О распятии Иисуса Христа: Коран, ислам и наука

О распятииИсламское вероучение отрицает Новозаветное свидетельство о распятии Иисуса Христа. Как справедливо замечает протоиерей Геннадий Фаст, согласно убеждениям мусульман, «Иисус не был распят на Кресте и не умер. То есть они не верят в то, что составляет самую сердцевину христианской веры. Как говорит апостол Павел, «мы проповедуем Христа распятого…» (1Кор.1:23)»[1]. Ислам не понимает и самой идеи искупления, как только человеческая религия, с очень формальным юридическим мышлением, он не возвышает человека над системой взаимозачетов: «преступление-наказание». Поскольку, согласно исламу, Иисус не имел грехов, то и наказание через распятие представляется мусульманам несправедливым. Но это уже другая тема. 

В данной статье хотелось бы рассмотреть основные аргументы мусульман против Крестных страданий и смерти по человеческой природе Господа Иисуса Христа и христианское понимание этого события. По мнению мусульман, например, Саида-афанди Чиркейского, «пророк Иса (коранический Иисус) не был распят, а волею Всемогущего Творца в возрасте 33 лет был поднят на небеса ангелами»[2].

Способы объяснения этого у мусульман отличаются неисторичностью и большой степенью фантастичности. Например, известный исламский богослов Ибн Таймийя (ум. 1328 г.) считал, что Аллах в ответ на Гефсиманскую молитву Господа Иисуса Христа (Лук.22:41-43), «спас его от мучительной смерти на кресте, а люди, не поняв, что ангелы унесли Ису на небо, подумали, что его всё-таки распяли»[3].

Популярной среди мусульман является идея о т.н. подмене Иисуса накануне распятия. Авторитетный толкователь Корана Ибн Касир, ссылаясь на Ибн Аббаса (двоюродного брата Мухаммада), считает, что по предложению самого Иисуса вместо Него был распят один из молодых учеников, который стал похож на Ису. Сам же Христос, по мнению мусульман, впал в состояние сна и был забран через отверстие в крыше на небеса. При этом обычно ссылаются на айят Корана: «О Иса (Иисус)! Я упокою тебя и вознесу тебя к Себе» (см. Сура «А̄ль ‘Имра̄н» 3:55).

Внутри этой версии существуют отличия относительно того, кто был распят. Например, Ибн Аббас вполне в гностическом духе считал, что распяли римского воина Титиянуса (?), а историк ислама Ибн аль-Асир (ум.1234 г.) настаивал, что это был предатель Иуда[4].

Все это никак не согласовывается с текстами самих апостолов и с их верой, о чем нам говорит весь Новый Завет. Свидетели Его земной жизни говорят нам о Крестных страданиях и искупительной смерти Мессии: Мф.27:30-50; Мк.15:24-37; Лк.23:33-46; Ин.19:23-30. Деян.2:23, 36; 1Петр.1:18-19; 2:24; 1Кор.1:23; 2:2, 8; Гал.6:12, 14; Еф.2:16; Флп.2:8; Кол.1:20; 2:14; Евр.2:14; Откр.2:8; 5:9 и др.

На вполне законный вопрос: почему мы должны верить версии о распятии Господа Иисуса Христа автору Корана, который был написан спустя почти шесть столетий, а не непосредственным ученикам и свидетелям – апостолам? Ответ кажется очевидным: версия страданий и искупительной смерти Христовой в Новом Завете более убедительна во всех отношениях.

Мусульмане о распятии Иисуса

Вопросы наподобие выше приведенного заставляли и самих мусульман высказывать версии относительно реальности Крестной смерти Иисуса Христа. Об этом можно судить по тем толкованиям, которые встречаются на соответствующие места Корана.

Все объяснения мусульман строятся на толковании 157-158 айятов из 4-ой Суры «Ан-Ниса» («Женщины»): «и сказали (иудеи): «Воистину, мы убили Мессию Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), посланника Аллаха». Однако они не убили его (ма к̣аталуху) и не распяли (ма с̣алабуху), а это только показалось им (шуббиха – представилось подобным). Те, которые препираются по этому поводу, пребывают в сомнении (лафии шаккин мминху) и ничего не ведают об этом, а лишь следуют предположениям (илла аттиба‘а). Они действительно не убивали его (ма к̣аталуху) (или не убивали его с уверенностью — йакийнан). 158. О нет! (бал) Это Аллах вознес его (ррафа‘ху) к Себе, ведь Аллах – Могущественный, Мудрый» (К.4:157-158). (пер. Кулиева).

