Мухаммад: проблема жизнеописания и призвания

МухаммадКакие существуют проблемы с историческим образом основателя ислама? Можно ли в полной мере доверять исламским источникам в этом вопросе и в чем была особенность откровений Мухаммада (полное имя — Абу аль-Касим Мухаммад ибн ‘Абд Аллах ибн Абд аль-Мутталиб)?

Для православных христиан данная тема может представлять интерес по нескольким причинам. Во-первых, следует упомянуть достаточно агрессивную, хотя во многом и малокомпетентную критику христианства со стороны современных мусульман. При этом удивительной особенностью современных российских мусульман является их осведомленность в том, что они называют, «искажениями» христианства, при одновременном полном незнании многих существенным положений собственного исламского вероучения. В частности, существенных пробелов и странностей в жизнеописаниях самого Мухаммада.

Во-вторых, данный материал может быть полезен для использования его в апологетической работе[1]. Православными авторами уже осуществлялся сравнительный анализ биографии Мухаммада[2]. Появились неплохие материалы и инославных апологетов по этой теме[3]. Со своей стороны, обратим внимание на описание некоторых сторон жизни основателя ислама с обращением к мусульманским первоисточникам — Корану, хадисам и наиболее древним и авторитетным «житиям» основателя ислама.

При нашем исследовании были использованы материалы в основном светских исследователей — представителей советской и российской школы востоковедения. При этом специально не обращаясь к трудам таких достаточно известных атеистических критиков ислама, как, например, Л.И. Климович. Там, где требовался разбор некоторых загадочных состояний Мухаммада во время его «пророческих» трансов, мы обращались к необходимой медицинской литературе.

Естественно, что эта небольшая статья не претендует на всеобъемлющее исследование всех проблем с жизнеописанием арабского проповедника монотеизма. Она может рассматриваться как дополнительный материал к тому, что и так известно о жизни Мухаммада.

Краткий анализ источников биографии основателя ислама

Как говорят исследователи истории ислама, первые сведения об основателе арабской религии мы получили только из мусульманских источников и «первое жизнеописание Мухаммада появилось не ранее чем через 150 лет после его смерти»[4]. Такая поздняя датировка официального и авторитетного источника уже вызывает вопросы.

Кроме хадисов — мусульманских рассказов о словах и поступках Мухаммада, имеются и другие источники. По мнению самих мусульман, достаточно подробно судить о личности своего пророка они могут по многочисленным так называемым «житиям» Мухаммада, наиболее древним и авторитетным среди которых считается произведение Ибн Хишама «Жизнеописания пророка Мухаммада» (Сира). После Корана и хадисов, Сира Ибн Хишама — самый авторитетный источник сведений о Мухаммаде и является «третьим по степени важности источником ислама».[5]

В мусульманских странах произведение Ибн Хишама входит в число обязательных дисциплин для изучения как в средних, так и в вышних учебных заведениях.[6] Все современные варианты жизнеописаний Мухаммада представляют собой лишь вольный пересказ тех историй, которые приведены у Ибн Хишама.

Однако с этим историческим материалом существуют серьезные проблемы, т.к. самые древние жизнеописания основателя ислама, составленные в I – II веках хиджры (7-8 вв. по Р.Х.) не дошли до нас, и, как пишет Агафангел Ефимович Крымский, «из них мы знаем только цитаты».[7] Дело в том, что Ибн Хишам является всего лишь последним редактором текста «Жития». Первоначально текст был составлен Ибн Исхаком (ум. 768 г.), однако уже следующий передатчик этого текста — Зийад аль-Баккаи (ум. 799 г.) сильно сократил его. Окончательно текст был сокращен и отредактирован Ибн Хишамом (ум. 830 г.), который удалил всю древнюю часть, компрометирующий Мухаммада материал и «все то, что противоречило Корану».[8]

О масштабах редакторской правки можно судить, сравнивая «Житие» Ибн Хишама со всеобщей «Историей» ат-Табари (ум.923 г.), который внес некоторые неофициальные места из еще «неподчищенной» книги ибн-Исхака в свое произведение, и с трудами Вакыди (ум.823) («Книга военных действий») и его секретаря ибн-Саада (ум. 845г.) («Разряды»), также пользовавшихся запрещенным историческим материалом[9]. Вот это жизнеописание с пропущенными и переписанными местами, которые компрометировали основателя новой религии, и предлагается мусульманам как наиболее авторитетное.

Для христиан подобная ситуация с таким отношением к важным источникам вероучения представляется не только странной, но и соблазнительной. Например, Евангельское повествование о земной жизни и учении Господа Иисуса Христа, по мнению исследователей, не знает подобного редактирования или специальной подгонки текста для создания более удобного образа Иисуса[10]. Поэтому исламский подход к жизнеописанию Мухаммада вызывает много проблем с исторической достоверностью. Исламские источники дают об этом мало материала, о чем, например, пишет исследователь ислама Майкл Кук[11].

Достаточно осторожно следует подходить и к сведениям о Мухаммаде, которые мы находим в сборниках хадисов. Дело в том, что процесс составления и собирания мусульманского предания носил произвольный характер, об этом свидетельствует даже один из достоверных хадисов, текст которого весьма показателен: «Нам не приходилось видеть, чтобы благочестивые люди лгали в чем-нибудь больше, чем в составлении преданий» (Муслим I, 12).[12] По мнению и поныне авторитетного востоковеда И. Гольдциера, исследовавшего хадисы, подавляющая часть даже так называемых «достоверных» хадисов, представленных в сборниках Бухари и Муслима, «не имеет отношения к основателю ислама, а есть продукт религиозного, исторического и общественного развития мусульманских народов в первые два века существования ислама»[13].

Для нас эта информация представляется авторитетной, т.к. она приводится в книге А.Е. Крымского («История мусульманства». М., 2003), переизданной при финансовой поддержке Духовного управления мусульман Сибири и Дальнего Востока, а среди членов редколлегии стоит фамилия Р. Гайнутдина, председателя Совета муфтиев России. С этим мнением согласны и современные представители светского исламоведения, например, К.А. Бойко считает, что большая часть хадисов есть всего лишь следствие последующих этапов развития религиозной системы ислама, а вовсе не первоначального.[14]

Кроме этого, интересным, как нам кажется, станет обращение к такой науке как психология, для того, чтобы адекватно описать характер и некоторые черты личности основателя мировой религии. Последнее представляется немаловажным, т.к., по словам М.Б. Пиотровского, известного своими научными трудами в области истории ислама, характер Мухаммада и его переживания отразились на самом Коране[15]

 Описание внешности Мухаммада и вопрос о его призвании

Для начала стоит упомянуть о проблеме установления точной даты рождения основателя ислама.[16] Это необходимо сделать для того, чтобы представить читателю всю неоднозначность рассматриваемого нами вопроса. Казалось бы, то, что касается личности Мухаммада, не должно вызывать каких-либо неясностей, как часто весьма самонадеянно пытаются заявлять проповедники этого религиозного учения.

