Заблуждения адвентистов о субботе

Суббота Адвентизм
Суббота vs Воскресение?

Так что важнее для христиан: суббота или воскресение? Может быть тема и не столь актуальная, но, на наш взгляд, интересная. Речь идет о вероучительных заблуждениях, т.е. ересях одной из достаточно распространенных сект протестантского толка. А именно о секте адвентистов, полное название их — «Адвентисты седьмого дня» (АСД, англ. сокр. SDА). Свое наименование представители этой секты, возникшей в XIX веке, получили от латинского слова adventus («пришествие») из-за веры в скорое Второе пришествие Господа Иисуса Христа. В Православной энциклопедии дают такое определение: «Адвентисты — это апокалиптическое сектантское движение протестантского толка, характерными чертами которого являются вера в скорое Второе пришествие Христа и соблюдение субботы, основанные на неверном с точки зрения традиционной христианской экзегетики толковании Свящ. Писания»[1]

Сюда же надо добавить ересь адвентистов относительно бессмертия души человека, которое они отвергают. В этом у них совпадение с заблуждением тоталитарной секты «Свидетелей Иеговы» (признана экстремистской в России). В последнее время адвентисты пытаются проводить активные благотворительные акции, даже высказывали желание скооперироваться с православными (зазывают на конференции). Понятно, что в современной политической ситуации они пытаются как-то приспособиться, но интересы у них направлены в первую очередь, на распространение своего заблуждения.

В статье предлагается рассмотреть важный догмат адвентистов о почитании субботы и разобрать их аргументы, которые возникают в полемике с православными. В статье кроме некоторых моих соображений используются материалы других православных авторов. Ссылки на них я не всегда буду указывать, некоторые их материалы будут приведены ниже в качестве дополнительного материала по теме (см. P.S.). 

Суббота и её почитание

Следует сразу заметить, что основная полемика адвентистов о почитании субботнего дня направлена против католического учения. Сектанты по большей части плохо ориентируются в собственно православном вероучении и для них является неожиданным, что почитание субботы, но не в иудейском смысле, сохраняется в Православной Церкви. Хотя конечно же воскресный день у нас празднуется и отмечается более торжественно, что соответствует апостольской традиции (см. далее).

Православная Церковь почитает субботний день. Он завершает богослужебную седмицу (неделю) и выделяется особым, не рядовым богослужением. Кроме этого, в субботы по уставу Православной Церкви положено ослабление поста, совершение полной Литургии в Великом Посту, что говорит о праздничном характере этого дня. Но само поведение христиан в субботу отличается от обличаемого в Евангелии дня покоя у иудеев (см., напр. Мк.2:27) и у самих адвентистов, которые во многом подражают безделью иудеев[2]. Вопрос не в том, чтить субботу или нет, а как? Каково место субботы в Новом Завете?

Заповедь о субботе

Впервые заповедь о субботе получает еврейский народ после выхода из египетского плена: «И [Моисей] сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра» (Исх.16:23). Синайская заповедь была дана позже. Заповедь о субботнем покое четвертая из 10-ти заповедей Моисея (Исх.20:9-10).

Важно отметить, что закон о субботе дан для напоминания об избавлении от египетского плена: «и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний [и свято хранить его]» (Втор.5:15). Связанны с субботой следующие праздники: 7-й год Лев.25:5, «юбилейный» год – 50-й (Лев.25:8-11).[3]

Почему суббота в иудейском смысле не соблюдается христианами?

Во-первых, Сам Господь не соблюдал субботы в иудейском смысле. См.: Исцеление в субботу при купальне в Иерусалиме, когда повелел носить исцеленному постель: «И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу» (Иоан.5:16). Исцеление слепорожденного (Ин. 9:1-38), когда Христос дословно с древнегреческого: «плюнул на землю и сделал глину (πηλὸν) из слюны и помазал глиной Сам на глаза (слепому)» (Ин.9:6).

«И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк.2:27). «И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Иоан.5:18). Господь не осуждал учеников за нарушение иудейских представлений о соблюдении субботы ― история со срыванием учениками колосьев и растирании их руками в субботу (Лк.6:1-5). История с богатым юношей, когда Господь отвечает на его вопрос: «что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф.19:16). В ответе Спаситель не упоминается заповедь о субботе: Мф.19:16-21. Очень странно, если она, по мнению адвентистов, имеет такое важно значение.

Во-вторых, из посланий апостола Павла можно заметить, что он также не считал субботу какой-то особой заповедью и у язычников не соблюдал её: «для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона» (1Кор.9:21)[4].

В-третьих, в Ветхом Завете содержится пророчество о Новом Завете: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь» (Иер.31:31-32). В Новом Завете Апостол Павел разъясняет нам эти слова из Священного Писания: «Говоря `новый’, показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евр.8:13).

