Современный иудаизм

Современный иудаизм
Православие и иудаизм

протоиерей Димитрий Полохов

Иудаизм или иудейская вера (от имени патриарха Иуды, одного из двенадцати сыновей Иакова: др.-евр. Иехуда — «хвала Господу») — первое по времени и древнейшее по длительности существования религиозное учение, своим краеугольным камнем признающее Единобожие (Монотеизм).

Истории известны факты принятия иудаизма теми или другими народами или отдельными представителями народов. Иудейская вера признавалась господствующей и оказывала культурное влияние не только в древних государствах Святой Земли (Палестины) — Израиле и Иудее (XII в. до н.э.—I в. н.э.), но и в разных странах в различные эпохи (иудейство принимали: царь и жители Адиабены в I в. н.э., государство Йеменских арабов в VI в. н.э., Хазарский Каганат в VIII в. н.э., русские крестьяне-субботники в XV—XVI и в XVIII вв. и др.).

В настоящее время общая численность людей, исповедующих иудейскую веру, составляет около 15 млн. Она имеет статус покровительствуемого государством вероучения в Израиле, США, Великобритании, Франции и во многих других странах Европы и Америки, она достаточно широко (в смысле ареала бытования) распространена в России (менее 1% населения), на Украине, в Белоруссии, Молдове и т.д.

Существует много различных формулировок, пытающихся кратко выразить сущность иудейской веры и жизни. Обычно ссылаются на слова из Священного Писания Ветхого Завета: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Втор 6:4-5). В основе иудейской веры, таким образом, в идеале, должно находится абсолютное единство Создателя и бескорыстная, всеобъемлющая любовь к Нему человека, поскольку при таком определении, ни в сердце, ни в душе, ни в силах человека не остается места ни для чего-то другого, кроме любви ко Всевышнему (ср. Мк.12:29-31). Молитву «Слушай, Израиль» все верующие иудеи произносят ежедневно утром и вечером, а также в наиболее ответственные моменты жизни и перед смертью.

Новоиудейство

После поражения в первой, а затем и второй иудейской войне от римлян и разрушения Иерусалима, о чем в Евангелии предсказывал Господь Иисус Христос (Мф.24:2) иудаизм радикально изменился. В основу современного иудаизма легло учение фарисеев (евр. «перушим» — «отделенные, освященные») во главу угла ставивших толкование закона Божьего, применительно к изменившимся условиям жизни (ср.: Слова Господа о предании старцев в Мф.15:2). Иудеи не приняв истинного Мессию были наказаны Богом и отвергнуты Им. Здесь явно заметно исполнение пророчества Священного Писания на современных иудеях, оставивших истинное Богопочитание и попавших под проклятие Божие (Втор.28:15-68). 

Важное отличие современного иудейства от древнего состоит в признании помимо Священного Писания Ветхого Завета, еще одного основного источника вероучения — Талмуда. Он представляет собой огромный свод религиозно-юридических правил. По представлениям современных иудеев, Талмуд письменно зафиксировал так называемую «Устную Тору», т.е. свод толкований к ТаНаХу (аббревиатура слов «Тора, Невиим, Кетувим», т.е. «Пятикнижие, Пророки, Писания»), составленный многими поколениями законоучителей, но традиционно возводимый к самому Моисею. Это связано с тем, что в первые века н.э., в связи с неудавшимися иудейскими восстаниями против римлян (66-73 гг. и восстания Бар Кохбы в 132-135 гг.), стали опасаться исчезновения последних учителей — тех самых носителей «предания старцев», которое обличал Господь наш Иисус Христос (См.: Мф.15:2-3).

Ортодоксальные иудейские толкователи считают, что не только Письменная Тора («Тора шебихтав»), но и «Устная Тора» («Тора шебеаль пэ», т.е. предание) были даны Моисею на горе Синай. Священным Писанием, однако, в прямом смысле слова признаются только книги Ветхого Завета («Китвей Кодеш» — «Святые Письмена», или «ТаНаХ»). Остальное относится к Преданию, часть которого, по их мнению, восходит ко временам древнейшим, а остальное составлялось в течение многих веков, вплоть до последних столетий. Важную часть своего предания иудеи называют Мишной (Мишна — «Повторение»), которая считается толкованием Письменной Торы. В Мишне регламентируется каждый мыслимый случай из жизни иудея, сводя почти всю религиозную жизнь к исполнению мелочных предписаний, традиций и обрядов (ср.: Мф. 23:23-24).