Исследователь истории халифата О.Г. Большаков, труд которого утвержден к печати Институтом востоковедения РАН, приводит сведения, ставящие под сомнение данные исламской хронологии. Ибо «год слона» — официальный год рождения Мухаммада так и не удалось точно установить. Свое название этот год получил от событий, связанных с военным походом эфиопского царя Абрахи на Мекку, в войске которого был боевой слон. Мусульманские источники определяют его как 570 г., однако, по независимым историческим данным, поход Абрахи на Мекку происходил в 547г.,[17] другие исследователи настаивают на 563 годе.[18]

Похожая проблема существует и с родословной Мухаммада, которая приводится Ибн Хишамом в его «Жизнеописании пророка Мухаммада» (Сире).[19] По мнению А.В. Сыпкова, который провел анализ достоверности приводимой Ибн Хишамом информации о предках арабского пророка, начиная от Адама до отца Мухаммада — Абдаллаха, в родословии имеется несколько десятков пропусков[20]. Поэтому общим выводом к родословной нового арабского пророка стал следующий: «генеалогия Мохаммеда в изложении Ибн Хишама не выдерживает критики»[21]. Кстати, по родословной Мухаммад не был потомком Кидара о чем любят писать мусульманские искатели пророчеств об арабском пророке в Библии.

Теперь попытаемся описать внешность основателя арабской религии. В «Сире» Ибн Хишама найдем следующие сведения: «Али ибн Абу Талиб о качествах Пророка говорил: он не был высоким, стройным и не был коротким, был среднего роста; волосы его были не очень курчавые и не гладкие, аккуратно причесанные; не был полным и не скуластым; кожа его лица была бело-розовой, а глаза были черными; был он с длинными ресницами, ширококостный, широкоплечий, с мелкими волосами на груди, лишенной растительности, с толстыми руками и ногами, с легкой походкой, как будто он спускается по склону, когда оглядывается, поворачивается полностью; между лопатками на спине печать пророчества, самый щедрый из людей, самый смелый, самый правдивый в речи, самый верный, самый мягкий, самый дружелюбный, кто его увидит, сразу же почувствует к нему уважение, кто будет общаться с ним, полюбит его. Описывающий его говорит: «Подобного ему я не видел ни до него, ни после него»».[22]

В самом описании встречаются явные противоречия с хадисами и текстом самого Корана. Как можно верить такому словесному описанию качеств Мухаммада, если нам достоверно известно, что ни его речи, ни его внешность не производили на мекканцев никакого впечатления, кроме насмешек, а обращение их в ислам произошло фактически под угрозой военной силы? В период мекканской проповеди основателя новой религии часто встречали такими насмешливыми словами: «Гляньте-ка, вот идет сын Абдаллаха, который несет нам вести с неба», хотя были и сочувствующие, пытавшиеся дать этому бедному и болезненному человеку лекарства.[23]

Когда же Мухаммад разочаровался в обращении своих соплеменников и попытался поискать успеха в соседнем городке Таиф, то и здесь он услышал в свой адрес жестокие насмешки, касающиеся именно его внешности: «Если бы Аллах хотел послать Пророка, то неужели он не мог бы найти кого-нибудь получше тебя?».[24] В самом тексте священной для мусульман книги мы найдем отголоски подобных колкостей: «Людям помешало уверовать после того, как к ним явилось верное руководство, только то, что они сказали: «Неужели Аллах отправил посланником человека?»» (К.17:94).

Кроме этих явно приукрашенных сведений о поразительном внешнем обличии «посланника Аллаха» любопытствующего читателя не могут не заинтересовать некоторые другие аспекты выше приведенного портрета, о которых мы попытаемся рассказать. Например, интересно в этом контексте рассмотреть вопрос о так называемой «печати пророчества», которая находилась между лопатками на спине Мухаммада.

У Ибн Хишама есть рассказ о принятии ислама персом Сальманом (Салманом ал-Фариси), который сыграл немаловажную роль в истории новой религии. В рассказе повествуется о том, как Сальман, узнал от очень странных по образу своей жизни и явно неправославных монахов информацию о якобы скором явлении среди арабов нового пророка, который «будет послан с религией Ибрахима». Одним из признаков такого пророка должна быть «печать пророчества» между его плечами.[25]

Рассказ представляется наивным, придуманным и специально подогнанным под анатомические особенности арабского проповедника. А в хадисах присутствуют и явные несоответствия с таким «важным» признаком пророка. Для христиан очевидно, что по Евангельскому учению никаких новых пророков, после самого большого из рожденных женами — Иоанна Крестителя (Мф.11:11) быть не может. Об этом свидетельствует нам Сам Господь в Евангелии: «ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна» (Мф.11:13).

Наивные арабы конца VI и начала VII вв. может быть и воспринимали подобную опухоль либо родимое пятно как нечто сверхъестественное, однако, если следовать доводам разума, о чем мусульмане часто любят говорить, то ничего удивительного мы здесь не увидим. Достаточно вспомнить нашу еще недавнюю историю и личность последнего президента СССР М.С. Горбачева, у которого тоже было родимое пятно, который принес всему миру весть о «перестройке», и который сыграл огромную роль в истории нашей страны и мира во второй половине XX века. Однако объявлять на основании этих признаков кого-либо пророком, или говорить, что родимое пятно есть признак пророка наивно и безосновательно.

Вопрос о «пророческих» состояниях Мухаммада

Поэтому другой интересной проблемой, которая должна быть рассмотрена в связи с личностью Мухаммада — это вопрос о состоянии здоровья родоначальника ислама. Ибн Хишам неоднократно повторяет странные слова о психическом самочувствии родоначальника ислама. В главе «Козни курайшитов» составитель «Жизнеописания» вкладывает в уста одного из соплеменников «посланника Аллаха» следующие слова: «Он не сумасшедший. Мы уже видели сумасшествие и знаем, что это такое. Им не овладевает удушье, ни трясение, ни бормотание».[26] Точно такие же слова мы встречаем и в другом месте сочинения Ибн Хишама, правда, на этот раз их произносит совсем другой человек.[27]

Неужели у современников Мухаммада были какие-то сомнения относительно его здоровья и как же все было на самом деле? Для ответа на этот вопрос обратимся к тексту Корана и хадисов, не вызывающему сомнения у мусульманских ученых. В священной для мусульман книге есть две Суры раннего мекканского периода с очень необычными названиями: Сура 73 «Закутавшийся» и Сура 74 «Завернувшийся». По мнению М.Б. Пиотровского, в них отражены особенности пророческих трансов арабского проповедника, которые сопровождались различными телесными ощущениями.