Поскольку «закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними» (Евр.10:1). «Потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего» (Рим.10:4). Закон имел подготовительный характер: «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал.3:24). В этих словах Писания уже содержится общее указание на изменение характера и значения предписаний Ветхозаветного закона. В том числе и на соблюдение субботы, т.е. смысл и значение этого дня будет изменен.

Апостолы отменили иудейское значение субботы

Успех миссии среди язычников поднял важную для первохристианской Церкви тему: вопрос о соблюдении обрядового закона Моисеева христианами из язычников. Для решения этой проблемы был созван в 49 г. н.э. собор Иерусалимской Церкви. Как известно, собор не стал навязывать новообращенным из язычников обрезание и другие «ритуалы из Закона Моисеева»[5]. Апостольский Собор постановил: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы’» (Деян.15:28-29).

Это не было частным постановлением для христиан в Антиохии, как иногда пытаются вывернуться адвентисты. Иначе зачем потом во многих своих посланиях Апостол Павел напоминает об отмене иудейской обрядности для всех христиан из язычников (см. Гал.2:1-9)[6]. Да и история с обличением Апостола Петра за лицемерие (Гал.2:14) хорошо иллюстрирует ситуацию. Как пишет Б. Мецгер, «Павел осознал: один из важнейших принципов – под угрозой; поведение Петра сводило на нет ту свободу, о которой говорил Иерусалимский собор. Компромисса быть не могло: либо язычники безоговорочно допускаются в христианское братство, либо, в противоречие с Евангелием, церковь остается по преимуществу иудейским институтом»[7].

К постановлению Апостольского Иерусалимского собора уместно добавить следующий комментарий. Все четыре заповеди, провозглашенные собором (Деян.15:28-29) — это краткий пересказ 17 и 18 главы книги Левит. Эти главы посвящены регулированию жизни пришельцев, живущих среди израильтян, но не принимающих иудаизм. «Обрезание открывает путь к Синайскому Завету, неотъемлемой частью которого является суббота. Если язычникам не нужно обрезываться, то почему они должны субботствовать? «Пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; это — знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» (Исх.31:16-17). Любить же Бога, чтить отца и мать, не делать идолов и т.д. они должны уже по закону Христа, который вобрал в себя большую часть Декалога»[8].

Суббота и Новый Завет

Смотрим дальше то, что нам говорит Священное Писание о субботе: “Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботы: это есть тень будущего, а тело – во Христе” (Кол.2:16-17). Сторонники почитания субботы в Новом Завете говорят, что апостол Павел не подразумевал здесь субботы в обыкновенном смысле, но другие праздничные дни иудейского года, которые были хранимы как субботы. Но если апостол не подразумевал субботу, зачем он ее упомянул в одном предложении со словом «праздники», если считать, что это слова, передающие одинаковый смысл?

Три вещи доказывают, что апостол подразумевал здесь именно недельный иудейский седьмой день, субботу. Во-первых, слово, которое переведено в этом отрывке как суббота (sabbatwn), нигде в Новом Завете не употребляется для обозначения какого-либо другого дня, кроме недельной субботы. Во-вторых, в этом самом стихе он вполне разделяет праздничный день или новомесячие от субботнего дня. В-третьих, это видно через указанный порядок иудейских праздников, которые перечисляются в обычном порядке: “праздник”, “новомесячие” и “суббота”. Такое перечисление находиться в полном согласии с 2Пар.8:13; Числ.28:9, 11, 16, 19, 26. Только у апостола Павла они идут в обратном порядке. Если апостол хотел сказать о субботе другого рода, то обязательно упомянул бы, еще какие-то атрибуты. В этой главе послания определенно разделяются “праздники Господа, новомесячия и субботы”.

Сюда же следует отнести и слова из другого послания: «Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? 10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас» (Гал.4:9-11). Ср.: Рим.14:5-6 (о различении дней, пищи ― т.е. чистой и нечистой). В этих словах апостола также присутствует мысль о недопустимости осуждения христиан за несоблюдение субботнего дня. Иногда адвентисты пытаются представить эти места так, как будто бы современные христиане не должны осуждать адвентистов за соблюдение субботы, но это явно не соответствует историческому контексту христианской жизни I века. В первохристианских общинах очень сильно было противодействие иудействующих тем, кто, наоборот, не соблюдал субботу. Иначе зачем тогда нужно было созывать целый апостольский собор в Иерусалиме?

Соблюдение заповедей ветхозаветного закона не оправдывает человека

Действительно, заповеди Закона Моисеева носят в основном запретительный характер, поскольку они даны для того, чтобы народ Божий хранил себя от грехов. Но вся история Ветхого Завета — это история отпадений от Бога, бессилия всего человечества перед грехом. Только в Новом Завете благодаря искуплению во Христе по вере в Него в Церкви подается благодать Божия для совершения благих дел (см., напр.: Рим.6:14; 2Кор.9:8; Тит.2:11-14). Соответственно в Новом Завете встречаем такие слова: «делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (Рим.3:20). «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, …  Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал.2:19-21). (см. Гал.3:11).

