Истинность Православия и заблуждения протестантов

Ссылка на Видео в группе ВК: Ответ протестанту о Православной Церкви до XI века  [Истинность Православия и заблуждения протестантов].

Примерно пять месяцев назад на одном из YouTube каналов представителем одной из протестантских сект был выпущен видеоматериал с обвинением Православной Церкви в ересях и отсутствии преемства её с древним христианством. Материал так и назывался «Православие и его ереси. Где была Православная Церковь до XI века». Характерной особенностью этого видеоролика было использование методологии протестантских сект по поиску нужных цитат для оправдания своей позиции только уже не в Библии, а посредством надергивания цитат из древних христианских писателей, в том числе и из Творений святых отцов Православной Церкви. Однако подгонка цитат под свои еретические заблуждения мало того, что спорна с научной точки зрения, так еще и никак не может поставить под сомнение истинность Православия.

Разбору отдельных положений материала представителя протестантской секты посвящен предлагаемый читателям и слушателям наш практически полуторачасовой видеоролик. Это озвученная презентация, с некоторыми огрехами в озвучке и оговорками, поэтому прошу не судить строго. Тем не менее, на наш взгляд, здесь есть некоторые моменты, которые могут дополнить уже существующую критику выдвигаемых сектантами аргументов против истинности Православия.

Разбор сектантского видео и материалов православными авторами:

YouTube канал Orthodox Live. (ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ / Александр Кушу)

Анонимный автор ролика (вардан-апологет / Енгибарян?) в своем материале использует манипулятивные методы: подмена аргумента оппонента, обман, фактические ошибки (сознательные или от незнания), логические ошибки. Примеры некоторых из них приводятся в нашем видео.

Для объяснения ложности аргументации и допускаемых подтасовок были приведены определения терминов «Теологумен, богословское мнение, ересь и секта». Это было необходимо для того, чтобы показать ложность утверждения антиправославного критика о том, что якобы «в ранней Церкви можно было и нужно было быть хилиастом, так как это считалось непреложной истиной».

Кроме этого были показаны подтасовки и ошибки в цитатах ранних христианских авторов и соответственно строимых на их основе выводах, относительно характерных для сектантов заблуждений о символическом характере Евхаристии (Таинства Причащения) и Крещении детей в ранней Церкви[1].

Некоторые цитаты, которые отсутствуют в видео

Одной из причин появления ереси является неповиновение церковной иерархии. Отказ от церковного послушания неизбежно приводит к искажению основ веры. У представителей современных протестантских сект отсутствует какая-либо церковная иерархия, они не имеют никакой преемственности Таинств Церковных от учеников Христовых – Апостолов.

 «Ересь,- замечал в этой связи свт. Афанасий I Великий,- притворно принимает на себя прекрасное и наивысшее имя Спасителя, собирает изречения Писаний, произносит слова, скрывая при этом их истинный смысл, и наконец, прикрыв какой-то лестью изобретенное ею измышление, сама делается человекоубийцей введенных в заблуждение» (Athanas. Alex. Ep. ad epp. Aegypti et Libyae // PG. 25. Col. 544).

Ручательством истинности церковного учения, согласно сщмч. Иринею Лионскому, является апостольское преемство, благодаря которому истина сохраняется в Церкви неизменно (Iren. Adv. haer. III 2. 2), что позволяет противостоять ереси и сохранить единство веры во всем мире.

Проф. В.В. Болотов делил богословские мнения на 2 категории. 1-ю он называл теологуменами и относил к ней частные мнения св. отцов и тех, которые достойно именуются «учителями вселенныя». Для него «содержание догмата — истинное; содержание теологумена — только вероятное», поэтому безусловного согласия с последним от члена Церкви он не требует. Вместе с тем Болотов отмечал, что между авторитетностью теологумена и его истинностью, с одной стороны, и количеством св. отцов и учителей Церкви, которые его придерживаются,- с другой, существует прямая зависимость. [теологумен = consensus patrum][2].