Основатель новой религии испытывал чувство тяжести, изнеможения, иногда его бил озноб, что вынуждало его заворачиваться в плащ.[28] Именно такие состояния и дали название вышеупомянутым главам Корана. Об этом же пишет другой авторитетный ученый, академик И.Ю. Крачковский, по мнению которого Мухаммад в результате получаемых откровений испытывал озноб, припадки, похожие на эпилептические, сопровождавшиеся видениями и галлюцинациями.[29]

Теперь обратимся к текстам хадисов, которые раскрывают нам совершенно иную картину, чем та, которая представлена у Ибн Хишама. «Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) аль-Харис бин Хишам, да будет доволен им Аллах, спросил посланника Аллаха: «О посланник Аллаха, как приходят к тебе откровения?» Посланник Аллаха ответил: «Иногда приходящее ко мне подобно звону колокола, что является для меня наиболее тяжким, а когда я усваиваю сказанное, это покидает меня. Иногда же ангел предстает передо мной в образе человека и обращается ко мне со своими словами, и я усваиваю то, что он говорит». Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «И мне приходилось видеть, как в очень холодные дни ему ниспосылались откровения, а после завершения ниспослания со лба его всегда лился пот» (Бухари 2).[30]

О трясении Мухаммада во время «откровений» повествует другой хадис, также восходящий к Аише. В нем описывается начало «ниспослания» Корана и те состояния, которые испытывал новоявленный «пророк». Кроме странного существа, которое душило Мухаммада и вселяло в него ужас (его позже назовут «ангелом Джибрилом»), интерес вызывает состояние «пророка» после откровений. Во-первых, сердце его «трепетало от страха», во-вторых, его бил сильный озноб, и Мухаммад требовал от своей жены Хадиджы укрыть его (Бухари 3).[31] Об ознобе и трясении говорит еще один хадис, который как раз и передает обстоятельства возникновения Суры 74 («Завернувшийся»). В нем говорится о чувстве страха при встрече с неким существом, от которого Мухаммад получал свои откровения, и требовании укрыть его после подобного видения, т.е. опять наблюдаем ту же самую картину (Бухари 4).[32]

После того как мы выяснили вопрос с трясением и удушьем у «пророка», остается выяснить вопрос с бормотанием — еще одним симптомом, по которому арабы определяли невменяемость человека. Для этого обратимся к Корану. При толковании места из Корана: «Не шевели своим языком, повторяя его (Коран)» (К.75:16), Ибн Аббас проговаривается: «Посланник Аллаха всегда испытывал напряжение во время ниспослания (откровений), что заставляло его шевелить губами» (Бухари, 5).[33] Т.е. налицо все перечисленные признаки одержимости: удушье, трясение и бормотание[34].

Небезынтересным с точки зрения оценки пророческих трансов Мухаммада представляется вопрос том, как он сам вначале воспринимал получаемые «откровения»? В частности, мы уже говорили о том, что после откровений родоначальник ислама заворачивался в плащ. Существует интересная точка зрения на эту странность в его поведении, при этом она свидетельствуют не в пользу божественности получаемых арабским пророком «знамений» (аятов) Корана. Дело в том, что Мухаммаду было известно о том, как арабские языческие поэты могли получать вдохновение: «согласно преданию, дух (джинни) мог повергнуть доисламского поэта на землю, сдавив ему коленами грудь»[35].

Это мы и наблюдаем в первом откровении неизвестного духа основателю ислама. Именно поэтому, как свидетельствует упомянутый выше хадис, Мухаммад вполне резонно считал преследовавшие его видения плодом демонического воздействия, из-за чего первоначально пытался избавиться от преследовавшего его существа при помощи широко распространенной на Ближнем Востоке магической практики — он просил свою жену язычницу Хадиджу завернуть его в плащ и окропить водой.[36] Уже здесь видим несовместимость притязаний «посланника Аллаха» на восстановление «чистого единобожия», о чем часто говорят его последователи. Дело в том, что магия однозначно осуждается Библией (Втор.18:10-12) как несовместимая с верой в Единого Бога, потому что основана на языческом религиозном мировоззрении.

Если же читатели покопаются в соответствующей религиоведческой литературе, то без труда найдут там описание симптомов так называемой шаманской болезни, которое очень похоже на то, что мы наблюдаем у знаменитого курейшита. Более того, мы можем даже классифицировать ее как типичный случай инициации в шаманы «по выбору духов», на что нас наталкивает явное проявление насилия со стороны явившегося существа,[37] позднее названного Джибрил (Джабраиль). Здесь можно еще вспомнить, что кроме известного всем насилия при первом «откровении» арабскому пророку, этот дух иногда пинал Мухаммада ногой во время его сна.[38]

В «Жизнеописании» Ибн Хишама есть интересное описание этого духовного существа, которое, на наш взгляд, может приоткрыть тайну «откровений» исламского пророка. Активный противник проповеди монотеизма в Мекке Абу Джахль видел, что Мухаммада сопровождает ужасное существо в виде огромного страшного верблюда с клыками (sic!).[39] По свидетельству Ибн Исхака, сам Мухаммад говорил, что это и есть ангел Джибрил.[40] По исламскому преданию этот вызывающий ужас ангел мог являться и в виде существа с шестьсот крыльями (Бухари 1304)[41], будучи настолько огромным по своему росту, что «закрывал собой весь горизонт» (Бухари 1306).[42] В то же время Коран свидетельствует, что если бы Аллах захотел бы послать ангела Мухаммаду, то «Мы все равно сделали бы его мужчиной» (К.6:9).

В позднейшем исламском предании этот дух, так любивший насилие и кровопролитие, принимал участие в походе против иудейского племени Бану Курайза.[43] Это произошло уже после переселения Мухаммада в Медину (хиджра), когда основатель новой религии лучше познакомился с вероучением иудаизма. Собственное имя этого духовного существа — Джибриль, появляется только в мединских сурах Корана. В мекканском периоде этот дух именуется «верным», «святым духом», «обладателем могучей силы», о чем свидетельствует, например, описание первого видения Мухаммада (К.53:5-15).[44]

Оценка призвания Мухаммада

Для православных христиан подобные духовные видения основателя исламской религии не представляют особой загадки. Во-первых, из Писания нам известно, что как есть истинные посланники Божии (Апостолы — греч.), так есть и лжеапостолы (2Кор.11:13). Поэтому падший дух также может маскироваться под вид ангела Божьего: «неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света» (2Кор.11:14). О подобных случаях знает многочисленная духовная литература Православной Церкви, повествующая о подвигах христианских святых (см., напр. Житие преп. Симеона Столпника (†459)).

Преподобный Антоний Великий (†355 г.) так пишет о падших ангелах: «Они коварны и готовы во все превращаться, принимать на себя всякие виды».[45] Во-вторых, некоторые видения Мухаммадом этого духа в подлинном его обличье очень напоминают описание падших, непокорившихся Божьей воле ангелов, о чем говорил тот же святой Православной Церкви. В Житии преподобного Антония есть описание видения им злобного духа, который был настолько огромного роста, что своей головою касался облаков, и этот безобразный и страшный демон противодействовал всем, кто не покорился его воле и удерживал насилием души тех, кто подпал под его власть.[46]

Второе мнение относительно откровений Мухаммада основано на чисто медицинской оценке его состояний, потому что их характер свидетельствует о симптомах, напоминающих эпилепсию.[47] Все это отнюдь не похоже на то, что мы знаем из Библии об общении пророков с Ангелами Божиими либо Самим Господом.

