Научное чудо Корана про преграду между морями

Чудо научное Коран
Чудо Корана?

Как ни странно, но тема о так называемых «научных» чудесах Корана до сих пор присутствует в межрелигиозном диалоге. Мусульмане пытаются найти в тексте Корана то, что можно было бы интерпретировать как «научные открытия и научные знания, о которых не мог знать ни основатель ислама Мухаммад, ни его современники – арабы VI–VII веков»[1]. Тем самым они пытаются доказать якобы чудесное происхождение текста мусульманского священного писания. Однако, как уже было неоднократно показано, все известные по исламским публикациям коранические научные чудеса не выдерживают критики[2].

Научные чудеса Корана не соответствуют критериям научности:

Для того чтобы поиск научных чудес не выглядел предвзято необходимо соблюсти определенные объективные критерии. Все они соответствуют принципам непредвзятости, проверяемости и рациональности без чего невозможно говорить о какой-либо научности[3]. На основании этих критериев можно сформулировать правила, по которым можно проверить претендующие на чудесность места Корана и их объяснение мусульманами.

  1. Однозначность и простота интерпретации. Фраза, которой приписывают чудесность, не должна быть многозначной, чтобы не было никаких сомнений относительно ее понимания. Сама интерпретация не должна быть чрезмерно сложной или добавленной «извне» (например, из тафсиров мусульманских богословов-реформаторов XIX-XXI вв.). Если интерпретаций несколько, то чудо становится сомнительным.
  2. Восприятие в общем контексте и согласованность с другими текстами. Фраза не должна произвольно вырываться из общего содержания и толковаться вне связи с предыдущим и последующим текстом. Если выбранная интерпретация или вывод противоречит некоторым айатам или хадисам, то чудо перестает являться таковым, поскольку необходимо, чтобы ни Коран, ни хадисы не противоречили чуду.
  3. Отсутствие знаний на момент ниспослания Корана. Научный факт, о котором говорится в потенциально чудесной фразе, не должен быть известен на момент составления Корана ни арабам, ни народам, чья история была хоть как-то связана с аравийским полуостровом. Если о факте уже было известно до Мухаммада, то чудо перестает быть таковым по определению.
  4. Неочевидность и невозможность наблюдения на момент ниспослания. То, о чем говорится в потенциально чудесной фразе, не должно быть самоочевидным. Если некий факт вполне может быть выяснен путем самого обычного наблюдения без использования какого-либо инструментария, чудо перестает быть таковым.
  5. Согласованность с наукой и ее методами. При поиске чудес не должно быть неправильных с точки зрения науки интерпретаций. Т.е. необходимо, чтобы чудесная фраза не противоречила современным научным данным. Также сам механизм поиска научных чудес должен подчиняться определенной логике и алгоритму. Т.е. научный поиск должен быть понятным и прогнозируемым: если будем делать так-то и так-то, то обязательно найдем такое чудесное совпадение. Это своего рода экспериментальная проверка на научность при поиске чудес в Коране. Иначе изучение текста превратиться в своего рода гадание, наподобие расшифровки «пророчеств» астрологов, Нострадамуса и т.п.[4]

Пример коранического чуда

В качестве наглядного примера, который демонстрирует нарушение этих критериев рассмотрим одно из чудес Корана, которому уделяется мало внимания. Исламские источники утверждают, что существует два моря, которые не смешиваются из-за существующей между ними преграды. Обычно это «научное чудо» предваряется на исламских сайтах информацией о том, что известный французский исследователь Мирового океана Жак-Ив Кусто, исследуя водные просторы в Гибралтарском проливе, обнаружил удивительный, факт: существование двух несмешивающихся друг с другом водных толщ. Они будто разделены некой невидимой преградой и имеют между собой четкую границу. Это воды Средиземного моря и Атлантического океана, которые соприкасающиеся друг с другом в Гибралтарском проливе. Каждая из них имеет свою температуру, свой солевой состав, животный и растительный мир.

По словам мусульманских творцов «научных чудес»: «Эти две массы воды встречаются в Гибралтарском проливе уже тысячи лет, и логично было бы предположить, что эти две огромные массы воды в течение длительного времени должны смешаться — их соленость и плотность должна стать одинаковой, или, по крайней мере, схожей. Но даже в местах, где они сходятся вплотную, каждая из них сохраняет свои свойства. Другими словами, в местах слияния двух масс воды водяная завеса не позволяет им смешиваться»[5].

