Рождество Христово: сложные вопросы

Рождество Христово: сложные вопросы
Рождество Христово. Фреска. Монастырь Высокие Дечаны. Метохия. Сербия XIV в.

прот. Дмитрий Полохов.

Великий и радостный праздник Рождества Христова согревает сердца верующих в холодные зимние дни. Рождество занимает особое место в нашей культуре, он воспринимается как семейный праздник несущий свет и радость верующему сердцу. Рождество Христово глубоко вошло в народные традиции, что выражается, например, в колядовании или прославлении родившегося Богомладенца.

Традиции колядования, кстати, не имеют никакого отношения к современным неоязыческим басням о том, что так когда-то якобы прославляли какого-то славянского бога «Коляду». Для того чтобы убедиться в христианских корнях этой традиции достаточно сослаться на то, что традиция колядования существует не только у славянских христианских народов (болгар, сербов), но и у румын, молдаван, грузин. В средневековой Европе также существовали очень похожие на колядование обычаи прославление Рождества Христова. Вообще сама эта традиция пришла к нам на Русь с крещением от православных греков (см. ссылку ниже).

По мнению знатока русских народных обычаев И.П. Калинского, составителя «Церковно-народного месяцеслова на Руси» (1877), слово «коляда происходят от латинского «calenda», — начало месяца»[1].

В связи с праздником Рождества Христова у людей еще идущих к вере или сомневающихся могут возникнуть разного рода вопросы о том, как события этого праздника описываются в Евангелии. Часто недобросовестные критики христианства пытаются поставить под сомнение достоверность новозаветного текста и посеять сомнения в душах людей[2]. Рассмотрим некоторые вопросы, которые могут возникнуть у людей по этому поводу.

Говорят, что дату Рождества неправильно посчитали. Откуда известно, что праздник Рождества Христова должен отмечаться зимой?

Ни для кого не секрет, что дату Рождества Христова первоначально посчитали неправильно. В 525 г. Римский папа Иоанн I попросил скифского монаха Дионисия Малого подготовить календарь в котором летоисчисление велось бы от даты Рождества Христова, а не от «эры Диоклетиана» — римского императора и известного гонителя христиан. В календаре Дионисия 1 г. по РХ совпадал с 754 г. A.U.C. (с лат. — годом основания города, т.е. Рима)[3].

Однако в своих расчетах скифский монах допустил ошибку порядка 4 лет. Это произошло из-за того, что при подсчете времени царствования некоторых римских императоров, он не учел, что император Август в начале своего правления в течение почти четырех лет (31—27 годах до н.э.) правил, как Октавиан, а затем еще и как Август. Кроме того, римляне не знали числа «ноль» («0»), поэтому, дойдя в своих расчетах до единицы, Дионисий и принял эту дату за год рождения Христа, а значит, и за начало новой эры. В его календаре первый год «нашей эры» примыкает непосредственно к первому году «до нашей эры»; промежутка между ними нет.

Таким образом, и набирается ошибка в 4 года, что можно проверить по тексту Евангелия и свидетельствам древних авторов. Другими словами, ошибка содержится не в Евангелии, а в попытке подсчета при переходе на новый календарь. Получается, что Господь Иисус Христос родился около 4 г. до н.э., если началом эры считать дату Дионисия Малого.

О дате Рождества Христова можно судить по времени правления и смерти правителя Иудеи Ирода Великого: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода» (Матф.2:1); «по смерти же Ирода …» (Матф.2:19). Иудейский историк Иосиф Флавий пишет, что Ирод Великий правил Иудеей с момента провозглашения царем 37 лет (Иудейские Древн. 17.191; Иудейск. Война 1.665). Римский историк Тацит пишет, что царем Ирод стал при проконсулах Кальвине и Поллионе, т.е. около 40 г. до РХ. (История 5.9).

Кроме этого, Иосиф Флавий замечает, что незадолго до смерти жестокого царя произошло лунное затмение (Иудейские Древн. 17.167), а через несколько дней праздновалась иудейская Пасха (Иудейские Древн. 17.213). Астрономы установили, что лунное затмение могло быть 12/13 марта 4 г. до н.э., а Пасха могла быть 11 апреля 4 г. до н.э.[4] Получается, что Рождество Христово должно было быть незадолго до начала весны 4 г. до н.э.