Как видно, у Мухаммада получение откровений всегда сопровождалось мышечными судорогами и довольно часто бормотанием либо, сокращением мышц лица. Неудивительно, что свидетели получения Мухаммадом очередных стихов Корана (аятов — букв. знамений) характеризовали состояние этого проповедника монотеизма среди арабов как одержимость. Об этом сохранились указания и в других местах Корана, в частности, в Суре 37 («Стоящие в ряд»), в переводе О.Г. Большакова, есть следующее интересное свидетельство: «А когда они видят знамение — насмехаются. И сказали они: «Это все — явная одержимость»» (К.37:14-15).[48] В пользу именно такого перевода свидетельствует контекст рассматриваемого места из Корана, т.к. «речь идет явно не о том, что речи Мухаммада — колдовство, а о том, что он — одержимый, околдованный».[49]

Таким образом, мы видим некоторые противоречия между «Сирой» Ибн Хишама и текстами других мусульманских источников, что справедливо наводит нас на мысль о попытках скрыть некоторые неудобные факты из жизни арабского проповедника. Однозначно можно лишь утверждать, что подобная картина пророческих трансов основателя ислама не соответствует тому, что испытывали ветхозаветные пророки израильского народа и пророки-учители первых христианских общин.[50]

Также у Ибн Хишама, мы находим описание довольно странных явлений с Мухаммадом, очень похожих на слуховые и визуальные галлюцинации. По словам его официальной биографии, перед началом коранических откровений сорокалетнему Мухаммаду стали слышаться голоса, хотя поблизости никого не было: «Когда Посланник Аллаха проходил мимо камня или дерева, непременно ему говорили: «Мир тебе, о Посланник Аллаха!» Посланник Аллаха оглядывался вокруг, смотря направо, налево, назад, и не видел ничего, кроме дерева или камня». [51]

Из текста следует, что подобные явления продолжались у основателя ислама достаточно долго. Кроме подобных случаев у Ибн Хишама описываются и другие, например, говорится о странных видениях арабского проповедника монотеизма. Как следует из текста преданий, эти галлюцинации очень сильно пугали Мухаммада, пугали так, что он в страхе бежал к своей первой жене Хадидже, которая его успокаивала.

Был период, когда эти странные «откровения» перестали появляться и, по словам А.Е. Крымского, начинающий «пророк» был даже близок к самоубийству[52]. Об этом свидетельствуют и несколько вариантов хадисов в мусульманском предании. Например, по сообщениям аз-Зухри, после испытанного ужаса при первых явлениях некоего духовного существа, когда эти явления на время прекратились, будущий основатель арабской религии хотел броситься вниз с горного утеса, и лишь новое явление странного духа уберегло его от этого.[53] Мухаммад видел существо, напоминающее человека, которое потом получило название «ангел Джибриль»,[54] при этом, куда бы ни поворачивал голову искатель духовных переживаний, везде он видел его фигуру, закрывающую весь горизонт. Ни сама Хадиджа, ни посланные ею на поиски Мухаммада люди сами не видели этих явлений, что также может свидетельствовать об их галлюцинаторном характере.[55]

Здесь можно привести и наивный способ проверки подлинности получаемых Мухаммадом «откровений», который предложила его жена. Как уже говорилось, он не без основания очень опасался, что весь его новый духовной опыт есть плод демонического наваждения. Хадиджа попросила своего мужа сообщить ей, когда придет этот дух, и после очередного явления Джибриля попросила Мухаммада вначале сесть ей на левое бедро, потом на правое, спрашивая при этом не исчез ли ангел? Наконец, попросила, чтобы Мухаммад сел ей на лоно, после чего сбросила с себя одежду. По словам арабского проповедника, только после этого он перестал видеть посылаемого к нему духа. По мнению Хадиджи это должно было доказать ее мужу, что мучающий его дух не дьявол, а ангел, при этом сама женщина его так и не увидела.[56]

К убеждению Мухаммада в его пророческом служении приложил руку двоюродный брат Хадиджи — Варака ибн Науфаль, который по словам Сиры Ибн Хишама был «христианином» и знал Писание иудеев и христиан.[57] Последнее представляется сомнительным, т.к. любой более-менее сведущий в Писаниях христианин должен был знать слова Иисуса Христа из Евангелия о том, что никаких истинных пророков-законодателей после Иоанна Крестителя в будущем не предвидится (см. Мф.11:13). Господь в Писании предсказывает лишь появление лжепророков (Мф.24:11). Скорее всего, Варака был либо очень поверхностно знаком с Библией, либо, что более вероятно, придерживался какого-то еретического учения[58].

Необходимо отметить один важный момент: свой личный опыт призвания к такого рода «пророческому» служению Мухаммад и окружавшие его люди проверяет не при помощи Библейского Откровения, а при помощи языческих либо искаженных представлений о том, как распознать пророка или одержимого. Лишь после такого «теста» Хадиджы на истинность своей миссии, новоявленный пророк доверяется странному духу.[59]

Следует сказать, что сам духовный опыт арабского пророка носит сомнительный характер, т.к. ветхозаветные пророки общались с Самим Богом, слышали Его голос, видели Его в своих пророческих видениях, при этом Бог не посылал к ним никакого ангела, который бы мучил или заставлял их избрать путь пророческого служения (см., напр.:Исх.3:4-6; Ис.6:1-5; Иер.1:1-9; Иез.1:1, 25-27; 2:1 и др.).[60] У Мухаммада же все наоборот — он никогда не видел Аллаха непосредственно и не общался с Ним напрямую: «Не было, чтобы Аллах говорил с человеком иначе, как в откровении, или позади завесы, или послал посланника и открывал ему по Своему изволению, что желал. Поистине, Он — высокий, мудрый!» (К.42:51). Основное его общение происходило через посредство странного духовного существа — Джибрила (Бухари 1306),[61] явление которого доставляло арабскому пророку мучение. В этом Мухаммад отличается от пророка Моисея, который, по словам Корана, непосредственно беседовал с Аллахом (см.: К.4:164; 7:143; 28:30).

Кроме этого, сам характер получения откровений основателя ислама существенно отличался от того, что мы читаем в Библии. По представлениям мусульман, их пророк был «пассивным приемником объективного откровения», т.е. человеческий разум и воля его не принимала при этом никакого участия — отсюда все эти трансы во время ниспослания Корана. По словам великого арабского историка Ибн Хальдуна (ум.1406 г.), Мухаммад получал откровения напрямую, под диктовку, в виде «являемых ему слов и предложений».[62]

В Библии совершенно иная ситуация, что кстати признают и сами мусульмане, например, тот же самый Ибн Хальдун. В христианском Священном Писании человек представлен как свободное и разумное творение Божье, призванное к сотрудничеству с Богом, Который уважает свободу своего творения. Поэтому, хотя и «все Писание богодухновенно» (2Тим.3:16), но «изрекали его святые Божие человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет.1:21).