Известно, что закон “имеет власть над человеком, пока он жив” (Рим.7:1). На мертвого закон не распространяется. Никто же не станет требовать от умершего, чтобы он обрезался, или соблюдал субботу. Это абсурд! Но разве вы не знаете, говорит апостол Павел новозаветным верующим, что “вы братья мои, умерли для закона Телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых” (Рим.7:4). И далее продолжает: “но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве” (Рим.7:6).

Поэтому соблюдение субботы в иудейском смысле для христиан не представляется возможным. Здесь вырисовывается еще одна богословская проблема для адвентистского понимания соблюдения субботнего дня.

Разберем возражения сектантов

Еретики считают, что еврейское празднование субботы ― это “установление вечное”. Но если это так, тогда почему адвентисты подходят к тексту Библии так избирательно? Почему они тогда не закалывают пасхального агнца, празднуя пасху иудейскую? Ведь это тоже «установление вечное» (Исх.12:14). Библия говорит, что и обрезание – “завет мой в теле вашем – завет вечный” (Быт.17:13), и “жертва всесожжения” есть «устав вечный в роды ваши» (Числ.15:15). Да что мелочиться, устав ветхозаветного богослужения ― «Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых» (Исх.27:21). Отчего же тогда мы не видим соблюдения этих «вечных» установлений, которые содержатся в Ветхом Завете у современных адвентистов?

На самом деле все правильное отношение к этим «вечным» заповедям и установлениям раскрывается в свете Новозаветного Откровения. Если евреи, отмечая праздник пасхи, исполняли буквальные праздничные установления, описанные в 12 главе книги Исход, где имело место воспоминание об историческом освобождении евреев из рабства египетского, то с пришествием Христовым мы сегодня отмечаем другую пасху. Смысл этой пасхи уже иной: Господь освобождает нас от плена диавола, греха и смерти: “Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины“ (1Кор.5:7-8). Поэтому празднование дня воскресного имеет большое значение для нашей веры. При этом остается почитание субботы, но не в иудейском смысле и не как главный день всей недели.

Кроме этого Апостол Павел еще раз объясняет, почему отменяются «вечные» постановления Закона: «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника» (Гал.3:19). Семя ― «есть Христос» (см. Гал.3:16). Таким образом через Господа Иисуса Христа дается Новый закон и новые праздники ― если пасха Ветхозаветная есть прообраз Христа (выход из плена, спасительная кровь агнца), то Пасха Новозаветная – исполнение пророчеств и обетований и отмена уже выполнивших свою функцию ветхозаветных предписаний и установлений: «Потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего» (Рим.10:4).

Но сторонники поврежденного учения приводят еще один аргумент. По их мнению, даже в мессианском Царстве будут праздноваться субботы: «Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь» (Ис.66:23).

При рассмотрении общего контекста очевидно, что здесь употребляется иносказательное выражение. В нем для лучшего понимания смысла иудеями, а именно к ним обращена речь пророка, говорится о наиболее устойчивых для них мерах времяисчисления.[9] Если все пророчество понимать в буквальном смысле, то у христиан тогда должны быть не только священник, но и левиты (см. Ис.66:21).

Рассмотрим другую цитату из Писания, которую приводят иудействующие сектанты: «Посему для народа Божия еще остается субботство» (Евр.4:9). В данном случае они под субботством понимают соблюдение субботнего дня. Ситуация та же самая — опять непонимание контекста из которого вырывается цитата. Во-первых, суббота также является прообразом Христа. Все ветхозаветные праздники (в том числе и суббота) есть только тень будущего, а тело – во Христе. (Кол. 2:16-17). «Закон тень будущих благ» (Евр.10:1). Тень не может быть основанием для веры и жизни христианина, в чем тогда благость этой тени?[10]

Субботний покой — это прообраз того вечного покоя, который обретают христиане через веру во Христа. Об этом ясно свидетельствует Апостол Павел: «А входим в покой мы уверовавшие» (Евр.4:3) и «Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр.4:10). Это означает, что «субботство» ― не еврейская суббота, а вечное Царство Божие, где люди успокоятся от дел своих.[11] Ну и самое простое возражение — соблюдение 7-го дня (субботы- если посмотреть по 10 заповедям) нигде буквально не называется «субботством».

Еще одним способом обосновать свое заблуждение у адвентистов является жонглирование цитатами из Ветхого Завета. Это ссылки на Быт.2:2-3 (с отсылкой к Исх.20:11) о благословении седьмого дня Богом после сотворения мира. Но православные здесь никак не возражают против этого и чтут седьмой день и субботу почитают. Однако воскресный день – это особый праздник. Почему Церковь Божия, водимая Святым Духом (Иоан.16:13) на основании апостольской традиции (см. ниже) не вправе установить еще более важный праздник – день воскресный в воспоминание победы Христовой над грехом, диаволом и смертью?