Следующим способом подсчета даты Рождества является упоминаемая евангелистом Лукой перепись Квириния: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею» (Лук.2:1-2). По поводу этой переписи существуют определенные поползновения у разного рода критиков и скептиков. Дело в том, что из имеющихся на данный момент сведений император Август назначил Квириния правителем Сирии и Иудеи в 6 г. уже н.э. и тогда была проведена перепись населения (Иудейские Древности 18.1.1-2). Однако, как видно из текста Евангелия, апостол и евангелист Лука знает о двух переписях, называя ту, во время которой родился Иисус Христос первой (Лук.2:2). О второй он тоже упоминает в связи с восстанием Иуды Галилеянина в 6-7 г. н.э.: «После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа» (Деян.5:37).

Есть косвенное свидетельство о переписи в Иудее в это время у Тертуллиана, который пишет, что она была при консуле Сатурнине, который был легатом в римской провинции Сирия (9-6 гг. до н.э.), куда входила и Иудея (Против Маркиона 4.19). В этот период военным правителем Сирии являлся упоминаемый евангелистом Квириний (его как более известного и упоминает св. апостол Лука). О чем свидетельствует уже историк Тацит, который пишет, что Сульпиций Квириний овладел в Киликии крепостями гомонадов (Анналы. Кн. III. 48, 2). Напоминаем, что в 27 г. до Р. Х., после ряда реорганизаций, Киликия вошла в состав большой римской провинции Сирия, Киликия и Финикия[5]. О первой переписи в Иудее при Квиринии свидетельствует древний церковный историк Евсевий Кесарийский (Церк. Истор. I. 5.2). 

Советский историк античности, специалист по истории Древнего Рима Н.А. Машкин утверждает, что. «(между 12 г. до н. э. и 1 г. н. э.) Публий Сульпиций Квириний, правитель Сирии, предпринял поход против гомонадов. По примеру Помпея он переселил способных носить оружие из горных областей в близлежащие города»[6].

Историкам также известно, что Квириний предпринимал перепись не один раз, например, он провел ее среди независимых апомеян. Вероятнее всего, ко времени Рождества Христова из-за постоянных подозрений в заговорах и казней своих родственников Ирод Великий был в опале у Рима и консул Квириний, как уполномоченный Цезаря, вынудил иудейского царя провести перепись. Соответственно перепись проходила по законам и традициям иудеев. В этом случае все иудеи, как мужчины, так и женщины, должны были возвращаться домой, что мы и видим в Евангелии (Лук.2:3-5)[7]. Так что вполне вероятно упоминаемая в тексте Евангелия первая перепись Квириния могла проходить около 4 г. до н.э.

Также в тексте Евангелия от Луки находим еще одно историческое свидетельство. Евангелист пишет, что проповедь святого пророка и Предтечи Господнего Иоанна Крестителя началась «в пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря» (Лук.3:1). Император Август умер летом 14 г. н.э., а Тиберий занял трон годом позже. Поэтому исследователи считают, что проповедь Иоанна Крестителя началась в 29 г. н.э., некоторые указывают на более раннюю – ок. 27 г. н.э. (не забываем про отсутствие нулей у римлян). Если принять во внимание свидетельство Евангелия о том, что «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати» (Лук.3:23) и что это может быть и немножко за тридцать (Талмуд говорит о возрасте Иисуса в начале проповеди 33-34 г. В.Т. Санхедрин 106 b).[8] В итоге опять получаем дату Рождества примерно около 4 г. до н.э.

Вопрос о дате появления Вифлеемской звезды рассмотрим позже. Теперь о скажем несколько слов о самой дате Рождества Христова.

О дате Рождества Христова

Существует устойчивый миф о том, что Церковь в IV веке произвольно назначила дату Рождества Христова для того, чтобы просто подменить праздник дня рождения языческого бога Митры (Непобедимого Солнца – dies natalis Solis invicti), который проходил как раз 25 декабря. Считается, что в этот день происходит зимнее солнцестояние – время праздника и веселья у римских язычников.

