Моногамия или многоженство: анализ мусульманских высказываний о семейной жизни

Умм Хабиба Рамла бинт Абу Суфьян была среди тех мусульман, которые в 615 г. бежали в Эфиопию. Там ее супруг — Убайдуллах бин Джахш познал свет истинной веры и стал христианином.[17] После его смерти и накануне возвращения беженцев из изгнания в 628 г. вдову заочно, еще в Эфиопии, сосватали Мухаммаду. Однако никакого намерения умирить самого последовательного и упорного противника ислама этот шаг Мухаммада не носил. По мнению профессора О.Г. Большакова, подобная свадьба носила единственную цель — бросить вызов Абу Суфьяну и досадить ему! Узнав об этом поступке своего врага, Абу Суфьян очень нелестно отозвался о «посланнике Аллаха», дав ему такую характеристику: «Вот необузданный жеребец!».[18]

Следует сказать, что и Мухаммад никогда не скрывал своих откровенно недружелюбных намерений в отношении Абу Суфьяна. Об этом, в частности, свидетельствует попытка убийства последнего по приказу мусульманского пророка. По свидетельству Ибн Хишама в Мекку были посланы Амр ибн Умаййя и Джаббар ибн Сахра, которым «посланник Аллаха» приказал убить Абу Суфьяна ибн Харба.[19] Попытка не увенчалась успехом, однако посланные Мухаммадом киллеры во время своей миссии убили нескольких совершенно невинных человек: случайного прохожего, старика — пастуха и одного курейшита, заподозренного в шпионаже.[20]

Не менее интересен сам факт принятия ислама Абу Суфьяном в 630 г. Оно произошло фактически под страхом смерти, и было единственным способом для него избежать убийства и потери имущества, когда мусульмане уже готовились к захвату Мекки.[21] Хотя и здесь возникают серьезные проблемы с правоверием этого курейшита. Вот как об этом событии повествует Ибн Хишам: «Пророк воскликнул: «Горе тебе, о Абу Суфьян! Не пора ли тебе знать, что я Посланник Аллаха?»». На что глава язычников-курейшитов ответил: «Ей-богу, в отношении этого у меня до сих пор есть сомнение». Тогда свидетель этого разговора Аль-Аббас приводит последний весомый аргумент: «Горе тебе! Покорись и признай, что нет божества кроме Аллаха, что Мухаммад — Посланник Аллаха, пока не отрубили голову!». После чего и произошло обращение этого противника Мухаммада в ислам.[22]

Другой, якобы дипломатический успех Мухаммада, был связан с женитьбой на Джувайрийе бинт аль-Харис (Барра — имя до замужества), дочери вождя покоренного в 626 г. мусульманами племени бану аль-мусталик из группы племён хуза’а. Попавшая в плен женщина пыталась найти защиту у Мухаммада, прося у него содействия в освобождении за выкуп. Однако, основатель арабской религии, увидев ее красоту, предложил ей выйти за него замуж. О том, что здесь речь идет не о дипломатии, а о сластолюбии Мухаммада, свидетельствуют слова его любимой жены Аиши: «Клянусь Аллахом, как только я увидела ее в дверях моей комнаты, тут же возненавидела. Я поняла, что он (Мухаммад) заметит ее красоту так же, как и я».[23]

По свидетельствам мусульманских источников, в результате этой свадьбы арабский пророк отпустил на свободу 100 ее родственников. Хотя следует заметить, что такой шаг особой любви у соплеменников этой жены «пророка» навряд ли мог вызвать, т.к. конфискованного у них имущества им не возвратили![24]

Последний пример успешной политики посредством браков связан, как считается, с восьмой женой арабского проповедника — Сафийей бинт Хуйайй бин Ахтаб. Здесь мы сталкиваемся просто с непостижимым для нормального человеческого рассудка пониманием исламской мирной политики и дипломатии.

Как утверждают мусульмане, Мухаммед посредством подобных браков пытался «преодолеть враждебность и ненависть отдельных племён по отношению к исламу». Что же было на самом деле? Племя бану надир, к которому принадлежала, Сафийя исповедовало иудаизм и стало объектом ненависти Мухаммада, т.к. он последовательно избавлялся от всех, кто не принимал его миссию.

В 625 г., после продолжительной осады, во время которой мусульмане активно разоряли окрестности вокруг поселения иудеев, было подписано соглашение. По этому договору членам племени бану надир сохранялась жизнь, однако, все их имущество доставалось мусульманам. Иудеи могли вывести с собой все вещи, кроме оружия, из расчета 1 верблюд на трех человек. Все дома их были разрушены, а деревья вырублены. Часть беженцев вместе с их вождем перебрались в Хайбар, а другие ушли в Палестину.[25] Эти события нашли отражение в Коране (К. 59:2-5; 11-14).

Но на этом попытки Мухаммада в деле преодоления враждебности со стороны иудеев в отношении ислама не закончились. Вероятно, для усиления положительного образа своей религии, накануне договора с мекканцами в Худайбии (628 г.), Мухаммад посылает в Хайбар группу мусульман для убийства главы племени бану надир — Саламы бин Абу-л-Хукайка. Убийство его вызвало большой переполох, за ним такой же участи последовал и его преемник.[26]

Наконец в 628 г. последовало завоевание оазиса Хайбар, в котором нашло свое прибежище часть племени бану надир. После военной победы защитники единобожия не погнушались применить пытки для благородной цели — поиска припрятанных иудеями сокровищ. Пыткам как раз подвергся супруг Сафийи — Кинана бин Абу-л-Хукайка, один из вождей племени, после чего ему отрубили голову.[27] При этом конвоируемая по дороге к Мухаммаду несчастная женщина видела обезображенный труп своего мужа.[28]

Любому разумному человеку совершенно очевидно, что остатки племени бану надир после всех описываемых событий никогда не испытывали добрых чувств ни к исламу, ни к Мухаммаду. Что же касается причин женитьбы основателя ислама на Сафийи, то они были обычны для этого человека. По словам достоверного хадиса, Мухаммад просто прельстился ее красотой. Увидев ее у одного из участников похода, которому она досталась в качестве трофея, арабский проповедник произнес: «Возьми себе любую невольницу из пленных, кроме нее»[29] (Бухари 235).