Все это значительно затрудняет общение религиозного иудея с представителями других культур и религий. Вторая по времени часть предания называется Гемара («Завершение»), она является толкованием Мишны, объясняя и дополняя её. Мишна и Гемара включают в себя Галаху (Галаха, «Путь» — предписания Закона) и Агаду (Агада, «Повествование» — иллюстрирующие закон поучительные истории и мифы). В VI-X вв. к Талмуду были добавлены новые комментарии — Мидраш (аллегорическое истолкование Пятикнижия) и Тосефта («Дополнения»). Существует и другие источники иудейского предания — это комментарии к Торе и Талмуду крупных авторитетов разных эпох (наиболее известный — комментарий Раши XI в. н.э.), постановления признанных раввинов — «учителей поколений» и др. (Каббала).

Как считают исследователи, «если Танах считать фундаментом иудаизма, то Талмуд можно сравнить с несущими колоннами всего здания этой религии»[1]. Известно две редакции Талмуда: иерусалимский (Иерушалими) и вавилонский (Бавли). Талмуд регламентирует жизнь верующего иудея во всех мелочах от рождения до смерти, он является основой жизни еврейских общин. На основе Талмуда толкователи определяют, как должен поступить верующий в том или ином случае жизни. Не принявшие Талмуда ветви иудейства обособились в отдельные секты (в настоящее время уцелели Самаритяне, Караимы, эфиопские фалаша и некоторые другие).

Хасиды имеют свои, дополнительные источники Предания — труды и послания своих цадиков («праведников-чудотворцев») последних двух веков. В свое время ложные чудеса цадиков, их обман и цинизм разочаровали еврейского философа-идеалиста Соломона Маймона (1754-1800 гг.).

Как Писание, так и иудейское предание в ортодоксальном иудействе — обязательные составляющие традиции. Непосредственная же жизнь общин и отдельных верующих во всем регламентируется постановлениями авторитетных раввинов, вынесенными на основании Талмуда. В этом отношении небезынтересным представляется странный рассказ о вынесении решения раввинами по одному из спорных вопросов. Раввины долго не могли прийти к единому мнению. Даже божественный голос подтвердил толкование Галахи, которое предложил раввин Элиезер, но и это оказалось мало для его коллег. «Ибо, как заявил раввин Иошуа, “Тора — не в небесах” — после того, как Бог однажды послал Тору людям, её интерпретация находится в компетенции ученых, знающих Талмуд, и они несут за это ответственность. Услышав это, как сообщает Элия (Элиша), Бог рассмеялся и сказал: “Мои дети одержали надо мной победу”»[2].

В позднем средневековье появляется мистическое учения «Каббала» («Предания»), а именно — книги Сефер Иецира («Книга Творения», к VIII в.), Зогар («Заря», или «Сияние», XIII в.) и другие. Каббала соединила в себе пантеизм неоплатоников, мифологию гностицизма с новоиудейской верой в Библию как мир символов. Положения Каббалы весьма фантастичны: Бог там представляется либо антропоморфно, как человек огромных размеров, например, его борода достигает в длину 10500 парасанг (1 парасанг = 4,5 км) (Книга «Шиур кома» (Размеры божества)), либо как абсолютно не имеющий атрибутов — «энсоф».

Теоретическая каббала предполагает и вполне определенное практическое применение. Все эти не только не соответствующие духу Ветхозаветного Откровения, но и каким-либо монотеистическим представлениям; положения каббалы ведут к оккультной, магической, т.е. языческой вере. По этому мистическому учению, при помощи различных молитв, заклинаний, талисманов и т.п. можно вмешиваться в ход мирового процесса и совершать чудеса. Хотя первоначально каббалисты испытывали притеснения со стороны иудаизма. Серьезно повлияла Каббала на такие течения в иудаизме как хасидизм (основатель — Израиль Бешт, 1700-1760 гг.) и на учение Саббатая Цви (1626-1676 гг.). Современный неохасидизм («Хабад» — от евр. хохма́, бина́, да́ат — «мудрость, понимание, знание») активно использует многие идеи каббалы и оказывает влияние на современный ортодоксальный иудаизм. Неохасидизм в своем мировоззрении использует пантеистические идеи характерные для язычества.

