Беседа с баптистами

Видеозапись со священником Даниилом Сысоевым (†2009), когда он приезжал в Саратов и проводил встречи с представителями разных сектантских течений. Видео одной из таких встреч, в которой, с одной стороны, участвовали представители саратовского духовенства, отвечающего за миссионерскую деятельность, их помощники из числа приходской молодежи, а с другой, баптисты — пресвитеры баптистских общин г. Саратова и г. Энгельса.

Встреча прошла 5 мая 2009 года в помещении принадлежащем баптистам. Во встрече принимали участие: со стороны православных – священник Даниил Сысоев, протоиерей Дмитрий Полохов, священник Дионисий Габбасов, Алексей Сергеев, Алексей Гаврилов и др.

Со стороны баптистов – П.Н. Смотров, В.А. Шаповалов, М.А. Антонов, С.Н. Котонский и др.. Возможно, кого-то за давностью времен не упомянул, или что-то мог напутать. Это не все, но кого удалось вспомнить и идентифицировать.

По предварительной договоренности мы хотели, чтобы на встрече присутствовали не только руководители баптистских общин, но и прихожане. Однако, как и местные харизматы, баптисты решили ограничиться только таким форматом. Встреча носила характер беседы, поскольку для диспута не было ни регламента, ни заранее оговоренной тематики. Поэтому темы чередовались, иногда несколько раз поднималась опять уже обсужденный вопрос. Качество звука и видео не очень хорошее. Периодически слышен звук проезжающего за окном трамвая. 

Основные темы беседы: Церковь, как хранительница истины; вопрос о спасении; Апостольское преемство; вопрос возникновения Новозаветного канона; вопрос о таинствах Церкви (Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Священство); Единство Небесной и земной Церкви; молитва святым, ангелам; иконопочитания, об иконе Господа Иисуса Христа; о толковании Священного Писания.

Встреча продолжалась более двух с половиной часов. К сожалению, последние 38 минут не удалось восстановить, но большая часть этого времени была посвящена обмену впечатлениями о состоявшейся беседе. Баптисты подарили о. Даниилу несколько книг об исламе протестантских авторов. Из интересных моментов, которые были в этом фрагменте можно упомянуть о теме всеобщего священства верующих (см. 1Пет.2:9), которое не отменяет священства иерархического (см., напр.: Деян.13:2-3; 1Тим.4:14 и др.). Из интересного, баптистские пасторы согласились с тем, что женское священство и рукоположение женщин в протестантских общинах не является библейской практикой. Жалко, что их не слушают другие протестанты.)))

Примерный хронометраж беседы

1-6 мин. – вводная часть, представление участников

00:06 – о Крещении, общие вопросы. О многовариантности исповедания веры в протестантизме.

00:12 – о спасении, в т.ч. о Крещении, как таинстве.

00:24 – о Евхаристии, о Святых Дарах и их нетленности

00:29 — о печати Святого Духа, о Миропомазании.

00:32 – о понимании Священного Писания.

00:40 – о Евхаристии, о том как хлеб и вино могут стать Телом и Кровью Христовой. О том, что мы причащаемся Телом и Кровью Воскресшего Христа. См.: св. Игнатий Богоносец: «евхаристия есть плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил, по Своей Благости» (Посл. Смир. VII). Св. Николай Кавасила: «Сие Тело, сия Кровь, образованное Духом Святым, рожденное от Марии Девы, погребенное, воскресшее в третий день, возшедшее на небеса и сидящее одесную Отца»[1].

Что интересно, баптисты пытались утверждать о том, что тело Воскресшего Господа является иным по отношению к Его телу до Воскресения, вплоть до нетождественности. Исповедание своего рода развоплощения Спасителя.

00:44баптисты уходят от обсуждения темы

00:47 – о том, что уже в апостольское время, по баптистам, начинается отпадение Церкви от библейского учения. Пример о. Даниила со ссылкой на Г.К. Честертона – о том, что утверждать такое равноценно тому, что толстовцы сразу же после смерти Л.Н. Толстова полностью бы исказили его основные идеи.

Православная Церковь – единственная Церковь основанная Самим Христом.

00:52 – баптисты согласны, что те, кто собирал и утверждал канон Новозаветных книг действовали водимые Святым Духом. Но это святые отцы IV – V веков: отцы Лаодикийского (363 г.), Гиппонийского (393 г.), Карфагенского (397 г.) соборов, свт. Афанасий Великий (39-го пасхальное Послание 367 г.), свт. Амфилохий Иконийский и др. Все кто отстаивали современный канон Нового Завета почитали иконы, чтили святые мощи, признавали церковные таинства, молились святым и т.д. Как можно утверждать, что они были в вопросе утверждения канона водимы Святым Духов и одновременно исповедовали ереси с точки зрения протестантов?

00:55 – о почитании икон.

00:59 – попытка баптистов найти указание об отпадении от истины (от Слова Божьего) в Церкви в I веке через ссылку на послание 7-ми церквам из Апокалипсиса апостола Иоанна Богослова. Во-первых, грехи и грешники были в Церкви, были и ереси. Однако здесь может идти речь только об отпадении отдельных членов или даже общин, но не о впадении в ересь всей Церкви. Во-вторых, если в Апокалипсисе речь идет об отпадении от истины Церкви, то как тогда могла Церковь Духом Святым признать богодухновенность Евангелия от Иоанна, которое было написано несколько позже Апокалипсиса?[2]

01:01 — об иконе Иисуса Христа в соответствии с Откр.1:13-17.

