О рабах Божьих

«А тем, которые приняли Его,
верующим во имя Его,
дал власть быть чадами Божиими»
(Евангелие от Иоанна 1:12).

рабывзято из Яндекс Коллекции

Как со стороны атеистов, так и современных неоязычников периодически озвучивается миф о рабской и закабаляющей сути христианства. Как обычно здесь мы встречаемся с типичным обманом и манипуляцией, рассчитанной на некомпетентность аудитории. Впервые подобные мифы были озвучены философами-атеистами в XVIII века, потом их повторяли революционеры-марксисты и воинствующие безбожники.

Однако все сочинители «сказок» о христианстве забывают об одном важном факте – отмена рабства произошла именно в христианских странах и под влиянием христианской веры. Сам процесс растянулся на многие века, например, в Венеции рабство отменили в 960 г., а в большинстве остальных христианских стран институт рабства исчез во второй половине XIX века. (см. ссылку).

Аболюционисты[1] обосновывали свои взгляды на институт рабства тем, что, по мнению английского пэра Уильяма Уилберфорса рабство противоречит христианскому догмату[2].

В Новом Завете апостол Павел фактически упраздняет разницу между хозяином и рабом, обращаясь к Филимону с просьбой принять своего беглого раба Онисима «не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе» (Флм.1:16). Потому что в Господе Иисусе Христе «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28).

Также в Библии мы находим слова, которые говорят о необходимости смягчения нравов и о единстве всех пред Богом – как рабов, так и их господ (Ефес.6:5-9). Именно вследствие такого отношения к рабам в IV веке в Византии святитель Григорий Нисский, а затем и святитель Иоанн Златоуст обличали рабство (они не требовали его отменить, но взывали к совести христиан, предлагая добровольно расставаться с рабами)[3]. Все это неизбежно вело к упразднению института рабства.

Евангельское благовестие в этом случае можно сравнить с той закваской, которую положила женщина «в три меры муки, доколе не вскисло все» (Матф.13:33). Так христианская вера постепенно произвела социальную революцию в умах и душах людей, в результате которой рабство исчезло и было повсеместно запрещено. Кстати, в исламских странах рабство отменили позже всех и под влиянием и нажимом со стороны христианских стран[4].

Святитель Феофан Затворник, толкуя Послание к Ефесянам 6:6, пишет: «рабство в древнем мире было широко распространено. Святой Павел не перестраивал гражданский быт, а изменял людские нравы. И потому он берет гражданские порядки, как они есть, и влагает в них новый дух жизни. Внешнее он оставляет, как оно установилось, а обращается к внутреннему, и ему дает новый строй. Преобразование внешнего шло изнутри, как следствие свободного развития духовной жизни. Переделай внутреннее, и внешнее, если оно нелепо, само собою отпадет»[5].

О наименовании «рабы Божии»

Во-первых, «рабами Божьими» называли себя евреи и не стыдились этого: «Хвалите, рабы Господни, хвалите имя Господне» (Пс.112:1). Ср.: Дан.3:85. «Рабом Божиим» называется в Священном Писании великий пророк Моисей (1Пар.6:49 и др.), а также царь и пророк Давид и Соломон (см.: 2Пар.6:15; 19 и др.). Поэтому фобии неоязычников-родноверов о том, что христианство – это хитрый способ подчинения евреям, т.к. там присутствует выражение «рабы Божии» это ложь, либо характерное для «славянских язычников» нездоровое и извращенное восприятие действительности.

В древнееврейском тексте выражение «служить Богу» (Числ.16:9) и «служить иным богам» (Вт.29:25) передается при помощи слова «абад», однокоренного существительному «раб, слуга».

Поэтому на самом деле в Библии часто под выражением «раб Божий» подразумевается именно «слуга Божий». Это очень высокий статус, т.к. «раб царя» — это его полномочный представитель. Нанести оскорбление рабу царя – означало оскорбить самого царя[6]. При этом выражение «раб царя» часто переводится как «слуга царя». См., напр.: «И повелел царь Хелкии священнику, и Ахикаму, сыну Шафанову, и Ахбору, сыну Михеину, и Шафану писцу, и Асаии, слуге царскому (эбед хаммелек)» (4Цар.22:12).

Эту мысль подтверждает иеромонах Дмитрий (Першин): «Для христианского уха в словосочетании раб Божий ударение ставится на втором слове. Если я – Божий, значит, ничей больше. Если я свой Тому, в Чьей власти все судьбы мироздания, значит, никакой узурпатор не властен над моим сердцем. Стать рабом Божиим означает обрести невероятную свободу».

Самое удивительное это то, что Сам Господь наш Иисус Христос, Всемогущий Бог, победитель власти диавола и смерти в Священном Писании называется «рабом Божиим».

В Ветхом Завете есть несколько мест, в которых грядущий Мессия — Спаситель мира предстает в образе раба Господа: «Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля; но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис.49:6) см.: Ис.53:11; Зах.3:8. Таким образом предсказывается всецелое послушание человеческой природы во Христе Его же всеблагой божественной воле. Об этом Господь Иисус Христос неоднократно говорил Своим ученикам, что Он пришел на землю не для того, чтобы «Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк.10:45).