Также и из книги Бытие 26:5 никоим образом не следует, что Авраам соблюдал субботу[12]. Под заповедями в данном тексте понимается то, что Господь повелевал Аврааму: выйти из дома отца своего и идти в землю обетованную (Быт.12:1); заповедь об обрезании (Быт.17:10-13); заповедь творить правду и суд (Быт.18:19). Про субботу в книге Бытие не упоминается. В Библии слово «суббота» впервые упоминается в книге Исход, в связи с появлением манны в пустыне (Исх. 16:23, 28-29).

Ну и для поднятия настроения напоследок самый забавный аргумент, который встречается в полемике с адвентистами: «1716 суббот Христос провел на земле и всю сознательную Жизнь соблюдал субботу, а не воскресение!». Действительно, логика железная!)))

Празднование Воскресного дня ― Апостольская традиция

В своем нежелании отмечать праздник Воскресения Христова почитанием воскресного дня, адвентисты пытаются ссылаться на авторитет апостолов. При этом они как обычно игнорируют общий контекст и пытаются представить факт проповедей Апостола Павла в синагогах по субботам, как пример для почитания субботы (см.: Деян. 13:42-44; 16:12-13; 17:1-2; 18:4-2). Ну а где и когда можно было произнести проповедь еще не слышавшим Евангельскую весть о Христе иудеям и прозелитам как не в месте где их собирается максимальное количество в определенный день? Адвентисты хотят тем самым причислить себя к этим непросвещенным проповедью христианства людям? Здесь у сектантов неправильно определена причина такого поведения апостолов и на основании этого делается неправильный вывод.

Ссылка на то, что ДО воскресения Господа Иисуса Христа из мертвых Его ученики соблюдают субботний покой (см. Лук. 23:54-56) рассчитана на совсем уже простых умом людей. Еще события Воскресения не было, ученики это еще не подозревали и не понимали! Примерно такого же типа ссылка на Апокалипсис апостола Иоанна Богослова: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр.22:14). Если здесь и подразумевается заповедь о субботе, которую по апостольской традиции чтут православные, то игнорирование воскресного дня адвентистами никак не оправдывается.  

Иудействующие сектанты говорят о том, что они утверждены на основании «апостолов и пророков» (Ефес. 2:20). В следствие этого они и не почитают воскресный день. Но так ли было у апостолов, на которых адвентисты ссылаются?

В полемике с адвентистами православные обычно ссылаются на следующие тексты, в которых говорится о праздновании воскресения. В Священном Писании уже содержалось пророчество о праздновании воскресного дня: «Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!» (Пс.117:24). Мессианские места из книги пророка Захарии: «И спасет их Господь Бог их в тот день, как овец, народ Свой» (Зах.9:16). Контекст дает основание говорить о почитании дня, в который произойдет спасение народа от греха и нечистоты (см.: Зах.13:1; 3:9-10).[13]

В Евангелии Сам Господь предсказывает апостолам радость, которую они испытают в день Его Воскресения из мертвых. При этом радость дня Воскресения никто не отнимет у учеников Христа, что подразумевает память об этом дне и почитание его: «но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день вы не спросите Меня ни о чем…» (Иоан.16:22-23).

Анализ аргументов

В Новом Завете содержатся прямые указания на почитание воскресного дня Апостолами Христовыми. Вот эти тексты:

«В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи» (Деян.20:7). Христиане особенно выделяли воскресный день, об этом свидетельствует Апостол Павел: «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» (1Кор.16:2).

Именно в воскресение Апостолы усердно молились и общались с Господом: «Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний» (Откр.1:10)[14].

Со стороны адвентистов здесь встречаются уже более серьезные попытки отвергнуть эту апостольскую традицию. Рассмотрим их.

В основном возражения сектантов построены на попытках придраться к переводам с оригинала и опять-таки игнорируя текст оригинала дать свое истолкование. Действительно, в Откр.1:10 в греческом оригинале стоит «ἐν τῇ κυριακῇ ἡμέρᾳ» (Откр1:10). «Кириаки имера», дословно «день Господень». Поэтому эти слова Писания якобы не стоит переводить, как «день воскресный». Адвентисты пишут, «в своем Евангелии, написанном несколько лет позже, Иоанн называет воскресенье первым днем недели» Иоан. 20:1,19. День Господень по Писанию – суббота. Исх. 20:10; Ис. 58:13. Иоанн в заключении на острове Патмосе соблюдал субботу».

