
В последнее время появляется все больше сообщений со Святой Земли о нападениях и оскорблениях христианских паломников со стороны агрессивно настроенных иудеев. При этом нападения совершаются не только на улицах, но уже есть примеры нападения на храмы во время богослужения[1]. Имеются попытки в Израиле принять закон, запрещающий обращать иудеев в христианство[2].
Стоит ли воспринимать подобные эксцессы как закономерное явление или же иудеи просто что-то не поделили с христианами, как вероятнее всего ответят атеисты или современные неоязычники. Для последних вообще характерно неадекватное восприятие действительности не только в виде фантастической и не имеющей к реальной науке истории древних «славянорусов», но и в области религиоведения. Когда представители новоявленного и выдуманного «родноверия» пытаются вопреки фактам и науке выставить христианство в виде варианта иудаизма.
Что же касается ссылок разного рода раскольников и неоязычников на речь Патриарха Алексия II перед раввинами в Нью-Йорке (13 ноября 1991 года) «Ваши пророки – наши пророки», которая якобы подтверждает иудейский характер христианства, то это не аргумент. Во-первых, патриарх Алексий II (Ридигер) не святой и ему свойственно ошибаться. Во-вторых, есть свидетельства ревностных пастырей и архиереев о том, что эта речь ему была подсунута референтами и он с ней не был знаком. Духоносный подвижник архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (†2006) «засвидетельствовал, что патриарх Алексий, будучи у него в келье, со слезами каялся в своей ошибке, которую он допустил, прочитав не им написанную и ему подсунутую знаменитую “речь к раввинам”»[3].
С точки зрения религиоведения, современный иудаизм или точнее новоиудейство, совершенно новая религия, лишь исторически её возникновение и эволюцию можно возводить к ветхозаветной религии Израиля[4].
Можно перечислить наиболее важные отличия позднего иудаизма от богооткровенной ветхозаветной религии:
Вместо Богооткровенного Писания Ветхого Завета (Танах) появилось новое Писание – Талмуд. При этом «грехи против Талмуда более тяжки, чем грехи против Писания» (Санхедрин, 88)[5]. Вместо священства из колена Левина возникает новое иерархическое служение – раввины, центром религиозной жизни стала синагога, богослужение и обряды претерпели значительные изменения, появились новые праздники, новые вероучительные положения, Каббала (содержащая в себе оккультные и пантеистические, т.е. языческие концепции).
«Упразднен ритуал жертвоприношений, в связи с чем, по ветхозаветным меркам и заповедям, все современные иудеи находятся в состоянии скверны, ритуальной нечистоты. Упразднено священство как особое родовое сословие, посвященное на сугубое служение Богу и имеющее особую на это благодать. Отсутствует храм и предписанное Писанием храмовое богослужение, в связи с чем празднования и обряды современных иудеев не могут признаваться истинными с точки зрения Завета. Прервана цепь пророков, и сами последователи позднего иудаизма признают, что после I века у них не было ни одного пророка. Наконец, нет царя»[6].
Святой Ипполит Римский (†236) писал о иудеях и об их отпадении от Бога следующее: «Всем они (иудеи) преткнулись, оказавшись ни в чем не согласными с истиною: ни в отношении к закону, так как сделались его преступниками, ни в отношении к пророкам, потому что умертвили и самих пророков, ни в отношении к гласу Евангельскому, потому что распяли Самого Спасителя; не поверили и апостолам, потому что и их гнали, всюду сделались злоумышленниками и предателями истины, оказались богоненавистники, а не боголюбцы» (De Christ. et Antichrist. 58).
