Есть ли перевоплощение?

Перевоплощение - ложь
Перевоплощение — ложь

прот. Дмитрий Полохов

Учение о переселении души в новое тело (реинкарнация)[1] не имеет никакого отношения к учению Церкви. Это учение характерно для восточных нехристианских религий – индуизма и буддизма, а также для представителей древнегреческой языческой философии – Плотина, Пифагора, стоиков, неоплатоников.

Современные представления о переселении душ родились в недрах неоязыческого оккультного учения теософии. Теософия пытается искусственно соединить идеи восточных религий – учение о сансаре (о череде перевоплощений) с идеей о постепенной «духовной эволюции» человека, когда череда перевоплощений якобы ведет душу к некому прогрессу и совершенству[2], что не имеет никакого отношения ни к индуизму, ни к буддизму.

По мнению известного специалиста в области истории индийской философии профессора В.К. Шохина, если для представителей традиционных восточных религий перевоплощение мыслится как основное мировое зло на борьбу с которым направлена вся стратегия их духовных практик, то для современных оккультистов это своего рода «духовный» туризм, который оправдывает их стремление жить по своим страстям и избежать окончательного посмертного суда через перспективу бесконечных перевоплощений[3].

Учение Православной Церкви не признает учение о переселении души после смерти в иное тело на основании Священного Писания и Священного Предания.

Уже в Ветхий Завет знает о том, что душа после смерти не перевоплощается в иное тело, а находится в шеоле – обители в которой пребывают души всех умерших людей. «Кто из людей жил — и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней (в евр. тексте шеола)?» (Пс.88:49). См.: Быт.37:35; Иов.17:13; Ис.38:10; 1Цар.28:14-19 и др.

В Священном Писании Нового Завета однозначно опровергается мнение о возможности жизни души человека в новом теле. В притче Господа Иисуса Христа о богаче и Лазаре (Лк.16:19-31) говорится о невозможности после смерти изменить духовное состояние нераскаянного грешника либо вернуться в мир в новом теле (см. Лк.16:27-29). Авраам говорит богачу: «…чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк.16:25-26).

Евангельская история об исцелении Христом слепорожденного человека отвергает любые предположения о кармическом[4] воздаянии человеку за грехи в прошлой жизни. Господь на вопрос учеников об этом страждущем человеке «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?», отвечает: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9:2-3).

Учение о перевоплощении вступает в противоречие с христианским пониманием спасения и искупления. Как пишет епископ Александр (Милеант), «это ясно видно на евангельском примере благоразумного разбойника, который в одно мгновение своего обращения ко Христу наследует Царство Небесное (минуя индусскую карму). Искупление, совершенное Христом, освобождает человека из власти космических процессов и от власти судьбы» (см. Лук.23:40-43)[5]. Христианское учение о примирении с Богом посредством спасительного подвига Христова делает бессмысленным учение о карме и реинкарнации, т.к. упраздняет грех (1Ин.1:7; Еф.2:14-16) и дает человеку возможность самого высшего совершенства: причастие по благодати к Божественной природе (2Пет.1:3-4).

В Новом Завете говорится о единственности и неповторимости жизни человека, после которой человек должен дать отчет Богу о своих делах: «и как человекам положено однажды умереть, а потом суд…» (Евр.9:27). «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10). (Ср. Пс.61:13).

Также Новый Завет свидетельствует о том, что души после смерти не получают новые тела, а пребывают в зависимости от своего духовного состояния либо в небесном Царстве Божием (Лк.23:43; Флп.1:23; Евр.12:22-23; Отк. 6:9; 14:13 и др.), либо в аду (Мф.22:13, 25:30; Лк.16:23; 1Пет.3:19; Флп.2:10 и др.). При этом в ветхозаветные времена души находившихся в шеоле также никуда не перевоплощались, а пребывали там до сошествия Христова во ад (1Пет.3:18-20).

Библейское Откровение говорит лишь о единственном соединении души с тем телом, с которым человек прожил свою одну земную жизнь. Это произойдет во время Второго и славного Пришествия Христова, когда на последний Суд Божий предстанут все люди после своего телесного воскресения (см.: Ис.26:19; Ин. 5:28-29; 6:40; 1Кор.15:44; Отк. 20:4-15 и др.).

Согласно со Священным Писанием учат святые отцы Православной Церкви. Святой мученик Иустин Философ (†165) хорошо знакомый с языческой философией и религией обличает учение Пифагора и Платона о душе и теле и называет его «гибельным и безрассудным» (О Воскресении плоти. 10). В произведении «Разговор с Трифоном иудеем» святой мученик, рассматривая учение о переселении душ, соглашается с тем, что: «души не переходят в другие тела» (Разговор с Трифоном Иудеем. 4). Он же говорит о том, что по учению принятому от Христа, «души будут соединены с теми же телами» (I Апология. 8).

