Поскольку в интернет пространстве все еще встречается тема о параллелях или заимствованиях христианами идеи воскресения из древних мифов, особенно из мифа об Осирисе, то предлагается переводная статья на данную тему. Есть ли что-то похожее в Воскресении Христа и воскресении Осириса? Насколько обоснованы утверждения скептиков и противников христианства. Рассмотрению этой темы посвящена статья Марка Макфолла.
«Воскрешение Осириса по Фарреллу Тиллу»[1].
В своем опыте общения с критиками христианства мне часто приходилось отвечать на обвинения в том, что воскресение Христа было заимствовано из историй о наиболее известном божестве во всей египетской истории – Осирисе. Действительно, Осирис, согласно одному из наиболее яростных критиков христианства Фарреллу Тиллу (издателю Скептикал Ревью и владельцу критической газеты Эрранси (ошибочность)), казалось бы, подтверждает существование таких сходств. В то время как данная статья, в основном, обращает особое внимание на сформулированные Тиллом параллели между Осирисом и Иисусом Христом, она все же снабдит христианина достаточным количеством критической информации для представления достойного ответа (1Петр.3:15) тем, кто заявит о существовании подобных аналогий.
Для того чтобы наиболее продуктивно ознакомить вас с тем, как критик подходит к этому кажущемуся близким сходству, мне необходимо представить вашему вниманию часть дискуссии, которая состоялась 29 марта, 1994 года в (городе) Колумбусе в холле колледжа искусств. В ней принимали участие апологет христианства Норманн Гайслер и бывший проповедник Фаррелл Тилл. В этом диспуте Тилл сделал следующее заявление в своем заключительном слове:
«На этот раз я буду ссылаться на некоторые вещи, которые я не имел возможности упоминать в обычных лекциях. Др. Гайслер заявил, что языческие спасители отличались от Иисуса, так как они не претерпели телесного воскресения. Но я хочу заверить вас, друзья мои, что это не так. О-с-и-р-и-с, запишите, О-с-и-р-и-с, — он был древним египтянином, богом-спасителем, рожденным от девственницы. Он умер и был воскрешен. Проведите исследование и вы обнаружите, что его мать разыскала его тело[2], разорванное на куски, сложила их вместе на манер Франкенштейна, и он был телесно воскрешен к жизни. Это лишь один пример, который я могу вам привести. …Он [Гайслер] полагается на ваше невежество, господа. И я не пытаюсь оскорбить вас. Ваши проповедники делают это постоянно. Ваши глаза покрыты пеленой, и это ваша вина, так как вы не знаете Библию, прежде всего, и вы, конечно, знаете очень немного об истории религии. Если бы вы рассмотрели доказательства, то увидели бы, что многое из того, о чем он говорил вам, не основано на фактах».[3]
К сожалению, др. Гайслер решил не отвечать на комментарии г-на Тилла (см. «Дебаты Гайслера – Тилла», Скептикал Ревью, 1994, №3). Но Тилл просит нас (аудиторию) провести некоторое «исследование» по Осирису для того, чтобы убедиться в справедливости его утверждения. Я так и сделал, и то, что я обнаружил, оказалось не в пользу г-на Тилла.
Миф
Наиболее известная и всеобъемлющая версия мифа об Осирисе находим у греческого историка Плутарха (около 34-125 гг. н.э.) в его работе об Изиде и Осирисе. В интерпретации этой работы Тиллом, существующей в архивах критической газеты «Эрранси», находим следующее:
«Злой брат Осириса Сет организовал заговор с целью убить Осириса. Во время пира его уговорили лечь в ящик, который был специально для него приготовлен. Когда Осирис оказался в ящике, Сет и его приспешники закрыли его и немедленно отнесли его к Нилу и бросили в реку. Когда Изида, сестра и жена Осириса услышала о том, что произошло, она отправилась на поиски ящика. Легенда излагает события довольно детально, но, вкратце, Изида узнала, что ящик уплыл в море и пристал к берегу Библоса. Она прибыла туда, обнаружила ящик с телом, обняла его и безутешно плакала. Она спрятала тело в укромном месте, но Сет его обнаружил, расчленил тело на 14 кусков и разбросал их по всему Египту. Дальше в мифе говорится, что Изида искала по всему Египту, нашла части тела и сложила их вместе. Затем она воспарила над Осирисом, обмахивала его и опять вдохнула жизнь в его тело».[4]
До сих пор г-н Тилл излагал миф точно по Плутарху. Но, тот язык, который Тилл использует дальше, свидетельствует о том, что он не довольствуется терминологией Плутарха».[5] Г-н Тилл пишет: «Разные версии мифа не совпадают в некоторых деталях, но древнее непогрешимое замечание о некоторых непоследовательностях в Евангельских описаниях Воскресения стоит применять и к мифу об Осирисе: важно то, что все источники согласны с тем, что Осирис был убит и воскрешен к жизни».[6]
Читателям следует обратить внимание на изменение используемого Тиллом выражения из «вдохнула жизнь в его тело» на «воскрешен к жизни». Методологически г-н Тилл объединил две фразы для того, чтобы его собственная преувеличенная параллель выглядела более естественной. Но ученые не торопятся сделать этот дополнительный шаг. Действительно, Брюс Метцгер (профессор Принстонской теологической семинарии) отмечает: «Сомнительно, что это можно по справедливости назвать воскресением» (Брюс Метцгер. Исторические и литературные исследования: языческие, еврейские и христианские.С. 21).