В свою очередь ересь предлагает совершенно иные пути познания веры. Уже состав значений слова αἵρεσις показывает, что характерный для ереси процесс познания начинается с выбора, связанного с отделением и обособлением от православной традиции того или иного богословского мнения, которое идет вразрез с догматическим Преданием Церкви. Отцам Вселенского VII Собора этот факт дал основание утверждать, что еретики «желают опозорить истину» (ДВС. Т. 4. С. 545), т. е. трансформировать истину «под себя», в соответствии с собственным способом восприятия. В этом случае процесс познания также трансформируется, превращаясь фактически в процесс заблуждения[3].

Святитель Марк Ефесский (†1445): «Человеку, хотя бы он и достиг верха святости, невозможно не погрешать, и особенно в таких предметах, о которых прежде не было исследования и не было дано отцами общего, соборного решения”. Говоря об ошибках в учении свт. Григория Нисского, святой Марк, во «Втором слове об очистительном огне» предупреждает: «Большая разница между сказанным в канонических писаниях и предании Церкви, и тем, что было отдельным из учителей частным образом написано или даже учением его; так — первому, как преданному Богом, мы должны веровать…, а второму — мы не должны безусловно веровать или принимать без исследования. Ибо возможно, что кто-нибудь и учителем является, а все же не все говорит совершенно правильно. Ибо какая нужда была бы Отцам во Вселенских Соборах, если бы каждый из них не мог ни в чем отступить от истины»[4].

Истинность учения Церкви и ереси протестантизма

См.: изложение Православной Веры Восточной Церкви нашей, принятое по тщательном исследовании на Соборе, давно бывшем (1672 году по Р. Х.), именуемом Иерусалимским.

Более известно под названием «Послание патриархов Восточно-кафолической Церкви о Православной вере 1723 года». «Исповедание» утверждает истинность учения Церкви. Оно было одобрено всеми восточными патриархами и многочисленными архипастырями Греко-Восточной Православной Церкви, а также Святейшим Синодом Российской Церкви[5].

Член 3 – осуждение учения о двойном предопределении, характерного для некоторых протестантских сект. «Но, что говорят богохульные еретики, будто Бог предопределяет или осуждает, ни сколько не взирая на дела предопределяемых или осуждаемых, – это мы почитаем безумием и нечестием; ибо в таком случае Писание противоречило бы само себе».

Член 10 —  о Церкви, об апостольском преемстве, о священстве.

Член 12 — о Церкви, непрерывности её существования, о Святости и непогрешимости в истинах веры.

Член 13 – об оправданием не только верой, но и делами любви христианской.

Член 15 – учение о 7-ми Таинствах Церкви. (в т.ч. Евхаристия и Крещение). «мы почитаем крайне ложным и нечистым то учение, будто бы несовершенством веры нарушается целость и совершенство таинства. Ибо еретики, которых принимает Церковь, когда они отрекаются от своей ереси и присоединяются ко Вселенской Церкви, получили Крещение совершенное, хотя имели веру несовершенную. И когда они напоследок приобретают веру совершенную, то их не перекрещивают».

Член 16 — о Крещении, в т.ч. необходимость крещения детей.

Член 17 – о Евхаристии. «Веруем, что в сем священнодействии присутствует Господь наш Иисус Христос, не символически, не образно (τυπικῶς, εἰκονικῶς), не преизбытком благодати, как в прочих таинствах, не одним наитием, как это некоторые Отцы говорили о крещении, и не чрез проницание хлеба (κατ’ ἐναρτισμόν – per impanationem), так, чтобы Божество Слова входило в предложенный для Евхаристии хлеб, существенно (ὑποστατικῶς), как последователи Лютера довольно неискусно и недостойно изъясняют; но истинно и действительно, так что по освящении хлеба и вина, хлеб прелагается, пресуществляется, претворяется, преобразуется в самое истинное тело Господа, которое родилось в Вифлееме от Приснодевы, крестилось во Иордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, сидит одесную Бога Отца». совершать Евхаристию может только рукоположенный в священство (от имеющего апостольское преемство епископа).