Особенности толкования Писания

При толковании Ветхого Завета в современном иудаизме используется «четыре уровня понимания Торы» — «пардес» (в переводе — «райский сад», это название является аббревиатурой четырех слов: «пшат» — простое понимание, «ремез» — скрытый намек, «друш» — аллегорическое изыскание, «сод» — мистическая тайна, относящаяся к духовному миру). Вообще же, согласно известному иудейскому изречению, «у Торы — семьдесят ликов», каждый стих Писания имеет множество смыслов. Современные раввины считают, что Тора в целом содержит в себе полное знание обо всех мирах — духовных и физических. Все толкования и постановления иудейского предания, в свою очередь искусственно выводятся из Писания или произвольно возводятся к нему.

В качестве иллюстрации иудейского предания, которая объясняет принцип толкования Торы, можно привести агаду[3] о том, как Моисей зашел в дом учителя-раввина Акибы (одного из прославленных «таннаев», т.е. толкователей Торы I-II вв. н.э.). Во время проповеди раввина Моисей зашел в дом и скромно сел на заднем ряду. Слушая толкования Акибы, Моисей не понимал ни одного слова, что его вначале озадачило, а затем вызвало тревогу и почти отчаяние, пока он не услышал, как раввин в ответ на вопрос своих учеников, откуда у него такие сведения, сказал: «Это Галаха Моисея из Синая». Заканчивается этот странный рассказ такой фразой: «Тогда Моисей успокоился».

В иудаистских религиозных трактатах по поводу толкований Писания иногда можно встретить очень знакомые для христианина слова: «Закон вытесняет текст» (Сота 16а), хотя таких случаев, по словам раввинов, немного. То есть в тех случаях, когда толкования «Мудрецов» (раввинов) противоречат тексту Писания, правильным следует считать именно их мнение[4]. Сразу вспоминаются слова Спасителя, обращенные к фарисеям: «И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?» (Марк.7:9).

Некоторые особенности вероучения

Всеобъемлющая любовь к Богу, сохранявшаяся еще во время земной жизни Господа Иисуса Христа, в современном иудаизме (новоиудействе) заслоняется мелочными предписаниями Талмуда. Она обязательно выражаться в исполнении 613 заповедей, так как именно этим, по мнению современных иудейских богословов, человек может проявить свою благодарность к Творцу: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди его соблюдай, ибо в этом — весь человек» (Еккл.12:13). Любовь к Создателю в иудаизме имеет две стороны: она действует и как привязанность, стремление “к лику Господню” в чистом виде, и как боязнь огорчить Его нарушением Его воли, оскверниться внутренне или внешне в Его постоянном незримом присутствии.

Именно это, второе определение, которое стало пониматься в чисто ритуальном смысле, как это видно уже из слов Спасителя нашего и Господа Иисуса Христа фарисеям: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф.23:25,26), стало преобладающим в позднейшем иудаизме. Подобное представление стало пониматься как «страх Божий», хотя уже в Ветхом Завете он соединялся с внутренним благоговением: «За смирением следует страх Господень» (Прит.22:4, см. тж.: Осия.6:6 и Мф.9:13)

Все заповеди (общим числом 613) современного талмудического иудаизма, по учению раввинов имеют свое основание в Законе Божьем данном через Моисея (др.-евр. Тора — «учение», «просвещение», «указание пути»). Они делятся на две большие части: заповеди («мицвот»), предписывающие какие-либо действия («асе» — «делай») и заповеди, запрещающие что-либо («ло-таасе» — «не делай»). Из 613 заповедей 248 — «повелительных», по числу органов человеческого тела, и 365 — «запретительных», по числу дней солнечного года.

Целью земной жизни, по представлениям новоиудейства, является возвращение к Богу духа человеческого, нарушившего в раю волю Его и ниспадшего в мир плоти (получившего при изгнании «одежды кожаные» — Быт 3:21). Это возвращение обусловлено преодолением эгоизма, претворением его в альтруизм, т.е. любовь к Богу и собратьям. Однако по Талмуду собратья — это единоверцы-иудеи.