Здесь наступает кульминация данной истории. Якобы находясь под впечатлением этого «неведомого» науке явления, Кусто вдруг узнает от Мориса Бюкая (Букая), что все это было предсказано в Коране много веков назад. Бюкай известен тем, что, будучи личным врачом Саудовского короля, написал лженаучную книгу «Библия, Коран и наука» (1976)[6]. В ней он настаивал на чудесности Корана и превосходстве его над Библией. Далее якобы Капитан Кусто сильно этим впечатлился и принял после всего этого ислам: «Это было для меня как гром среди ясного неба. И действительно, так оно появилось, когда я смотрел на переводы Корана. Тогда я воскликнул: «Клянусь, что этот Коран, который на 1400 лет опережает современную науку, не может быть речью человека. Это истинная речь Всемогущего. После этого я принял Ислам и каждый день был поражен истиной, справедливостью, легкостью, полезностью этой религии»[7].

По современным исламским источникам об этом чуде якобы говорится в двух местах Корана: В Суре «Аль-Фуркан» (Различение): «Он — Тот, Кто смешал два моря (вида воды): одно — приятное, пресное, а другое — соленое, горькое. Он установил между ними преграду и непреодолимое препятствие» (К.25:53) (Кулиев). Другое место – это Сура «Ар-Рахман» (Милостивый): «Он разъединил моря, которые готовы встретиться. Между ними преграда, через которую они не устремятся» (К.55:19-20) (Крачковский).

Первая ложь о чуде

В данном «научном» чуде Корана мы сталкиваемся с очевидной ложью и манипуляциями исламской стороны. Оказывается, что вся история с т.н. открытием несмешиваемости морей и обращением в ислам Ж.-И. Кусто является плодом фантазии мусульманских пропагандистов.

Существует официальное письмо Фонда Кусто с опровержением его обращения в ислам: Оригинал разъясняющего письма от Фонда Кусто (на французском языке). Фонд Кусто (Fondation Cousteau) опубликовал письмо следующего содержания: «Сэр, Мы получили Ваше письмо и мы благодарим Вас за Ваш интерес проявленный в отношении нашей деятельности. Мы совершенно точно утверждаем, что командор Кусто не становился магометанином и курсирующие слухи не имеют никакого основания. Ваш сердечно, Didier CERCEAU»[8].

В 2004 г. в интервью журналу Forbes семья Кусто еще раз подтвердила, что известный исследователь Мирового океана никогда не принимал ислам. После смерти Кусто его отпевали в христианском храме — Кафедральном соборе Парижа Нотр Дам и похоронили на фамильном участке христианского кладбища Сент-Андре-де-Кюбзак[9].

Видимая граница между водой разной солености, что интерпретировалось как несмешиваемость морей, была известна людям с древности. Мореплаватели могли видеть это явление воочию. Знали это и арабы, современники основателя ислама Мухаммада. Поэтому очень трудно себе представить, что известный исследователь океанов никогда не видел и не сталкивался с подобным явлением. Тем более трудно себе представить, что под влиянием этого явления он стал мусульманином.

Вертикальный галоклин – видимая граница между слоями воды с разной соленостью встречается во многих местах на нашей планете[10]. Помимо Баб-эль-Мандебе, где сходятся воды Аденского залива и Красного моря, граница между слоями воды видна в Гибралтаре. Там встречаются воды Средиземного моря и Атлантического океана. В Дании можно увидеть границу между Балтийским и Северным морем. В Аляскинском заливе есть граница между Тихим океаном и местом где впадает река Суситна и др. Всего на Земле «существует 16 мест, где видна граница между водными пространствами»[11].

Очевидно, что выдавать за неизвестное науке чудо видимую границу между водой с разной степенью солености выглядит глупо. Тем более глупо сочинять истории о мнимом обращении в ислам Кусто под впечатлением такого общеизвестного явления. Попытка научной интерпретации вертикального галоклина как коранического чуда также сомнительна, но об этом позже.

 Стоит сказать, что на некоторых исламских сайтах признают ложность истории с Ж.-И. Кусто, но настаивают на чудесности видимой преграды между морями. Якобы это подтверждает известные места из Корана (см.: К. 25:53; 55:19-20).

Что говорит текст Корана?

Рассмотрим арабский текст Корана и мнение авторитетных исламских толкователей относительно несмешиваемости морей. Действительно ли здесь речь идет о чуде или это позднейшие выдумки исламских проповедников?

Суре «Аль-Фуркан» (Различение) написано: «Он — Тот, Кто смешал два моря (вида воды): одно — приятное, пресное, а другое — соленое, горькое. Он установил между ними преграду и непреодолимое препятствие» (К.25:53) (Кулиев).

Дословно с арабского это можно перевести так: «И он, который пустил (или смешал — مَرَجَ) два моря (الْبَحْرَيْنِ)[12]. Это – приятное (или пресное — عَذْبٌ), пресное (فُرَاتٌ), а это – соленое (مِلْحٌ), горькое (أُجَاجٌ). И сделал между ними (بَيْنَهُمَا) преграду (بَرْزَخًا) и ненарушимое (запретное) препятствие (حِجْرًا مَّحْجُورًا)[13]» (К. 25:53). Видим, что автор Корана настаивает на непреодолимости существующего препятствия между этими двумя морями (водоемами).