Святитель Феофил Антиохийский (†181) учение Платона и Пифагора о переселении душ называет «ужасным и беззаконным», а также «вздором» (К Автолику. 7).  Священномученик Ириней Лионский († 202) приводит классический аргумент против лжеучения о реинкарнации: «Учение их о переселении душ из тела в тело мы можем опровергнуть тем, что души ничего не помнят того, что прежде было с ними. Ибо если бы им надлежало испытать всякий род деятельности, им надлежало бы помнить то, что было прежде сделано, чтобы восполнить недостающее и чтобы не заниматься непрерывно все одним и тем же и не нести жалкого труда…» (Против ересей. II, 33, 5). Другими словами, можно сказать, что святитель Ириней показывает бессмысленность учения о перевоплощении, которое часто основывается на идее наказания за грехи соделанные в прошлой жизни. Действительно, как можно исправиться, если человек не помнит и не знает того, что было с ним в другом теле?[6]

Подробно критикует учение о возможности душе неоднократно вселяться в новые тела святитель Мефодий Олимпийский († 311 г.): «Говорить, что души низвергаются с неба и, стремясь в наш мир, проходят через огненные источники и воды над пространствами тверди, есть пустословие и натянутая речь… Души после отшествия от сей жизни не получают опять других тел, в которых они явились бы перед воскресением»[7].

Христианский писатель Тертуллиан († после 220 г.) высказывается против переселения душ (Апология, 48) и опровергает ложное мнение, которое можно встретить у древних еретиков гностиков и современных теософов: что Иоанн Креститель – это перевоплощенный пророк Илия. Тертуллиан пишет, что т.к. пророк Илии не умер, то и душа его не могла вселиться в Иоанна Крестителя (О душе, 35). Примерно то же самое пишет о переселении душ Ориген «И если в силу грехов своей жизни душа должна переходить из тело в тело — какой же грех совершил Илия, что он должен был воплотиться в Иоанне?» («Апология Оригена»,10)[8].

В последующие века истории Церкви святые отцы единодушно отвергали учение о перевоплощении души в новые тела. Они высказывались о таких идеях как об учении «не умных людей» (свт. Григорий Богослов. Стихотворение 7. О душе), называли его языческими мифами (свт. Григорий Нисский. Об устроении человека, гл. 28-29) и ложью, «враждебной христианской вере» (блаж. Августин. О Граде Божием. X, 30), «нашептыванием злого духа» (свт. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих, I.1.10.).

Можно найти высказывания против реинкарнации у 25-ти святых отцов и христианских богословов I-VI вв. (напр., у свт. Иоанна Златоуста). Среди современных святых отцов можно упомянуть святителя Николая Сербского (Велимировича) (†1956 г.).

Сюда же следует отнести постановление архиерейского Собора 1994 года Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» относительно теософии Елены Блаватской в которой присутствует учение о реинкарнации[9]

Именно на таком согласном свидетельстве Библии, святых отцов и церковных соборов Православной Церкви учение о том, что душа умершего человека может снова родиться на земле в другом теле должно считаться ложным.

P.S. Критика учения о перевоплощении. Роберт Морей. Реинкарнация и христианствоГорюнов И.А. Учение о карме и реинкарнации: исторический обзор и критика.

Примечания

[1] От лат. incarnari (лат.) – облекаться плотью, воплощаться.

[2] Шуляк С. Теософия в понимании христианства. [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1174712 (дата обращения: 04.06.2020). Загл. с экрана.

[3] См.: Шохин В.К. Миф о реинкарнациях в постхристианскую эпоху // Эсхатологическое учение Церкви: сб. материалов конференции. М: Синодальная Богословская Комиссия, 2007. С. 602-603.

[4] Карма — вселенский причинно-следственный закон в индийских религиях и философии, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу в новых воплощениях. Карма лежит в основе понятия сансары. «По мнению ряда востоковедов, учение о карме несовместимо с учением о существовании Личного Бога, тем самым учение о карме превращает человека из свободной личности в винтик своего механизма, лишая свободы воли. Человек в рамках этой концепции становится слепой марионеткой». (Питанов В.Ю. Справедливы ли учения о карме и реинкарнации?).

[5] Александр (Милеант), еп. Критика учения о перевоплощении. [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.k-istine.ru/karma/karma-09.htm (дата обращения: 04.06.2020). Загл. с экрана.

[6] По замечанию проф. В.К. Шохина, «прошлый развратник, который стал свиньей, никак не может в «свинском искуплении» своего прошлого ни оценить меры неадекватности своей прошлой «карьеры», ни сделать для себя надлежащие выводы и, соответственно, исправиться. Становясь низшими животными и демонами, наказуемые, напротив, должны лишь закрепляться в своей деградации без малейших шансов выхода из нее» (Шохин В.К. Учение о реинкарнации и карме: Заметки востоковеда).

[7] Мефодий Олимпийский, свт. Полное собрание его сочинений. – СПб., 1877. С. 208, 241.

[8] «Мученик Памфил и Евсевий Кесарийский сами не приемлют идею переселения душ и настаивают, что и Оригену она была чужда». (Кураев А., протод. Куда идет душа. Раннее христианство и переселение душ).

[9] Ср.: Английский философ XVIII века Джон Локк справедливо заметил, что если нет памяти о прежнем воплощении, то нет и тождества личности, нет, следовательно, и перевоплощения, а есть простое рождение нового «Я». (Осипов А.И. Понимание смерти у древних народов).

Добавить комментарий

9 − восемь =