Иисус Христос — взгляд глазами уверовавших евреев

Раввин Макс Вертхаймер (конец XIX в.) пишет: «У Исайи я обнаружил: «Я предал хребет Мой биющим» (Ис. 50, 6). Размышлял я таким образом: Кто отдал хребет свой биющим? В начале главы говорится: Так говорит Господь (Иегова). Иегова — Единственный, Кто говорит в главе. Я предстал перед учением Троицы. У нас, евреев, есть популярное монотеистическое утверждение: «Шема Исроел Адонай, Елохену, Адонай Ехад». Слово «ехад» означает «один». Именно на этом слове зиждется и основывается доктрина иудаизма, доктрина единства Иеговы. Столетиями учили, что слово «ехад» означает абсолютное единство. Я начал изучать слово «ехад» и обнаружил, что оно означает не абсолютное единство, а составное единство. Проиллюстрирую: Адам и Ева стали единой плотью; на иврите слово «единая плоть» — «босор ехад» (בשר אחר)— составное единство. Моисей отправил 12 разведчиков в Ханаан, и они вернулись, неся виноградную ветвь. Эта ветвь винограда называется на иврите «ешкол ехад» (אשבול אחר). С сотней виноградин на ветке она не может составлять абсолютное единство, но, тем не менее, названа «одна гроздь», «ветвь» (Чис. 13, 24). Злобность вениаметян проявилась при Гиахе, они презрели Иегову, Его имя и Его сущность (Суд. Гл. 20). Другие племена были возмущены, и весь народ поднялся «как один». На иврите — «иш ехад» (אחר איש). Здесь снова составное единство: тысячи действовали как один!..» К этому можно добавить следующее. Христос учил о Том же Едином Боге, в Которого верили Моисей и пророки. На вопрос законника о наибольшей заповеди Он повторил известное שמע ישראל: Слушай, Израиль: Господь Бог наш есть Господь Единый (Мк. 12, 28—29), — и этим подтвердил учение Моисея о единобожии. В еврейском оригинале сказано именно אחר «ехад» — единый (один в смысле единства, которое может быть и при множестве), а не יחיר «яхид» — единственный, только один, одинокий (слово «яхид» для выражения монотеизма внес Маймонид (Рамбам), еврейский ученый XII века)…

Далее Макс Вертхаймер продолжает: «Господь явил себя Аврааму как Всемогущий Бог (Эль Шадай — אל שַׁדַּ֔י Быт.17:1). Первая буква этого слова – шин (ש), в которой три штриха объединены в одной букве. Эта буква есть на филактериях (тфилин) и на косяках дверей. Евреи всегда использовали эту букву как символ Божества, так как она имеет три черты (по одной на каждое Лицо в Едином Боге — Троице), объединенных воедино, чтобы показать единство.

Почему имя Иисуса никогда не упоминалось в Священном Писании на иврите? Я изучал этот вопрос и обнаружил, что за 275 лет до Р. X. Птолемей Филадельф созвал мужей из Эрец-Исраэль и приказал им перевести древнееврейские Писания на греческий язык. Когда они дошли до имени «Иегошуа» в Пятикнижии, то перевели его как Иисус, написанный с циркумфлексией над ним, чтобы показать влияние древнееврейского языка, которое нельзя выразить на греческом. Когда Иисус Навин отправился в Ханаан вместе с другими разведчиками, его называли «Иегошуа» (Иегова — это Спаситель). Вот что означает слово «Иисус». Существует только одна вечная жизнь, только один источник вечной жизни — это Сын Божий».

Раввин Ашер Леви писал: «Когда я начал читать Евангелие: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова», я обнаружил, что я читаю еврейскую книгу о еврее. Его обещание о прощении грехов и вечной жизни для тех, кто верит в Него, привлекло меня настолько, что я до сих пор верю Ему как моему Мессии и Спасителю. Сердце мое не осуждает меня за новую веру, потому что я еврей и всегда буду евреем. Я не отрекаюсь от нашего наследия (от Авраама, Исаака и Иакова). Подобно Павлу, после принятия Христа как своего Спасителя, я могу сказать: Они евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я (2 Кор. 11, 22). Таким образом, я с гордостью повторяю слова: Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, иудею, потом и эллину (Рим. 1, 16). Блестящий пример великого апостола помог мне принять Господа Иисуса как своего личного Спасителя. Сначала Павел был рьяным преследователем христиан, потом — самым верным последователем Христа. Он был учеником великого доктора закона, раби Гамлиэля. Полагаю, что р. Гамлиэль стал последователем Христа еще до Павла. Когда кто-то хотел убить Петра и других апостолов за проповедь о Христе, «встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, сказал; мужи израильские! Подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать. И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян. 5, 34-35, 38-39)».