Коранический текст здесь имеет полемическую направленность против иудеев[5]. Однако защищаясь от насмешек иудеев по поводу распятия Иисуса Христа, автор Корана допускает серьезную ошибку: вместо утверждения конечного торжества Иисуса и Его Божественного достоинства, которое подтверждается Его Воскресением из мертвых, Коран просто отрицает сам факт распятия. Более того, для этого автор Корана использует, по всей видимости, еретическую аргументацию: это идея кажущегося распятия[6].

Вместе с идеей подмены, такие утверждения впервые встречается в гностических апокрифических текстах. Собственно говоря отрицание распятия и телесной смерти – это особенная черта гностического докетизма [от греч. δοϰέω – казаться]. По мнению гностиков, Иисус Христос не имел материальной человеческой природы, а только призрачную, кажущуюся (ибо материя для язычников — зло). «Гностический Иисус – это вечное духовное существо, обладающее сверхъестественными свойствами и тайным знанием – гнозисом (от греч. γνώσις — знание)»[7]. Можно говорить о влиянии в этом месте на Коран гностической апокрифической литературы.

Поскольку исламское вероучение формировалось постепенно, то на начальных этапах встречались и более приближенные к здравому смыслу объяснения. Например, Ибн Касир, настаивая на ставшим основным мнении о том, что Иисуса не распинали, и Он не умирал, приводит толкования близкие к новозаветному тексту. В комментариях к Суре «А̄ль ‘Имра̄н» 3:55 он пишет:

«Знатоки разошлись во мнениях по поводу слова Аллаха: “Я упокою тебя, и вознесу тебя ко Мне”. Али ибн Абу Тальха передаёт, что ибн Аббас сказал: “Т.е. Я умерщвлю тебя”. Мухаммад ибн Исхак передал, что Уахб ибн Мунаббих сказал: “Аллах умертвил его на три часа в первую часть дня когда возносил его к себе”. Ибн Исхак сказал: “Христиане утверждают, что Аллах умертвил его на семь часов, а затем воскресил”. Исхак ибн Бишр передаёт, что Уахб сказал: “Аллах умертвил его на три дня, а затем вознёс”. Матар аль-Уаррак сказал: (مُتَوَفِّيكَ)  “Я упокою тебя – дам тебе покой от этого мира, и это не значит умертвить”[8].

Однако, как отмечает Ибн Касир, большинство мусульманских богословов считают, что здесь подразумевается покой сна (см. К.6:60; 39:42). При этом имеется в виду довольно специфичное и суеверное (ненаучное) представление мусульман о том, что во время сна душа человека покидает тело: «Аллах забирает души в момент смерти, а ту, которая пока не умирает, — во время сна. Он удерживает ту, которой предопределил смерть, а другую отпускает до определенного срока …» (К.39:42) (Кулиев). См. достоверный хадис: «Сообщается со слов Хузейфы (ибн аль-Ямана), что он сказал: «Когда пророк ложился спать, он говорил: “С именем Твоим, о Аллах, я умираю и возвращаюсь к жизни (Би-сми-кя-ллахумма, амуту ва ахйа)”, — а когда просыпался ото сна, то говорил: “Хвала Аллаху, Который вернул нас к жизни после того, как упокоил нас, и к Нему [мы вернёмся] после воскрешения (Аль-хамду ли-Лляхи-ллязи ахйана ба‘да ма аматана ва илейхи-н-нушур)”» (Сахих аль-Бухари, 6324).

Таким образом мусульмане пытаются уйти от ошибочного, по их мнению, учения христиан об искупительной смерти на Кресте Иисуса Христа. Но подобный подход не разрешает возникающие проблемы внутри самого исламского вероучения.

О проблемах с пониманием Корана

При традиционном исламском понимании К.4:157-158 возникает следующая проблема. Если Иисус не был распят, хотя в Новом Завете неоднократно Он Сам говорит о грядущем добровольном и искупительном Своем страдании, зачем кто-то должен был страдать вместо Него?

См.: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Матф.20:28. Ср.: Матф. 16:21; 20:19; 26:2; Мар.8:31; 9:12; 10:45; Лк.17:25; Ин. 10:18 и др.).