Пора распрощаться с этими устаревшими сведениями. Во-первых, из-за ошибки юлианского календаря в IV веке день зимнего солнцестояния за прошедшие четыре столетия сместился на три дня и стал приходиться уже не на 25, а на 22 декабря, «а в високосные годы — даже на 21 декабря» (Рождество Христово). Неувязочка получается.

Во-вторых, дата 25 декабря как день рождения «Непобедимого Солнца» был официально введен достаточно поздно при императоре Аврелиане (Lucius Domitius Aurelianus) в 274 году н.э. Но у христиан еще задолго до III века имеются свидетельства о том, что Рождество Христово следует отмечать 25 декабря (или другой вариант — 6 января).

Об этом пишет христианский писатель и учитель Церкви пресвитер Климент Александрийский († ок. 217). В «Строматах» он пишет о праздновании Рождества Христова зимой, называя одну из возможных дат — 6 января (в переводе с египетского календаря на наш (Strom. I, 21.6)). Ученик Климент — знаменитый Ориген († ок. 254), уже однозначно говорит о дате праздника 6 января.[9]

Практически в это время на Западе священномученик Ипполит Римский (†235) почти за 50 лет до указа языческого императора утверждает, что дата Рождества Христова это 25 декабря (Толковании на книгу пророка Даниила, IV.23.3). Другой христианский автор – Секст Юлий Африкан († ок. 240) в своем труде «Хронография» обозначает 25 марта как дату Боговоплощения Христова (Благовещения). Соответственно спустя 9 месяцев — 25 декабря должно считаться датой Рождества Христова[10]. Напомним, что речь идет о юлианском календаре (т.н. «старый стиль»).

В Евангелии от Луки читаем: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» (Лук.1:26-27). Еврейский Новый год (Рош ха-Шана) приходится на сентябрь-октябрь, если Благовещение Гавриила было «в шестой месяц», то это соответствует второй половине марта-началу апреля. «Какова продолжительность беременности? Девять месяцев. Добавьте девять месяцев к 25 марта, и вы получите 25 декабря»[11].

Таким образом задолго до языческого праздника 25 декабря можно наблюдать определенное согласие восточных и западных писателей о дате Рождества Христова.

Почему же существует различие между датами праздника у некоторых древних Церквей и по свидетельствам некоторых христианских авторов?

Например, Климент Александрийский и Ориген пишут про 6 января, а западная традиция называет 25 декабря (юлианский календарь). Армянская Церковь празднует 6 января и день Рождества Христова и Богоявления (Крещения). А эфиопы и копты отмечают дату Рождества 7 января по новому стилю.

Этому тоже есть объяснение. Очевидно, что Рождество Христово произошло зимой, однако в древности не было традицией точно вычислять дату празднования, например, римского императора. Как свидетельствуют историки, «римляне ежегодно отмечали день рождения своего императора, хотя это редко выпадало на фактический день его рождения и не обязательно должно было привязываться к нему. Это делалось в удобный для почитания день»[12]. Для христианского Запада этим удобным днем было 25 декабря, для христианского Востока, по преимуществу, — 6 января, который совпадал и с Крещением Господа Иисуса Христа.

Поэтому, когда в римской империи прекратились гонения на христиан, при объединении традиций Запада и Востока празднование Рождества стали проводить в дни с 25 декабря по 6 января (старого стиля), т.е. с 7 января по 19 января (нового). Так получились Святки – святые дни в которые на богослужении в храме и в быту христиане вспоминают Рождество Христово. О такой традиции свидетельствует христианская древность. На Востоке это видно из Песнопений на Рождество Христово преп. Ефрема Сирина († 373), произнесённых им от 25 декабря по 6 января. На Западе – из проповедей святителя Амвросия Медиоланского († 397).     

Овечки зимой на пастбище возле Вифлеема?

Есть голоса скептиков, сомневающихся в возможности нахождения овец зимой на пастбище возле Вифлеема (см.: Лук.2:8). Но здесь против них свидетельствуют сами иудейские источники. Согласно Мишне (B.T. Шекал 7.4) в районе Вифлеема, где паслись стада для жертвоприношений в Иерусалимском храме (вспоминаем свидетельство о Христе как Пасхальном агнце – Ис.53:7 и Иоан.1:29, 36. Деян.8:32), овцы держались вне дома даже в зимние месяцы[13]. Другой трактат Мишны (B.T. Betzah 40a) так же подтверждает, что стада в Израиле остаются в открытых местах одинаково и самую жаркую погоду и в дождливое время, то есть, круглый год[14]. Опять у критиков нашего праздника конфуз получается.