То есть у библейского пророка сохраняется возможность мыслить и передавать слова Божии, на языке человеческой речи не искажая смысла Откровения, т.к. Дух Святой содействует в этом пророку. В противном случае, дух который поступал бы иначе, например, как в случае с Мухаммадом, был бы не Святой и не Божий. Об этом пишет святитель Василий Великий: «Святой Дух никогда не лишает разума того, кого Он вдохновляет, иначе подобное действие было бы бесовским».[63]

По словам современного библеиста Андрея Десницкого, «пророки действовали по-разному, потому что были очень разными людьми, и их личность, разум и воля полностью сохранялись, даже когда они говорили от имени Бога. Меньше всего они походили на шаманов, которые, впадая в транс, перестают владеть собой и становятся вместилищем духов. Нет, Истинный Бог не принижает человека, напротив, он возвышает его и дополняет его слабость Своей силой».[64]

Поэтому при рассмотрении ситуаций с получением откровений можно предполагать у основателя новой арабской религии следующее: Либо небожественный опыт общения Мухаммада с миром падших духов, наподобие того, который наблюдается у языческих шаманов, либо какие-то галлюцинации. Возможно это было сочетание болезненных состояний с одновременным воздействия на Мухаммада бесов. Утверждать первое можно с большой основательностью, т.к. явления ангелов, описанные в Библии, говорят о видении либо слышании речи или голоса обращенной к человеку, не только им самим, но и присутствующими рядом с ним людьми. (См., напр.; Быт.19:1-16; Суд.2:4; Суд.13:9-11; Мф.28:5; Деян.5:19-21 и др.).

В свете Новозаветного откровения видение некоего ангела, который посредством страха и насилия приносит какое-то особое «откровение», явно несогласующееся с учением Господа Иисуса Христа и не может быть от Бога. Там где надо Сам Господь является человеку, для того чтобы призвать его к истине, о чем нам свидетельствует обращение Савла — вначале гонителя Церкви Христовой, а затем ее Апостола известного всем под именем Павла (Деян.9:1-20).[65]

В отличие от Мухаммада, учение Святого Апостола Павла не было плодом его фантазий, а было принято «от Самого Господа» (1Кор.11:23). Основу проповеди, т.е. благую весть — Евангелие, он получил не случайно от непонятного духовного существа, а через «откровение Иисуса Христа» (Гал.1:11) и учение его было принято другими Апостолами: Иаковом, Петром и Иоанном (Гал.2:9). О чем свидетельствуют другие Апостолы, а именно Апостол Петр, который приравнивает послания Святого Павла к прочим Писаниям (2Пет.3:15-16), т.е. к боготкровенным книгам Библии. Сам же Павел предупреждает всех верующих во Христа словами, которые однозначно отвергают притязания на Божественность откровений Мухаммада: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1:8).

По всей видимости, загадка превращения в «пророка», в самосознании Мухаммада раскрывается через призму его небезопасных духовных исканий и психофизического состояния, которое, как мы видим, не считали соответствующим норме, даже плохо знакомые с медициной современники основателя ислама.

Немного сравнения

Совсем иную картину мы наблюдаем в случае с христианством. Многочисленные попытки, которые предпринимались учеными с целью исследования душевной жизни Иисуса Христа, прекращались из-за необычности и уникальности Его Личности, вследствие чего собственно и невозможно было провести психологический анализ.[66] Что же касается самого учения Основателя христианства, то здесь медики выражаются более определенно. По словам психиатра Дж. Т. Фишера, «если сложить все без исключения авторитетные статьи самых выдающихся психологов и психиатров по вопросам психической гигиены, хорошенько их сократить и очистить от словесной шелухи, т.е. если взять только самую суть, и если самый талантливый в мире поэт сумеет кратко выразить эти чистейшие зерна научного знания, то в результате получиться всего лишь примитивный и неполный пересказ Нагорной проповеди, не выдерживающий с нею никакого сравнения».[67]

Некоторые из современных последователей Мухаммада пытаясь защитить его от обвинения в одержимости падшим духом и ненормальности его состояний во время трансов, говорят, что и Самого Иисуса Христа обвиняли в том же (см.: Мф.12:22-30 и пар.; Ин.8:48-49; 10:20-21). Однако это попытка ввести в заблуждение не знающих Евангелие людей и уход от честного признания проблемы с откровениями у арабского пророка. Во-первых, такие обвинения против Господа Иисуса Христа выдвигались его противниками — фарисеями голословно, по зависти и тщеславию, о чем свидетельствует общий контекст Евангельских отрывков (см., напр.: Ин.8:21-59) и толкование его отцами Церкви.[68]

Часто это происходило после совершения чудес изгнания нечистых духов или во время словесной полемики Господа Иисуса с фарисеями, после того, как у фарисеев не оставалось аргументов, чтобы возразить Христу.[69] Во-вторых, Сам Христос во время подобных обвинений, демонстрирует Свое всеведение и знание помышлений сердца фарисеев, а также не характерную для безумного или одержимого кротость.[70] В результате чего для простого народа была очевидна ложность и надуманность подобного рода обвинений (см. Ин.8:30; 10:19-22).

Ученые о состояниях Мухаммада

В случае с основателем ислама ученые придерживаются иного мнения. Как считает профессор А. Шпренгер, именно болезненные состояния Мухаммада способны пролить свет на то, почему этот представитель арабского племени курейшитов провозгласил себя «Посланником Бога». По мнению историка ориенталиста и медика Шпренгера, Мухаммад страдал так называемой мускульной истерией, характерной симптоматикой которой можно считать склонность к разного рода галлюцинациям, фантазиям, мнимым видениям, экстазам, лжи либо самообману.[71]

По мнению А.Е. Крымского, болезненные состояния пророка ислама делали его способным с особенной свежестью выражать свои мысли, что казалось его окружению оригинальным. Хотя подобная оригинальность не сверхъестественное дарование, а лишь более смелое и ясное выражение исканий того общества, к которому принадлежал новоявленный «пророк».[72]

Как видим, многие исследователи, которые занимались вопросом о характере «пророческих» откровений арабского посланника, пришли к выводу о болезненности пророческих состояний Мухаммада. Например, Е.А. Резван считает, что в данном случае мы имеем дело с типичным случаем измененного психического состояния (ИПС) или трансом. При этом сами трансы основателя ислама типологически схожи с практикой языческих шаманов.[73] Если первые «откровения» приходили к Мухаммаду неожиданно, то со временем, как пишет Е.А. Резван, «Пророк, очевидно, научился приближать такое состояние или заворачиваясь с головой, или читая медленно Коран ночью, поддаваясь особому самогипнозу».[74]

Возможно начало таких особых психофизических состояний необходимо искать в раннем детстве Мухаммада, хотя, как мы знаем, сами видения стали появляться у «Посланника Аллаха» только в сорок лет.[75] Некоторые исследователи биографии Мухаммада обращают внимание на припадок, произошедший с ним в раннем детстве, который в позднейшей мусульманской традиции будет считаться чудом очищения сердца «пророка».[76] Но и здесь не все так однозначно, как пишет Р. Дози, эта история тесно связана с некоторыми местами из Корана, где говорится о том, что Мухаммад какой-то период своей жизни находился в заблуждении, т.е. поклонялся идолам (К.93:7), но потом Аллах раскрыл ему грудь и очистил от этой ноши (К.94:1).[77]

Первоначальная версия очищения излагается в Сире Ибн Хишама и хадисе у Бухари. Это событие происходит накануне так называемого «чуда» ночного путешествия из Мекки в Иерусалим (исра) (напоминающее галлюцинацию) и вознесения Мухаммада на небеса (мирадж) (Бухари 221, ср. 1513).[78] Однако позднее, когда стало понятно, что досадный факт идолопоклонства «Посланника» портит общую картину, время «очищения» у других составителей преданий постепенно переносится в раннее детство знаменитого курейшита. Причиной таких изменений в жизнеописании Мухаммада является попытка подогнать его биографию под исламскую концепцию о том, что Аллах хранил будущего своего пророка от «гнусностей язычества», желая поручить ему высшую миссию.[79]