Новоиудейство приравнивается канонами Православной Церкви к гибельному заблуждению:
Некоторые исторические аспекты христианско-иудейских отношений
Фактически с момента возникновения христианства начинаются систематические гонения на него со стороны иудеев. Именно иудеи были первыми, кто преследовал христиан. После осуждения Господа Иисуса Христа иудейскими вождями и приведения в исполнение приговора через римского прокуратора Понтия Пилата начинается эпоха гонений на христианство. После воскресения Господа Иисуса иудеи «начали систематическую политику гонений против Его учеников. Книга Деяний апостольских упоминает о великом гонении на церковь в Иерусалиме, вынудившем христиан рассеяться по разным местам Иудеи и Самарии (см.: Деян. 8, 1). Жертвой этого гонения стал Стефан, один из тех семи человек, которых апостольская община избрала, чтобы «пещись о столах» (Деян. 6, 2)»[7].
При Ироде Агриппе по наущению иудеев ок. 44 г. был убит один из 12-ти Апостолов Христовых Иаков Зеведеев, брат святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом» (Деян.12:1-2). Можно сказать, что все двенадцать апостолов в той или иной степени были преследуемы иудеями, а некоторые и приняли мученическую смерть от них, например, апостол Иаков Алфеев[8] и апостол Матфий (избранный вместо отпавшего Иуды Искариота: Деян. 1:15-26).
Накануне первой иудейской войны — ок. 63 г. в Иерусалиме был убит первый епископ этого города Иаков брат Господень. Об этом сообщает еврейский историк Иосиф Флавий: «Будучи таким человеком, Анан полагал, что вследствие смерти Феста и неприбытия пока еще Альбина наступил удобный момент (для удовлетворения своей суровости). Поэтому он собрал синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом, равно как нескольких других лиц, обвинил их в нарушении законов и приговорил к побитию камнями». (Иуд. Древности. XX. 9. 1).
Среди 70-ти учеников Христовы также было немало тех, кто был преследуем и убит противниками Христа — иудеями. Например, апостол от 70-ти Варнава в 76 году «был схвачен иудеями, пришедшими из Сирии, во время проповеди в синагоге Саламина и забит камнями у западной стены города»[9].
Примерно ок. 80 г. происходит окончательное изгнание иудеохристиан из иудейской среды и отлучение их от синагоги. Это было реакцией, в том числе и на последствия 1-ой иудейской войны (66-73 г. н.э.). Христиане, помня пророчество Господа Иисуса Христа о разрушении Иерусалима (Мф.24:2, 16) и по откровению, полученному от Бога «почтенными мужами», заранее покинули Иерусалим и избежали печальной участи многих евреев[10]. Тем самым фактически подтвердив истинность слов Христовых, а значит и Его мессианское достоинство. Естественно, что этим пользовались во время проповеди в синагогах, что приводило к обращению в христианство многих иудеев. По словам библеиста Крейга Эванса, в это время иудеи вынужденны были отредактировать молитву «18 благословений» (др. назв. евр. «Амида» – стояние) и в 12 «благословение» внести проклятие на христиан[11]. Без четкого чтения её никто не допускался к проповеди в синагоге и отлучался от нее.
Массовые гонения на христиан было и во время второй иудейской войны (132-135 гг.). Вождь восставших иудеев Симон Бар-Кохеба (арам. — сын звезды) жестоко преследовал христиан из евреев. Церковный историк Евсевий Кесарийский, ссылаясь на апологию мч. Иустина Философа, жившего в Палестине при Бар-Кохбе, пишет: «Варкохеба, предводитель иудейского восстания, приказывал жестоко пытать только христиан, если они не отреклись от Христа и отказывались хулить Его» (Церк. Ист. IV 8. 4). В «Хронике» этого церковного историка, дошедшей до нас в латинской версии Иеронима, приводятся и другие причины жестоких преследований христиан со стороны этого иудейского вождя: «Семнадцатый год правления Адриана [т.е. 133 г. по Р. Х.] Кохеба (Варкохев), вождь иудейской секты, преследовал христиан и убивал их всевозможными способами, <когда> они отказывались помогать ему против римских войск» (Изложение хроники Евсевия Памфила от Рождества Христова до 329 г.)[12].