Примерно такой же смысл имеет и другие два айята из Суры «Ар-Рахман» (Милостивый): «Он разъединил моря, которые готовы встретиться. Между ними преграда, через которую они не устремятся» (К.55:19-20). Буквальный перевод будет выглядеть примерно так: «19. (Он) выпустил (или смешал — مَرَجَ мараджа)[14] два моря (ль-бахрайни), (которые) встречаются (или соединяются — يَلْتَقِيَانِ)[15]. 20. Между ними преграда (بَرْزَخٌ — барзахун), не (لَّا — лла) переступают они оба границ (يَبْغِيَانِ)[16]. И в данном случае Коран настаивает на том, что вода в этих морях или водоемах не смешивается.

Обратимся к авторитетным толкователям Корана: рассмотрим тафсир Ибн Касира. К Суре 25:53 Ибн Касир поясняет, что здесь речь идет о двух типах воды: пресной и солёной. В пояснении же к Суре 55:19-20 можно увидеть интересующие нас толкования. По мнению этого авторитетного муфассира (толкователя) «под двумя морями в этом аяте понимаются соленые и пресные воды, где последнее — это реки. Об этом уже говорилось в суре «Различение» (Сура 25). Согласно Ибн Джариру, под двумя морями понимаются небесное море и земное море». Получается, что Аллах установил между пресной (речной) и соленой (морской) водой границы в виде земляной поверхности (твердыни), чтобы не допустить их слияния, которое бы испортило характеристики обоих[17]. То есть речь фактически идет о береговой линии, которая является границей для водоемов.

Таким образом речь в Коране идет не о преграде между двумя морями, а о том, что между морской и речной водой существует преграда в виде земной поверхности, которая их разделяет. В результате получаем, что современные исламские пропагандисты выдумали и извратили не только смысл своего священного текста, но и его толкования. Все ради лишь одной цели – при помощи обмана завлечь в свою религию доверчивых и несведущих в науке и исламе людей.

Что говорит наука о чуде с морями?

Если обратиться к научным источникам, то все они, говоря о существовании видимой границы между водой с разной соленостью и химическим составом, отрицают их несмешиваемость. Просто смешивание носит постепенный характер из-за силы поверхностного натяжения, разной солености и плотности, разной направленности течений[18].

Издание Live Science опросило ученых океанографов о видимой границе между разными морями. На это авторов научного издания подвигла целая армия «сторонников теории о том, что воды этих двух океанов никогда не смешиваются»[19].

Исследователь океана Надин Рамирес из Университета Консепсьон в Чили, не задумываясь, ответила, что воды постоянно перемешиваются с разной скоростью в разных местах. В качестве примера она привела кофе, в который добавили сливок. Жидкости будут смешиваться постепенно. Похожие процессы происходят и в случае галоклина. Когда же поднимается сильный ветер и волны, то процесс смешивания ускоряется.

Океанограф Казимир де Лаверн из Сорбонны и Французского национального центра научных исследований добавил, что вода также смешиваются в глубинах океана. Ежедневные приливы «тащат» воду взад и вперед по ухабистому морскому дну, что вызывает большую турбулентность»[20]. Все это лишь подтверждает отсутствие ненарушимой преграды между разными морями, о чем ошибочно сообщают нам мусульмане. Так что с научной точки зрения никакой запретной и ненарушимой границы между морями не существует. И с этой точки зрения чудо Корана оказывается выдуманным и ложным.

Выводы

Что можно сказать по поводу этого очередного коранического чуда? Оно не выдерживает проверки на научность.  Как видно из приведенных выше критериев, рассматриваемое кораническое «чудо» противоречит как минимум трем вышеприведенным критериям. Во-первых, приводимые из Корана айяты К.25:53; 55:19-20 и их «научные» толкования не соответствует однозначности и простоте интерпретации. Традиционные толкователи, например, Ибн Касир, не видели здесь современного исламского «чуда».

Во-вторых, как уже говорилось, видимая граница между морями была известна людям с древности. Для мореплавателей это было известное явление, поэтому никакой чудесности, при таком понимании текста Корана здесь нет. Очевидно здесь нельзя говорить об отсутствии знаний на момент ниспослания Корана об этом явлении. Что же касается якобы скрытого и неизвестного для современников Мухаммада научного объяснения несмешиваемости морей, о чем якобы и говорит Коран. Здесь тоже все печально, – на самом деле вода в морях с видимой границей (вертикальным галоклином) смешивается.