Профессор Рональд Нэш, автор книги «Евангелие и греки» согласен с оценкой Метцгера и объясняет, что «некоторые писатели заходят слишком далеко и говорят о воскрешении Осириса»[7] Нэш полагает, что терминология, используемая Тиллом (и другими), претендует на гораздо большее, чем имеется в виду в мифе. Такой подход, согласно Нэшу,
предполагает вводящую в заблуждение аналогию сравнения Воскресения Иисуса и оживления Осириса. Более того, в то время как Тилл правильно говорит о том, что «разные версии мифа не совпадают в некоторых деталях», он, в подтверждение своей версии, утверждает, что «важно то, что ВСЕ [выделено мной] источники согласны с тем, что Осирис был убит и воскрешен к жизни». Профессор Нэш в ответ на это говорит, что «не в каждой версии мифа Осирис возвращается к жизни; в некоторых он просто становится царем загробного мира»[8].
Карл Видеман, профессор египтологии Боннского университета, дополняет оценку Нэша: «Концепции, касающиеся наиболее важного эпизода в существовании божества, а именно его воскресения, варьируются очень широко, особенно в поздних текстах»[9].
Попытка Тилла преувеличить существующие доказательства плохо согласуется с источниками. Даже в тех случаях, где текст кажется сомнительным, многие ученые неохотно говорят о воскресении. Профессор Нэш отмечает такое отношение у немецкого ученого Гюнтера Вагнера. Вагнер пишет: «Осирис не знал воскрешения, его оживили для того, чтобы он управлял (подземным миром)»[10].
Образованные люди не считают это несомненным то, в чем нас хочет уверить Тилл, и по мере того, как мы будем продолжать исследовать заявление Тилла, это станет более очевидным.
Природный символизм
В энциклопедии Британника под заголовком Осирис находим: «Приблизительно с 2000 г. до н.э. и далее считалось, что каждый человек, не только умершие цари, в момент смерти ассоциировался с Осирисом. Это отождествление с Осирисом, однако, не подразумевало воскресения, так как даже Осирис не восстал из мертвых. Напротив, оно обозначало возобновление жизни в другом мире, а также посредством потомков данного человека на Земле. В таком обобщенном виде культ Осириса распространился по всему Египту, зачастую сопровождаемый культами местных божеств плодородия и загробного мира»[11].
Этот современный нецерковный источник говорит, что «Осирис не восстал из мертвых». Более того, проверив Энциклопедию религии, обнаруживаем, что Осирис был «изначально богом растительности»[12]. Для египтян смерть Осириса символизировала ежегодную засуху, а его возрождение – периодическое наводнение Нила и рост зерновых культур. Все это, конечно, представляет собой образец циклического повторения времен года. Профессор Брюс Метцгер говорит на это: «такие мифы являются выражением древнего природного символизма; дух растительности умирает и восстает каждый год»[13].
Христианская вера резко отличается от этого типа повторяющегося природного символизма. Для христианина важность совершенного Иисусом заключается только в его смерти и Воскресении[14].
Что имел в виду Тилл?
Являясь членом критического листка под названием Эрранси, я имел возможность узнать у других критиков, что имел в виду Тилл: телесное воскресение на земле или телесное воскресение в загробном мире. Один критик в ответ на мой вопрос, обвинил меня в искажении комментариев Тилла в том отношении, что Осирис был воскрешен на земле.