Член 18 – «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучатся, смотря по делам своим. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби; впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения; ибо совершенное блаженство, как и совершенное мучение, каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно».

о молитве за усопших — «Облегчение же получают они, по бесконечной благости, чрез молитвы Священников и благотворения, совершаемые за умерших; а особенно силою бескровной Жертвы[6], которую в частности приносит священнослужитель для каждого Христианина о его присных, вообще же за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вопрос 3. Как должно думать о святых Иконах и о поклонении Святым?

Если же некоторые, за поклонение святым иконам, упрекают нас в идолопоклонстве, то мы такой упрек считаем пустым и нелепым; ибо мы никому другому не служим, а только Единому в Троице Богу. Святых же мы почитаем двояко. Во-первых, по отношению к Богу, ибо ради Его ублажаем Святых; во-вторых, по отношению к самим Святым, поскольку они суть живые образы Божии. Притом, чествуя Святых, как рабов Божиих, мы чествуем Святые иконы относительно, – чествование икон относится к первообразам.

«А что противники наши ссылаются на святых Отцов, кои будто бы говорят, что неприлично поклоняться иконам; то сии святые мужи более защищают нас; поскольку они в состязаниях своих более восстают на тех, которые святым иконам воздают поклонение Божеское, или вносят в храмы изображения родственников своих умерших; таковых поклонников они поражают анафемою, но не порицают правильного поклонения Святым и святым иконам, честному Кресту и всем вышесказанным. А что от Апостольских времен святые иконы употреблялись в храмах, и верующие поклонялись им, о том повествуют весьма многие, вместе с коими и святый Вселенский VII Собор постыждает всякое еретическое кощунство».

Называются еретиками отрицающие почитание икон, отрицающие монашество

Некоторые цитаты о Евхаристии

Климент Александрийский: «Извлечения из Феодота» §13. «Он есть хлеб небесный и духовная пища жизни изобильная для пищи и ведения, свет людей, т. е. Церкви. Вкусившие хлеба небесного умерли, ядущий же истинный хлеб духовный не умрет. «Хлеб живый» есть Сын, данный Отцем желающим вкушать. «Хлеб, который Я дам, говорит: плоть моя есть» (Ин.6, 51), или (хлеб), которым питается плоть чрез евхаристию, или, что и вернее, Его плоть есть тело Его, «которое есть церковь» (ср. Ин.6, 51; Пс.77, 24), «хлеб небесный», благословенное собрание, потому что избранные по своей сущности произошли из одного и того же естества и достигнут того же самого конца». 

«Ешьте Мою Плоть, — говорит Он, — и пейте Мою Кровь» (Ин.6:53). Такую-то подает родственную пищу Господь, дарует Плоть и изливает Кровь, не лишая ничего, [что требуется] для роста чад. О необычайное таинство (μυστηρίου)!» (Clem. Alex. Paed. I 6. 41-42). Эти слова могут быть поняты в смысле отождествления Св. Даров с историческими Телом и Кровью Христа. Однако в том же сочинении несколькими параграфами выше символически.

