протоиерей Владимир Пархоменко.
«Человек, умирающий перед тем, как он умирает, не умирает, когда он умирает»
м-х Абрахам (XVII в.)
Неудовлетворяясь теми методами исследования личности человека, какие предлагает академическая наука, целый ряд направлений современной психологии предлагает свои методы и теории познания психики человека.
Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд внес значительный вклад, в современную психологию убедительно показав, что человеческую личность необходимо рассматривать структурно, учитывая такую важную ее составляющую, как бессознательное (точнее индивидуальное бессознательное). Фрейд потратил много сил на обоснование идеи взаимодействия сознания с его бессознательным, и именно работы Фрейда открыли новую брешь в исследовании психики человека.
Сразу заметим, что открытие Фрейда явилось таковым только для светской науки, ибо в аскетике христианской, т.е. святоотеческой науке о познании человека, такая составляющая души человека была давно известна. У Отцов она именовалась «областью прилога».
Открыв подсознание, психоанализ не предложил метода непосредственного контакта с подсознанием.
Если образно представить себя человеком в темном подвале, где человек это «ЭГО» – «Я», подвал это бессознательное или по Фрейду «Ид», то психоанализ это карта или описание подвала, вещь нужная, но не удобная, ибо гораздо лучше иметь фонарик и видеть куда идешь, а не двигаться наощупь.
В поисках этих «фонариков» исследователи обратили внимание на особые состояния сознания, которые позволяют проникать в область бессознательного. Одним из направлений современной психологии, занимающимся методами самопознания с помощью особых состояний сознания, является – Трансперсональная психология.
В целом, это направление психологии предтечей которого был Карл Гюстав Юнг, а одним из основоположников является Станислав Гроф, можно представить так:
- Трансперсональная психология предлагает новую картографию психики человека: традиционная академическая психиатрия и психология пользуется моделью психики, ограниченной биологией, послеродовой биографией и фрейдовским индивидуальным бессознательным. Новая картография психики включает еще две области: околородовую (связанную с травмой рождения) и надличностную.
Логика проста – если плод в утробе матери уже живет в мире ощущений (приятного и неприятного), то, скорее всего эти ощущения будут зафиксированы, но только на том уровне, куда не добирается память, проясняющаяся гораздо позже рождения.
Околородовая и надличностная области подсознательного значительно влияют на область сознания, ибо именно там запечатлеваются все значительные эмоциональные воспоминания.
2. Предлагается и метод, с помощью которого можно сознанием погружаться в мир бессознательного. Станислав Гроф предлагает называть такие состояния сознания – холотропными, что в точном переводе с греческого будет означать – «состояния всецело обращающие к себе».[1]
Войти в такое состояние можно разными способами: употребляя психоделики (специальные вещества (ЛСД)) или используя особое «холотропное» дыхание.
Собственно открытия здесь как такового нет, ибо состояния измененного сознания широко использовались и используются в различных языческих или точнее нехристианских религиозных обрядах (в особенности в шаманизме). Считается, что такие состояния сознания обогащают человека, ибо в противовес обычному состоянию сознания, в котором мы отождествляем себя только с одним очень маленьким фрагментом того, чем мы в действительности являемся, позволяют значительно расширить понимание себя [2].
Практическое значение таких состояний в их терапевтическом эффекте. Считается, что «восстановление в памяти различных травматических переживаний из области бессознательного приводит к исцелению многих заболеваний. Если мы допускаем травматическое переживание прошлого в сознание, то оно теряет свою эмоциональную нагрузку и «умирает»».[3]
3. В сфере бессознательного содержаться так называемые СКО – сложные комплексы эмоционально значимых воспоминаний, или Системы конденсированного опыта, с которыми и работает сознание. Гроф пишет: «Когда наш процесс глубокого самоосвоения, проводимого посредством переживаний, переходит через уровень воспоминаний детства и младенчества и достигает памяти о нашем рождении, мы начинаем сталкиваться с чувствами и физическими ощущениями чрезвычайной силы, часто превосходящими все, на что, как мы прежде считали, способен человек»[4].
Самой глубокой травмой, хранящейся в подсознании является травма рождения. Это связано с процессом самих родов, т.к. рождение в своей возможности является угрожающим жизни событием.
Во время процесса рождения плод терпит сильное воздействие, которое запечатлевается в виде переживаний, формирующих т.н. БПМ – базовые перинатальные матрицы, соответствующие различным стадиям родового процесса.
Этими переживаниями рождения и угрозы смерти объясняют, как сам страх смерти, так и появление различных религиозных представлений.
4. Одним из важнейших положений трансперсональной психологии, к которому приводит опыт холотропных состояний, является учение о Сверхсознании, т.е. наличии сознания у всего сущего. На основании опыта к подобным заключениям приходят, погружаясь в сферу околородового и надличностного бессознательного, ибо сознание может коснуться и надличностной области, тогда человек может переживать состояния сознания, когда «индивидуальное сознание может превзойти все границы и отождествиться с Космическим Сознанием, Мировым Умом ….»[5].
Все эти переживания формируют у человека понимание того, что смерти не существует, сознание неуничтожимо и может существовать в совершенно разных формах, в т.ч. не соединяясь с материей.