Критик пишет: «Неправильно, неправильно, неправильно. Тилл НИГДЕ в дискуссии не говорит, что Осирис был возвращен к жизни на землю. Покажите нам, где он об этом сказал»[15].
Немедленно после этого Тилл ответил вышеупомянутому критику, пояснив, что: «Может быть, я не сказал специально «воскрешен к жизни на земле» в дискуссии, но интерпретация мифа требует такого вывода, как вы можете видеть в отдельном ответе, отправленном мной Марку Макфоллу»[16].
Из этого ответа Фаррелла Тилла становится очевидно (если до этого были какие-либо сомнения), что я в данном пункте понял его правильно. Я стремился обратить на это внимание читателей для того, чтобы показать будущим критикам, которые прочтут данную статью, что я не рассматриваю утверждения Тилла вырванными из контекста.
Искусство войны
Основания Тилла считать, что Осирис был телесно воскрешен к жизни на земле, суммированы в его следующих словах:
«Телесное воскрешение Осириса, может быть, и было краткосрочным, но, тем не менее, это воскресение длилось достаточно, чтобы Осирис мог проинструктировать своего сына Гора в искусстве воевать и побудить его отомстить Сету за смерть отца. Сколько оно длилось – одну минуту, один день, или пять дней – несущественно. И Марк Макфолл будет просто заниматься типичной библейской софистикой, если попытается обратить наше внимание на то, что воскресение Осириса на земле было недолгим, тогда как Иисус оставался на земле 40 дней»[17]. «…После этого, Осирис сошел в мир мертвых, чтобы быть их судьей и надеждой на воскресение для тех, кто еще оставался на земле»[18].
Прежде чем мы рассмотрим данный аспект, необходимо сделать краткое вступление к популярному ученому источнику, используемому критиками. В 1908 ученый, специализирующийся по египетским древностям и критик христианства, Уоллис Бадж опубликовал трехтомное издание Книги Мертвых (т.е. древнего религиозного текста египтян). Первый том состоит только из копий исходных страниц книги с иероглифами, второй том содержит английский перевод иероглифов, а третий том является словарем[19]. Хотя книга Баджа перестала пользоваться популярностью у ученых-египтологов в последнее время в связи с более недавними находками, она все же остается движущей силой для критиков и оппонентов Воскресения Христа.
Во вступлении Баджа к Книге Мертвых мы встречаем критиков в их родной стихии. Здесь исследование Баджа показывает, что Осирис «вернулся из другого мира»[20] для того, чтобы дать Гору инструкции по отмщению Сету. В дальнейшем, после того, как Осирис «вернулся из другого мира», чтобы дать инструкции по отмщению, Бадж цитирует четвертую версию папируса Саллье, которая выплескивает все сложности данной дискуссии. Папирус гласит: «Гор и Сет боролись в виде двух человек, но потом превратили себя в двух медведей и провели в таком обличье три дня и три ночи»[21].
Мифологические обертоны исхода этой дискуссии очевидны. Согласно мифу, телесного воскресения Осириса не было. Это в дальнейшем подтверждается современным ученым мифологом, Энтони С. Меркантанте в его «гуманитарном» издании Архивных фактов всемирной энциклопедии мифов и легенд. Он объясняет, что: «Через какое-то время ДУХ [выделено мной М. М.] Осириса вернулся из мертвых и явился его сыну Гору, побуждая Гора отомстить за смерть отца»[22].
Эти авторитетные источники противоречат утверждению Тилла о том, что для Осириса «воскресение [телесное] длилось достаточно, чтобы Осирис мог проинструктировать своего сына Гора в искусстве воевать…». Г-н Тилл в сущности исказил данный аспект.
Согласно другой версии, которую приводит ученый-египтолог Дж. Х. Брестед в своей книге О развитии религии и мысли в Древнем Египте: «Изида вырастила Гора без его отца [Осириса], но она воспитала его для отмщения за смерть отца» (Брестед 29)[23].
Здесь говорится, что Изида повлияла на Гора с тем, чтобы он «отомстил за смерть отца» Сету. Источник, на котором г-н Тилл основывает свое утверждение, оказывается непрочным и противоречивым в самом решающем пункте. Тот факт, что Тилл пользуется спорными деталями, убеждает меня в том, что он играет на непосильности задачи для любого христианина, который попробует «исследовать доказательства». В сущности, г-н Тилл «полагается на ваше невежество, господа» (цит. г-на Тилла).