Сохранилось одно из писем этого иудейского лжемессии (Бар-Кохебу признал за Мессию известный раввин Акиба), где он, как считают исследователи, говорит о христианах, называя их галилеянами: «1 От Шим’?на сына Косеба Йешуе 2 сыну Га[л]голы и людям крепости (укрепления) 3 при[вет]. Беру против себя в свидетели небо(?), (если) 4 исчез[нет] (?) (не досчитается) из галилеян, которые у вас (?) 5 (хоть) кто-нибудь, то я наложу оковы 6 на ваши ноги, как это сд[елал (?) …] 7 сыну Афлула [……………] …» (Mur. 43).
Все эти исторические факты говорят нам о том, что для самих представителей иудаизма, даже в период формирования новоиудейской религии, христианство было неприемлемо. Более того, мы видим, что гонения в I в. — нач. II в. на христиан со стороны иудеев были направлены в основном против своих единоплеменников евреев. Получается, что для евреев придерживавшихся иудаизма, евреи-христиане были врагами, которых они преследовали вплоть до смерти. Соответственно христианство никак не может считаться каким-либо вариантом иудаизма. Христианство есть универсальная религия для познания Истинного Бога, а Новозаветная Церковь есть место спасения всех людей — «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол.3:11. Ср. Гал.3:28).
Ситуация с иудаизмом в христианской Римской империи
После того, как христианство победило в Римской империи, никаких особых притеснений для иудеев не возникло. Даже более, им разрешили вновь селиться в окрестностях Иерусалима, что было запрещено под страхом смерти после 2-ой иудейской войны. По мнению историков, император Константин Великий не устраивал открытых гонений на иудеев и «не запрещал исповедание иудаизма»[13].
Известно, что св. Константин Великий в 335 году издал закон, запрещавшим иудеям делать своим рабам обрезание, то есть направленным на ограничение распространения иудаизма среди социально зависимого от них населения. Необходимо отметить, что за мероприятиями Константина, как представляется, стояли не столько антииудейские, сколько прохристианские устремления[14]. Альберт Эдерсхейм пишет «об амбивалентном характере законов Константина, призванных ограничить фанатизм и насилие с обеих сторон»[15].
Говоря о византийских законах, ограничивающих права иудеев, стоит заметить, что их нельзя интерпретировать как проявление православного антисемитизма. Законы христианской Римской империи гарантировали евреям свободное отправление своего культа и защищали синагоги как «aedificia publica» (лат. — общественное место). Например, император Аркадий (395–408) своим указом предписывал наместникам провинций не допускать случаев оскорбления иудейского патриарха («наси») и нападений на синагоги. Местные правители не должны вмешиваться в общинное самоуправление евреев. Император Феодосий II (408–450) в 438 г. издал указ, в котором евреям гарантировалась защита государства в случае нападения толпы на их дома и синагоги.
Однако это не способствовало более терпимому отношению иудеев к христианству и его последователям. При том же Феодосии II обнаружилось, что не в меру «благочестивые» иудеи в праздник пурим завели обычай сжигать крест, а в Александрии в 415 году было несколько примеров демонстрационного, на религиозной почве, избиения христиан евреями. Все эти случаи вызывали народное негодование, выливавшееся иногда в стихийные еврейские погромы. Однако, как видно, провокаторами данных инцидентов выступали сами иудеи[16].
Нетерпимости по отношению к христианству со стороны иудеев добавляли его миссионерские успехи. Начиная с правления святого императора Константина Великого, происходит активное обращение в христианство иудеев, о чем, например, писал церковный историк Созомен (Soz. Hist. eccl. II. 3). Это в свою очередь вызывает ненависть и яростное противодействие со стороны иудеев, которое выражается в соответствующих местах Талмуда и иудейской литературе, где пропагандируется негативное и презрительное отношение к другим народам и личности Иисуса Христа («Толедот Йешу»). «Для раввинистического иудаизма Поздней античности была характерна особая религиозная нетерпимость по отношению к отступникам (minim), с которыми были запрещены любые контакты (Вав. Талмуд. Тос. Хул. 2. 19–22)»[17].