В отличие от христианства, в котором согласно слову Евангелия, ближний – это всякий человек нуждающийся в нашей помощи, не зависимо от религиозного или этнического происхождения, новоиудейский Талмуд признает, «что иудей не может считать язычника “ближним”»[5].

Более того, даже евреи-христиане из стран бывшего СССР и России испытывают серьезные трудности с устройством на работу в государстве Израиль из-за нетерпимого и часто агрессивного отношения со стороны евреев, исповедующих иудаизм. По израильскому закону о репатриации, гражданином страны может считаться только тот, кто исповедует иудаизм, а браки, заключенные за рубежом с представителями других религий не признаются действительными[6].

Религиозная жизнь в иудаизме подробнейшим образом описана в иудейских книгах (в Талмуде — Мишне, Тосефте, Гемаре; Мидраше; сочинениях экзегетов позднего средневековья и т.д.). Следует сказать, что Талмуд окончательно оформляется в III-V вв. по Р.Х., когда уже не существовало Иерусалимского храма и упор был сделан на превращение иудаизма в домашнюю, синагогальную религию обрядов и молитв. В иудаизме провозглашается семь ступеней духовного роста (признание Господа Богом — следование Его воле — благоговение перед Ним — соблюдение сердцем заповедей — непосредственное внутреннее восприятие Его голоса — служение Ему как цель и радость жизни — наконец, состояние «прилепления», т.е. «воссоединения» духа человеческого с Ним). Они объемлют всю земную жизнь верующего иудея.

В случае отступления от Закона Божьего или же недостаточности одной жизни для прохождения всего духовного пути, новоиудейская вера признает перевоплощение, т.е. повторное рождение человека на земле, что сближает современный иудаизм с языческими представлениями, и её трудно соотнести с Ветхозаветным Божественным Откровением (cр. Иов. 14:10-13; Еккл. 12:7). Также для новоиудейства характерным является учение о предсуществование душ, имеющее языческие корни[7].

Когда народ Израиля достигнет состояния «истинной веры», альтруизма, взаимной любви и совершенства, в смысле талмудических предписаний, начнется эпоха «гмар тиккун» («совершенного исправления» вселенной), наступит царство новоиудейского Мессии (на самом деле лжемессии – Антихриста Ин.5:43; 2Фесс.2:3), именно как земного царя и владыки, который подчинит все другие народы и покорит их Израилю. В это время воскреснут умершие, и падший мир постепенно возвысится до состояния «олам хаба» — «мира грядущего». Из новозаветной книги Апокалипсиса нам известно о том, что на христиан в это время будет открыто жесточайшее гонение со стороны слуг Антихриста (Откр.6:9; 13:7 и др.).

Для всех направлений современного иудаизма важнейшими догматами являются, во-первых, исповедание учения о богоизбранности еврейского народа. Этот догмат ориентирован на сохранение веры и единства еврейского народа, а также из него следует вера в особую роль иудеев в человеческой истории. Данное положение получило свою реализацию в националистическом движении сионизма в конце XIX века. Вторым главным положением новоиудейства, является ожидание Мессии как земного владыки, который должен будет освободить народ и восстановить завет с Яхве.

Существуют и другие изложения главной сути иудейской веры. Одно из них, общепризнанное среди иудеев, принадлежит средневековому философу Моисею Маймониду (1135-1204 гг.). Он был лейб-медиком при дворе каирского султана в Египте и увлекался философией Аристотеля. По его мнению, все истины метафизики Аристотеля содержатся в Торе и Талмуде. Для этого необходимо прибегнуть к аллегорическому, иносказательному их пониманию. Например, слова одного из псалмов о том, что «Небеса проповедуют славу Божию» (Пс.18:2) следует понимать в том смысле, что небесные сферы являются одушевленными и мыслящими. Под ангелами Маймонид понимает некие философские интеллекты, а Бог — Яхве соотносится у него с аристотелевским перводвигателем — Умом. Маймониду принадлежит наиболее краткий своего рода символ иудейской веры «Тринадцать догматов веры».