Нехристианские авторы Джордж Нагел и Джозеф Кэмпбелл в книге Тайны Осириса в Древнем Египте объясняют, что: «Различные эпизоды легенды подтверждаются не одинаково, и с разной частотой. Тексты, в основном, рассказывают о битвах Гора и Сета за наследие Осириса, и в них часто упоминается оплакивание Изидой смерти мужа. Но, что касается самой смерти и воскресения Осириса, то по этому поводу тексты довольно немногословны и обычно дают не более чем краткие аллюзии»[24]. В свете критики ученых заявление Тилла о телесном воскресении Осириса к жизни на земле – согласно мифу – является сомнительным.
Исследование
Я спросил Тилла, какими источниками он пользовался в поддержку своего утверждения, что миф повествует о земном воскресении Осириса. Тилл ответил, что:
«Мои заметки к дискуссии были подготовлены по версиям мифа в изложении Плутарха и Диодора Сицилийского и, конечно, по Книге Мертвых. Этих книг нет в моей личной библиотеке, они были взяты по межбиблиотечному абонементу, но если вы хотите оспорить детали мифа в моем освещении, я с радостью опять воспользуюсь межбиблиотечным абонементом и возьму эти книги. Однако это займет какое-то время. Я лично абсолютно уверен в аккуратности тех строк, которые я позаимствовал из этих работ, которые подтверждают то, что в некоторых версиях мифа Осирис воскрес на земле, оставался там некоторое время, а затем спустился в загробный мир»[25].
Будучи христианами, мы должны скептически относиться к таким призрачным обоснованиям аргументов и требовать отсылок к книгам, главам, строкам, в которых они встречаются.[26] Недостаточно быть уверенным «лично» без оснований и квалификаций. Апостол Павел давным-давно предупреждал и побуждал Христиан: «все испытывайте, хорошего держитесь» (1Фесс.5:21).
Воскрешенный Осирис
Мы продолжаем исследовать научные труды, посвященные мифу об Осирисе. Мы должны обратить внимание на замечание ученого-мифолога Дж. Смита; его исследования мифа показали, что: «Отдельные части его тела были найдены и соединены, и бог был омоложен. Однако, он не вернулся к своему прежнему образу жизни, а, скорее, отправился в загробный мир, где он стал могущественным господином мертвых. Нельзя сказать, что Осирис «восстал» так же, как это происходило в цикличном умирании и воскресении… Нельзя сказать, что трагический миф о его смерти и оживлении соответствует образцу умирающих и восстающих богов»[27].
Католические ученые и археолог Ролан де Во более детально рассматривают этот новый образ жизни в своей книге Библия и Древний Ближний Восток. Во объясняет: «Что подразумевается под «возвращением к жизни» Осириса? Только то, что, благодаря помощи Изиды, он смог вести загробную жизнь, являющуюся практически точной копией земной жизни. Но он уже никогда не будет находиться среди живых и будет править лишь мертвыми… Этот оживленный бог в действительности лишь бог — «мумия»».[28]
Энциклопедия мифов подтверждает тезис Во и отчетливо утверждает, что: «Они мумифицировали Осириса и положили его тело на охраняемый львами мол. Изида превратилась в воздушного змея и, обмахивая Осириса, вернула ему дыхание. Ему не позволили остаться на земле живых, и он был отправлен загробный мир, чтобы быть там царем и судить души мертвых»[29].
Энциклопедический теософский глоссарий определяет титул, данный мумифицированному Осирису в «загробном мире» как «Кхенти-Аментет»,[30] что означает «Господин Загробного мира и Правитель мертвых». И опять указания надежных ученых источников подтверждают, что Осирис не был воскрешен к жизни на земле (согласно терминологии Тилла), а, в действительности, был оживлен и отправлен в другой мир, или царство, согласно терминологии мифа.
Места захоронения
Профессор Брюс Метцгер цитирует греческого историка Плутарха, который сообщает, что верующие в Осириса все еще верили, что в могиле Осириса было его тело. Метцгер пишет: «Благочестивые фанатики стремились быть похороненными на той же земле, где, согласно местной традиции, все еще лежало тело Осириса»[31] (Плутарх, Об Изиде и Осирисе, 359 В {20}).