Святитель Епифаний Кипрский пишет о применении насилия со стороны иудеев к тем, кто принимал христианскую веру (Epiph. Pan. De ebion. 11). Еще раньше об этом писал историк Евсевий Кесарийский. Он в одном из мест своего сочинения упоминает о том, что иудеи бичевали отступников в синагогах, а также убивали христиан (Церк. Ист. V. 16. 12).
Как отмечают историки, «насилие со стороны иудеев по отношению к христианам – не только новообращенным – представляло собой довольно древнее явление, не прекратившееся после 313 г.». (в 313 г. был издан Миланский эдикт, который провозглашал религиозную терпимость в Римской империи)[18].
Другими словами, часто распространяемые места из Талмуда, где содержатся ксенофобские высказывания иудеев о иных народах (см., напр.: Talmud: Baba Mezia 114b) есть следствие реакции позднейшего иудаизма в том числе на христианскую миссионерскую деятельность. Очевидно, что надо быть очень глупым и слишком доверчивым обывателем, чтобы воспринимать в серьез то, чем потчуют своих адептов сектанты неоязычники (родноверы-долбославы) – что христианство это якобы вариант иудаизма.
Все последующие «антииудейские» законы империи являлось лишь следствием непримиримости иудеев и инцидентов из-за них на религиозной почве.
Причины изменения отношения к иудеям в Византии
Профессор А.Л. Дворкин в своем «Очерке по истории Вселенской Православной Церкви» приводит два исторических события, которые во многом изменили отношение к иудеям в Римской империи. Первая история связана с событиями V в. К этому времени на юге Аравийского полуострова, на территории нынешнего Йемена, уже существовало христианство. Этот регион назывался «счастливой (благословенной) Аравией».
В IV-VI вв. там существовало царство Химьяр. Примерно в 440 г. химьярский царь Абу Кариб обратился в иудейскую веру. Его наследником стал Йосеф Асар Ясар («Дху-Нуваз»), который приобрел печальную известность как кровавый гонитель христианской Церкви. «Не было такого изощренного мучения, которым не подвергались бы христиане во время его правления. Можно предположить, что, например, в слухах об этих страшных, нечеловеческих гонениях следует искать корни легенды об использовании иудеями христианской крови в ритуальных целях и истоки средневекового антисемитизма»[19].
Это событие нашло свое отражение даже в Коране — в Суре «Аль-Бурудж» (Башни) (К. 85:1-10). В Коране говорится о людях рва — [ас̣х̣а̄б аль-ух̮дӯд], имея в виду йеменских иудеев, которые в 523 году вырыли специальный ров и сожгли в нём христиан города Наджран[20]. По некоторым сведениям, всего было замучено разными способами более 4 тыс. христиан – священнослужителей, монахов, простых мирян. Негативное впечатление ко всему этому добавляет то, что предводитель войска иудеев иудейский царь химьяритов Йосеф Асар Ясар пообещал награнцам пощаду в случае сдачи города, но нарушил свою клятву[21]. «Избиение христиан в 524 г. наконец-то вызвало ответные действия Византии. Союзники Империи эфиопы вторглись в Химьяр и положили конец иудейскому царству»[22].
