О феномене святого Шарбеля

святой Шарбель

Эта тема кажется не совсем актуальной, однако и по настоящее время в наши православные храмы люди, соотносящие себя с Церковью, приносят брошюрки, а иногда и целые тома, повествующие о «чудесах» загадочного «святого Шарбеля».

Перед нами оккультный и коммерческий проект, который в свое время реализовывался на территории традиционных православных народов – русских, белорусов и украинцев[1]. Откуда взялся этот Шарбель и почему православным христианам не стоит обращаться к нему с молитвами, совершать паломничества в далекий Ливан и как уберечь себя в будущем от подобных духовных подделок, попытаемся разобраться в этой краткой статье.

О ливанском монахе Шарбеле ранее писали православные авторы: иеромонах Иов (Гумеров) , священник Пафнутий Жуков, протоиерей Алексий Богдан и некоторые другие. Если кратко выразить мысль ответов священников о Шарбеле (Маклуфе), то она будет выглядеть следующим образом: это монах Маронитской Церкви живший в XIX веке является католическим святым. Святость его сомнительна и не подтверждена в Православном Предании, а чудеса не свидетельствуют однозначно о его угодности Богу. Поэтому обращаться к нему с молитвами не следует.

Однако помимо этого в многочисленных брошюрах, книгах и интернет источниках, повествующих о якобы многочисленных чудесах «святого» Шарбеля и его безотказности в исполнении загаданных желаний, есть нечто настораживающее. Исследователям современных сект на территории России буквально режет глаз некоторые совпадения в этой продукции с некоторыми оккультными учениями. Сама канва повествования о Шарбеле, его изображения, которые надо прикладывать к больным местам, образ безотказного «чудотворца» к которому можно обратиться вне зависимости от христианской веры или ее отсутствия – все это отдаленно похоже на учение оккультной секты «Центр Аштар» или лечение святыми[2].

«Центр Аштар» — это терапевтическая секта с элементами оккультного течения «Нью Эйдж». Основательница данного культа Л.В. Шуванова на почве увлечения НЛО, открыла для мира способ лечения от болезней при помощи обращения к неким духовным сущностям. Под последними понимаются «православные святые», которые прилетают к адептам секты на «летающих тарелках». Несмотря на явно бредовый характер учения секты, от него пострадало немало людей. Кто-то из них получили тяжелые психические расстройства, а некоторые закончили жизнь самоубийством.

О «святом» Шарбеле

Как говорилось ранее, монах Шарбель (Маклуф) (1828-1898) принадлежал к Маронитской Католической Церкви, в основном расположенной на территории Ливана. Церковный историк В.В. Болотов пишет, что в период Вселенских Соборов марониты придерживались ереси монофелитов, т.е. исповедовали лишь одну – Божественную волю в Господе Иисусе Христе[3]. В период крестовых походов, в XII веке, марониты вошли в контакт с уже отпавшей от Вселенского Православия Римско-Католической Церковью. Тем не менее, для того чтобы скрыть свое еретическое происхождение, марониты были вынуждены подчистить свою историю. Также в этом направлении поработала и католическая инквизиция[4]. О маронитах, как о еретиках упоминает в своём сочинении «Книга о правой вере» преподобный Иоанн Дамаскин. Вообще, еретическое происхождение маронитов не вызывает у исследователей сомнения[5].

Свое самоназвание марониты получили от некоего монаха-монофелита Марона, который жил в правление византийского имп. Маврикия (582-602). После смерти Марона его последователи в Северной Сирии построили возле г. Хамы монастырь, названный в его честь (Дайр-Марун). Кстати, при описание многих чудес Шарбеля вместе с ним одновременно является в видениях и этот основатель еретической монашеской традиции – «святой Марон»[6]. Подобные факты свидетельствуют о духовной опасности обращения к еретикам за молитвенной помощью. Святые отцы православной Церкви даже под страхом смерти не отступали от нашей святой веры, понимая духовную гибельность любой ереси[7].

Православным христианам следует отличать от еретика монаха Марона подвижника, жившего в Сирии более чем на век раньше. Это истинный святой – преподобный Марон Сирийский († ок. 410), пустынник и чудотворец (пам. 14 февр.; пам. зап. 9 февр.). О нем пишет в своей «Истории боголюбцев» блаж. Феодорит Кирский.