Метцгер также отмечает, что: «не менее 23 мест, определенных классическими авторами и греческими надписями, считались местом захоронения тела Осириса»[32].
Для нас это означает, что те, кто считали Осириса «воскрешенным к жизни» (по выражению Плутарха), также верили, что он НЕ БЫЛ телесно воскрешен для жизни на земле, но, вместо этого, очевидно, они верили, что Осирис был оживлен в загробном мире, а его тело оставалось в могиле. Несомненно, это совершенно не похоже на ОХРАНЯЕМУЮ и ЗАПЕЧАТАННУЮ могилу Иисуса Христа (Мф. 27:66), из которой Он появился спустя три еврейских дня.
Надписи, посвященные Осирису
Следующие надписи были представлены критиками, стремящимися показать, что верующие в Осириса считали его плотью воскрешенным на земле: «О плоть Тета, не распадайся, не разлагайся, не пахни». (Рекюэль де Траво, стр. 55(I. 347))
«Пепи [Осирис] приходит во плоти» (там же, стр. 185 (I. 169)).
«твои кости не будут разрушены, и твоя плоть не погибнет» (там же, стр. 55 (I. 353))[33].
В свете этих надписей и подобных им, Уоллис Бадж утверждает, что: «Эта вера может быть основана на мнении, что жизнь в следующем мире являлась продолжением жизни на земле, на которую она была очень похожа, или эта уверенность могла возникнуть в результате полуязыческих ужасных идей, существующих в религиозных текстах египтян»[34] (Книга Мертвых, стр.)
Комментарии Баджа показывают, что Осирис НЕ БЫЛ телесно воскрешен на земле, какой мы знаем землю. Нет сомнения, что египтяне верили в какую-то форму жизни после смерти, но, в то же время, телесное воскресение человека и возвращение обратно на землю, очевидно, не являлось частью египетской философии. Бадж пишет: «В то время как у нас есть свидетельства о вере египтян в вечную жизнь, нигде нет доказательств того, что порочное тело человека восстанет опять; действительно, следующие отрывки показывают, что преобладала идея о том, что тело лежало в земле, а душа или дух жили на небесах»[35].
Отрывки (т.е. надписи), цитируемые Баджем: «Душа к небесам, тело в землю» (Рекюэль де Траво, iv, стр. 71 (I. 582) V династия).
«Твоя сущность на небесах, твое тело на земле» (там же, стр. 170 (Пепи, I. 85, VI династия)).
«Небеса заберут твою душу, земля – твое тело» (### Плейт XIX, I. 16 (Книга Мертвых, Глава CLXXV, Птолемейский период)[36].
Все эти свидетельства ставят первоначальное заявления г-на Тилла под серьезное сомнение. Если Осирис был телесно воскрешен и возвращен на землю, как мы ее знаем, то кажется вероятным, что он был воскрешен таким образом только в воображении писателей, появившихся гораздо позже, таких, как, например, Фаррелл Тилл.
Перевод А. Бутенко Перевод выполнен со статьи: The Resurrection of Osiris According to Farrell Till. By Mark Mcfall http://www.frontline-apologetics.com/resurrection_of_osiris_.htm (ресурс не доступен).
P.S. См. еще одну статью на нашем сайте по данной теме: Воскресающие языческие божества и вера христиан.
Примечания:
[1] Фаррелл Тилл комментирует это: “в общей сложности я провел двенадцать лет, проповедуя для церквей Христа, и пять из этих лет участвовал в миссионерской работе во Франции. Мой скептицизм начался, когда я был там…Когда глубоко укоренившиеся сомнения, наконец, заставили меня оставить служение, я не был удовлетворен тем, что был просто скептиком; я должен был стать евангельским атеистом.”http://members.fortunecity.com/wantobe/ldjil.html
[2] При нашем общении с Фарреллом Тиллем он признал, что ошибся в личности того, кто вернул жизнь Осирису. Тилль пишет: «упоминание Исиды как матери Осириса было, конечно, ошибкой, одной из тех вещей, которые случаются, когда человек говорит экспромтом.»( Errancy list, 2/20/01). Личность этого человека-Исида, его жена / сестра.
