О «жестокости» в Библии

О жестокости в БиблииТема не новая, но достаточно популярная, особенно на различных атеистических ресурсах. Критики христианства выбирают из Библии места, которые говорят о войне против языческих народов, об убийстве по приказу пророка Моисея язычников, в том числе и детей. Все это представляется как некая норма и делается вывод о жестокости Бога и Библии.

Однако у христиан есть существенные возражения по этому поводу. Во-первых, как уже говорилось[1], проблема греха или зла является проблемой сугубо христианской. Для атеиста зло есть лишь один из аспектов общей бессмысленности мира, в котором, по словам Р. Докинза, «нет ни добра, ни зла, ни цели, ни замысла, ничего, кроме слепого и безжалостного безразличия». Следовательно, говорить о моральности или аморальности чего-либо с точки зрения атеистического мировоззрения нелогично и бессмысленно.

Во-вторых, для христиан, живущих уже по заповедям Нового Завета, ветхозаветные предписания, кроме заповедей «Десятисловия» (см.: Исх.20:1–17), носят временный, т.е. несовершенный характер. Об этом можно узнать из той же Библии: «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей» (Евр.10:1). Апостол Павел, объясняя слова из книги пророка Иеремии о грядущем Новом Завете (Иер.31:31), говорит, что предыдущие законы будут отменены: «Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евр.8:13). Именно поэтому обвинения христианам в жестокости Библии предъявить нельзя. Судить о жестокости временных библейских предписаний необходимо не в сравнении с современными христианскими по сути представлениями, а в контексте того времени и той культуры, когда они были произнесены.

Но все равно остается вопрос о том, насколько слова Священного Писания соответствуют культурному контексту того времени. Неужели нельзя было обойтись без подобных кровавых сцен даже в несовершенном Ветхом Завете? Для этого рассмотрим два наиболее ярких примера жестокости в Библии, на которые ссылаются наши оппоненты.

История с убийством амаликитян

Первая история «о поражении Амалика». Бог через пророка Самуила повелевает царю Саулу: «теперь иди и порази Амалика [и Иерима] и истреби все, что у него; [не бери себе ничего у них, но уничтожь и предай заклятию все, что у него;] и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла» (1Цар.15:3). Все это звучит очень устрашающе и жестоко. Но насколько эти повеления соответствуют контексту самой книги 1-ой Царств и историческим данным?

Несмотря на то, что израильский царь Саул «народ весь истребил мечем» (1Цар.15:8), в 30-ой главе этой книги читаем, что «в третий день после того, как Давид и люди его пошли в Секелаг, Амаликитяне напали с юга на Секелаг и взяли Секелаг и сожгли его огнем» (1Цар.30:1). Получается, что никакого тотального геноцида не было, а то, о чем мы читаем в 15-ой главе есть описание локальной войны, возможно даже без уничтожения всего населения. Об этом, в частности говорит такой исследователь, как Пол Колпан[2].

Примерно такая же ситуация с хананеями и другими языческими народами, меру исполнения беззаконий, которых Бог ждал 400 лет, надеясь на их исправление (см. Быт. 15:16). В Библии мы видим, что Бог постепенно изгоняет их с земли обетованной, которую они осквернили своим ужасными преступлениями, а не уничтожает (см.: Исх.23:28-29).

Несмотря на преданию заклятию и повеление уничтожить эти народы, Священное Писание говорит о том, что представители этих народов живут среди них «до сего дня»: «Но сыны Израилевы не выгнали жителей Гессура и Маахи [и Хананеев], и живет Гессур и Мааха среди Израиля до сего дня». (Иис.Нав.13:13) [Ср.: Иис.Нав.16:10; Иис.Нав.17:12-13; Суд.1:32; Суд.3:5; 3Цар.9:20].

Почему Бог повелевает так жестоко поступить с этими языческими народами? Это были люди, придерживавшиеся человеконенавистнической и развратной религии. В обычаи хананеев входили жертвоприношения детей, прелюбодеяния, зоофилия и гомосексуализм (Лев.18:21 –30).