Сам монах Шарбель был канонизирован в Католической Церкви как святой папой Павлом VI (беатификация — 5 дек. 1965, канонизация — 9 окт. 1977).

О некоторых фактах из жизни Шарбеля

Шарбель (Маклуф) почитается как подвижник в Маронитской Католической Церкви, однако его жизнь и подвиги вызывают сомнение с точки зрения православной святоотеческой традиции. Конечно здесь невозможно провести объективный анализ его жития, о нем мы можем судить лишь по книгам и брошюркам издававшимся людьми далекими от православной традиции. В частности, А. Баюканский, автор многих подобных произведений о целительных способностях Шарбеля, описывая жизнь этого монаха, ссылается на книгу настоятеля Аннайского монастыря Поля Дагера «Опьяненный Богом»[8].

Нужно делать поправку на неправославное мировоззрение автора, когда он помимо фактов из жизни известного маронита приводит и вероятно свои порой анекдотичные добавления. Например, можно с удивлением открыть для себя, что Шарбель получил свое монашеское имя в честь великомученика, который «погиб во время осады Трои» (sic!)[9]. Необходимо сказать, что саму Трою археолог Генрих Шлиман раскопал в 1870-1890 годах, когда Шарбель уже давно принял монашеский постриг. Самое интересное, кого считал великомучеником автор этих строк, если Троя была разрушена в весьма древние дохристианские времена и никакого Шарбеля в «Илиаде» Гомер не упоминает? Возможно это был Патрокл или Гектор?

Здесь православным могут предъявить похожее обвинение в выдумывании некоторых фактов из житий святых, в частности, например, из отвергнутого Церковью неофициального жития святой Матроны Московской в изложении З. Ждановой. Однако, в отличие от маронитов, которые с радостью принимают в своих храмах пеструю и часто язычески-оккультно настроенную массу паломников, православные жестко пресекают любые нездоровые фантазии и мысли, которые пытаются внедрить в Церковь недобросовестные авторы[10].

При описании аскетических подвигов монаха Шарбеля также встречаются тревожные факты. В одной из брошюрок о Шарбеле говорится, что он часто беседовал с ангелами и Господом[11], что само по себе вызывает настороженность. По мысли великого святого – преподобного Исаака Сирина, «Кто сподобился увидеть самого себя (свои грехи), тот лучше сподобившегося видеть ангелов»[12].

По словам автора сочинений о Шарбеле, ливанский подвижник часто повторял слова Иисуса: «Если я одним словом могу исцелить расслабленного, то не ясно ли, что у меня есть власть на земле прощать грехи». Неудивительно, что в данном произведении далее говориться о том, что между Иисусом Христом и Шарбелем есть много общего[13]. Возможно здесь мы сталкиваемся уже не с сомнительной восточной католической духовностью, а с выдумками автора. Но все это очень хорошо укладывается в образ такого самодостаточного исполнителя желаний, который формируют из Шарбеля.

Что интересно, после беатификации Шарбеля католической Церковью в 1965 году «тело святого Шарбеля окончательно разложилось, остались только кости»[14]. В общем, какое-то странное нетление мощей.

Немного о чудесах Шарбеля

Манера, в которой повествуется о чудесах Шарбеля напоминает литературу оккультного «New age». Здесь можно встретить обязательное упоминание о «сильной энергетике» от вещей «святого» (а как же без этого его фотографии распространять?)[15]. В письмах разного рода почитателей встречаются свидетельства об мистическом опыте встречи с католическим монахом при «посвящении» в биоэнерготерапевты ( т.е. колдуньи)[16].

Особенностью чудес пропагандируемого инославного подвижника является практика самовнушения тех, кто хочет вступить с ним в «контакт» и получить просимое[17]. Непременным условием для получения здоровья является прикладывание фотографии Шарбеля к больным местам[18]. Мало того, что это выглядит кощунственно, но еще и напоминает старшему поколению массовый психоз с сеансами «исцеления» от всех болезней по телевизору в исполнении А. Кашпировского и А. Чумака.

Можно вспомнить и разного рода шарлатанов, не так давно рекламировавших «Амулеты здоровья» (Биоактиватор), которые якобы исцеляли от всех болезней при прикладывании к больным местам. Внутри этих «амулетов» был набор из металлов, камней, трав, якобы генерирующих исцеляющую «энергию». На самом деле это типичный пример и проявление лженауки. В древности язычники создавали подобные предметы в рамках оккультной науки теургии (искусство управления «богами» и т.п.). Для «исцеления» от болезней создавались статуэтки языческих божеств, заполненных травами, камнями, веществами животного происхождения, ароматами и т.п. (см.: Доддс Э.Р. Язычник и христианин в смутное время. СПб., 2003. С.223; 252-253; 258).