Для некоторых направлений современного иудаизма (хасидизм, неохасидизм) характерным является экстатическая форма совершения молитвы, что часто напоминает трансовые состояния в языческих культах и харизматических сектах (неопятидесятников).

Иудаизму не свойственен активный прозелитизм, т.к. все обетования принадлежат в первую очередь евреям как «богоизбранному народу». При этом среди еврейской литературы есть и полемические произведения, например, «Еврейская Тора и христианские миссионеры» (Иерусалим, 1995). В одной из статей этого сборника есть весьма характерное восприятие христианства одной девушки-еврейки: «Я вдруг поняла, что скорбная жизнь Иисуса больше не привлекает меня»[8].

Также для новоиудейства характерным являются попытки переистолкования мессианских мест в Ветхом Завете. В качестве примера можно привести известное место из 53 главы пророка Исаии об искупительных страданиях Мессии, с точностью исполнившиеся на Господе Иисусе Христе. Среди талмудических иудеев эти слова принято соотносить со страданиями Израиля как народа во время холокоста – преследования и убийства евреев нацистами во время Второй мировой войны. Однако с точки зрения учения самих иудеев здесь содержится противоречие: дело в том, что текст пророка Исаии говорит о том, что «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис.53:5).

«Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис.53:6), т.е. пророк говорит об умилостивительной и искупительной жертве Праведника, Который «оправдает многих и грехи их на Себе понесет … и за преступников сделался ходатаем» (Ис.53:11-12). Поскольку в Израиле нет Иерусалимского храма и нет жертв за грехи народа, то никто не может быть свободным от греха, т.е. быть Праведником. Следовательно, никто в Израиле не может страдать за грехи других, тем более за народ и весь мир. Очевидно, что вся 53 глава Исаии говорит об искупительных страданиях Иисуса Христа (см. Полемика с иудеями).

С религиоведческой точки зрения можно однозначно утверждать, что современный иудаизм (новоиудейство) – это новая религия, мало чего общего имеющая с ветхозаветной верой известной нам из Священного Писания. Языческое влияние, оккультизм, талмудическая обрядность и своеобычное толкование библейских текстов лишают современных иудеев благословения Божьего. Именно поэтому в Новом Завете по отношению к иудаизму после 70 г. н.э. применяется эпитет «сборище сатанинское» (см., напр.: Откр.2:9).

Отношение к христианству

Отношение к христианству у современных религиозных иудеев-ортодоксов крайне негативное (раввин А. Штейнзальц христиан из иудеев считает хуже тех, кто служил Гитлеру). Паломникам-христианам в Иерусалиме лучше не попадать в кварталы иудеев-ортодоксов во избежание всяких неприятностей.

Несмотря на то, что в уже христианской римской империи отношение к иудеям было вначале довольно неплохое, постоянные агрессивные выпады и предательства иудеев во время военных действий поменяли отношение к ним на противоположное[9]. Поворотным моментом можно считать события византийско-персидской войны, когда из-за предательства иудеев персами был захвачен Иерусалим (614 г.). Жесточайшие гонения и убийства христиан после этого, по большей части были делом рук самих иудеев[10].

Археологические раскопки в Иерусалиме подтверждают массовый характер гонений на христиан (напр., обнаруженные захоронения убитых иудеями христиан в районе пруда Мамиллы). Исраэль Шамир называет эти события массовым холокостом палестинских христиан (см. об этом).

Кроме этого, необходимо знать еще и такую особенность молитвенной практики иудеев, как проклятия т.н. «изменникам»: «… и все изменники пусть немедленно сгинут; и все враги народа Твоего будут истреблены… и уничтожь, и низвергни, и покори — в скором времени, в наши дни»[11]. В толкованиях современных раввинов, проклятия относятся к тем из евреев, которые перешли в другую веру. Однако до сих пор в некоторых молитвенниках сохранились слова «миним» (еретики), «мешумадим» (перешедшие в другую веру, выкресты), а в одной из рукописей первого молитвенника Амрама Гаона (Оксфорд) вполне определенно стоит слово «ноцрим» (христиане)[12].