Что же касается других попыток объяснить сомнительное с нравственной точки зрения поведение Мухаммада, то и они оказываются слабыми и натянутыми. Например, утверждается, что многоженство было необходимо для воспитания душ людей, и этим как раз и занимался основатель ислама в браке.

Пожалуй, с этим отчасти можно согласиться, т.к. известный всем случай женитьбы пятидесятилетнего Мухаммада на девятилетней девочке Аише, подразумевал, что такого малолетнего ребенка еще многому предстоит научить[30] (Бухари 1515).

О другом браке, который якобы был заключен «с целью искоренения давней традиции эпохи джахилийи (язычества), а именно — традиции усыновления» написано и так достаточно много. Речь идет о браке с Зайнаб бинт Джахш, бывшей жене приемного сына Мухаммада Зайда бен ал-Хариса.[31] (т.е. Мухаммад женился фактически на своей снохе). Но случай подобного инцеста однозначно осуждается Библией (Ср. Лев.18:15).

Таким образом, никаких серьезных аргументов и доводов, которые могли бы оправдать сомнительное поведение Мухаммада, а именно его многоженство, мы не находим. Все рассмотренные нами предположения мусульман при подробном их разборе так и не достигли предполагавшейся цели: они не упраздняют оснований для сомнений в чистоте намерений арабского пророка, когда речь заходит о его многоженстве.

Поэтому остается сделать единственно возможный вывод: многоженство не является Божиим установлением и единственной формой семейной жизни для человека является моногамный брак.


Примечания

[1] См., напр.: Глава ХII. Полигамия. Аспект полигамии в других священных писаниях // http://www.islam.ru/woman/wali_muslima/part_12/

[2] См.: Брак, свадебные обычаи // Большой библейский словарь / под ред. У. Элуэлла, Ф. Камфорта. — СПб., 2005. С.201.

[3] У Ноя была одна жена (Быт. 6:18). Авраам имел одну жену (Быт.11:29), хотя были и наложницы (Быт. 25:6). Инициатива взять вторую жену была от Сарры, хотя это была не жена, а рабыня — наложница (Быт.16:3). Бог женой Авраама называет только одну женщину — Сарру (Быт. 17:15,19). После смерти Сарры Авраам берет себе еще одну жену (Быт.25:1). Исаак имел лишь одну жену (Быт.24.) Иакову была дана заповедь от отца взять только одну жену (Быт.28:1-2). Библия повествует о том, что многоженство не было инициативой Иакова, а следствием обмана со стороны Лавана (Быт.29:21-28).

[4] Ринекер Ф., Майер Г. Брак // Библейская энциклопедия Брокгауза. — Paderborn, 1999. С.108.

[5] Брак, свадебные обычаи // Большой библейский словарь / под ред. У. Элуэлла, Ф. Камфорта. — С.201.

[6] Там же.

[7] См., напр.: Глава ХII. Полигамия. Полигамия в Исламе. Смысл разрешенного многоженства // http://www.islam.ru/woman/wali_muslima/part_12/2/

[8] Книга заняла первое место среди ста семидесяти работ на всемирном конкурсе жизнеописаний Мухаммада, объявленном Лигой исламского мира в 1979 году. Полный текст книги можно найти здесь: http://www.islamru.com/haber_detay.asp?haberID=98 .

Нас интересует глава «Семья пророка» // http://rasim.my1.ru/load/4-1-0-6  

[9] Все цитаты из труда шейха  Сафи  ар-Рахмана аль-Мубаракфури приводятся по источнику: «Семья пророка» // http://rasim.my1.ru/load/4-1-0-6

[10] См. Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада. М., 2005. С.297-298.

[11] Большаков О.Г. История Халифата. В 4т. М., 2002. Т.1. С.75.

[12] Там же.

[13] Там же. С114-115.

[14] Там же. С.132.

[15] Ибн Хишам. С.430; Большаков О.Г. Указ. соч. С.144.

[16] См.: Большаков О.Г. Указ. соч. С.151-152.

[17] См.: Ибн Хишам. С.88.

[18] Большаков О.Г. Указ. соч. С.150-151.

[19] Ибн Хишам. С.615.

[20] Там же. С.615-616.

[21] См.: Большаков О.Г. Указ. соч. С.157-159.

[22] Ибн Хишам. С.485.

[23] Ибн Хишам. С.419.

[24] Там же. С.420; Большаков О.Г. Указ. соч. С.125-126.

[25] См.: Большаков О.Г. Указ. соч. С.120.

[26] Там же. С.147.

[27] Ибн Хишам. С.452.

[28] Там же. С.451.

[29] Сахих аль-Бухари. Достоверные предания. М., 2005. С.113.

[30] См.: Сахих аль-Бухари. С.591.

[31] См., напр.: Петров Сергей. Мухаммад и Коран с точки зрения христианского Божественного Откровения // http://www.weren.ru/texts/03_other/03_islam/quran2.html

Добавить комментарий

2 + 20 =