Раби Хил Слостовски (конец XIX в., Польша) говорит: «Слова: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24, 35) мог произнести только Сам Бог или сумасшедший. А из ответов Иисуса книжникам и фарисеям совершенно ясно, что Он не был сумасшедшим, а, напротив, исключительно мудрым. Поэтому Он не мог быть никем иным, как истинным Богом. Во мне глубоко запечатлелась сказанное Лукой: «Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34). Сравните эти слова с тем, что говорил Иеремия, когда его притесняли. Иеремия был разгневан и проклинал своих гонителей. Какая разница! Насколько Он был больше пророков!». После обращения ко Христу Мессии рав Хил подвергся многим преследованиям со стороны его прежних друзей и знакомых. «Когда мои соплеменники увидели, что гонения ничего не дали, они решили испытать другой план: знаменитый еврей предложил мне признать меня своим сыном и наследником при условии, что я отрекусь от моей веры. Я сказал ему: «Если вы можете дать мир моей душе, явить мне присутствие Бога и простить мои грехи, я вернусь к ортодоксальному иудаизму». Он ответил: «Я не могу сделать это, так как не обладаю сам тем, о чем ты просишь»».

Раввин Йэхиэль Лихтенштейн (конец XIX в., Венгрия. Обратился в христианство благодаря чтению Нового Завета. Перевел на иврит все книги Священного Писания Нового Завета). Он писал: «Божественным провидением я взял в руки Новый Завет … Каждая строчка и каждое слово дышали еврейским духом: свет, жизнь, сила, стойкость, вера, надежда, любовь, милость, безграничная вера в Господа, самоосуждение, отказ от каких-либо потребностей, жалость, доброта и внимание к другим — все это главенствовало в книге. Каждый благородный принцип, чистое моральное учение, все патриаршие добродетели, которые Израиль почитал и сейчас до некоторой степени почитает, как наследство сообщества Иакова, я обнаружил в этой книге в очищенном виде, и это есть бальзам для любой душевной боли, утешение для любой печали, лекарство от любой моральной травмы — возрождение веры и воскресение к новой жизни в Господе. Иудей болен уже 2000 лет, напрасно обращается он к помощи психиатра, напрасно растратил всего себя. Одной лишь верой, общением с Иисусом, силой, исходящей от Него, может он излечиться. Я хочу указать ему на Иисуса в Его небесном сиянии, в Его Божественности, великом, как вечность, как Избавителя, Мессию, Князя мира».

Раввин Генри Брегман говорил: «Наступает время для каждого истинного иудея, когда он ищет прощения своих грехов с помощью своих достоинств.

В Талмуде говорится, что три книги открываются на еврейский Новый год. Одна — для тех, кто совсем погряз в грехах, другая — для праведников, а третья — нечто промежуточное. Те, кто праведны, — записываются немедленно к жизни, грешники — к смерти. Те же, кто находится посредине, — ждут дня очищения. Если они покаются в этот промежуток времени — приговариваются к жизни, если нет — к смерти.

Чтобы быть занесенным в Книгу Жизни, автор этих строк «не сжимал руки своей перед нищим братом своим», как указано во Второзаконии (15, 7—8), а также стремился к другим добрым делам. Он тщательно соблюдал все законы и ходил в синагогу три раза в день в течение месяца перед Новым годом. Все это делалось для того, чтобы исполнение поведений превысило грехи.

На Новый год еврей идет на берег реки или на берег моря и выбрасывает все свои грехи в воду. Автор верил в то, что все это спасает его. Но Господь открыл ему глаза, и он увидел, что «нет делающего добро, нет ни одного» (Пс. 13, 3). Ни один человек не имеет добродетелей, более того, вся голова в язвах, а все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места; язвы, пятна, гноящиеся раны: (Ис. 1, 5-6).

Эти строки относятся к Израилю. Автор выяснил, что у него нет собственных добродетелей, чтобы ими очистить грехи. Он признал, что не соблюдал и не соблюдает заповедей Господа. Проклятие висело над ним: «Проклят кто не исполнит слов закона сего и не будет поступать по ним!» (Втор. 27, 26). Может быть, есть надежда для совершенно покорных? Но где они? Пророк Исайя говорит: «Все мы блуждали, как овцы» (Ис. 53, 6). Где же первосвященник, где храм со всеми церемониями? Где искупление греха? И ответ нашел в Послании к Евреям: «И не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр. 9, 12). Иисус совершил наше искупление на Пасху на Голгофском Кресте (Ин. 19, 14—17) и стал моей Пасхой, моим Очищением, моим Первосвященником. Он — мой «Йом-Кипур» (День очищения), и не раз в год, но навсегда, совершив вечное искупление для меня».