На самом деле это не так: в Исх.20:10 (4-я заповедь о субботе) нет фразы «день Господень», а в книге пророка Исаии выражение «день Господень» есть только в Синодальном переводе: «и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним» (Ис.53:13). В тексте Септуагинты (LXX) стоит фраза «τρυφερά ἅγια τῷ θεῷ» — «отрадою святым Божьим» (в евр. – «кадош Яхве»), т.е. буквальной фразы «день Господень» нет!

Почему же это место из Писания переводится как «день воскресный»? На самом деле это следует из других мест Новозаветного текста. Например, когда Апостол Павел пишет о собраниях христиан для вкушения «вечери Господней», он употребляет выражение «κυριακὸν δεῖπνον» (1Кор.11:20) – «Господня вечеря» (δεῖπνον — по слов. Дворецкого — трапеза, ужин, иногда завтрак, пища, еда …). Мы видим в Откр.1:10 и 1Кор.11:20 одно и то же слово – «Господень». Соответственно день, в который совершалась первыми христианами «вечеря Господня» — Евхаристия (ибо вечером Христос её установил — Мк.14:17-24) или «преломление хлеба» (см. Деян.20: 7) так и стал называться «Kyriakȇ» (Господень). Это наименование первого дня недели (т.е. воскресения) и поныне сохраняется в греческом языке[15]. О том, как это выражение понимали уже ученики Апостолов расскажем позже.

Что говорят библеисты?

В «Большом Библейском Словаре» находим следующее о характере собрания в Деян.20:7: «люди собрались не для того, чтобы послушать Павла (который находился в городе уже в течение шести дней), а на регулярно проводившееся еженедельное мероприятие. Должно быть, христиане Троады собирались ежедневно, как и христиане Иерусалима (Деян 2:42,46), но воскресное собрание явно было особым. Лука описывает проповедь Павла (Деян 20:7) с помощью выражений, схожих с использованными им ранее при описании проповеди апостола в синагогах Ефеса и Коринфа (Деян 18:4; Деян 19:8).

В результате намечается интересная связь между иудейской субботой и христианским воскресеньем. Когда поместная церковь отделилась от синагоги, вероятно, богослужение в ней было организовано по образцу синагоги. Хотя все три основных компонента поклонения в синагоге (чтение Писания, обучение и молитва) вместе в немногих рассказах Нового Завета (НЗ) о христианском поклонении не упоминаются, по отдельности о них говорится. Как бы то ни было, воскресное собрание церкви в Троаде было по сути христианским. Они собрались «для преломления хлеба» (Деян 20:7), что в НЗ указывает на вечерю Господню (а также, возможно, на менее формальное общение во время пира любви — 1Кор 11:17-34)»[16].

 Далее, в этой же статье о «Дне Воскресном» пишется следующее: «Судя по непосредственному контексту Откр 1:10, становится понятно, что Иоанн считал воскресенье днем Господним, так как в этот день христиане собирались вместе, чтобы засвидетельствовать свою верность Иисусу как Господу и Учителю (Откр 1:8)»[17].

Оправдания адвентистов

Попытка представить, что первый день недели не имел никакого значения для апостольской общины выглядит у адвентистов неуклюже: «В своем Евангелии, написанном несколько лет позже Иоанн называет воскресенье первым днем недели». Иоан. 20:1,19». Но это именно тот день, в который собираются апостолы в месте своих собраний: «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» (Иоан.20:19). Стих 26 этой же главы Евангелия говорит нам о том, что и в следующее воскресение было собрание. Об этом с уверенностью можно говорить с учетом хронологии апостола Иоанна, – он включает в свой счет предыдущий воскресный день[18].

При попытки оправдать свое непочитание воскресного дня по сравнению с субботой, сектанты впадают в противоречие со своей методологией. Если молитвенное собрание для Евхаристии («преломление хлеба») в Деян.20:7 объясняется тем, что это было якобы завершение почитания субботнего дня со вкушением хлеба: «В первый же день недели (ἐν δὲ τῇ μιᾷ τῶν σαββάτων), когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи» (Деян.20:7). То в Евангелии от Иоанна первый день недели (Ин.20:19), т.е. воскресный день, — время собрания апостолов, является для адвентистов просто случайным совпадением[19].

Но мы видим, что в Деян 20:7-11 проповедь и молитвенное общение Апостола Павла продолжалось «до рассвета» (Деян.20:11), т.е. с вечера субботы, когда по иудейскому обычаю начинался уже следующий день. Именно так будут проводить свои молитвенные собрания и последующие поколения христиан, о чем пишет святой мученик Иустин Философ (см. Апология I, (Гл.65-67). Нужно здесь учитывать, что воскресный день (первый день недели) не был в римской империи в то время выходным и с наступлением дня многие христиане должны были идти по своим делам[20]. Отсюда проблематичным представляется попытки адвентистов объяснить очевидные места Священного Писания в пользу почитания воскресения вместо субботы.

