелия. Словарь. М.: ББИ, 2003. С. 277.

[7] Сам Ирод был потомком идумеянина Антипатра и матери арабки Капрос не имел законных прав на царский престол в Иерусалиме. (см. Беляев Л.А., Неклюдов К.В. Ирод Великий).

[8] Толкования на Мф. 2:16 на Экзегет.ру

[9] См.: О. В. Л. ВИФЛЕЕМСКИЕ МЛАДЕНЦЫ 

[10] 14 тысяч святых мучеников-младенцев Вифлеемских 

[11] См.: Лепин С., свящ. Вифлеемская трагедия

[12] См.: Роджерс Клеон. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета. СПб.: Библия для всех, 2001. С. 54. Thomas, Robert L., and Stanley N. Gundry. A Harmony of the Gospels. San Francisco: Harper and Row Publishers, 1978

[13] Способы объяснения бытия благого Бога и допускаемого в мире зла. У нас на сайте — «Зло страдания и Бог«. См. еще: Теодицея

[14] Место у свт. Иоанна Златоуста не найдено. Цит. по: Вифлеемская трагедия. 

[15] Иоанн Златоуст, свт. Толкование на святого Матфея. Беседа 9. (Мф. 2:16). 

[16] Цит. по: Василик В., диак. О Вифлеемских младенцах и наследниках царя Ирода

[17] См.: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Новый Завет. Ч.1 а. Евангелие от Матфея 1-13 / гл. ред. Томас К. Одэн, ред. Тома М. Симонэтти и др. – Тверь: Герменевтика, 2007. С. 43.

2 комментариев для “О Вифлеемских младенцах”

    1. Уважаемый Игорь! Ирод умер не за 4 века до рождения Иисуса, а в 4 году до н.э.
      Дата Рождества Христова и отсчет от нашей эры не совпадают. Об этом известно с древности. Монах Дионисий Малый в VI веке при подсчете даты Рождества Христова допустил ошибку порядка 4 лет. Так появилась современное летоисчесление от «нашей эры». Это произошло из-за того, что при подсчете времени царствования некоторых римских императоров, он не учел, что император Август в начале своего правления в течение почти четырех лет (31—27 годах до н.э.) правил, как Октавиан, а затем еще и как Август. Кроме того, римляне не знали числа «ноль» («0»), поэтому, дойдя в своих расчетах до единицы, Дионисий и принял эту дату за год рождения Христа. А Ирод Великий, по иудейскому историку Иосифу Флавию, как раз и умирает примерно в 4 г. до нэ, т.е. в Евангелии все даты совершенно точно указаны. Подробнее можете прочитать у нас на сайте — https://weren.ru/rozhdestvo-hristovo-slozhnye-voprosy/

Добавить комментарий

восемнадцать + пятнадцать =