Раввин Леопольд Кон (Венгрия) часто повторял 12-ю статью иудейского вероучения, которая гласит: «Я преисполнен совершенной веры в приход Мессии, и, хотя Он медлит, я, однако, жду с нетерпением Его прихода». Не удовлетворяясь обычными молитвами, он начал подниматься в полночь и, сидя на голой земле, скорбеть о разрушенном храме и умолять Господа ускорить приход Вестника. В Талмуде он нашел: «Мир будет существовать 6 тыс. лет. После второй тысячи придет Мессия, и порочные царства будут разрушены». Согласно талмудическим подсчетам, Мессия должен был прийти давным-давно. Возможно ли, что время, назначенное Господом для прихода Мессии, прошло, и обещание не выполнено? Из 9-й главы пророка Даниила он установил, что приход Мессии должен был произойти через 400 лет после того, как Даниил получил от Божественного посланника пророчество о 70 седминах. Раби Леопольд увидел, что в таких важных вопросах Талмуд значительно отличается от Священного Писания. Тогда он стал молиться: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» (Пс. 118, 18). Господь услышал его молитву и раскрыл перед ним истинный смысл всех пророчеств: Христос был Тем Мессией, Которого ждал Израиль.

У одного раввина, уверившегося в том, что все мессианские пророчества сбылись на Христе Иисусе, осталось сомнение: как принять христианство после того, что было с евреями в Европе? Не были ли те, кто несли кресты и изображения святых, кто организовывал погромы, христианами? Не были ли церкви в Польше и на Украине главным источником антисемитизма? Можно ответить лишь одно: истинные христиане любят евреев, а те, кто вредит им, — не христиане.

Альфа и Омега христианства — любовь к человеку, включая Израиль. Господь учил любить не только друзей, но даже и врагов. Те, кто не следуют этому, не являются Его последователями. Когда же еврей сталкивается с христианским миром в лице католицизма, протестантизма и прочих конфессий, не нужно спешить судить по ним обо всем христианстве. Еще у древних евреев были уклонения от истины. Секты фарисеев и саддукеев отошли от чистоты веры отцов, но тем не менее и они считались исповедующими иудаизм. И христианство неоднородно. В XI веке произошло отпадение Западной Католической Церкви от Вселенской полноты Православия, и сознание христиан, уклонившихся от истинности апостольского учения, стало иным. Здесь уже было искаженное толкование Писаний и своеобразная ревность о соблюдении заповедей, принимающая порой уродливые формы (например, инквизиция).

Трудно хранить истину, трудно следовать истине, поэтому в мире так много неправды и заблуждений. Но всегда оставались и остаются те, кто хранит верность Богу, верность пророкам и апостолам, иначе говоря, — верность Откровению Божию. Это — иудеи, которым даны обетования, у которых праотцы и пророки; и православные христиане, у которых полнота откровения Божия, у которых осмысление всего Ветхого Завета.

А может ли еврей быть христианином? Где-то в 30-х годах в Америке один еврей предложил в печати своим единоплеменникам пересмотреть «дело Христа» и для этого привлечь новый Синедрион, а также экспертов в области религии и науки, как иудеев, так и христиан. Нередко евреи даже стараются «извинить» ошибку народа тем, что, мол, Христа распяли: «слепые вожди», правящий класс, буржуазия того времени. Однако, из такого признания вытекает важное практическое следствие: если Христос отвержен несправедливо, то евреи нашего времени должны не только открыто признать, но и на деле устранить эту неправду: они должны принять Христа и Его учение. В противном случае они поддерживают вековую неправду, тяготеющую над совестью народа…

Выбор истины — дело трудное, но Сам Бог помогает человеку, разъясняя, раскрывая ему постепенно Свою вечную Правду. Бог никого не принуждает, ибо Он дает человеку свободу выбора: быть с Богом или быть против Бога.

 (По материалам книги: Слово истины: Начало познания вещей Божественных и человеческих. М., 2003. С.871-875.

Можно привести имена еще нескольких еврейских ученых, которые стали христианами благодаря знакомству с Новым Заветом:

Джованни-Батиста Иона, раввин в Палестине и в различных городах Европы, впоследствии профессор иврита в Риме. В 1668 г. опубликовал перевод Евангелий на иврит с параллельным текстом латинской Вульгаты.

Езекииль Рахаби, еврей из Кохина (Индия), около 1760 г. перевел весь Новый Завет, кроме Апокалипсиса на иврит. Во время работы над этим переводом он обратился в христианство. (См.: Карминьяк Жан. Рождение синоптических Евангелий. М., 2005. С.20.)

Добавить комментарий

11 − 4 =