Таким образом с годом и датой празднования Рождества Христова становится все понятно.

Почему существуют различия в описании Рождества Христова в Евангелии от Матфея и Луки. Что за звезду видели волхвы и кто они такие были?

Действительно, если прочитать текст Евангелия от Матфея (2 гл.) и от Луки (2 гл.) о Рождестве Христовом, то получится, что апостол Матфей упоминает о поклонении волхвов с востока явившихся за чудесной звездой (Мф.2:1-2 и далее), о бегстве в Египет и избиении Вифлеемских младенцев, а апостол Лука говорит о поклонении пастухов (Лук.2:8-20) и о последующих событиях Сретения (Встречи) в Иерусалимском храме святого семейства и св. прав. Симеона Богоприимца и пророчицы Анны (Лук.2:22-38). 

Объяснение, например, можно найти у блаженного Августина Иппонийского (†430), в его сочинении «О согласии Евангелистов» (II, 5.16). По его словам, «каждый евангелист так составляет свою речь, чтобы ряд повествования не казался с каким-либо пропуском: умалчивая о том, о чем не желает говорить, так соединяет повествуемое с тем, о чем говорил, что то и другое кажется следующим друг за другом непосредственно … И таким образом становится понятным, что там, где Матфей говорил о волхвах, получивших повеление во сне не возвращаться к Ироду и другим путем возвратившихся в свою страну, там он пропустил то, что Лука сообщил бывшее с Господом в храме и слова Симеона и Анны»[15].

Другими словами, отличия в тексте объясняются разной аудиторией к которой обращаются священные авторы. Апостол Матфей писал в первую очередь для уверовавших христиан из иудеев, а апостол Лука к верующим из язычников.

Но почему для одних христиан было важно упоминание о звезде и волхвах, а для других – о пастухах? Этому есть вполне рациональное объяснение.

Почему пастухи?

Рождество Христово пастухи
Поклонение пастухов

Для христиан из иудеев повествование о пастухах было неуместно, поскольку их род занятий в иудейских кругах считался нечистым. Например, пастухи неизбежно сталкивались с падежом скота, а прикоснувшийся к трупу умершего животного считался нечистым «до вечера» (Лев.11:39). Поэтому евангелист Матфей и не посчитал нужным упомянуть об этом событии, чтобы не смущать обратившихся к вере в Господа бывших иудеев. Для евангелиста Луки, наоборот, тема пастухов, в силу греко-римской аудитории к которой обращено составленное им Евангелие, показалась более уместной. Жанр пасторали (от фран. pastorale «пастушеский, сельский») зародился в античности. Зарисовки из жизни пастухов можно увидеть в идиллиях греческого поэта Феокрита (III в. до н.э.). Ему подражали греческие поэты александрийской эпохи Бион и Мосх (III-II вв. до н.э.) и римский поэт Вергилий (I в. до н.э.). Наоборот, тема волхвов или магов с востока для грекоязычной аудитории была не очень удобна, поскольку для греков это были варвары, в добавок, если предположить их персидское происхождение, косвенно здесь могла возникнуть тема греко-персидских войн, что не способствовало бы успеху проповеди.

Волхвы и чудесная звезда

Рождество Христово волхвы
                Поклонение волхвов

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы (μάγοι) с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Матф.2:1-2). Древнегреческое слово μάγος (ед.числ.) (magos) — означает мага, чародея, толкователя снов, звездочета, прорицателя. Для древнего мира область «волшебного» и научного пересекались, т.е. «волхвы» — это люди которые наблюдали за звездами и обладали знаниями как научными, так и сакральными – мудрецы древнего мира. Через внешние знание они хотели пытаясь познать истину, и Бог «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4) дает им такую возможность!