Второе событие было более кровавым. Оно связанно с событиями византийско-персидской войны (602-628 гг.) После взятия персами Антиохии в 610 году иудеи устроили кровавые гонения на христиан. По сообщению Феофана Исповедника, православный Патриарх Анастасий II Синаит подвергся жестоким издевательствам и мукам, после чего его тело волокли по улицам, а затем сожгли вместе с телами других христиан[23]. Весной 614 г. персидские войска во главе с военачальником Шахрваразом вошел в Палестину, разоряя все вокруг и поджигая церкви. Во время осады Иерусалима весной 614 г. иудеи, жившие в городе, 5 мая открыли ворота и впустили захватчиков в город. Началась кровавое избиение жителей города. «Церкви и дома христиан поджигались, христиане вырезались на месте, причем евреи зверствовали даже больше персов»[24]. По данным современников, ок. 60 тыс. христиан были убиты, а 35 тыс. были проданы в рабство. Особенно массовое убийство произошло в Иерусалима, возле пруда Мамиллы. Евреи-иудаисты выкупили пленников христиан, а затем их убили так, что сухой пруд наполнился кровью[25]..
После падения Иерусалима отношение к иудеям изменилось к худшему. Роль, сыгранная ими в этом событии, запомнилась надолго. Она (вкупе с погромами в Химьяре) «во многом определила характер средневекового антисемитизма и породила множество легенд, например, об употреблении евреями крови христианских младенцев в ритуальных целях. Союз персов с «врагами Христа» еще более придал борьбе против захватчиков характер святой войны»[26].
Измена истинному богопочитанию, неспособность к отказу от своих националистических притязаний, крайняя ксенофобия, ненависть к христианству и христианам были главными причинами плохого отношения к иудеям в этот период. Тем самым из-за отвержения истинного Мессии и Бога Иисуса Христа на евреях, исповедующих новоиудейскую веру, сбылись слова Писания о проклятии, бедствиях и рассеянии (см.: Быт.28:15-60).
Современная история
Из современных святых, которые пострадали от иудеев уже в XX веке можно привести в качестве примера священномученика протоиерея Михаила Новицкого († 1935 г.). Он с 1920 года служил в Свято-Петропавловской церкви города Узда Минского уезда. После закрытия новой атеистической властью храма в 1933 г., он стал служить в маленькой сторожке на церковном погосте. Именно туда ночью 1935 года с Великой Пятницы на Великую Субботу явился некий иудей и стал требовать от священника, чтобы тот отдал ему церковные ценности. «Когда батюшка отказался это сделать, сказав ему: Уйди, мне надо готовиться к службе», — иудей так сильно избил священника, что он не смог больше двигаться. Свою последнюю Литургию батюшка отслужил в день Светлого Христова Воскресенья, лёжа. На третий день Пасхи днём он отошёл ко Господу. Во время его похорон появилась толпа иудеев, которые весело хлопали в ладоши и кричали: «Ура! Хорошо!»». (См. здесь).
Второй мученик – со Святой Земли Архимандрит Филумен Святогробец (Хасапис). Он нес различные послушания в Иерусалимской Православной Церкви, в т.ч. подвизался в Палестинской лавре Саввы Освященного. 8 мая 1979 года был назначен игуменом монастыря у Колодца Иакова в Самарии в Наблусе. Накануне убийства отца Филумена по одной версии – один религиозный фанатик, по другой – группа иудеев, явилась в монастырь и потребовала убрать кресты и иконы от Колодца Иакова под тем предлогом, что символы христианства им мешают.
Настоятель монастыря отказался это сделать, напомнив, что Колодец Иакова был и остается православной святыней многие сотни лет. В ответ была высказана угроза, что если он не уйдет оттуда, то должен готовиться к худшему.
В день памяти святого апостола Матфея, убийцы (или один — иудей-радикал Ашер Раби) совершили свое преступление. Отцу Филумену было нанесено топором в лицо две крестообразные раны, ему выкололи глаза и отрубили пальцы правой руки. После убийства кроткого священнослужителя была осквернена и сама церковь: разрублено Распятие, разбросаны и осквернены священные сосуды и совершены другие кощунственные действия.