Среди упоминаемых более 20 тыс. «чудес» монаха-маронита попадаются откровенно выдуманные. Например, в одной из историй говориться об исцелении от несуществующей болезни «иссушения нервной вены уха»[19]. А одно из чудес и вовсе вызывает смущение, поскольку вызывает сомнение в источнике своего происхождения. Это известное чудо с ожогом на руке у ливанца Раймонда Надера. Во время молитвы в монастыре в Аннайе, где подвизался Шарбель, этот человек испытал «трудно передаваемое желание войти в контакт с кем-то неведомым … Неожиданно церквушку залил яркий бело-голубой свет, который ослепил меня и напугал». После этого на левой руке возник ожог в виде отпечатка пальцев руки и прозвучал голос, который потребовал от Раймонда изменить жизнь и больше бывать в церкви[20].

Здесь опять встречаем упоминание о желании контакта с чем-то неведомым, характерный для контакта с нечистыми духами страх, затем нанесение раны и приказ больше ходить в еретическую церковь. Для православных христиан это должно являться убедительным доказательством опасности молитв к этому разрекламированному «чудотворцу». По словам древнего православного святого – преподобного Антония Великого, чувство страха, смятения, боязни есть признак воздействия на человека падших духов[21].

Научная экспертиза феномена Шарбеля

В православной Церкви сам по себе факт нетления мощей и даже выделения мира не является свидетельством о святости христианина, если нет свидетельств о его православной вере и нравственно-духовных подвигах. В случае со святым Шарбелем свою лепту определенного скепсиса внесли ученые. В одной научной статье высказывается предположение о том, что странные выделения из тела монаха Шарбеля есть следствие «жизнедеятельности редкой колонии микроорганизмов, обитавших на поверхности тела и аккумулировавших влагу из воздуха. Их же присутствием, а также особым режимом питания Шарбеля, скорее всего, можно объяснить и нетленность его останков»[22].

Распространяемые «чудотворные» портреты или фотографии Шарбеля возможно не имеют к нему никакого отношения, т.к. прообраз этого изображения возникл в результате появление «призрака» при проявлении фотографии в монастыре Аннайя[23]. Это действительно странно, если учитывать факт полного нетления останков Шарбеля в течение 67 лет. Неужели нельзя было написать его портрет после обретения тела? «Все эти обстоятельства привели к формированию особой сакральной биографии святого, отличной от реальной, детали которой также весьма слабо известны»[24].

Лабораторный анализ «мира» розоватого цвета, который выдается за выделение из тела Шарбеля, показал, «что перед нами обычное розовое масло, которое производится в Ливане водной перегонкой из Шиповника дамасского (Rosa damascena Mill.)»[25].

Заключение

Можно еще много рассказывать о странностях и оккультной подоплеке рекламируемого «святого Шарбеля», однако и так понятно, что собой представляет подобная литература о его «Феномене». В книгах и брошюрках под общим названием «Феномен святого Шарбеля» встречается полный винегрет из кратких выдержек из житий святых православных подвижников, житие католического монаха-маронита Шарбеля, фантазии автора и составителей этих книг с налетом оккультной «духовности», реклама «чудес», письма в редакцию об исцелениях и т.п.

В качестве еще одного примера можно сослаться на явно бесовский духовный опыт человека, который искал «знаков» и «явлений» от «святого Шарбеля» и в бане сподобился видеть нечто напоминающее экран и некие знаки. В результате он думал, что «еще немного – и я сойду с ума»[26]. Результатом стало обращение этого человека к оккультной науке астрологии и гороскопам, что однозначно запрещено Библией и святыми отцами (см. Церковь и астрология). В этом же томе о «Феномене святого Шарбеля» находим рассказ, рекламирующий человека с явно поврежденным духовным мировоззрением — Даниила Андреева [27].

Христианину нужно помнить, что никакого автоматического исцеления при прикладывании чего-либо к телу не происходит. Так может быть только в магических, т.е. языческих обрядах, где не требуется от человека никакой веры в Бога, ни соблюдения заповедей. А мы знаем из Священного Писания, что «без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11:6). 