Более того, в Своей земной жизни Христос – Спаситель показал нам величайший пример смирения и любви, умыв ноги своим ученикам, что обычно в богатых домах того времени делали слуги или рабы (см. Иоан.13:3-17). Фактические этим Господь разрушает устоявшийся стереотип, который мешал видеть в людях низшего социального положения достойных любви и уважения личностей. С другой стороны, Он упраздняет и возможную гордыню которую могла вызывать у апостолов принадлежность к кругу избранных учеников.  

Всемогущий Господь, создатель человека и Творец всей вселенной принимает на Себя человеческую природу и претерпевает добровольную и искупительную для наших грехов Крестную смерть, которой в римской империи обычно подвергали рабов. Поэтому у апостола Павла находим, что Христос «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:7-8). И если уж Сам Спаситель называется служителем и рабом Божиим, то неужели Его последователи постыдятся называть себя также?

Однако верующие во Христа именуют себя рабами Божиими больше по смирению и любви к Богу, Сам же Бог говорит о верующих в Него как о Своих друзьях: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Иоан.15:14-15). Да и молитва «Отче наш» (Матф.6:9-13) данная Спасителем, говорит о том же – все мы дети Небесного Отца. Тем самым Сын Божий показывает истинное отношение Бога к человеку.

Что же заповедует Христос, за что Он называет Своих последователей друзьями? Это заповедь о любви к Богу и ближнему. И вот когда человек начинает исполнять эту заповедь, он обнаруживает, что принадлежать Богу можно только всецело. Другими словами, обнаруживает свою полную зависимость от Господа, который Сам есть Любовь (1-е Послание апостола Иоанна, глава 4, стих 8). Таким образом, в «странную» фразу «я раб Божий» человек вкладывает ощущение полной и всецелой зависимости своего сердца от Господа, без Которого оно не может по-настоящему любить. Но эта зависимость свободна.

Когда неоязычники обвиняют христиан в слабости, т.к. те «рабы Божии», они почему-то забывают о своих же сказках, когда, по словам родноверов, эти слабаки якобы уничтожили супервоинственных и сильных и гордых славянских язычников, а остальных заставили креститься. Да плюс еще после Крещения славян на Руси православные отбивались от самых разнообразных захватчиков большую часть своей истории (см. об этом ).

На самом деле для христиан сила и достоинство человека заключается не в гордыне (эгоизме), а в любви. Любовь – это самоотречение, отказ от эгоизма, т.е. это свободное рабство по любви. Как муж любит жену, и дети любят своих родителей, а они – детей, так и христиан любит Бога и желает принадлежать Ему. Поэтому христиане – рабы своей чести, т.к. они избирают этот путь добровольно. Неоязычники же рабство понимают лишь как физическое насилие и угнетение, т.к. в силу своего эгоизма, интеллектуальной ограниченности и агрессивности не способны к любви, а только к девиантному поведению.  (см.: Питанов В. Язычники не рабы?

Для атеистов стоило бы подумать над такой мыслью: «Если Бога нет, то человек — раб природы, иного и быть не может. Нельзя быть частью природы, не имеющей ничего, отделяющего человека от неё, и быть свободным от неё. Но если Бог есть, то человек — не животное (потому что он создан по Образу и подобию Бога, а Бог не подвластен природе), он над природой. Если же Бога нет (а значит, и нет образа Божьего в человеке), то ничего, кроме рабства у природы, атеизм вряд ли сможет предложить» (см. ссылку). Поэтому «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34). «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин.8:36). «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:31–32).

P.S. Володихин Дмитрий. Христианство и рабство ; Рабство в Библии  ; Питанов В. Язычники не рабы? 

Примечания

[1] Аболиционизм (англ. abolitionism от лат. abolitio «отмена») — движение за отмену рабства и освобождение рабов.

[2] См. его речь в Палате общин 12 мая 1789 года против работорговли.

[3] См.: Кротов Я. Христианство и рабство с христианской точки зрения (https://scisne.net/a-2623).

[4] Рабство в Саудовской Аравии отменили в 1962 г., а в Исламской республике Мавритания в 1981 г. (неофициально существует и поныне).

[5] Феофан Затворник, свт. Толкование послания св. апостола Павла к Ефесянам. М., 1893. С. 444-445. 

[6] См.: Раб Божий // Большой библейский словарь под ред.У. Элуэлла и Ф. Камфорта. – СПб., 2005. С. 1072.

1 комментарий “О рабах Божьих”

  1. Можно добавить, что древнегреческое слово doulos. которое употребляется в тексте Нового Завета, можно переводить по-разному, как : раб, слуга, подданный. В некоторых европейских переводах используется более мягкое значение этого слова: слуга. См., например, Servant — по-английски, Knecht или Magd — по-немецки, Sluga по-польски. Да и в славянской традиции, за которую якобы радеют родноверы, слово «раб» не носило негативного оттенка. УНИЧИЖИТЕЛЬНЫЙ СМЫСЛ ОНО ПОЛУЧИЛО ЛИШЬ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД.
    Славянские переводчики предпочли более простой вариант – раб, от праславянского корня orb, родственного санскритскому arbha – пахать, работать в чужом доме. Отсюда – раб, работник.
    У славян слово «рабъ» (робъ) и «отрокъ» одинаково относились к «несвободным» и СОБСТВЕННЫ ДЕТЯМ ХОЗЯИНА! Т.е. христиане все-таки — это не рабы, а дети Божии!

Добавить комментарий

шестнадцать − пятнадцать =