Первоначально начали говорить о том, что это событие произошло на двадцатом году жизни, потом — на одиннадцатом, т.к. именно с этого времени, по арабским представлениям, человек делается ответственным за свои поступки, и, наконец, очищение Мухаммада было перенесено в раннее детство.[80] Все это еще раз доказывает, что даже «тщательная очистка биографии пророка от родимых пятен язычества не смогла полностью стереть память об этом»,[81] тем более что в начале своей проповеди Мухаммад не говорил о единственности Бога и открыто не выступал против языческого многобожия и идолопоклонства, как пишет профессор О.Г. Большаков.[82]

Большой интерес для нас представляют слова мужа кормилицы, которые недвусмысленно говорят о том, что в «очищении сердца» речь идет либо о приступе болезни, напоминающей эпилепсию, либо о демоническом воздействии: «О Халима! Я боюсь, что с этим мальчиком что-то случилось. Так верни его в свою семью поскорее, пока не будет явным то, что с ним».[83]

 При этом происходит интересный диалог между матерью Мухаммада и его кормилицей: Амина напрямую спрашивает Халиму: «Ты испугалась за него от диавола?», и та прямо отвечает: «Да». После чего мать будущего арабского пророка произносит странную речь, чтобы отговорить ее от такого поступка: «Нет, совсем нет! Нет у дьявола над ним власти! У моего сына что-то сверхъестественное»[84]. Тем не менее, как видно из рассказа Ибн Хишама, Халима испугалась именно дьявольского характера этого происшествия.

К сожалению, это всего лишь небольшие фрагменты из подлинной истории Мухаммада, оставшиеся в его официальном житии. Более полную картину симптомов этой болезни дает нам материал, сохранившийся от ибн-Исхака. Запрещенное исламской цензурой жизнеописание, составленное этим автором, говорит нам о том, что подобные припадки продолжались у Мухаммада и в более зрелом возрасте, еще до начала получения коранических откровений.

По словам ибн-Исхака, «Мухаммада лечили от дурных наваждений еще в Мекке, еще до того времени, когда появилось ему откровение Корана. Когда откровение Корана к нему снизошло, он имел те же припадки, которые были у него и раньше. Еще раньше у него появлялось нечто вроде обморочного состояния после сильных судорог; глаза его при этом закрывались, лицо покрывалось пеной, и он вскрикивал так, как вскрикивает молодой верблюд».[85]

Именно во время одного из таких припадков, как повествует одно из преданий, несчастный основатель новой религии так быстро и сильно упал на ноги Зайда, своего вольноотпущенника и приемного сына, что чуть не сломал ему колени[86].

По всей видимости, к сорока годам, т.е. к началу «ниспослания» откровений, душевные силы Мухаммада были истощенны, и произошел срыв: компенсаторные механизмы организма не могли уже справиться с возникшим напряжением и течение болезни приняло новую форму, что стало проявляться в уже более оформившихся галлюцинациях слухового и визуального характера[87]. По словам любимой жены Мухаммада Аиши, во время одного из таких уединений, в пещере горы Хира к нему явилось некое агрессивное существо с приказом: «Читай!», на что курейшит ответил, что он не умеет читать.[88]

Так начиналась история новой религии арабов, в основе которой, как мы видим, лежат неоднозначные процессы, происходившие либо с нервно-психической системой Мухаммада, либо связанные с воздействием на него падших духов, что воспринималось им как откровения свыше.

Заключение

В жизнеописании основателя ислама присутствуют признаки редакции, пропуски, попытки примирить противоречивые сведения и более поздние попытки полемики с оппонентами. Некоторые исследователи склонны даже видеть влияние на жизнеописание Мухаммада со стороны буддизма (образ Будды Гаутамы)[89]. Все это в целом свидетельствует о достаточно произвольном отношении к историческим фактам и не вполне достоверном биографическом образе Мухаммада. Подобный вывод во многом дает основание предполагать фальсификацию и в других первоисточниках исламской религии.  

Кроме этого, было выяснено, что пророческие состояния Мухаммада могут быть достаточно адекватно объяснены при помощи православного учения о духовном обольщении человека падшими духами либо (и) при помощи современной медицины, в частности, невропатологии и психиатрии.

Современным апологетам ислама не стоит спорить с этими выводами, т.к. и сами сподвижники «посланника Аллаха» не ручались за то, что у него были видения именно божественного характера. Вот что пишет в своем труде отечественный арабист О.Г. Большаков: «Известный знаток хадисов ал-Хасан ал-Басри (642-728 гг.) спросил как-то одного из сподвижников Мухаммада: «Было ли дано посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, узреть видение пророчества?» Тот ответил: «Аллах лучше знает, но какой-то свет он видел»».[90]

протоиерей Дмитрий Полохов

P.S. см. еще по теме:

Сноски и примечания:

[1] Общей рекомендацией при проповеди мусульманам является запрет на прямую критику Мухаммада, однако нам известны случаи обращения мусульман ко Христу именно после углубленного изучения проблемных мест в биографии основателя ислама.

[2] См.: Питанов В.Ю. Мухаммад или Иисус Христос: выбор нравственного авторитета ; Максимов Г., свящ. Православие и ислам. М.: Изд-во храма пророка Даниила, 2008. С.109-166. См. еще: свящ. Г. Максимов. Почему христиане не считают Мухаммеда пророком.  Сысоев Д., свящ. Мухаммед. Кто он? [Электронный ресурс] — М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2007. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

[3] См, напр.: Проблемы в Биографии Мухаммеда || ДЫРЫ в Нарративе — Почему СИН Вызывает Сомнения 2/ Центр Исламских Исследований и Просвещения (CIRA). 

[4] Сукдео П. Ислам. Краткий справочник для христианина. СПб., 2005. С. 8.

[5] Гайнуллин Н. Предисловие к переводу // Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада. М., 2005. С.8, 10.

[6] Там же. С.7-8.

[7] Крымский А.Е. История мусульманства. М., 2003. С.145.

[8] Гайнуллин Н. Указ. соч. С.10.

[9] Крымский А.Е. Указ. соч. С.146.

[10] См., напр.: Иисус: мифы и реальность//Историк анализирует христианство / Канал на YouTube: ♰ Крестоносец. 

[11] Кук Майкл. Коран. Краткое введение. М., 2007. С. 167.

[12] Цит. по: Крымский А.Е. Указ. соч. С.224-225.

[13] Там же. См.: Примечание 1 на С.240. В общем известный и даже признаваемый некоторыми мусульманскими учеными исследователь хадисов проф. Харольд Моцки во многом является скептиком в отношении исторической достоверности происхождении хадисов. (См.: Развенчание мифов: понимание подходов Харальда Моцки к хадисам и фикху / Группа ВК: Коранистика [Quranic Studies]).

[14] Бойко К.А. Хадис // Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991. С.263

[15] Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991. С.18.