Если стать на точку зрения самих мусульман, то получатся, что в случае добровольной замены кандидата на распятие, коранический Иса (Иисус) допустил малодушие и не является нравственным идеалом. В толковании на К.4:158 Ибн Касира, например, есть такие слова: «Многие из праведных предков упоминают слова Исы: «Кто бы принял мой облик, и был бы убит вместо меня, дабы быть моим спутником в раю?»[9]. Получается, что Иса еще и торгуется, чтобы избежать смерти, предлагает не просто добровольно пожертвовать за него жизнью, но и обещает вознаграждение за подмену, т.е. за обман. Если следовать кораническому нарративу.

Либо в случае, когда замена произошла по воле Аллаха, коранический Аллах допускает явную несправедливость, когда вместо коранического Исы погибает другой невинный человек. В некоторых исламских версиях в качестве распинаемого фигурирует предатель Иуда, который сказочным образом меняет свой облик на облик коранического Исы. Но и здесь не все так гладко.

Как уже говорилось, все ученики Христа говорят о Его Крестных страданиях и смерти. Поэтому, версия с неожиданной подменой Иисуса на Иуду очевидным образом противоречит согласному мнению Нового Завета. Получается, что по исламскому вероучению Аллах обманул не только иудеев и римлян, но и самих учеников Иисуса Христа. При этом сам Коран говорит о том, что вера апостолов была поддержана Аллахом: «О вы, которые уверовали! Будьте помощниками Аллаха, как сказал Иса, сын Марйам, апостолам: «Кто мои помощники у Аллаха?» И уверовала одна часть из сынов Исраила, и не уверовала другая часть. И Мы подкрепили тех, которые уверовали, против их врагов, и они оказались победителями» (К.61:14) (Крачковский).

Из истории известно, что никто из первых поколений иудеохристиан не отрицал факт Крестной смерти Иисуса. Версия с мнимой смертью или подменой во время распятия Иисуса была характерна для синкретического и языческого течения гностицизма[10]. Получается, что коранический Аллах скрыл правду о том, что распятия Иисуса не было и поддержал неверное представление об этом событии у Его ближайших учеников. Это очень противоречивая и соблазнительная для нравственного чувства версия!

Также по тексту Нового Завета становится не понятной дальнейшая судьба предателя Иуды. В Новом Завете говорится о самоубийстве Иуды (см. Матф.27:4-5; Деян.1:16-18), кто же тогда был этот человек о котором апостолы говорят, как об одном из бывших учеников Христа? Слишком много неудобных вопросов, на которые мусульманам трудно отвечать!

Новые исламские версии о распятии

Современные исламские проповедники придумали новую версию при помощи которой они пытаются выкрутится в возникших трудностях. Суть ее состоит в том, что Иисус во время распятия потерял сознание, Его посчитали умершим и положили во гроб. После многочасового пребывания во гробе Он якобы очнулся и Его спасли подоспевшие ученики (жены мироносицы и апостолы). Данную версию высказывали Ахмед Дидат, Шабир Али, ренегат А.-В. Полосин и некоторые другие.

Надо сказать, что версия не очень свежая, её уже задолго до мусульман высказывали и анализировали другие авторы. Такое объяснение было признано неудачным и не соответствующим историческим обстоятельствам. Очень сложно предположить, что после бессонной ночи, избиений, бичевания, затем распятия на Кресте и пробития груди римским копьем до околосердечной сумки (Матф.26:67; 27:26-30, 35-50; Ин.19:1, 33-34) кто-либо вообще мог бы выжить. В качестве анализа событий распятия с точки зрения современной медицины можно порекомендовать много исследований на эту тему[11]. Например, вот статья судебно-медицинского эксперта Э.В. Туманова «Смерть при распятии. Взгляд судебно-медицинского эксперта. Часть II», которая не оставляет сомнений в реальности Крестной смерти Иисуса Христа[12].

Вот один из комментариев специалиста о том, что Иисус во время распятия претерпел смерть по Своему человечеству: «палачи, чтобы удостовериться в наступлении смерти применили очень эффективный способ — проткнули грудь копьем. Повреждение пристеночной (висцеральной) плевры вызывает настолько сильную боль, что вздрагивают даже люди, находящиеся в коме»[13]. Поэтому исламские фантазии о глубоком обмороке или коме здесь не находят подтверждения.

По свидетельству иудейского историка Иосифа Флавия, даже снятие с креста во время распятия не гарантировало выживаемости такому человеку. В своей биографии «Жизнь Иосифа Флавия» он описывает историю о том, чем закончилась попытка спасти его трех бывших товарищей, которые были распяты. Несмотря на то, что приказу императора Тита их сняли с крестов и оказывали медицинскую помощь, выжил только один человек [Ios. Flav. Vita. 420-421].   