Волхвы говорят, что они «видели звезду Его на востоке» (Матф.2:2), греческий текст «astera en ti anatoli» правильней переводить все-таки как «звезду восходящую» или появившуюся (ἀνατολή) (см. Дворецкий И.Х. Т.1. С.134.), что говорит не о стороне света, а о факте ее явления. Так что с востока пришли волхвы, а не звезда (строго на Востоке от Иерусалима как раз располагается Персия).

По мнению толкователей, это могли быть мудрецы из Аравии (так считали св. муч. Иустин Философ, святитель Епифаний Кипрский), но скорее всего пришли они из Персии (так считали святитель Иоанн Златоуст, блаж. Феофилакт Болгарский, святитель Василий Великий и др.)[16]. О том, что подобная история вполне могла быть, свидетельствует хорошо задокументированный интерес древних астрологов из Персии и других стран к астрономическим явлениям и событиям из политической истории древнего мира. Например, известно, что в 66 г. н.э. восточный астролог Тридат и другие мудрецы посетили Рим (Дион Кассий 63.7; Светоний Нерон 13). Также древнеримские историки Светоний и Тацит сообщают, что на рубеже эпох было ожидание царя мира, который должен был появиться из Иудеи (Светоний Веспасиан 4; Тацит Анналы 5.13)[17].

Теперь, что касается звезды, которая привела волхвов к Младенцу Иисусу. Существует два подхода к объяснению природы этой звезды. Уже ближайший ученик апостолов – священномученик Игнатий Богоносец (†107) описывает ее как сверхъяркую звезду (Ефес. 19. 2-3). По мнению одних толкователей, это было сверхъестественное явление, т.е. ангел Божий, который тем самым должен был освободить волхвов, от занятия астрологией (поэтому, в т.ч., верить в гороскопы и гадать — грех). Так, например, считал святитель Иоанн Златоуст (†407), святитель Григорий Двоеслов (†604) и блаж. Феофилакт Болгарский (†ок. 1126). Святитель Василий Великий (†379), святитель Амвросий Медиоланский (†397) и преп. Иоанн Дамаскин († ок. 754) полагали, что звезда имеет естественное происхождение.

Почему же евангелист и апостол Матфей посчитал нужным упомянуть о звезде и о волхвах?

Объяснение этому следующее: у иудеев начала новой эры существовали сильные мессианские ожидания. Это связано было со многими пророчествами Ветхого Завета. В частности, пророк Даниил в своей книге точно предсказывает время явления Мессии. Согласно хронологическим расчетам, именно в эту эпоху подходили к концу «69 седмин» (483 лет), указанных в его книге как срок от восстановления Иерусалима до явления Христа (Дан. 9:25). Кроме этого иудеи знали, как только окончится власть правителей из самих иудеев, должен явиться Мессия. Ирод Великий как раз и был не евреем, а идумянином (см. Быт.49:10).

Также у евреев на слуху было пророчество из книги Чисел пророка Моисея: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Чис.24:17). Эти слова произносит Валаам, сын Веоров — языческий провидец и прорицатель, благословивший народ Израиля и предсказавший приход Мессии. По мнению епископа Александра (Милеанта), «пророчество Валаама о Звезде из колена Иакова положило начало верованию, как израильтян, так и персов, от которых пришли евангельские волхвы, что пришествие Мессии будет предварено появлением на небе яркой звезды. Такая необыкновенно яркая звезда, как мы знаем, действительно засияла на небе незадолго до Рождества Христова»[18].

Как видно из литературы самих иудеев, именно этому пророчеству они особенно уделяли внимание. Как повествует Иерусалимский Талмуд, во время второй иудейской войны 132-135 гг. один из самых авторитетных учителей закона рабби Акива объявил вождя этого антиримского восстания Симона Бар Косибу Мессией и помазал его на царство. «Учил рабби Симон бен Иохай: Акива, мой учитель, указывал, что пророчество «взойдет звезда от Иакова» (Числ 24. 17) осуществилось в том, что взошел Косба от Иакова. Рабби Акива, когда видел Бар-Козбу, говорил: «Вот он, царь-Мессия»» (Т.И. Таанит 4.5). [см. также: Евсевий Кесарийский. Церк. Истор. IV 6. 2-3].