Примерно также неубедительно выглядит объяснение 1Кор.16:1-2: «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели (κατὰ μίαν σαββάτου – досл. «в [каждый] первый [день] субботы)[21] каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду». Адвентисты говорят, что это мол откладывание личных сбережений у себя дома для особой цели. И что тут «ничего не говорится о богослужении в первый день недели». Во-первых, апостол пишет об уже установившемся порядке, и он связан именно со сбором пожертвований, которое однозначно проходило в определенный день и связанно с воскресным богослужением. Во-вторых, не понятно почему тогда особенно выделяется воскресный день, а не субботний[22].

Чтобы не углубляться в дальнейший анализ древнегреческого текста, просто сошлемся на повествование Евангелиста Марка. Он пишет: «По прошествии субботы (διαγενομένου τοῦ σαββάτου) Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано (πρωῒ — утром), в первый день недели (τῇ μιᾷ τῶν σαββάτων), приходят ко гробу, при восходе солнца» (Мк.16:1-2). Речь, как видно идет о дне Воскресения Христова из мертвых. Текст Евангелия нам говорит о буквально «по одной [из] суббот», т.е. это стандартное выражение, которое у евреев обозначает первый день недели, следующий за субботой. Как пишет специалист по иудейским традициям Д. Стерн, «когда Шабат закончился. Марк имеет в виду Моца’эй-Шабат («окончание Субботы»)»[23]. Значит Воскресение было рано утром, когда закончился день субботний. Но важное здесь то, какими словами древнегреческого текста передается обозначение этого первого дня после суббот — τῇ μιᾷ τῶν σαββάτων. Мы видим, что именно такой фразой на древнегреческом обозначается день в Деян.20:7[24] и 1Кор.16:2 (здесь только суббота в ед.ч.). Соответственно с этим понятно, что христиане особо выделяли день Воскресения Христова и проводили собрания именно в этот день!

Таким образом, попытка выкрутиться и оправдать свое нарушение апостольской традиции адвентистами оказалась провальной.

Почитание воскресного дня у преемников апостолов

 «Дидахэ» (Учение 12 Апостолов). (ок.90 г.). О праздновании воскресного дня:

Глава 14:1. «В день Господень (κᾰτά κυριακὴν δέ κῡρίου συναχθέντες)[25] собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши прежде грехи ваши, дабы чиста была ваша жертва». 

«Послание Варнавы» (конец 1 в. – до 130 г.).

Глава XV. Иудейская суббота не есть истинная и угодная Богу.

«Наконец, Бог  говорит иудеям: «новомесячий ваших и суббот ваших не терплю» (Ис.1:13). Смотрите, как Он говорит: неприятны мне нынешния субботы, но те, которые Я определил и которые наступят тогда, когда, положив конец всему, сделаю начало дню восьмому, или начало другому миру» 156). Поэтому мы и проводим в радости восьмой день, в который и Иисус воскрес из мертвых, и после того, как явился верующим, вознесся на небо.

священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский (ок. †107 г.), ученик Апостола Иоанна Богослова

«Не обольщайтесь чуждыми учениями, ни старыми бесполезными баснями. Ибо если мы доселе еще живем по закону иудейскому, то чрез это открыто признаемся, что мы не получили благодати» (Магнезийцам, 8).

«Итак, если жившие в древнем порядке дел приближались к новому упованию и уже не субботствовали, но жили жизнью Воскресения (κυριακὴν), в котором и наша жизнь воссияла чрез Него и чрез смерть Его» (Магнезийцам, 9)[26].

«Но если кто будет проповедывать вам иудейство, не слушайте его. Ибо лучше от человека, имеющего обрезание, слышать христианство, нежели от необрезанного – иудейство» (Филадельфийцам, 6). 

святой мученик Иустин Философ (†165 г.)

«Разговор с Трифоном иудеем» (ок.135 г.).

  1. «Друзья мои, в чем вы упрекаете нас? В том ли, что мы живем не по закону, не обрезываем плоти, подобно вашим предкам, не соблюдаем субботы, как вы?».
  2. “омойтесь и будьте ныне чисты и отымите лукавства от душ ваших” (Ис.1:16): так Бог повелевает вам омыться этим омовением и обрезаться истинным обрезанием. Мы также соблюдали бы ваше обрезание по плоти и субботы и вообще все праздники, если бы не звали, по какой причине они заповеданы и вам, именно по вашим грехам и грубости сердца».
  3. «Если до Авраама не было нужды в обрезании, а до Моисея в субботе, в праздниках и приношениях, то и ныне, когда, по воле Отца, Сын Божий Иисус Христос родился без греха от Девы из рода Авраамова, также нет в них нужды».
  4. «Можно было бы, друзья мои, — продолжал я, — доказать, вам что восьмой день более, нежели седьмой, заключал в себе таинство, которое возвещалось таким образом Богом».  (О праздновании воскресного дня).
  5. «Не досадуйте, не укоряйте нас за необрезание телесное, которое Сам Бог установил, и не ужасайтесь, что мы и в субботу пьем горячую воду, потому что Бог и в этот день управляет миром также, как и во все прочие».
  6. «Итак, если обрезание началось с Авраама, а суббота, жертвы, приношения и праздники со времен Моисея, и доказано, что они установлены по жестокосердию вашего народа, то все это должно было прекратиться с пришествием Сына Божия, Христа, Который по воле Отца родился от Девы из рода Авраамова, от племени Иуды и Давида, и о Котором было предсказано, что Он придет, как вечный закон и новый завет для всего мира, как это видно из прежде приведенных пророчеств».
«Первая апология» св. Иустина Философа