Прославление новомученика состоялось 29 ноября 2009 года. Иерусалимский патриарх Феофил III при огромном стечении паломников, после Литургии в храме святой Фотины Самарянки в Сихеме, зачитал решение Священного Синода Иерусалимской Церкви о прославлении в лике святых преподобномученика Филумена[27].
Можно сказать, что ничего принципиально нового в отношении иудеев к христианству вплоть до нашего времени не появилось. Ну разве таких кровавых и массовых гонений на христиан сейчас пока не существует. Характерные примеры современного отношения к христианам в Израиле со стороны иудеев можно почерпнуть из многочисленных источников. Например, см. статью Виктора Чумакова ««Кровь его на детях наших» (о дискриминации христиан иудеями)». На бытовом уровне христианофобия выражается в боязни в школах Израиля использовать плюсик в качестве обозначения операции сложения, т.к. он сильно напоминает евреям-иудаистам христианский крест. Вместо него придумали знак перевернутой буквы Т[28]. Об уровне немотивированной ненависти к христианству можно судить по словам известного раввина Адина Штейнзальца. Для него евреи, принявшие христианство должны быть для религиозных иудеев-ортодоксов хуже тех, кто служил Гитлеру[29].
Заключение
Что следует из такой истории отношения иудеев к христианству? Неужели христиане должны уподобляться их сатанинской злобе и ненависти и оправдывать имевшие место в истории еврейские погромы? Конечно нет, ибо не может быть ничего общего между истиной и ложью: «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2Кор.6:15).
Говоря об истории христиано-иудейских отношений, иудеи часто педалируют тему насильственных крещений, представляя их как повсеместную практику для Церкви. Сюда же добавляют и тему погромов. Однако такая картина не соответствует действительности. Например, преподобный Максим Исповедник в 632 г. осуждал произошедшее в Карфагене насильственное крещение иудеев. А попытка увидеть непременную сознательную инспирацию погромов со стороны Церкви является, по меньше мере, тенденциозной[30].
Напротив, Православная Церковь в лице авторитетнейших своих святых неоднократно осуждала действия погромщиков[31]. Во время же еврейских погромов на Украине, в период гражданской войны, и в годы Второй мировой войны, на оккупированных немецкими войсками землях многие православные священники и простые верующие укрывали у себя евреев, спасая их. Это делали не только в России, но и в Сербии, и в Болгарии, и в Греции. Христиане делали это по чувству сострадания, милосердия и веления совести, спасая невинных людей от смерти[32]. Тем самым показывая нравственное превосходство веры Христовой над предписаниями Талмуда и обличая сходную с иудейством злобу нацистских «арийских» неоязычников.
Как видно для иудеев самым страшным является проповедь им о Христе, противопоставить которой они не могут никаких убедительных аргументов[33]. В силу этого, единственным способом противиться истине у них является ложь, злоба и ненависть. Конечно, христиане должны защищать свои святыни, свою веру и своих близких, но вот победительная убедительность нашей проповеди не в силе человеческой, а в силе Божией (см. 1Кор.2:4). Обращение иудеев от мрака, отвергнутого Богом новоиудейства ко Христу и Новозаветной Церкви, – есть лучшая победа над всеми, кто попал под власть подлинного врага рода человеческого– диавола (Матф.13:39), «отца лжи» (Ин.8:44).
P.S. см. еще материалы по теме:
- священник Георгий Максимов. Краткий обзор отношений православия и иудаизма.
- АНАЛИЗ аргументов раввина Финкеля — Иисус НЕСОМНЕННО является МЕССИЕЙ | Разумная вера.
Сноски и примечания:
quid est quod — с лат. «что есть что».
[1] См., напр.: В РПЦ заявили об оттоке христиан со Святой земли из-за нападений радикалов; Christians in the Holy Land say they’re under attack as Israeli-Palestinian violence soars.
[2] Законопроект о запрете обращения в Христианство в Израиле — всколыхнул весь мир. Разберёмся, в чём суть и что на самом деле/Дзен. Эмилия — Святой Иерусалим.