Однако Бог давал им время на покаяние. Об этом можно прочитать в книге Премудрости Соломона: «Так, возгнушавшись древними обитателями святой земли Твоей, 4 совершавшими ненавистные дела волхвований и нечестивые жертвоприношения, 5 и безжалостными убийцами детей, и на жертвенных пирах пожиравшими внутренности человеческой плоти и крови в тайных собраниях, 6 и родителями, убивавшими беспомощные души, — Ты восхотел погубить их руками отцов наших, 7 дабы земля, драгоценнейшая всех у Тебя, приняла достойное население чад Божиих. 8 Но и их, как людей, Ты щадил, послав предтечами воинства Твоего шершней, дабы они мало-помалу истребляли их. 9 Хотя не невозможно было Тебе войною покорить нечестивых праведным, или истребить их страшными зверями, или грозным словом в один раз; 10 но Ты, мало-помалу наказывая их, давал место покаянию, зная однако, что племя их негодное и зло их врожденное, и помышление их не изменится во веки. 11 Ибо семя их было проклятое от начала, и не из опасения перед кем-либо Ты допускал безнаказанность грехов их. (Премудрость Соломона 12: 3-11).

Все меры к исправлению оказались тщетными именно после этого Бог решает, что уже перейдена черта, за которой их культура и само существование народов становится невозможным по причине ужасных преступлений. В данном случае Израиль становится орудием Божиего суда над языческими народами.

Все выше сказанное можно отнести и к амаликитянам, которые вступали в союз хананеями против израильтян (Числ.14:43, 45).

Теперь опять вернемся опять к 1Цар.15:3 и разберемся в чем состояло преступление амаликитян из-за которого Бог дает такое устрашающее повеление об их уничтожении? Известно, что амаликитяне нападали на израильтян во время их исхода из Египта (Исх.17:8), но Иисус Навин победил их по молитвам пророка Моисея (Исх.17:13). Казалось бы, ничего необычного, тем не менее, коварство и преступление амаликитян состояло в том, что этот кочевой народ напал не на воинов, а на тех, кто отстал от каравана переселенцев.

«А кто в любом человеческом сообществе самый слабый? Правильно, женщины и дети. Часть ослабевших, утомленных дорогой женщин и детей отстали от общей массы путешествующих Израильтян. Если с ними и были вооруженные мужчины, сопровождавшие их, то их было слишком мало, чтобы спасти охраняемых ими людей от беды, а остальные Израильские воины не успели вовремя прийти на помощь отставшим…»[3] (см. Втор.25:17-18).

После этой битвы Бог не повелевает уничтожить амаликитян, а много лет ждет исправление этого народа, которое так и не наступает[4]. И тогда только Бог повелевает воздать равным наказанием за то, что совершили эти люди: «Теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла» (1Цар.15:3).

Следует также помнить, что при всем несовершенстве Ветхого Завета убийство в нем не приравнивается к нравственно совершенным деяниям. Убивший даже на войне считался ритуально нечистым: «пробудьте вне стана семь дней; всякий, убивший человека и прикоснувшийся к убитому, очиститесь в третий день и в седьмой день …» (Чис.31:19).

Как пишет С.Л. Худиев, «для современников Иисуса Навина отделить нетерпимость к греху от нетерпимости к людям было еще невозможно. Это и в наши-то дни многим трудно, а в ту эпоху человек воспринимал себя как часть коллектива, рода-племени, истина о личном и вечном спасении еще не была открыта … Просто мы — в отличие от современников Моисея и Иисуса Навина — можем отличить грех (с которым никакого мира и компромисса быть не может) от грешника (который может покаяться и примириться с Богом)»[5].

История о растерзанных медведицами детях

Другая история о жестокости Библии связанна с пророком Елисеем, который проклял детей, дразнивших его. В результате дети были растерзаны двумя медведицами: «И пошел он (пророк Елисей) оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка» (4Цар.2:23-24).

Слишком уж обидчивым представляется пророк и непропорциональным оказывается возмездие, да тем более «малым детям»! На это часто любят обращать внимание атеисты: «Библия аморальна! Как можно верить в такого жестокого Бога?».

Для того чтобы разобраться с этим текстом Писания необходимо обратиться к оригиналу. В еврейском тексте «малые дети» звучит как «неарим кетаним» (малые мальчики). Однако слово «наар» достаточно широко обозначало возраст представителей мужского пола: от младенца до молодого человека лет двадцати и выше. Также оно могло обозначать слугу любого возраста[6].

Например, נ֫עַרַ (naar) названы в Библии Измаил в возрасте около 20 лет (Быт. 21:12 слл.), Исаак во время жертвоприношения (Быт. 22:12), Иосиф в 17 лет (Быт. 37:2)[7]. Царь Соломон уже после после восшествия на царство, в молитве к Богу называет себя – «наар катон» (малый отрок) (3Цар. 3:7). Получается, что по возрасту это были скорее всего не младенцы, а либо подростки, либо вполне уже зрелые юноши в возрасте от 11 до 20 лет. Именование их «малыми» может означать их неразумие, т.е. глупость, возможно здесь имеется их незначительное социальное положение.