Иудейский Талмуд наполнен кощунственными оскорблениями по отношению к Иисусу Христу и Деве Марии и нетерпимостью к самим христианам. В книге поздних галахических постановлений «Шулхан-арух» заповедуется «по возможности уничтожать храмы христиан и все им принадлежащее (Шулхан-арух. Иоре де́а 146); запрещается также спасать христианина от смерти, например, если он упадет в воду и станет обещать даже все свое состояние за спасение (Иоре де’а 158, 1)» и т.п.[13]. Известно много мучеников-христиан пострадавших от иудеев.

Иудеи даже бояться употреблять слово крест. Например, в галахическом справочнике «Цеда ла-дерех» для евреев — путешественников по миру в главе 78 написано: «Запрещено заходить в действующую церковь с любыми целями», «Две линии, одна по вертикали, другая по горизонтали – это идол, и запрещено молиться там, где они есть» (см. здесь). В еврейских школах вместо знака + в арифметике используется урезанная его форма, без нижней вертикальной черты.

Направления в современном иудаизме

В современном иудействе на данный момент существует три основных направления (по Д. Щедровицкому).

 Ортодоксальное — настаивает на безусловном сохранении не только духа, но и буквы всех традиционных воззрений и ритуалов. Ортодоксы делятся на митнагдим — «противостоящих» хасидизму, т.е. хранителей «дохасидской» традиции, и хасидизм — «благочестивых» или «милостивых» — последователей различных ответвлений учения Израиля Бешта (1700-1760гг.), основателя мистического учения о «служении Богу в радости сердца». Сейчас существует несколько хасидских направлений, и некоторые из них до сих пор имеют своего потомственного духовного руководителя — цадика-чудотворца. Наиболее распространенная разновидность хасидизма — «ХаБаД». Духовный наставник Хабада — Любавичиский Ребе, живущий ныне в США.

Консервативное, считающее необходимым сохранять основные, важнейшие воззрения и формы традиционного иудейства, но допускающее изменение или облегчение некоторых догматов и обрядов, диктуемое современными условиями. Оно касается одежды, быта, отчасти богослужения (допущение хора, музыкального сопровождения синагогальной службы). К консервативному направлению можно отнести многие общины в России, в том числе общины Московской и Петербургской хоральных синагог.

Реформистское, или прогрессивное, утверждающее, что иудейская вера может сохраниться и быть приемлемой для новых поколений только в обновленном виде, будучи приспособлена к современной жизни (ведение богослужения на языке, родном для большинства прихожан, допущение современных музыкальных инструментов, отмена многих средневековых обычаев, возвышение авторитета Библии за счет Талмуда, который считается имеющим лишь историческую ценность, и т.д.). Некоторые реформистские общины в США и Европе сближаются — как внутренне, так и внешне — с христианскими общинами Протестантского толка, проявляют интерес и доброжелательное отношение к Новому Завету («Jews for Jesus»).

Сектантские течения

В последние годы все большее влияние приобретает движение иудеохристиан («Мешихим» — «Мессианцы» — и другие самоназвания, в Израиле, США, Великобритании, ЮАР и т.д.), разделяющиеся, в свою очередь, на несколько направлений. Одни из них тяготеют к протестантизму, другие — к синтезированному учению различных христианских Церквей, к экуменизму и т.д. Наибольшую силу, однако, постепенно получает та ветвь иудеохристиан, которая признает необходимость сохранения традиционного иудейства, его догматики и ритуалов, важность соблюдения Закона Моисеева, и, в то же время, «изнутри иудейства» принимает Новый Завет как естественную, завершающую часть иудейского учения, как его цель и смысл.

Из «сектантских» направлений древнего иудейства в настоящее время сохранились три. Это караимы (несколько десятков тысяч в Израиле, Турции, Египте, на Украине и в Литве). Сама секта возникла в VIII в. на Арабском Востоке, а ее последователи именуют себя «Бней Микра» — «Сыны Писания», «Библейцы». Они отвергают Талмуд и основываются во всем строго на Библии. Иисуса Христа признают пророком.

Самаритяне — потомки древнейших Самарян, известных из Ветхого и Нового Завета (несколько сот человек в Израиле). Священным Писанием они признают только Пятикнижие Моисеево, отвергая все прочие книги Ветхого Завета; сохраняют жертвоприношение животных (например, Пасхальных агнцев) и считают священной гору Геризим, а не Иерусалим. Это — как бы архаический остаток израильской веры времен Патриархов.