Тем не менее, евхаристическое богословие Климента нельзя назвать чисто символическим, отменяющим церковное таинство. Скорее в своих рассуждениях о Евхаристии — как и о др. предметах — он стремился выявить многообразие смыслов, к-рые могли бы дополнить хорошо известное ему учение Церкви об этом таинстве: «Кровь Господня двояка: одна — телесная, которой мы были избавлены от тления, другая — духовная, то есть та, которой мы помазуемся. И пить Кровь Иисуса значит причащаться Господнего нетления. Сила же Логоса — Дух, как и тела — кровь. Соответственно этому смешивается с водой вино, а с человеком — Дух, и одно, смешение, дается для веры, другое же, Дух, ведет к нетлению. Смешение же обоих, питья и Логоса, называется Евхаристией, то есть восхваляемой и прекрасной благодатью (χάρις), от которой причащающиеся по вере освящаются и телом, и душой… и воистину Дух вступает в единение с оплодотворяемой Им душой, а плоть — с Логосом, и через которую «Слово стало плотию»» (Ibid. II 2. 19-20; ср.: Ibid. I 6. 46-47). Развивая этот подход, Климент Александрийский, возможно, так или иначе опирался на уже существовавшую традицию. Так, параллель к его словам о том, что «Кровь Логоса явлена как молоко», можно найти у сщмч. Иринея Лионского, к-рого никак нельзя упрекнуть в символическом понимании Евхаристии[7] и который писал о Христе: «Он, совершенный хлеб Отца, представил нам, младенцам, Самого Себя как молоко — таково было Его человеческое пришествие,- дабы, как бы вскормленные от сосцов Его плоти и чрез такое млекотворение приученные есть и пить Слово Божие, мы могли содержать в себе самих Хлеб бессмертия, который есть Дух Отца» (Iren. Adv. haer. IV 38. 1 (2); использование образа молока для обозначения Св. Даров встречается не только в сочинениях Климента и сщмч. Иринея, но и в др. христ. произведениях III — нач. V в.[8]

У Оригена тоже все не столь однозначно символически, но символизма больше. Однако это его частное и не принятое Церквью мнение, что видно из традиции. Вот реализм:  «Мы же, благодаря Создателя всего, с благодарением (εὐχαριστίας) и молитвой за [все] поданное [Им] едим принесенные хлебы, которые через молитву становятся Телом Cвятым и освящающим тех, кто со здравым расположением употребляет его» (Orig. Contr. Cels. VIII 33; ср.: In Num. (комм. на кн. Чисел) 7. 2). В остальном сведения о богословии и практике Евхаристии, которые содержатся в творениях Оригена, соответствуют тому, что известно по сочинениям др. авторов II-III вв. Он применяет слово «Евхаристия» для обозначения Св. Даров (Orig. Contr. Cels. VIII 57); цитирует повествование о Тайной вечере в форме, известной и др. церковным писателям (Idem. Comm. ad Joh. 32. 24; Idem. In Ier. hom. 12; см.: Bradshaw. 2004. P. 22); говорит о том, что ни одна мельчайшая частица Св. Даров не должна упасть на землю (Orig. In Exod. hom. 13. 3), и даже упоминает, что алтари освящаются Кровью Христовой – что символически?!!! (Idem. In Ios. 2. 1; см. ст. Освящение храма)[9].

Евсевий Кесарийский – «В других случаях он именует Евхаристию «небесным хлебом и питием бессмертной жизни» (Idem. In Is. II 56), «животворящей пищей» и Телом Спасителя (Idem. In Ps. 21. 30), которого верные причащаются по воскресеньям».

Блж. Августин считал и Крещение, и Евхаристию образцом таинства (sacramentum — Aug. Ep. 54. 1. 1). У Августина есть символические толкования, но они не исключают реалистического понимания Евхаристии как Тела и Крови Христовой. Напр., Фома Аквинский учение «о пресуществлении» основывает на словах блаж. Августина. Но протестанты навыдергивали во времена реформации что им выгодно и записывают Августина в свои сторонники. Но это не так: «Об освящении Даров блж. Августин говорит в выражениях, сходных со словами свт. Амвросия Медиоланского, свидетельствуя о евхаристическом изменении хлеба и вина, когда к ним «добавляется слово [молитвы]» (Serm. 229. 2), исходящей от Христа,- «ведь не всякий хлеб, но принимающий благословение Христа, становится Телом Христа» (Ibid. 234. 2)[10].