[3] Till — Geisler диспут http://www.infidels.org/library/modern/farrell_till/geisler-till/till3.html
[4] Составляя эту статью, я попросил критиков «списка заблуждений» дать мне информацию о мифе о телесном воскресении Осириса. Я заявил, что мой интерес заключается в знании источников, в которых критики видят параллель в предполагаемом телесном воскресении Иисуса Христа. Тим Тейлор ответил на мою просьбу этой цитатой из Фаррелла Тилля (17.02.01).
[5] Plutarch, Moralia: Об Исиде и Осирисе. Loeb edition, 5.7-191. (Translator: Frank C. Babbitt). Примечание: Плутарх использует фразу «вернулся к жизни».
[6] Перепечатано Tim Taylor on Errancy (02/17/01) из более раннего заявления Фаррелла Тилля.
[7] Ronald Nash, The Gospel And The Greeks, pg. 137.
[8] Ibid, pg. 138.
[9] James Hastings, Dictionary of the Bible, Vol. 5, pg. 194.
[10] Ronald Nash, The Gospel And The Greeks, footnote on pg. 292. Gunter Wagner, Pauline Baptism and the Pagan Mysteries, pg. 261.
[11] ENCYCLOPEDIA BRITANNICA, article: Osiris. (http://www.britannica.com/bcom/eb/article/3/0,5716,58983+1+57544,00.html).
[12] Vergilius Ferm, An Encyclopedia of Religion, article: Egypt, religion of:, pg. 246.
[13] Bruce Metzger, Historical and Literary Studies: Pagan, Jewish, and Christian. pg 23.
[14] See Bruce Metzger, Historical and Literary Studies: Pagan, Jewish, and Christian. pg 23.
[15] Errancy list: (2/21/01).
[16] Errancy list: (2/21/01).
[17] Errancy list: (2/21/01).
[18] Ibid, (3/3/01).
[19] Information on the working structure of the book obtained on the Errancy list (2/17/01).
[20] Wallis Budge, THE BOOK OF THE DEAD (The Papyrus of Ani), {p. li}. Citation taken from the online version: (http://www.sacred-texts.com/egy/ebod/ebodintr.htm)
[21] Ibid.
[22] Anthony S. Mercatante, The Facts On File Encyclopedia of World Mythology and Legend. Entry: Osiris, pg. 502.
[23] Breasted, J.H. Development of Religion and Thought in Ancient Egypt. New York: Harper, and Row Publishing, Inc., 1959. Quotation originally taken from The Ancient Egyptian Worship of the Sun, by Kellyanne Lynch, 9/98 (http://members.rotfl.com/Isis/sunworship.html).
[24] Первоначально цитируется Брюсом Мецгером в его работе Historical and Literary Studies: Pagan, Jewish, and Christian. pg. 19 (footnote). Georges Nagel, The Mysteries of Osiris in Ancient Egypt, The Mysteries, Papers from the Eranos Yearbooks, ed. by Joseph Campbell.
[25] Errancy list, 2/21/01.
[26] Я попытался дать Фарреллу легкий выход, поэтому попросил только одну ссылку от Плутарха, потому что она была легко доступна. На сегодняшний день, Тилль не предоставил ту справку, которая подтвердило бы его тезис. Поэтому я остаюсь скептиком.
[27] J. Smith, Dying and Rising Gods, pg. 524-525.
[28] Roland de Vaux, The Bible and the Ancient Near East, 1971, p. 236.
[29] Encyclopedia Mythica, Entry: Osiris. (http://www.pantheon.org/mythica/areas/egyptian/)
[30] Encyclopedic Theosophical Glossary: Oa-Oz: http://www.theosociety.org/pasadena/etgloss/oa-oz.htm . С разъяснением этого названия можно ознакомиться в разделе E. A. Wallis Budge’s work The Gods of the Egyptians (vol.I, page 82). Budge сообщает, что «Khent-Amenti» был одним из богов текстах пирамид (Unas 201). В своих главах об Осирисе в той же работе (vol II, chapters 6-11, pages 113-194) нам сообщили, что «Khent-Amenti был титул Осириса. (Информация о подтверждении была предоставлена Joseph Crea из Errancy list).
[31] Bruce Metzger, Historical and Literary Studies: Pagan, Jewish, and Christian. pg 21.
[32] Ibid. Footnote, pg. 21.
[33] Inscriptions provided by Wallis Budge, THE BOOK OF THE DEAD (The Papyrus of Ani) or (http://www.sacred-texts.com/egy/ebod/ebodintr.htm).
[34] Ibid.
[35] Ibid, {p. li}.
[36] Ibid.