[3] История одного письма. Памяти митрополита Иоанна (Снычева). К двадцатилетию кончины († 2.11. 1995) / Русская народная линия.
[4] См.: Современный иудаизм.
[5] См.: Максимов Ю, Смоляр К. Православное религиоведение: Ислам, Буддизм, Иудаизм. М., 2005. С. 268.
[6] свящ. Георгий Максимов, К. Смоляр Православное религиоведение: Ислам, Буддизм, Иудаизм.
[7] Иларион (Алфеев), митр. Эпоха мученичества.
[8] По одной из версий он был убит в городе Остракине на границе Египта и Палестины, по другой — принимает смерть в Мармарике (Псевдо-Симеон Логофет уточняет: побит камнями иудеями). (ИАКОВ АЛФЕЕВ).
[9] См.: Православный Кипр. Островные заметки. При обретении его мощей в 488 году было найдено груди апостола было найдено Святое Евангелие от Матфея на древнегреческом языке, переписанное самым Варнавой и положенное в гробницу по его завещанию святым Марком (см. Там же).
[10] Евсевий Кесарийский: «люди, принадлежавшие к Иерусалимской Церкви, повинуясь откровению, данному перед войной почтенным тамошним мужам, покинули Иерусалим и поселились в Персе, в городе Пелле; уверовавшие в Христа выселились из Иерусалима; вообще все святые оставили столицу Иудеи и всю Иудейскую землю. Божий суд постиг, наконец, иудеев, ибо велико было их беззаконие пред Христом и Его апостолами; стерт был с лица земли род этих нечестивцев» (Церк. Ист. III, 5, 3).
[11] «Для отступников пускай не будет надежды, и заносчивость их да искоренится. Да погибнут мгновенно ноцрим [= христиане] и миним [= еретики], и пусть имена их сотрутся из книги жизни и да не впишутся они в правду Твою ! Благословен Ты, Господь, усмиряющий надменных!». См.: Эванс Крейг. Иисус против священников. Как возникла церковь и кем были первые христиане.
[12] См. еще: БАР-КОХБА/ Православная энциклопедия.
[13] Филатов А. А. «Антииудаизм» римского законодательства при Константине Великом / Метаморфозы истории.
[14] См.: Там же.
[15] Там же.
[16] См.: Георгий Максимов, диак. Курс лекций по предмету История религий.
[17] Филатов А. А. «Антииудаизм» римского законодательства при Константине Великом.
[18] Там же.
[19] Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви.
[20] См.: НАГРАНСКИЕ МУЧЕНИКИ / Православная Энциклопедия.
[21] Там же.
[22] Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви
[23] См. еще: Холокост палестинских христиан в Иерусалиме.
[24] Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви.
[25] О преследовании иудеями христиан. / Ставрокрест.
[26] Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви.
[27] См.: Преподобномученик Филуме́н Святогробец (Хасапис), архимандрит / Азбука веры. См. еще одну версию убийства св. Филумена здесь
[28] См.: Ольман Арье. Ортодоксальный иудаизм и христианство.
[29] См.: Современный иудаизм / WEREN.RU
[30] См.: Георгий Максимов, свящ. Краткий обзор отношений православия и иудаизма / Азбука веры.
[31] Святы Церкви осуждали еврейские погромы. Насилие лишь закабаляло во власти раввинов еврейское население и препятствовало их переходу в христианство, столь ненавистное иудеям: Послание Патриарха Тихона чадам Православной Российской Церкви / Азбука веры. ; Почетный член Союза Русского Народа – св. прав. Иоанн Кронштадтский осудил Кишиневский погром в 1903 г. и т.д.
[32] См.: См.: Георгий Максимов, свящ. Краткий обзор отношений православия и иудаизма.
[33] См., напр.: Полемика с иудеями / WEREN.RU См.: АНАЛИЗ аргументов раввина Финкеля.