Немного об инквизиции

Хотя эта тема и не относится напрямую к Православию, но часто поднимается неверующими людьми в качестве примера «жестокости» Церкви. В православии инквизиции никогда не было, а делами против еретиков и их наказанием занималось государственная власть. Однако при Петре I была неудачная попытка организовать государственную инквизицию.

Тем не менее старая атеистическая пропаганда как некая химера иногда всплывает в мозгах более старшего поколения и православных клеймят с позиций «научного» атеизма в грехах католической инквизиции. Кстати от нее пострадал вероятно принявший православие Иероним Пражский (†1416), соратник Яна Гуса.

Специалист по истории католической инквизиции Жан Севиллья указывает, что прибывший для расследования в ту или иную местность инквизитор публиковал два указа. В соответствии с указом веры, каждый верующий обязан был доносить на еретиков и их сообщников. Второй — указ милости — давал еретику срок от 15 до 30 дней для отречения, после чего его прощали. После истечения срока упорствующего еретика передавали в руки трибунала инквизиции.

«Вот тут-то историческая реальность переворачивается с ног на голову и наполняется всевозможными клише, — замечает Жан Севиллья. — Картина инквизиции так негативна, что создается впечатление, что это было царство произвола. На самом деле все было с точностью до наоборот: инквизиция была правосудием методичным, формалистичным и полным бумажной волокиты, часто значительно более умеренным, чем гражданское правосудие».

Для защиты обвиняемый приглашал свидетелей и имел право на отвод состава суда и даже самого инквизитора. На первых допросах присутствовали уважаемые люди — говоря по-нынешнему, старейшины или аксакалы. Имена доносчиков держались в тайне (защита свидетелей), но в случае лжесвидетельствования лжеца ждало суровое наказание. Именно благодаря инквизиции появились такие способы установления виновности как перекрестный допрос, сопоставление показаний свидетелей и др.

Американский исследователь Джон Тедески называл Римскую инквизицию «пионером в юридической реформе», поскольку именно благодаря этому институту началось движение к уважению прав и достоинства обвиняемых. Исследователь документов инквизиции О. П. Годман отметил, «что целью каждого процесса инквизиции было привести еретика к признанию своей вины, ее осмысления и покаяния. Еретиком не был тот, кто ошибся в вопросах веры. Им был тот, кто продолжал настаивать на своей правоте. Именно это могло привести еретика на костер». (см. ссылку).

У инквизиции не было права приговаривать к смертной казни, а только к различным видам епитимьи (к временному или пожизненному заключению, к штрафам, к изгнанию, к отлучению от Церкви и т. п.). Об объективности методов следствия инквизиции свидетельствует хотя бы такой факт, что основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола дважды был в застенках инквизиции и не абы какой, а испанской. Сей факт не помешал ему стать святым католической Церкви.

Разрешение применять пытку было получено много позже, и, как отмечает Сергей Нечаев, «на пытки существовало множество ограничений (по некоторым данным, только два процента арестованных испанской инквизицией подвергалось пыткам и те не длились более 15 минут)» (см. ссылку).

Те, кто внимательно читал классический труд Генри Чарлза Ли «История инквизиции в Средние века», помнят его вывод: «Во фрагментах инквизиторских процессов, попавших к нам в руки, упоминания пыток встречаются редко». Для осуществления казни жертву передавали светским властям, которые практиковали костры. И еще очередной миф — жертву сжигали не живьем, а сначала удушали.

По словам диакона А. Кураева: «В первые полстолетия своей деятельности (XV в.) испанские инквизиторы[1] приговаривали к смерти на костре до 40% всех судимых. Впоследствии этот процент снизился до 3-4» (Плавский З. Испанская инквизиция: палачи и жертвы. Спб., 2000, с.58). Более ранние (а, значит, менее документированные и более тенденциозные, но все же научные) публикации полагали, что в целом в Европе с 13 по 17 века, то есть в течение полутысячелетия, «Святой Трибунал сжег более 30 тысяч колдуний».

Для сравнения: за 70 лет советской власти в СССР было уничтожено или погибло в результате ссылок и коллективизации около 3 миллионов человек.


[1] Испанская инквизиция была в подчинении не католической Церкви, а испанского короля.

См.: Питанов В. Мифы об инквизиции // http://stavroskrest.ru/content/mify-ob-inkvizicii

Добавить комментарий

13 − два =