[16] День рождения Мухаммада: Мавлид ан-Наби — так называется этот праздник у мусульман, празднуется 12 числа 3 месяца (месяц раби-авваль) мусульманского лунного календаря. Известно, что точную дату рождения основателя ислама установить не возможно, поэтому дату праздника приурочили ко дню его смерти.

[17] Большаков О.Г. История Халифата. В 4т. М., 2002. Т.1. С.56.

[18] Там же. С.234 прим.41. См. также: Проблемы в Биографии Мухаммеда || ДЫРЫ в Нарративе — Почему СИН Вызывает Сомнения 2/ Центр Исламских Исследований и Просвещения (CIRA). 

[19] Ибн Хишам. Указ. соч. С.12-13.

[20] С этим согласны и некоторые исламские ученые. См.: Родословная Посланника Аллаха через Аднана и Исмаила и до Адама — Факты и Мифы || Ясир Кади. Канал на YouTube: Kasim Injil 1. 

[21] Сыпков А. Исследование родословия Мухаммада

[22] Ибн Хишам. Указ. соч. С.166-167.

[23] Крымский А.Е. Указ. соч. С.79.

[24] Там же. С.89.

[25] Ибн Хишам. Указ. соч. С.83, 85. Следует сказать, что сам вид этой так называемой печати описывается в исламских источниках по-разному. Вот несколько достоверных хадисов на эту тему: Джабир ибн Самура рассказывал: “Я видел печать между плеч Посланника Аллаха. Это был розовый кусочек мяса, похожий на голубиное яйцо. По цвету он не отличался от цвета кожи Пророка”. (Этот хадис передал Муслим.)

  1. ‘Абдуллах ибн Сирджис рассказывал: “Однажды, увидев Пророка, я вошел к нему. У него в гостях я наелся и напился и около его левого плеча увидел печать пророчества. Она выглядела как несколько темных родимых пятен, похожих на бородавки”. (Этот хадис передал Муслим.)
  2. Аль-Джу‘д ибн ‘Абд ар-Рахман рассказывал, что слышал, как ас-Саиб ибн Йазид сказал: “Моя тетя отвела меня к Посланнику Аллаха и сказала ему: «Посланник Аллаха, сын моей сестры страдает от боли». Он провел своей рукой по моей голове и попросил Аллаха благословить меня. Затем он совершил омовение, и я отпил воды, которой он умылся. Встав за его спиной, я увидел печать, расположенную между его плеч. Оно было похоже на яйцо куропатки”. (Этот хадис передали Бухари и Муслим.) (См.: Мухаммад ибн Джамиль Зину. О достоинствах Пророка Мухаммада, мусульманской нравственности и праведном поведении).

[26] Ибн Хишам. Указ. соч. С.104. (Из-за разной системы транскрипции арабского алфавита название родного племени Мухаммада звучит здесь как курайш, у нас — курейш. —  прим. автора).

[27] Там же. С.114. (Глава «Испытание Пророка»).

[28] Пиотровский М.Б. Указ.соч. С.165

[29] См. Коран. М., 1990. / Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского.- С.630. Прим. 2.

[30] Сахих аль-Бухари. Достоверные предания. М., 2005. С.21-22.

[31] Там же. С.22.

[32] Там же. С.23-24. По этому поводу имеется два варианта хадисов, которые демонстрируют попытки примирить противоречащие друг другу рассказы. (См.: Бертон Д. Мусульманское предание: введение в хадисоведение. М.-СПб., 2006. С.63).

[33] Сахих аль-Бухари. С.24.

[34] В хадисе Бухари 3, говориться о том, что некое существо (ангел — араб. малик) не душило, а только покрывало Мухаммада не всё так просто. В предоставленном варианте араб.текста слово «فَغَطَّنِى » от араб глаг. «гатааху» — (он покрыл его) стоит во 2-ой породе — дословно — «он покрыл (закрыл) меня тщательно». Далее стоит  حَتَّى بَلَغَ مِنِّى الْجَهْدَ — «пока не дошёл» — и тут варианты — перевода слова الْجَهْدَ (аль-джахда) — «до предела; не изнурил его; не употребил всю силу, мощь; не достиг тягости». Это вовсе не исключает «сжимания со всей тягостью», как лишения доступа воздуха человеку. Поэтому перевод как «душил» по смыслу более корректен.

[35] Резван Е.А. Коран и его мир. СПб., 2001. С.125-126. Впервые такую очевидную параллель между «видениями» Мухаммада и творческим опытом поэта обнаружил современный египетский ученый Наср Абу Зайд, однако после публикации своей статьи он был вынужден эмигрировать из-за преследований у себя на родине. (См.: Там же. Прим. 36).

[36] См. Гаврилова Ю.Б. Мухаммад // Ислам: Карманный словарь. СПб, 2002. С.89

[37] См.: Сафонов А.Г. Психология религии. Киев, 2002. С.47.

[38] Ибн Хишам. С.164. Во время первого откровения Мухаммада явившийся дух душил его, заставляя произнести первые айяты Корана (подробнее об этом далее, см. Бухари 3).

[39]. Там же. С.159.

[40] Там же. С.114.

[41] Сахих аль-Бухари. Достоверные предания. С.515.

[42] Там же. С.516.

[43] Ибн Хишам. С.395. См.: Сахих аль-Бухари. Достоверные предания. С.465 (хадис №1161).

[44] См.: К.81:19-21; 16:102; 26:193. См.: Крымский А.Е. Указ. соч. С.66. Большаков О.Г. Указ. соч. Т.1. С.70.

[45] Антоний Великий, преп. Поучения / сост. Е.А. Смирнова. — М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2008. С.430.

[46] Там же. С.473.

[47] См.: Коран. М., 1990. / Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского.- С.630. Прим. 2.

[48] Цит. по: Большаков О.Г. Указ. соч. Т.1. С.78.

[49] Там же. С.239.

[50] См., напр.: Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза. С.794.

[51] Ибн Хишам. Указ. соч. С.91.

[52] Крымский А.Е. Указ. соч. С.69. Ср.: Ибн Хишам. Указ. соч. С.95.

[53] См.: Уотт У.М. Мухаммад в Мекке. СПб.: Диля, 2006. С.63-64.

[54] Как говорилось ранее, это имя появляется в более поздних хадисах. (См. Бертон Д. Мусульманское предание: введение в хадисоведение. М.-СПб., 2006. С.63).

[55] Ибн Хишам. С.92-94.

[56] Там же. С.93-94.

[57] Там же. С.87. См.: Сахих аль-Бухари. С.23.

[58] См.: Мюллер А. История ислама. От доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов. М., 2006. С.83. Из текста хадиса Бухари (Бухари 3) вообще представляется сомнительным, что этот человек когда-либо открывал Библию (Сахих аль-Бухари. С.23).

[59] Резван Е.А. Коран и его мир. СПб., 2001. С.121-122.

[60] Мусульмане иногда пытаются представить так, что и в Библии были случаи, когда Бог вынуждал человека к пророческому служению, однако это не так, как пишет свящ. Георгий Максимов: «Ни одного пророка ни Бог, ни ангел не мучил и не пытал, заставляя подчиниться. Ни у кого Бог не ломает воли». (Разбор исламских попыток переистолковать достаточно ясные места из Священного Писания см.: Максимов Ю.В. Православие или ислам. М., 2008. С.157-160).