01:03 – если было отступление от Слова Божьего Церкви в I веке, т.к. появляются иконы, почитание мощей и т.п., то как соотнести это со словами Христа. Вопрос свящ. Дионисия Габбасова –«От чего христиане отступили». Ответ баптистов- «От Слова Божьего». Вопрос: «А слово Божие (Писание) было в I веке, во всей полноте?». Уход от ответа баптистов. Но если Церковь уже не устояла в истине в I веке, то ка в IV-V веке Церковь смогла точно отстоять канон богодухновенных книг. Да и как быть со словами Самого Господа: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:20) и «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18).

01:07 – один из пасторов говорит о св. Тихоне Задонском, что у него в сочинениях все по Писанию, нет никаких указаний на почитание икон, мощей и т.п. Что это его любимый писатель. Вопрос прот. Дмитрия Полохова – а служил ли св. Тихон Литургию? – Ответ баптиста: Служил. Но во время Литургии, священнослужители неоднократно целуют иконы, антиминс – в котором зашиты мощи святого и т.д. Попытка выдернуть отдельные цитаты святых Православной Церкви и вписать их в протестантский контекст – провальная попытка. Это неисторично и есть обман.

01:14 — вопрос о спасении благоразумного разбойника без крещения (Лк.23:43). О крещении у протестантов. О личной встрече со Христом.

01:22 – о католиках и православных.

01:24 – о Евхаристии и усыновлении Богу.

01:26 – о том, что, по мнению баптистов, водное крещение не спасает. Однако это противоречит прямому смыслу Писания, где говорится, что спасает: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1Пет.3:21). У баптистов нет таинства Крещения. О том, что баптистский пастор примет крещение того, кто крестился не во «имя Отца и Сына и Святого Духа», но и «во имя Иисуса Христа». Но это нарушение прямого указания Господа!

01:32 – о филиокве (исхождении Святого Духа от Отца и Сына) в Символе веры баптистов. Католическая ересь разделяется протестантами.

01:34 – где мы можем найти критерий истинности понимания Писания? В Церкви.

01:37 – попытка баптистов заявить, что полной истиной никто не обладает, ни одна конфессия[3]. Но Церковь то одна! Христос не основывал много Церквей, т.к. Церковь есть Тело Христово (Еф.1:22-23; Кол.1:24). У Христа было только одно Тело, значит и Церковь только одна.

01:40 – вопрос об общении с Небесной Церковью, о молитве святым и молитвах святых за мир: 2Пет.1:13-15; Откр.6:9-11; Евр.12:22-24.

01:50 – об ангелах, о молитвах им. См.: Беседа пророка Захарии с ангелом, и молитва ангела к Богу и ответ Его (см. Зах.1:7-13).

Конец восстановленного фрагмента.

Заключение

В целом впечатление от встречи были положительные. Православной стороне удалось несколько раз поставить в затруднительное положение баптистов, и они были вынуждены менять тему разговора. Были выявлены явные отклонения в вероучении баптистов от слова Божьего в учении о Евхаристии, о Крещении, ересь филиокве. Несмотря на все попытки поставить под сомнение истинность православной веры, баптистам были даны исчерпывающие ответы по поднятым вопросам.

Обычно православных принято представлять нетерпимыми и агрессивными, но с нашей стороны все были очень корректно. В целом диалог прошел в уважительном тоне, хотя со стороны баптистов звучали нелицеприятные фразы в отношении православной веры (об этом говорил о. Даниил в конце беседы, которая не вошла в видео по техническим причинам). По ходу беседы часть баптистских служителей были очень напряжены и чувствовалось их неприязнь к православным. Это было видно по последующим публикациям в интернете о том, что православные якобы стремятся преследовать секты. Некоторые пасторы были достаточно дружелюбны. Именно от баптистского пастора я услышал выражение соболезнования после мученической смерти о. Даниила Сысоева 20 ноября 2009 года. От неопятидесятников, у которых о. Даниил также был во время этой поездки ничего подобного не прозвучало.

Думаю, что видео с беседой будет полезным для всех интересующихся противосектантской миссией и апологетикой.

протоиерей Дмитрий Полохов

P.S. еще материалы по теме:

Сноски и примечания:

[1] См.: св. Николай Кавасила. PG 150. Col. 425. (Nicol. Cabas. Expl. Div. liturg. 27).

[2] «святой Иоанн Богослов написал свое Евангелие позже всех, в конце первого века, будучи уже в глубокой старости, как некоторые предполагают, около 96 года. Несколько раньше был написан им Апокалипсис». (Александр (Милеант), еп. К познанию Библии. Новый Завет /Азбука веры. )

[3] Вопрос о внеконфессиональном протестантизме – это закономерный итог богословских диспутов с православными. Современные сектанты пытаются найти здесь для себя убежище, активно занимаясь подтасовкой уже не только мест из СвященногоПисания, но и из творения святых отцов Церкви. Об этом смотри: Полохов Д, прот. Некоторые методы аргументации сектантов / weren.ru 

Добавить комментарий

16 + два =