Следовательно, претендующее на чудесность объяснение текста Корана противоречит научным данным, — оно не согласовывается с наукой и ее методами. Вода смешивается, хотя и медленно. Это уже третье противоречие критериям поиска научных чудес в тексте Корана.

Самое печальное для исламской религии в этом и других так называемых «научных чудесах» Корана это то, что они противоречат традиционным исламским толкованиям. Получается, что творцы коранических чудес сами не знают ислам, но при этом его пропагандируют. А это свидетельствует о невежественности адептов и несерьезности самой религии: как можно не зная чего-то кого-то учить и призывать к своей вере? Если такое допустимо, то с исламом большие проблемы. Значит понятие истины и заблуждения в такой религии вещи относительные. Сегодня это имеет такой смысл, завтра – другой, а послезавтра третий.

При таком подходе каждый раз происходит подгонка основополагающего текста религии под выгодный результат. Это говорит о внутренней противоречивости, слабости и не самодостаточности оснований для объяснения божественного происхождения Корана и самого ислама.

Возможен еще один вариант объяснения такого поведения исламских проповедников, но он еще более негативен. Если допустить, что на известных и уважаемых исламских ресурсах сознательно выдумывают ложные «научные чудеса», то здесь уже цель оправдывает средства. Если ради привлечения новых адептов в ислам можно выдумывать истории с обращением известных людей, искажать смысл текста Корана и авторитетных толкований (тафсиров), тогда чем такие методы отличаются от вербовки в сектантские организации?

В таком случае проявляется неуважительное отношение даже к своим единоверцам. Какое может быть здесь уважение, если им предлагают ложь ради чувства мнимого превосходства над христианами и атеистами? Для проповеди истинности своей религии очень странно использовать обман и предлагать ложь. Христиане знают откуда возникла первая ложь и кто ее отец: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоан.8:44).

Истина – только во Христе, как Он Сам о Себе говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.14:6).

протоирей Дмитрий Полохов

P.S. см. еще по теме:

Сноски и примечания: 

[1] Полохов Д, прот. О «научных» чудесах Корана / Азбука веры.

[2] См., напр.: О «научных» чудесах Корана/ Актуальная православная апологетика. Часть 2 ; Часть 3.  

[3] См.: Полохов Д., прот. Лженаука как проблема современного общества/ WEREN.RU

[4] См.: Полохов Д, прот. О «научных» чудесах Корана.

[5] См.: Как Жак-Ив Кусто принял Ислам / islamtoday.

[6] См. критика её: Полохов Д, прот. О «научных» чудесах Корана.

[7] См.: Как Жак-Ив Кусто принял Ислам.

[8] См.: Did Jaques Cousteau convert to Islam?

[9] См. ответ Константина Сабельникова на вопрос «Откуда взялась история, что Жак Ив Кусто будто бы принял ислам? Везде приводится якобы его цитата без ссылки на оригинал?».

[10] ГАЛОКЛИН / Большая российская энциклопедия.

[11] См.: 16 поразительных мест на Земле, где видна граница между водными пространствами.

[12] ль-бахрайни – от бахрун – море, большая река. Слово стоит в винительном падеже, в двойственном числе –два моря. (Гиргас В.Ф. Арабско-русский словарь к Корану и хадисам. СПб.: Диля, 2006. С. 46).

[13] Арабское слово بَرْزَخًا – «барзахан» в словаре В.Ф. Гиргаса с.57 – это все, что разделяет два предмета, преграда. В словаре Х.К. Баранова ― что вообще перешеек (Баранов Х.К. Большой арабско-русский словарь. М., 2008. Т.1. с.65). Словосочетание хиджран ммахджууран – нечто ненарушимое, запретное, заповедное, т.е. непреодолимое (Гиргас В.Ф. С. 149).

[14] См.: Гиргас С. 752.

[15] يَلْتَقِيَانِ – йалтакийяаани – глагол VIII породы от лакийяаху – он встретил его (Гиргас В.Ф. С.731-732).

[16] йябгийаани – от багаГигас В.Ф. Арабско-русский словарь к Корану и хадисам. С. 70. Глагол стоит в двойственном числе, в 3-м лице, м.р.

[17] См.: Толкования К.55:1920

[18] См., напр.: «Место встречи изменить нельзя»: видимая на воде граница. Почему не смешиваются два моря или океана?/ Techinsider; Галоклин: почему воды Атлантического и Тихого океана не смешиваются друг с другом / С другого угла / Дзен.

[19] См.: Ненко Илья. Правда ли, что воды Тихого и Атлантического океанов не смешиваются? Ученые объяснили с помощью кофе / Вокруг света.

[20] Там же.

Добавить комментарий

одиннадцать + 2 =