[61] По словам любимой жены Мухаммада, Аиши, тот видел только Джибрила. (Сахих аль-Бухари. С.516). Исламские авторы пытаются представить дело так, что Мухаммад также общался с Аллахом на небесах. Для этого приводят ссылки на события мираджа (восхождения) во время ночного переноса (исра) Мухаммада из Мекки в Иерусалимский храм (К.17:1). См. также К.53:13-18. Но в самом тексте Корана указаний на это нет, и все строится на толкованиях и исламском предании, историческая достоверность которого сомнительна из-за упоминаний о якобы молитве Мухаммада в разрушенном задолго до этого Иерусалимском храме (в 70 г. н.э.). 

[62] Цит. по: Форвард М. Мухаммад. Краткая биография. М., 2002. С.160-161.

[63] Цит. по: Евдокимов П. Православие. М., 2002. С.272. (P.G. 30, 121)

[64] Десницкий А. Кто такие пророки?  

[65] Мусульмане иногда пытаются найти противоречие в словах Апостола Павла о его обращении, говоря, что есть несоответствие между тем, что слышали и видели спутники Савла в момент его обращения (Деян.9:3-7; 22:7-9) и т.о. поставить его свидетельство под сомнение. На само деле все понятно из простого сопоставления этих текстов. По смыслу очевидно, что спутники слышали звук голоса, а речь Говорившего Господа, т.е. слова не слышали, видели свет осиявший Савла, но никакого определенного образа при этом не видели. (См. об этом: Православный ответ исламу (на примере одного отступничества) . М., 2007. С.24-26). 

[66] См.: Каспер В. Иисус Христос. М.: ББИ, 2005. С270-271.

[67] Макдауэлл Джош. Не просто плотник. Минск, 1992. С.33.

[68] См., напр.: Иоанн Златоуст, свт. Избранные творения. Толкование на святого Матфея Евангелиста. В 2т. М., 1993. Т.1. С.431, 434.

[69] См.: Барсов М.В. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем. В 2т. М., 2002. Т.2. С.115.

[70] Иоанн Златоуст, свт. Указ. соч. Т.1. С.436.

[71] Крымский А.Е. Указ. соч. С.61-63. См.: Ислам классический: энциклопедия. СПб.: Мидгард, 2005. С.116.

[72] Крымский А.Е. Указ. соч. С.63.

[73] Резван Е.А. Указ. соч. С.116, 120.

[74] Там же. С.127. Сам Е. Резван в одной из своих лекций считает, что у Мухаммада было расстройство близкое к шизофрении. См. на сайте видео в статье: О характере откровений Мухаммада

[75] Ибн Хишам. С.90.

[76] Крымский А.Е. Указ. соч. См. Примечание 2 на С.64-65.

[77] Дози Р. Религиозные легенды // Крымский А.Е. История мусульманства. – С.241-242.

[78] Сахих аль-Бухари. Достоверные предания. М., 2005. С.107; 587-590. Ибн Хишам. Указ. соч. С.163-165. Как мы уже говорили, многие мусульмане сомневались в правдивости этого рассказа, что отразилось и в Коране (Коран 17:60), а некоторые даже отступили от веры (см.: Ибн Хишам С. 165; С.Крымский А.Е. Указ. соч. С.245).

[79] См.: Ибн Хишам. С.66.

[80] Дози Р. Указ. соч. С.242.

[81] Большаков О.Г. Указ. соч. Т.1. С.237. Ср. Ибн Хишам. С.100.

[82] Там же. С.74.

[83] Ибн Хишам. Указ. соч. С.60-61.

[84] Ибн Хишам. Указ. соч. С. 61.

[85] Цит. по: Сегалин Г.В. Эвропатология гениальных эпилептиков. Форма и характер эпилепсии у великих людей. Магомет // . У исламоведов не вызывает никакого сомнения реальность подобных припадков у Мухаммада. О судоргах и пене изо рта во время получения «откровений» пишет Е.А. Резван (Коран и его мир.СПб., 2001. С.127). См.: «Пророк подождал некоторое время, а затем ему стало приходить откровение. Тогда ‘Умар подал знак Йа‘ле, чтобы он подошёл. Подойдя, Йа‘ля заглянул внутрь и обнаружил, что лицо Пророка покраснело, а сам он издавал звук, похожий на храп, так продолжалось некоторое время, а затем, когда это прекратилось, (очнувшись), он сказал …» (Бухари, 4985).

[86] См.: О характере откровений Мухаммада. /weren.ru 

[87] См.: Справочник невропатолога-психиатра / Под общ. ред. чл.-кор. АНСССР проф. Н.И. Гращенкова. М., 1965. «Из психопатологических проявлений чаще всего наблюдается истерическое сумеречное состояние (сужение сознания), которое характеризуется своеобразным выключением больного из реальной обстановки. Определяющим же все поведение больного в этот период являются доминирующие, психогенно обусловленные яркие представления, полностью овладевающие больным и нередко принимающие галлюцинаторный характер». (С.341). В случае с эпилепсией, у больного наблюдаются разнообразные нарушения со стороны органов чувств. «Часто это зрительная аура, которая может выражаться в элементарных или сложных зрительных галлюцинациях» (С.420).

[88] По мнению некоторых исследователей здесь мы имеем дело с очередным исламским мифом о «неграмотности» Мухаммада. По словам М.Б. Пиотровского подобная теория была необходима для того, чтобы соответствовать «общей концепцией мусульманской теории пророчества, согласно которой Мухаммад был неграмотен и потому как бы особо чист и открыт для божественного откровения. Основой для этой концепции послужила кораническая формула ан-наби аль-умми (См.: К.7:157-158). Слово умми принимает при таком толковании свое самое бытовое значение — «невежда», «неграмотный». Между тем ни этот коранический аят, ни наши знания о жизни Мухаммада не дают оснований безоговорочно считать его неграмотным.

В Коране умми означает человека, не принадлежащего к народу, который обладает священными писаниями, так, иудеи и христиане Аравии называли, видимо, аравийцев-язычников… Соответственно перевод «я не умею читать» оказывается не обязательным, но лишь возможным, равноправным с «что мне читать?». Этот пример может дать читателю некоторое представление о том, сколько проблем, вопросов и разногласий содержит в себе, казалось бы, хорошо изученная и много раз описанная история возникновения ислама». (См.: Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991. С. 169. Прим.2.). Сомневается в неграмотности Мухаммада и Петрушевский И.П. (Ислам в Иране в VII – XV веках: Курс лекций. СПб., 2007. С.21). Интересен в этом отношении и хадис Бухари, в котором утверждается, что Мухаммад писал одно из своих посланий. (Бухари 58) (См.: Сахих аль-Бухари. Достоверные предания. С.49). Ибн Хишам. Указ. соч. С.442.

[89] См.: Проблемы в Биографии Мухаммеда || ДЫРЫ в Нарративе — Почему СИН Вызывает Сомнения 2/ Центр Исламских Исследований и Просвещения (CIRA). 

[90] Большаков О.Г. Указ. соч. Т.1. С.71.

Добавить комментарий

1 − один =