Фантастичность исламской версии о глубоком обмороке и обмане профессиональных римских палачей вызывала сомнение даже у Давида Фридриха Штрауса, который отрицал Божество Иисуса Христа и Его воскресение («Жизнь Иисуса» (1835-1836)). Он писал: «Не может быть, чтобы человек, в полумертвом состоянии, похищенный из гробницы, который от слабости не держался на ногах, которому нужны были медицинская помощь, перевязки, лечение, и который был во власти физических страданий, вдруг произвел бы такое впечатление на своих учеников: впечатление человека, победившего смерть, Повелителя Жизни, — а ведь именно это впечатление стало основой всех будущих проповедей. Такое оживление могло только ослабить впечатление, которое Он производил на них в жизни и смерти. В лучшем случае, оно могло привнести некоторую элегическую нотку, но никоим образом не могло бы превратить их горе в энтузиазм, равно как и возвысить их уважение к нему до религиозного поклонения»[14].

Анализ исламских текстов о распятии

Для того чтобы попытаться понять, что имеется в виду под распятием Иисуса в Коране нужно посмотреть другие места, в которых говориться о завершении земной жизни коранического Исы (Иисуса). При более внимательно их изучении исламская версия, отрицающая распятия Христа становится менее убедительной.

По мнению Сулеймана Мурада (Suleiman A. Mourad), «чтение стихов 4:157-58 в свете их непосредственного контекста, а также стихов 3:55, 5:117 и 19:33 приводят нас к выводу, что Коран подтверждает смерть Иисуса на кресте, за которой следует его воскресение. Действительно, истории о физической смерти Иисуса и ссылки на нее как на событие, произошедшее в прошлом, встречаются во всей исламской науке, даже в работах авторов, которые утверждали обратное»[15].

Рассмотрим арабский текст Корана, в котором говорится о предполагаемой смерти Иисуса и сравним его с похожими по смыслу айятами.

Интерес представляет Сура «Аль Имран» 3:55. «Вот сказал Аллах: «О Иса (Иисус)! Я упокою тебя (إِنِّي مُتَوَفِّيكَ) и вознесу тебя (وَرَافِعُكَ) ко Мне, и очищу тебя от тех, которые не веровали, и сделаю тех, которые последовали за тобой, выше тех, которые не веровали, до дня воскресения. Потом ко Мне будет ваше возвращение, и Я рассужу между вами относительно того, в чем вы разногласили» (Крачковский).

Нас интересует словосочетание мутаваффиикя ― от вафаа – он соблюдал, исполнил. Причастие действительного залога V породы[16] от таваффааху – глагол V породы — он взял, в т.ч. принял его душу (умертвил)[17]. Кя – Тебя (слитн. местоим.). Ва ― и; раафи‘укя ― от рафа‘аху ― он поднял, возвысил. Дословно: «Я упокою (умерщвлю) тебя и вознесу тебя»[18].

Выражение «мутаваффиикя» имеет три значения: «подвергать смерти«, как перевёл Г. Саблуков, «упокоиться», как перевёл И.Ю. Крачковский, и «принять к себе». По исламской версии — «упокоение» Иисуса говорит о том, что он был вознесён к Аллаху в состоянии сна». Найдем другие места Корана, где употребляется подобное слово.

Следующая, интересующая нас Сура — «Аль-Маида» (Трапеза) — К.5:117. Это слова коранического Исы: «Я не говорил им ничего, кроме того, о чем Ты мне приказал: «Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему!» Я был свидетелем о них, пока пребывал среди них, а когда Ты меня упокоил (تَوَفَّيْتَنِي) (таваффайтании), Ты был наблюдателем за ними, и Ты — свидетель всякой вещи» (Крачковский). Очевидно, что здесь речь идет о завершении земного пребывания коранического Исы. Тем более, что в Суре «Марьям» 19:33 Иса в Коране перечисляет этапы этой жизни: «И мир мне в тот день, как я родился, и в день, что умру (أَمُوتُ)[19], и в день, когда буду воскрешен живым!»» (К.19:33) (Крачковский).

В Суре 22:5 в переводе Кулиева читаем: «О люди! Если вы сомневаетесь в воскрешении, то ведь Мы сотворили вас из земли, потом – из капли, потом – из сгустка крови, потом – из разжеванного кусочка, сформировавшегося или несформировавшегося. Так Мы разъясняем вам истину. Мы помещаем в утробах то, что желаем, до назначенного срока. Потом Мы выводим вас младенцами, чтобы вы могли достигнуть зрелого возраста. Одни из вас умирают (يُتَوَفَّى), другие же возвращаются в жалкую старость и забывают все, что знали …». И.Ю. Крачковский в переводе употребляет здесь слово «упокояется», что собственно не искажает смысл всего отрывка, т.к. речь идет о смерти.