Сюда следует добавить и то, что в во время рассматриваемых событий город Вефиль был центром языческого синкретического культа, «что не могло не сказаться на нравственном состоянии жителей города»[8]. Отсюда получаем, что оскорбления были не от неразумных младенцев, а от вполне осознающих свои действия людей. Причиной оскорблений являлась не просто личная неприязнь к пророку Елисею, а религиозная вражда язычников к Божиему посланнику. И вот с этой точки зрения история представляется уже в несколько ином свете.

Как считают исследователи этого текста в Библии, само появление агрессивно настроенной к пророку группы юношей также было не случайным. Скорее всего их послали язычники – жители Вефиля для того чтобы опорочить и прогнать Елисея от своего города и если это возможно подорвать его пророческий авторитет среди израильского народа[9].

Реакция пророка на такое противодействие агрессивных язычников и их фактическое богохульство вполне адекватна для такой ситуации: «Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним» (4Цар.2:24). «И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка» (4Цар.2:24). Еврейский текст говорит нам о том, что наказание произошло не тотчас же, а спустя небольшое время. На что указывает перед данной фразой «знак “атнах”, который всегда указывает на паузу и смысловой разрыв в тексте»[10].

Другими словами, пророк Елисей к наказанию здесь не имеет прямого отношения. Здесь лишь можно увидеть исполнение обещания о наказании евреям за нарушение Завета Божьего и уклонение в идолопоклонство: «Если же [после сего] пойдете против Меня и не захотите слушать Меня, то Я прибавлю вам ударов всемеро за грехи ваши: пошлю на вас зверей полевых, которые лишат вас детей, истребят скот ваш и вас уменьшат, так что опустеют дороги ваши» (Лев.26:21-22).

Есть также мнение английского библеиста XIX века Адама Кларка о том, что молодые люди, оскорблявшие пророка Елисея незадолго до этого могли погубить медвежат этих медведиц (см. (2Цар.17:8; Притч.17:12; Ос.13:8). Поэтому слова пророка Елисея к этим «младенцам» промыслительно совпадает с появлением разъяренных зверей, которые становятся не только орудием Божиего гнева, но и воздают юным язычникам за их жестокость[11].

Как говорит русская пословица: «Бог долго терпит, но сильно бьет». Иногда наказание необходимо как урок для других и повод к исправлению.

протоиерей Дмитрий Полохов

P.S. см. по данной теме: Худиев С.Л. Дикости и жестокости Ветхого Завета; М. Абакумов, А. Тютюнник. БИБЛИЯ АМОРАЛЬНА! КАК МОЖНО ВЕРИТЬ В ТАКОГО ЖЕСТОКОГО БОГА? ; Жестокость в Ветхом Завете

Примечания и сноски:

[1] См.: Полохов Д., прот. Зло, страдания и Бог

[2] См.: Пол Копан: является ли Бог моральным монстром, жестокость, рабство, и другие вопросы. [Видео].

[3] Алексеева Юлия. Снова о «жестокости» Ветхого Завета. «Теперь иди и порази Амалика…» (1Цар.15:3). 

[4] См. толкование св. Афраата (Иакова) Мудрого (IV в.): «Так же и амаликитянам было бы дано покаяние, если б только они уверовали, пока Бог долготерпел к ним в течение четырехсот лет. Но по прошествии того времени увидел Бог, что они не покаялись, и, разгневавшись на них, вспомнил Он то, что вписал Моисей в святую книгу. Ибо когда воцарился Саул, то сказал Бог Самуилу: Скажи ему, что вспомнил Я о том, что сделал Амалик вам, когда вы вышли из Египта, как он напал на вас. Те­перь иди и порази грешного Амалика (1Цар.15:1-3). (https://ekzeget.ru/bible/ishod/glava-17/stih-14/ )

[5] Худиев С. Дикости и жестокости Ветхого Завета

[6] См.: Кашкин А.С. Пророк Елисей и вефильские дети: экзегетический анализ 4 Цар. 2:23–24. //Христианское чтение 2017. № 4. С.115-116. (https://cyberleninka.ru/article/n/prorok-elisey-i-vefilskie-deti-ekzegeticheskiy-analiz-4-tsar-2-23-24)

[7] Там же. С. 116.

[8] Там же. С. 115.

[9] Там же. С. 118-120.

[10] Там же. С. 125.

[11] Там же. С. 126-127.

Добавить комментарий

3 + 7 =