У блаж. Феодорита Кирского элементы учения о Евхаристии испытали влияние со стороны еретиков несториан. Для последних «в Евхаристии и в Личности Христа совершается соединение двух различных природ, которые и после соединения остаются различными». Такая двойственность сохраняется и в Евхаристии – это единство небесного тела Христова и Его евхаристического тела. Потому в Причащении, как считали несториане, они вкушают не реальное Тело Христово, а «воспоминание Его страстей»[11]. Но именно в своих несторианских взглядах блаж. Феодорит Кирский покаялся на IV Вселенском Соборе[12]. Так что и его проблематично записывать протестантам в свои сторонники символического понимания Тела и Крови Христовой в Святых Дарах на Евхаристии. [Плюс его некоторые сочинения были осуждены и на V Вселенском Соборе][13]. Т.о. Истинность и древность православного учения о Евхаристии несомненна.

По хилиазму

Литература:

Степаненков Дмитрий. Хилиазм и древняя Церковь / Русская линия. 

Степаненков Дмитрий, Гумерлок Фрэнсис. Хилиазм и Соборы в Древней Церкви: был ли хилиазм осуждён на Константинопольском соборе? / Богослов.ру. 

Хандога Н. Судьба хилиазма в латинской патристике и роль блаженного Августина Гиппонского в его переосмыслении / Церковь и Время. 

Смирнов Д.В. Маркион / Православная энциклопедия. 

Веселов Евгений, свящ. Хилиазм: подлинно церковное учение или частное мнение нескольких древних отцов? / Азбука веры.  

Веселов Евгений, свящ. Эсхатология сект протестантского происхождения (баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня и свидетелей Иеговы) (кандидатская диссертация) / Азбука веры. 

Материалы по отдельным персоналиям и древним христианским авторам брались из соответствующих статей из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. (см. сайт).

Прошу не судить строго за возможные оговорки.

протоиерей Дмитрий Полохов.

P.S. еще материалы по теме: Библия и иконоборчество / WEREN.RU. 

Примечания и сноски:  

[1] См. также: Причастие в ранней Церкви /  YouTube канал: eresinet  

Крещение в ранней Церкви /  YouTube канал: eresinet    

Дулевич Антон. Протестантам о крещении младенцев

[2] См.: БОГОСЛОВСКОЕ МНЕНИЕ / Православная Энциклопедия. 

[3] См.: ЕРЕСЬ / Православная Энциклопедия. 

[4] См.: Моисеев Дмитрий, свящ. Ошибались ли святые? / Азбука веры. 

[5] См.: Кто сказал, что еретики и раскольники не могут спастись? Часть 2 / Валаамский монастырь. 

[6] Уже в Дидахэ (14-й гл.) Евхаристия понимается как Жертва и к ней должны приступать только крещеные, т.е. Евхаристия явно не символ.

[7] Сщмч. Ириней верит, что евхаристические Дары тождественны историческим Телу и Крови Господа Иисуса Христа. О еретиках, считавших тварный мир произведением злого демиурга, он писал: «Каким образом они могут говорить, что тот Хлеб, над которым совершено благодарение, есть Тело их Господа, и Чаша есть Кровь Его?» (Iren. Adv. haer. IV 18 (31). 4; ср.: Ibid. 33. 2). В согласии с Евангелием от Иоанна (гл. 6) сщмч. Ириней, как и мч. Иустин, подчеркивал, что Евхаристия есть истинная пища: «Когда чаша растворенная и приготовленный хлеб принимают Слово Божие и делаются Евхаристией Тела и Крови Христа, от которых укрепляется и поддерживается существо нашей плоти, то как они [еретики] говорят, что плоть не причастна дара Божия, то есть жизни вечной, — плоть, которая питается Телом и Кровью Господа и есть член Его?» (Ibid. V 2. 3).

[8] ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ I / Православная Энциклопедия. 

[9] См. Там же.

[10] См. Там же.

[11] См.: Пеликан Я. Христианская традиция. Итсория развития вероучения. Т.2. Дух восточного христианства (600-1700). М., 2009.  С. 45.

[12]  См.: Мейендорф Иоанн, протопр. Введение в святоотеческое богословие / Азбука веры. 

[13] См.: Там же.

Добавить комментарий

девятнадцать − двенадцать =