Распространенным у адвентистов аргументом является утверждение о том, что празднование субботы отменил император Константин Великий  в 321 г. и Лаодикийский собор 364 года. Якобы празднование субботы заменилось на неизвестный христианской традиции «день солнца». Но это не так:

О совершении Таинства Евхаристии в воскресный день (ок.150 г.). «С того времени мы всегда между собою делаем воспоминание об этом… В так называемый день солнца (καὶ τῇ τοῦ ἡλίου λεγομένῃ ἡμέρᾳ) бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам или селам; и читаются, сколько позволяет время, сказания апостолов или писания пророков…  В день же солнца (τὴν δὲ τοῦ ἡλίου ἡμέραν) мы все делаем собрание потому, что это есть первый день, в который Бог, изменивши мрак и вещество, сотворил мир, и Иисус Христос, Спаситель наш, в тот же день воскрес из мертвых. Распяли Его накануне Сатурнова дня, а в день после Сатурнова дня, т. е. в день солнца (ἡλίου ἡμέρα), Он явился апостолам Своим и ученикам и преподал им то, что представили мы и на ваше усмотрите » (Гл.67)[27].

Вывод

Учение Адвентистов Седьмого Дня о субботе не соответствует Новозаветному Откровению. Оно противоречит смыслу Евангельской проповеди, но подражает Ветхозаветной иудейской, отвергнутой Богом «сухой смоковнице» (Матф.21:19). Практика почитания субботы вместо воскресения, не имеет обоснований, а все аргументы сектантов не выдерживают критики.

Несмотря на приводимые якобы исторические ссылки о почитании субботы древними христианами, это в подавляющем количестве труды более поздних протестантских или адвентистских авторов. Древние христианские тексты и цитаты из святых отцов Древней Церкви однозначно свидетельствуют о приоритете в почитании воскресного дня над субботним. А иудейское почитание субботы, характерное для адвентистов осуждается.Уже сама история основания секты, когда часть американских протестантов поверила ложному пророчеству о скором конце мира и Пришествие Христовом в 1844 году, говорит о поврежденности этого течения. Во времена Елены Уайт, когда необразованные протестанты ничего не знали кроме английского перевода Библии можно было сочинять много чего. Но сейчас, когда есть множество библейских программ и инструментов легко можно убедиться в том, как учение адвентистов расходиться с учением Священного Писания.

Для заблудших и погибающих из-за злых ересей (Гал. 5:20) есть единственный путь спасения – обращение к неповрежденно хранящей Апостольскую веру и традиции Православной Церкви.

протоиерей Дмитрий Полохов

P.S. см. еще по теме:
Сноски и примечания:

[1] Сперанская Е.С., Дымань, А.А. АДВЕНТИСТЫ / Православная энциклопедия. 

[2] См.: Солодков А. Адвентизм: история заблуждения. Диспут о субботе / Православие Ру. 

[3] Все заповеди Бог не объясняет, и только о субботе дает пояснение (Исх.20:11: потому что почил Бог в этот день от дел Своих; Исх.31:13: ибо это знак между Мною и вами в поколениях ваших, дабы знали вы, что Я Господь, освящающий вас; Втор.5:15: потому что ты был рабом в земле Египетской). Святитель Иоанн Златоуст поясняет эту особенность Писания: “Потому, что она не из первоначальных и не открыта нам совестию, но есть заповедь частная и временная, поэтому она и отменена в последствии” (свт. Иоанн Златоуст. Беседа 12 “О статуях”. Т. II (1ч.), с.145). Но если это заповедь “временная”, то она должна быть связана только с обстоятельствами того времени, в которое давалась. Так, суббота отделяет Израиль от остальных народов – но лишь для того, чтобы напомнить им о полузабытом ими Едином Творце и через принятие Его всех привести к новому единству.

[4] Более того, апостол Павел обличал Апостола Петра, когда тот по малодушию из-за иудействующих начал сторониться общих трапез с язычниками (см. Гал.2:11-14). В данном случае такое поведение не соответствовало решению Апостольского собора в Иерусалиме в 49 г. (см. Деян.15:28-29).