Отсюда известное прозвище этого лжемессии и гонителя христиан Бар-Кохба [арам. сын звезды]. Сам Симон Бар-Кохба на своих монетах наряду с изображением уже тогда разрушенного Иерусалимского храма помещал звезду.

Монета Бар Кохбы
Серебряная тетрадрахма Бар-Кохбы. Аверс: Иерусалимский Храм, фасад с восходящей звездой

О том, что пророчество о звезде из Чис.24:17 относится ко Христу писали и христианские авторы, например, на Востоке Ориген († ок. 254), а на Западе – святитель Амвросий Медиоланский (см. здесь) и др.

Что касается научного объяснения Вифлеемской звезды, то здесь также существует несколько версий, которые достаточно убедительно согласуются с Евангельским текстом. Например, отец астрономии И. Кеплер в работе 1614 г. «О годе Рождества Христова» вначале считал, что звезда, которую видели волхвы есть соединение (конъюнкция) Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб в 7 г. до н.э., потом доказывал, что это была вспышка новой звезды в 5 г. до н.э.[19]

Эту версию Кеплера укрепило исследование в 1977 американскими астрономами Д.Кларком, Дж. Паркинсоном и Ф. Стефенсоном китайских, а затем корейских древних летописей, в которых они обнаружили свидетельства, относящиеся по современному счету к 5 г. до н.э. о вспышке Новой звезды. Явившееся звезда ярко сияла весной того же года в течение семидесяти дней перед восходом солнца на востоке низко над горизонтом[20].

В целом естественный характер явления Вифлеемской звезды может быть дополнен сверхъестественным водительством ангела Божьего, который шел перед волхвами в виде звезды, когда те отправились в Вифлеем: «как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец» (Матф.2:9-10). 

Надеюсь, что с Божией помощью все недоуменные вопросы о Рождестве Христовом были разрешены. Пусть ничто не омрачает наш светлый Праздник Рождества! 

О событиях бывших после Рождества Христова поговорим позже… (см. О Вифлеемских младенцах)

P.S. см. дополнительно: РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО ; Александр (Милеант), еп. Ветхий Завет о Мессии ; Нехристианские свидетельства о Божестве Иисуса Христа.

Примечания:

[1] См.: Крапчунов Д. Колядки: о чем поют на Рождество. История колядования и язычество ли это?

[2] См. об этом: Абакумов М. Перепись Квириния, Ирод и евангелист Лука. 

[3] Witherington III B. Рождение Иисуса // Иисус и Евангелия. Словарь. М.: ББИ, 2003. С. 537.

[4] Там же.

[5] Бозоян А.А, Попов И.Н. Киликия

[6] Машкин Н.А. Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность. М.—Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1949 С. 528. (http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1405475000).

[7] См.: Witherington III B. Рождение Иисуса. С. 538.

[8] Там же. С. 538-539.

[9] См.: Смирнов Ф. Происхождение и значение праздника Рождества Христова.

[10] См.: Украинцев В., Коган В. 25 декабря: Рождество или Sol Invictus? 

[11] Там же.

[12] Беннетт Ричард. Исторический фон Нового Завета / Пер. с англ. В. Куриленко. — Одесса: Христианский гуманитарно-экономический открытый университет, 2015. С. 98 (Цит. по: Григорян Артем. Рождество и пасущиеся в декабре стада).

[13] В местечке Мигдал Эдер (евр. Miḡdal ‘Êḏer, «башня стада») недалеко от Иерусалима, паслись стада, которые использовались для храмовых жертвоприношений. согласно Таргуму Псевдо-Ионатана Быт. 35:21 из Мигдал Эдера должен был явиться Мессия. (см.: Григорян Артем. Рождество и пасущиеся в декабре стада).

[14] См.: Григорян Артем. Рождество и пасущиеся в декабре стада

[15] Аврелий Августин, блаж. О согласии евангелистов

[16] Михаил (Лузин), еп. Толкование на Евангелие от Матфея. Клин: Христианская жизнь, 2001. С. 31-32.

[17] См.: Witherington III B. Рождение Иисуса. С. 542-543.

[18] Александр (Милеант), еп. Ветхий Завет о Мессии

[19] См.: Кузенков П.В. Звезда волхвов

[20] См., напр.: Там же.

Добавить комментарий

семь + три =