Еще один пример дает нам Сура 32:11. Здесь однозначно говорится о смерти и даже упоминается некий ангел смерти: «Ангел смерти (الْمَوْتِ), которому вы поручены, упокоит вас (يَتَوَفَّاكُم), а затем вы будете возвращены к своему Господу».[20] Толкование Корана ас-Саади поясняет – «умертвит вас». То же самый смысл приводит в своем тафсире Ибн Касир: «Приемлет вашу кончину ангел смерти»[21].

Если понимать «упокоение» как отдых или сон, то причем здесь «ангел смерти»? Понятно, что Иисус действительно был умерщвлен и был вознесен (естественно после Своего Самовоскресения) к Богу. «Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим.14:9, Ср.: 1Пет.3:18). В самом Коране присутствует определенная неоднозначность, которая вполне может быть понятно объяснена в случае признания распятия и воскресения (и вознесения) Иисуса.

Сравнение слов Суры 3:55 о «упокоении» Иисуса Христа с другими местами Корана, где употребляется данное выражение, показывает следующее. В 24 случаях употребления глагола вафа в V породе – таваффа и большинство его значений — «уйти из жизни, умереть». Сюда же стоит добавить причастие mutawaffīka действительного залога от V породы глагола со значением взять, упокоить в К.3:55[22].

Хотя большинство мусульманских авторов придерживается ставшей традиционной версии о спасении Исы от распятия[23], на основе выше приведенной аргументации есть сторонники и Новозаветной истории Крестной смерти Иисуса. Кроме упоминавшихся здесь древних исламских авторов, можно назвать и современных: Сулеймана Мурада, Эмре Дормана (Emre Dorman) и профессора Стамбульского университета Абдульазиз Байындыра[24].

Исламская теория и историческая наука

Однако самой большой проблемой для исламского неприятия реальности распятия Господа Иисуса Христа является данные исторической науки. Древние авторы однозначно утверждают факт крестных страданий и смерти Спасителя. Об этом пишет иудейский историк Иосиф Флавий (Ios. Flav. Antiq.  XVIII, 3, 3), иудейский Талмуд также говорит об этом (Санхедрин 43а). Римский историк Тацит в своих «Анналах» (ок. 116 г. н. э.) в 15 книге 44 главе упоминает о смерти Христа по приказу Понтия Пилата. Философ Мара бар Серапион (73-200 г. н. э.) косвенно упоминает о смерти Иисуса от иудеев[25].

Среди современных исследователей существует научный консенсус относительно исторической достоверности распятия и смерти Иисуса Христа. Даже атеистически настроенные авторы не отрицают этого факта.

Специалист в области текстологии Нового Завета атеист Барт Эрман пишет: «Один из самых достоверных фактов в истории – это тот, что Иисус был распят по приказу Римского префекта Иудеи Понтия Пилата». (The New Testament: A Historical Introduction the Earth Christian Writings, p. 261-252.)[26]. Библейский историк и атеист Герд Людеманн говорит не только о смерти Иисуса, но и о вере апостолов в Его воскресение: «После смерти Иисуса ученики пережили гонения, а некоторые из них ― мученическую смерть. Сила их убеждения показывает, что они не просто утверждали, что Иисус явился им после воскресения из мертвых. Они действительно верили в это. Они добровольно подвергали себя опасности, публично провозглашая воскресшего Христа». (Ludemann, G. 1996 p. 80. What Really Happened?). Примерно в таком же духе высказывается религиовед Реза Аслан (мусульманин)[27].

Ученый Крис К. Карагунис пишет: «Остается только желать, чтобы многие другие античные события были задокументированы настолько же хорошо, как распятие Иисуса». (Was Jesus Crucified? Prof Dr Chrys C. Caragounis).

Мусульманские версии относительно распятия требуют слишком много допущений, носят конспирологический и нравственно предосудительный характер, требуют сложных объяснений, что само по себе, в силу принципа «бритвы Оккама», свидетельствует против них. По мнению Сулеймана Мурада, сама исламская теология вынуждает мусульман защищать свою сомнительную версию о спасении Иисуса от крестной смерти.