Денме, или «сокрытые» иудеи (несколько десятков тысяч в Турции) — последователи Саббатая Цви (1626-1676 гг.), объявившего себя Мессией в XVII в. и повелевшего своим сторонникам принять Ислам ради «мистического очищения душ мусульман — потомков Авраама через Исмаила». Внешне живут как мусульмане, сохраняя свое учение в тайне.

Следует сказать и о рационалистическом движении в иудаизме, которое приняло форму просвещения — гаскала. Это еврейское просветительское движение возникло в среде еврейской интеллигенции в Европе, в XVIII-XIX вв. Его сторонники выступали против хасидизма и отвергали идею национально-религиозной исключительности евреев. Главной целью движения было просвещение — распространение научных знаний. В конечном счете, это привело к тому, что оно вышло за пределы иудаизма как религии.

При подготовке были использованы следующие материалы:

  1. Антес Петер. Религии современности. История и вера. М., 2001.
  2. Вихнович В. Иудаизм. СПб.: Питер, 2006.
  3. Гасилин В.Н. Иудаизм. / Учебное пособие по истории религии. Саратов, 1996.
  4. Моше Хаим Луцатто. Очерк об основах иудаизма. СПб., 2001.
  5. Максимов Г., свящ. Краткий обзор отношений православия и иудаизма.
  6. Сидур «Врата молитвы» (нусах сфарад). Иерусалим – Москва, 5754 (1994).
  7. Щедровицкий Д. В. О современной иудейской вере.

P.S. См. еще материалы по теме: Ю. Максимов, К. Смоляр. ИСЛАМ. БУДДИЗМ. ИУДАИЗМОб отношении православия к иудаизму

Примечания:

[1] Вихнович В. Иудаизм. СПб.: Питер, 2006. С. 95.

[2] Цит. по: Антес Петер. Религии современности. История и вера. М., 2001. С. 21.

[3] С евр. языка — «рассказ, рассказанное» — так называется стиль талмудической литературы, поучительный рассказ имеющая своей целью объяснение с точки зрения новоиудейства религиозно-этических воззрений.

[4] См.: Моше Хаим Луцатто. Очерк об основах иудаизма. СПб., 2001. С. 39.

[5] Вихнович В. Иудаизм. С. 92.

[6] Религиозные иудеи-ортодоксы требуют «считать имеющими безусловное право на иммиграцию только тех, кто является евреем согласно иудейским религиозным законам. Таковыми, по их мнению, можно считать детей матери еврейки или принявших иудаизм (гиюр) по правилам ортодоксального иудаизма». (Вихнович В. Иудаизм. С. 187).

[7] О предсуществовании душ — см.: Моше Хаим Луцатто. Очерк об основах иудаизма. СПб., 2001. С. 9. Учение о перевоплощении содержится в Каббале. Учение о переселении душ (евр. — гилгул) связано с проблемой воздаяния после смерти. Согласно этому учению, после смерти душа человека, сохранившая свою чистоту, переселяется в высшие сферы, а грешная душа переселяется в другого человека и пребывает в этом мире, пока не искупит свои грехи. (Вихнович В. Иудаизм. С. 117).

[8] Еврейская Тора и христианские миссионеры. Иерусалим, 1995. С. 80.

[9] См., напр., поведение иудеев во время правления языческого императора Юлиана Отступника . Массовая резня иудеями христиан в Антиохии в 610 г. Особенную ненависть иудеи испытывали к Антиохийскому Патриарху Анастасию II, он подвергся  жестокому убийству, а его тело — надругательству

[10] «Церкви и дома христиан поджигались, христиане вырезались на месте, причем евреи зверствовали даже больше персов. По данным современников, 60 тыс. были убиты и 35 тыс. проданы в рабство». (Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви).

[11] Из тринадцати средних благословений утренней службы будней. См.: Сидур «Врата молитвы» (нусах сфарад). Иерусалим – Москва, 5754 (1994). С. 96.

[12] Там же. С. XLIV, XLV.

[13] Максимов Г., свящ. Краткий обзор отношений православия и иудаизма

Добавить комментарий

семнадцать − 15 =