Одним словом, православным христианам не стоит поддаваться на искушения разного рода разрекламированных «чудотворцев», имеющих, как показывает практика, определенные признаки оккультных терапевтических сект.

протоиерей Дмитрий Полохов.

Сомнительные якобы православные сайты на которых рекламируется «святой Шарбель»:

Православный информационный портал «Вера» — http://molitva-info.ru/svyatye/svyatoj-sharbel.html

Религиозный порталСайт Православные святыни. — и здесь Шарбель.

P.S. по теме оккультизма и целительства смотри: О лечении у экстрасенсов и «бабушек».  ; Максим Степаненко. Магический феномен «святого Шарбеля».

Сноски и примечания:

[1] Тираж некоторых брошюрок о святом Шарбеле достигает 220000 экземпляров: Баюканский А. Феномен Святого Шарбеля, или приобщение к чуду. Часть 1 // Библиотечка газеты «Народный доктор»: Домашняя энциклопедия здоровья. — Смоленск, 2006. – февраль.

[2] Секта «Центр Аштар» – исцеленные святыми или покалеченные бесами

[3] Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви в 4 т. М.: Изд-е Спасо-Преображенского Валаамского м-ря, 1994. Т.4. С. 501

[4] Там же. С. 504.

[5] См.: МАРОНИТСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ 

[6] Баюканский А. Феномен Святого Шарбеля, или приобщение к чуду. Часть 1. С.8-11. В самом монастыре, где жил Шарбель также присутствуют изображения (иконы) этого еретика – монофелита Марона. (См. Там же. С. 6).

[7] См., напр.: свт. Иоанн Златоуст: «Какая польза от многих подвигов, когда кто-нибудь после этих подвигов по великой неопытности своей впадает в ересь, и отделится от тела Церкви?» («О священстве». Слово 4, 9).

[8] Баюканский А. Феномен Святого Шарбеля, или приобщение к чуду. Часть 1. С. 44.

[9] Там же. С. 38.

[10] См.: «Впоследствии, и сама автор (З. Жданова) призналась, что в этой книге очень много придуманного ею…». (Блаженная Матрона: житие без мифов и домыслов).

[11] См.: Баюканский А. Феномен Святого Шарбеля, или приобщение к чуду. Часть 2 // Библиотечка газеты «Народный доктор»: Домашняя энциклопедия здоровья. — Смоленск, 2006. – февраль. С. 25

[12] Исаак Сирин, преп. Слова подвижнические. М., 1993. С. 175.

[13] См.: Баюканский А. Феномен Святого Шарбеля, или приобщение к чуду. Часть 2. С. 24, 29.

[14] Бутов И.С., Томин Н.В., Соложеницын Р.В., Кульша А.В. Исследование истории некоторых «чудесных событий», связанных с народным культом почитания ливанского святого Шарбеля

[15] Баюканский А. Феномен Святого Шарбеля, или приобщение к чуду. Часть 2. С. 38.

[16] Там же. С. 62.

[17] Там же. С. 42-43.

[18] См.: «Существует поверье, что святой образ, даже распечатанный из интернета, помогает только одному человеку, его нельзя передавать другим, даже родным людям, так что решаясь обратиться за помощью к монаху-отшельнику всей семьей, распечатайте несколько фотографий». Источник.

[19] Баюканский А. Феномен Святого Шарбеля, или приобщение к чуду. Часть 1. С. 40-41.

[20] Баюканский А. Феномен Святого Шарбеля, или приобщение к чуду. Часть 2. С. 19

[21] Антоний Великий, прп. Поучения / Сост. Е.А. Смирнова. M., 2008. С. 440–442.

[22] Бутов И.С., Томин Н.В., Соложеницын Р.В., Кульша А.В. Исследование истории некоторых «чудесных событий», связанных с народным культом почитания ливанского святого Шарбеля.

[23] См.: Баюканский А. Феномен Святого Шарбеля, или приобщение к чуду. Часть 1. С. 63-64.

[24] Бутов И.С., Томин Н.В., Соложеницын Р.В., Кульша А.В. Исследование истории некоторых «чудесных событий», связанных с народным культом почитания ливанского святого Шарбеля.

[25] Там же.

[26] Баюканский А. Феномен Святого Шарбеля. Кн. 3. Липецк, б.г. С.8-12.

[27] Там же. С. 92-96.

Добавить комментарий

четыре × 3 =