Мусульманские экзегеты развили теорию об обязанности Аллаха защищать своих пророков до такой степени, что в ней не осталось места для принятия смерти Иисуса Христа на кресте. Важную роль в укреплении общераспространенной исламской версии с распятием сыграла антихристианская полемика, в которой мусульмане были вынуждены спорить с традиционной христианской точкой зрения. Такая ситуация фактически не оставляла мусульманским экзегетам выбора – они просто не могли допустить иного прочтения стихов Корана[28].

В случае с исторически несомненным для современной науки фактом распятия Иисуса Христа на Кресте исламское богословие и экзегеза оказывается в проигрыше. Это еще одна историческая ошибка которая ставит под сомнение предполагаемое сверхъестественное происхождение мусульманской веры. 

P.S. см. еще по теме:

Сноски и примечания:

[1] Фаст Геннадий, прот. Кто же Сей? Книга об Иисусе Христе / Азбука веры. https://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-iisuse-xriste/6

[2] См.: Почему мусульмане считают, что Иисус не был распят /Кириллица. 

[3] Там же.

[4] См.: Там же. См.: Полохов Д., прот. На Коран повлияли апокрифы? / weren.ru 

[5] При всех несущественных спорах кто распял Господа Иисуса Христа римляне или иудеи, будем руководствоваться словами Священного Писания, а именно речью ап. Петра в день Пятидесятницы: «Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его». (Деян.2:23-24)

[6] Полохов Дмитрий, прот. На Коран повлияли апокрифы?  

[7] Там же. 

[8] См.: Сура 3. Семейство Имрана, 55-й аят. Толкование Ибн Касира. 

[9] См.: Сура 4. Женщины, 158-й аят

[10] См.: Полохов Дмитрий, прот. На Коран повлияли апокрифы?

[11] См., напр.: Тайны Библии: Медицинское заключение о смерти Христа. / Вера. 

[12] Туманов Э.В. Смерть при распятии. Взгляд судебно-медицинского эксперта. Часть II

[13] Там же.

[14] См.: Каледа Г., прот. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа /Фома. 

[15] См.: Suleiman Mourad. “Does the Qurʾān deny or assert Jesus’s crucifixion and death?″ / New Perspectives on the Qur’an, Ed. Gabriel Said Reynolds, New York: Routledge, 2011 Р. 356.

[16] См. Гиргас В.Ф. Арабско-русский словарь к Корану и хадисам. СПб.: Диля, 2006. С.  892-893.

[17] см. Берникова О. Арабская грамматика в таблицах и схемах. СПб., 2010. С. 51.

[18] Пер. Г. Саблакув: К.3.48 «Бог сказал: Иисус! Я подвергну тебя смерти, вознесу тебя ко Мне, избавлю тебя от тех, которые не уверовали; а тех, которые последовали тебе, поставлю выше неверующих, до дня воскресения. Со временем будет ваше возвращение ко Мне, и Я рассужу вас в том, в чём вы между собой разногласили».

[19] См.: ’амууту — «я умру» Гиргас. С.773. перевод Г. Саблукова – К.5.117 «Я говорил им только то, что повелел Ты мне: » покланяйтесь Богу, Господу моему и Господу вашему»! Я свидетель о них только на то время, покуда я был с ними; но с того времени, как Ты подверг меня смерти, Ты был стражем их: ибо Ты присущ всему».

[20] Пер. Г. Саблукова: К. 32.11 «Скажи: Ангел смерти, который приставлен для надзора за вами, верно заставит вас умереть, и тогда вы будете возвращены ко Господу нашему». йатаваффу― imperf.: «умертвит вас».

[21] См.: Сура 32. Земной поклон, 11-й аят

[22] См.: The Quranic Arabic Corpus — Quran Dictionary 

[23] См.: Fatoohi, L. (2021). Did Muslim Exegetes Ever Accept Jesus’ Crucifixion? Debunking a Recent Myth.

Academia Letters, Article 2595. 

[24] См.: АЛЬ-МАСИХ (ХРИСТОС) УМИРАЛ ИЛИ НЕТ? | Рамзес Исмаилов 

[25] См.: Список небиблейских исторических источников, подтверждающих историчность Иисуса / Апологетика Библии. 

[26] Гипотеза ad hoc и исламские уловки /Христианство и Ислам: все точки над «i». 

[27] Научный консенсус. Смерть и опыт учеников Иисуса встретивших Иисуса Воскресшим.  

[28] См.: Suleiman Mourad. “Does the Qurʾān deny or assert Jesus’s crucifixion and death?″ Р. 356.

Добавить комментарий

17 − десять =