Естественно, что такой опыт приводит к особому пониманию духовности. «Духовность включает в себя особый род взаимоотношения между индивидом и космосом и является по своей сути личным и частным делом»[6], — пишет С. Гроф.
А всякая организованная религия ничего общего т.о. с духовностью не имеет. По мнению С. Грофа: «когда религия становится организованной, она зачастую полностью утрачивает связь со своими духовными истоками и становится светским учреждением, использующим в своих интересах духовные потребности человека, вовсе их не удовлетворяя»[7].
Рамки доклада не позволяют более подробно касаться идей трансперсональной психологии, однако, сказанного вполне достаточно, чтобы подвергнуть анализу тот метод, который предлагается как единственно верный для самопознания человека.
С точки зрения православного вероучения метод самопознания с помощью «холотропных состояний сознания» можно оценить как ложный духовный опыт по нескольким причинам.
Во-первых, он является внеличностным и субъективным.
Православное богословие на основе Божественного Откровения утверждает истину о том, что Дух не может иметь бытия вне Ипостаси. Не существует Духа вне Личности. Не существует и понятия духовной жизни, если оно рассматривается вне понятия личности. Вся христианская аскетика пропитана этой мыслью. Именно поэтому опытными в духовной жизни отцами запрещалось отвлекаться во время молитвы на какие-то внутренние ощущения, забывая о том, что молитва это предстояние личности человека перед Личным Богом. Более того, для самопознания необходимы объективные критерии и только тот образ духовной жизни, который их имеет объективен (когда существует знание о воле Бога, которая проявляется, например, через Его заповеди), ибо человек оценивает себя не через себя, а через определенные критерии (заповеди).
В методе «холотропного состояния сознания» таких критериев нет. Человек погружается в себя, открывает в себе новый мир, но не имеет объективных критериев для его оценки, следовательно, можно засомневаться в истинности самого внутреннего мира. На языке христианской аскетики такие состояния описываются как духовная прелесть, духовный блуд (т.е. состояние внутренней потерянности, замешательства).
Во-вторых, этот метод бездейственный. Подобный метод можно считать и бездейственным в том смысле, что он не может принести человеку полного освобождения от так называемых травматических переживаний. Можно согласиться с тем, что эмоциональное переживание «переживаясь вновь» ослабляется, но из-за этого оно ведь не исчезает, переживание не приводит к амнезии.
Православная антропология строится на нескольких базовых понятиях, одним из которых является понятие греха. Грех как понятие имеет множество смысловых оттенков. Когда мы говорим о греховности человека или о поврежденности его природы грехом, этим самым утверждаем невозможность для человека преодоления греха своими силами – это, с одной стороны. С другой стороны, грех, приводящий к неправильному действию всех сил души человека, является препятствием для самопознания. Именно поэтому суть христианского самопознания не в разработке методов проникновения в подсознание, а в соединении с исцеляющей силой Божественной энергии, которая может действительно преобразить человека.
Ввиду вышеизложенного, мы расцениваем методы духовного совершенствования, предлагаемые С. Грофом, как ложные, т.е. приводящие человека к заблуждению относительно самого себя.
Христианство ориентирует человека на совершенство личности, на созидание личности через общение с Богом и борьбу с грехом. Трансперсональная психология предлагает погрузиться в мир переживаний, который является производным природы человека. И если христианство возвышает человека над природой, то трансперсональная психология предлагает растворение человека (его сознания) в природе самого человека и закономерно приводит поэтому к пантеистическому мировоззрению.
Премудрый Соломон говорит о том, что нет ничего «нового под солнцем» (Еккл.1:9), это верно и в отношении идей трансперсональной психологии. В истории развития религиозного сознания мы уже имели возможность столкнуться с подобным явлением и видеть то, к чему оно привело. Имеются в виду мистериальные культы древней Греции. Хорошо известно, какое огромное влияние на протяжении не одного века оказывали на жизнь общества Элевсинские мистерии, представлявшие собой культ богини Деметры (богини зерна, плодородия) и заключавшиеся в особом посвящении человека в тайну рождения и смерти. Человек через определенные методы воздействия вводился в состояние близкое к холотропному и не просто созерцал таинственные обряды, а переживал их, умирая и возрождаясь. Это приводило древних мистиков к таким же заключениям об отсутствии смерти, боязни смерти, способности к перевоплощениям, что и современных адептов трансперсональной психологии.
Однако уже древние осознали, что одно дело переживать рождение после смерти другое дело реально преодолеть смерть, именно поэтому Элевсинские и подобные им мистерии «сошли на нет».
Заметно усиливающийся интерес сегодня в особенности в молодежной среде к практике холотропных состояний можно расценивать как возврат Элевсинских мистерий, и хотя трансперсональная психология претендует на то, чтобы именоваться «психологией будущего» можно полагать, что будущее у нее будет таким же, как у элевсинских культов.
Примечания
[1] Гроф Станислав. Психология будущего. М., 2003. С. 22.
[2] Там же. С. 23.
[3] Там же. С. 79.
[4] Там же. С. 57.
[5] Гроф Станислав. Психология будущего. М., 2003. С. 90.
[6] Там же. С.263.
[7] Там же.