[5] См.: Мецгер Б.М. Новый Завет. Контекст, формирование, содержание. М.: ББИ, 2006. С. 217

[6] Большинство толкователей считают, что исходя из хронологии жизни Апостола Павла речь в Послании идет об Апостольском соборе в Иерусалиме ок. 49 г. (это мнение высказывают блаж. Феодорит Кирский, проф. А.В. Иванов, А.П. Лопухин, митр. Иларион (Алфеев), Крэйг Кинер и др. см.: здесь).

[7] Там же. С. 219.

[8] См.: комментарий Григория Светлова к статье Зощук А., свящ. Воскресенье или суббота? / Ставрос. 

[9] Это все равно, что говорить сейчас современным христианам «из недели в неделю» (напр., в укр. языке «недiля» — это воскресенье).

[10] Какие же это будущие блага для христиан? Подлинное благо — это вечное Царство Божие.

[11] Так как для нас Христос сделался Сам субботой, т.е. покоем («потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего» (Рим.10:4). «И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы» (Лук.6:5)), то пребывая во Христе и Его учении, мы пребываем в постоянном покое или в Субботе.

[12] «за то, что Авраам [отец твой] послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Быт.26:5).

[13] См. в пророчестве тема камня «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла:» Пс.117:22, который есть Христос (1Пет.2:7 1Кор.10:4).

[14] Апостол Петр пишет, что мы спасаемся «воскресением Христа» 1Пет.3:21, поэтому из этого следует особое почитание дня, в который Христос воскрес. Это вполне вероятное и возможное обоснование для празднования дня воскресного из данного текста.

[15] См.: Ивлиев Ианнуарий. И увидел я новое небо и новую землю. Комментарий к Апокалипсису. М.: ББИ, 2015. С. 37.

[16] Элуэлл Уолтер, Камфорт Филипп. День Воскресный // Большой Библейский Словарь: 

[17] Там же.

[18] См. Комментарии к Еврейскому Новому Завету Дэвида Стерна: ученики «собрались через неделю, то есть через восемь дней, так как по еврейскому исчислению учитывается первый и последний день (обрезание «на восьмой день» совершается через неделю после рождения ребенка). Очевидно, с самого начала верующие отметили тот факт, что Йешуа воскрес из мёртвых в Йом Ришон («первый день недели»), то есть в промежуток между заходом солнца в субботу и рассветом в воскресенье. Поэтому христиане-неевреи, использующие современный солнечный календарь, празднуют воскресенье, а не библейскую Субботу, особый день недели». Добрая весть по Йоханана 20 глава — Библия — Комментарии Давида Стерна

[19] Древнегреческий текст Ин.20:19 нам говорит следующее: «Οὔσης οὖν ὀψίας, τῇ ἡμέρᾳ ἐκείνῃ τῇ μιᾷ τῶν σαββάτων». Перевод дословный – «Бывшему вечеру дня вслед за одной [из] суббот». Это однозначно вечер после субботнего дня, т.е. вечер воскресения. В доме «где собира́лись ученики́ Его́» (Ин.20:19). Именно в этот воскресный день собрались апостолы в месте, где они последний раз молились с Господом накануне Его распятия.

[20] См., напр.: Федоров С. О жизни первых христиан / Православный блог. 

[21] См.: Лингвистический комментарий от: Клеон Роджерс, 1-ое послание к Коринфянам ап. Павла, Глава 16, стих 2

[22] См. Толкования: 1-ое послание к Коринфянам ап. Павла, Глава 16, стих 2 / Экзегет Ру. 

[23] См.: Добрая весть по Марка 16 глава — Библия — Комментарии Давида Стерна

[24] Поэтому, например, Клеон Роджерс считает, что это был вечер воскресного дня: «Это событие произошло, вероятно, вечером в воскресенье (по римскому исчислению), а отбыл Павел в понедельник утром (Polhill)». (См.: «Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому Новому Завету»/ Экзегет Ру).

[25] Дословно можно перевести как «в Господень же Господа собравшись вместе». Никакого другого варианта древнегреческого христианского фразеологического оборота «Господень же Господа» кроме как день Господень, т.е. день воскресения Господа здесь не предвидится. Древнегреческий текст по: Didache – Greek  / Библиотека Руслана Хазарзара. Напоминаю, что воскресный день в греческом языке и греческой христианской традиции называется «Κυριακῇ». (См.: Ивлиев Ианнуарий. И увидел я новое небо и новую землю. Комментарий к Апокалипсису. С. 37).

[26] Очевидно, что автор текста передает его смысл через противопоставление ветхозаветной иудейской субботе новозаветного дня Господнего, т.е. воскресения (воскресного дня). См.: древнегреческий текст по: Epistolai Ignatiou / Библиотека Руслана Хазарзара. 

[27] См. древнегреч. текст: Юстин. Первая Апология. / Библиотека Руслана Хазарзара.

Добавить комментарий

четыре + 4 =